- Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения». консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Невербальное общение с ребенком: как улыбка, зрительный контакт и тон голоса могут улучшить отношения с малышом
- Важность коммуникации
- Эмоциональные контакты
- ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения».
консультация
Консультация для родителей №Вербальные и невербальные виды общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns2.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения» .
Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.
Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.
В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребенком как больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного воспитания
В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.
В традиционной системе воспитания некоторые родители часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугивают детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.
Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.
Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:
- Коммуникативная . Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.
- Конструктивная . Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретают звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая . Язык как средство установления контакта между людьми.
- Этническая . Язык как средство объединение народа.
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- Слушание – восприятие содержания звуковой речи;
- Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
- Чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.
С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.
К невербальным средствам общения относятся:
Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Исследователями замечено, что в течении 1 часа финны жестикулируют 1 раз, французы -20, итальянцы_80, мексиканцы -180.
Мимика. Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что пи неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний ( гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.
Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.
Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.
Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п..Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.
Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.
Рукопожатия делятся на три вида:
- Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);
- Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);
- Равномерное.
Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.
Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.
Заповеди для родителей и воспитателей.
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.
Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как как-то надо понять иностранцев.
Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:
- Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
- Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
- Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
- Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
- Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
- Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
- Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо.
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет.
презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть.
Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул.
Консультация для педагогов ДОУ«Вербальные и невербальные средства общения».
Рекомендации родителям по общению с детьми.
Источник
Невербальное общение с ребенком: как улыбка, зрительный контакт и тон голоса могут улучшить отношения с малышом
Невербальное общение может значительно улучшить отношения с ребенком, потому что улыбка и зрительный контакт ясно говорят ему о вашей заботе. А поскольку теплые семейные отношения являются ключом к полноценному развитию детей, то установить такие отношения помогает невербальная коммуникация.
Важность коммуникации
Мало использовать невербальную коммуникацию, она должна быть обязательно позитивной. Только в этом случае она будет служить инструментом налаживания отношений с другими людьми, что является одним из важнейших навыков в жизни. Язык тела, например, обнимания, поможет ребенку научиться выражать любовь к окружающим. Или, предположим, вы откладываете ваши сиюминутные дела для того, чтобы выслушать ребенка. Отличный пример, как нужно уделять внимание другим людям.
Негативная невербальная коммуникация тоже работает, но в обратном направлении. Это будет сигналом о том, что вы не хотите проводить время с ребенком. В результате малыши будут чувствовать себя отвергнутыми и разочарованными в семье и жизни.
Эмоциональные контакты
Это основные моменты невербального общения. Психологи рекомендуют использовать их в качестве инструментов для подкрепления слов. Например,сли ребенок подошел к вам и начал что-то рассказывать, положите руку ему на голову или на плечо. Это лучшее действие для того, чтобы малыш увидел вашу в нем заинтересованность и готовность выслушать его проблемы. Также вы можете опуститься на уровень глаз малыша и смотреть ему прямо в глаза во время разговора. Это усилит ваш эмоциональный контакт и даст понять, что ребенок вам небезразличен.
Источник
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Язык тела — это один из основных, наряду с вербальным, языков общения людей. Он более всего приспособлен для передачи отношений и эмоций. Его способность поддерживать (сопровождать, акцентировать, нейтрализовать) словесную коммуникацию обусловливает необходимость развития навыков использования этого инструмента общения.
Основные знания, накопленные при исследовании языка тела, интегрированы в такие науки, как социальная психология, основы речевой коммуникации, психология управления, деловое общение, профессиональная этика, психология семейных отношений.
Разработки в данной сфере эффективно применяются политиками, актерами, руководителями, страховыми агентами, работниками торговли, преподавателями, работниками милиции и прокуратуры, всеми остальными людьми неосознанно и повседневно. Знание языка тела имеет большое значение как в процессе делового общения, особенно в многонациональной среде, так и на уровне внутрисемейных отношений.
Жесты, телодвижения, позы как элементы языка тела являются одной из главных невербальных систем общения. Существует много данных о приоритете языка тела над речевым языком. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» (М.: Айкью, 2001), которая была переведена на 26 языков мира и стала бестселлером, написал, что «в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения».
Особенность языка тела в том, что его проявление обусловлено импульсами подсознания. Отсутствие возможности подделать подсознательные телодвижения позволяет доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием человека.
В семье, в межличностном взаимодействии людей в полной мере раскрываются функции языка тела:
1) коммуникативная — функция межличностного общения: а) перцептивная функция общения (дружеское общение, психологический контакт);
б) интерактивная функция общения (деловое взаимодействие); сенсорная — передача чувств, эмоций, отношения; информационная — передача информационного материала о поведении собеседника; регулирующая — регулирование поведения, речи собеседника.
Язык тела состоит из отдельных компонентов невербального
поведения, которые, каждый по отдельности и в совокупности, несут полезную информацию о чувствах, мыслях, желаниях людей. Исследования в области невербального общения выявляют группы сигналов, которые помогают добиться закрепления информации на подсознательном уровне, оказать давление или выйти из конфликтной ситуации. Иногда невербальные сигналы вступают в противоречия со словами. Внимательное наблюдение и правильная интерпретация позволит убедиться в искренности партнера и более верно оценить ситуацию.
Основными средствами невербального общения в семье являются экспрессивные движения, жесты и мимика.
К экспрессивным движениям относятся движения лицевых мышц (мимика), движения тела (поза, походка), движение частей тела (жесты рук, ног, головы и т. д.), движение глаз (взгляд). Д. Моррис^ классифицировал экспрессивные движения на шесть основных категорий: мимические; схематические, изображающие действие в принятой для определенной культурной традиции манере; символические, изображающие абстрактные понятия; социальные, использующиеся как атрибут социальной роли; театральные — гротесковые; экспрессивные, эмоционально окрашенные, неосознанные.
При изучении экспрессивных движений выделяют следующие критерии: вид движения (открытые, защитные, агрессивные и т.
Ч.Д. Моррис- американский философ, сформулировал понятия и принципы семиотики (науки о знаках).
направление движения (вперед, назад, в сторону, вниз, вверх). Мимика — совокупность движений мышц лица человека.
Материал по исследованию мимики лица человека имеет неоценимое значение в сфере межличностного взаимодействия, особенно при выборе супругов, воспитании детей, организации оптимальной системы взаимоотношений в семье. Мимика, кроме базисных эмоциональных выражений, включает значительное количество так называемых ролевых масок. Под термином ролевая маска подразумевается выражение на лице человека его эмоций, настроений, чувств. Мимическая маска — это особое отражение физиологического и психического состояния человека. Мимических масок, по исследованиям П. Экмана, профессора психологии Калифорнийского университета, всего шесть: удивление, страх,
отвращение, ярость, радость, печаль.
Жесты — это выразительные движения головы, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и сопровождают мысли и состояния. Жесты, как правило, показывают внутреннее состояние человека, характер его высшей нервной деятельности, темперамент, склонность к логическому или творческому восприятию. Жесты являются, с одной стороны, формой фиксации и существования общественно-исторического опыта, с другой стороны — средством для усовершенствования взаимоотношений между членами семьи. Жесты и манера их использования могут рассказать о характере взаимоотношений между членами семьи, об отсутствии или наличии конфликтных ситуаций, об эмоциональной атмосфере, преобладающей в семье. Индивидуальная манера жестикуляции относительно постоянна и изменяется только при эмоциональных перепадах настроения человека. При увеличении силы эмоциональных переживаний наблюдается увеличение количества жестов, возникает ощущение чрезмерной жестикуляции, изменяется динамика привычных жестов (они становятся суетливыми, увеличивается их амплитуда), возникают отклонения от обычной манеры использования жестов.
Жесты, сопровождающие процесс общения, можно классифицировать следующим образом: произвольные и непроизвольные жесты; указательные, усиливающие и касательные жесты; жесты-эмблемы, которые имеют точные эквиваленты в вербальной коммуникации (приветствие, прощание, о’кей); иллюстративные жесты, которые иллюстрируют содержание и ход мыслей (высокий, маленький). Являются частью речи и выполняют функцию акцентирования. К иллюстративным жестам относятся указательные; жесты — регуляторы поведения (встаньте, сядьте, подойдите, проходите); дирижирующие жесты сопровождают речь человека, обладающего не очень высокой культурой речи, который вынужден помогать себе руками (пилит, рубит, ввинчивает лампочку); ораторские жесты направлены на возбуждение определенных чувств у аудитории (поймите меня, я к вам взываю). Жесты, помогающие человеку передать важность и эмоциональную значимость слов. К ораторским жестам относятся жесты, выполняющие функции знаков препинания (я так сказал и точка); аффективные жесты выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим и происходящему (жесты интереса, искренности, удивления, недоверия, обмана, нервозности, агрессивности).
Как любой язык, язык жестов состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью понять смысл слова возможно только в совокупности со всем предложением. Жесты точно говорят о действительном настроении, отношении и состоянии человека, что является незаменимой информацией для организации системы взаимоотношений в семье.
Источник