Обучение грамоте способы чтения

Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

В данной статье представлены методы и приёмы формирования навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе по «Азбуке» Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец (Система Л.В. Занкова)

Скачать:

Вложение Размер
chtenie.docx 25.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ многопрофильный лицей №20

Формирование навыка чтения

на уроках обучения грамоте

(Система Л.В. Занкова)

Учитель Терехина Т.М.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

И этому информационному обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Новые социальные запросы и определяют цели нашего школьного образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» . Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

“Чтение — вот лучшее учение.» Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. Хорошее овладение техникой чтения в начальных классах – это основа для дальнейшей успешной учёбы на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы.

Как сделать, чтобы учение не превращалось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы всегда волновали меня; заставляя искать новые приёмы, методы в этом непростом деле.

С первых дней обучения я уделяю особое внимание урокам обучения грамоте, потому что здесь закладываются основы правильного, сознательного и выразительного чтения. На первых уроках даётся представление о предложении, слове, звуке, слоге. Эти представления материализуются с помощью схем, фишек. Ребёнок множество раз должен соотнести первое со вторым и наоборот. В результате этих действий возникает не только понимание изучаемых представлений, но и потребность ( и умение) при выполнении умственных операций опираться на практические действия. Схемы предназначены, прежде всего, для того, чтобы научить детей правильному звуковому анализу.

В 1 классе я работала по учебнику “Азбука” (авторы Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец). ( Система Л.В. Занкова.) Этот учебник содержит разные формы обучения, материал как для не читающих, так и для хорошо читающих детей, материал для развития речи и мышления учащихся. Кроме того в комплекте с “Азбукой” идут 3 книги “Я читаю?” “Я читаю.” “Я читаю!”. В первой книге ребёнок “считывает” рисунки, слова, расшифровывает различные знаки, играет с буквами.

Во второй книжке – продолжает расшифровывать знаки, играть с буквами, из словесного материала читает почти всё.

В третьей книге – читает весь материал.

В “Азбуке” изучение букв идёт парами, например а – у, г-д, к – п и т.д. Это позволяет значительно увеличить объем читаемого текста.

На уроках знакомства с новой буквой предлагаю детям такое задание: в тетради для печатания, где мы составляем для этого схемы слов, предложений, учимся определять ударный слог, печатаем изучаемую букву, большую и маленькую, слова и предложения с этой буквой, воспроизводятся рисунки по клеткам.

На уроках часто использую упражнения, связанные со зрительным восприятием, направленным на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания зоркости к буквенной строке слова, развития внимания предлагаю такие задания, например;

— Какая буква лишняя?

— Какой слог лишний?

— Какое слово лишнее?

река, речка, ручей, ручка

Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил

Даётся группа букв, среди них нужно подчеркнуть заданную букву.

Приведу пример задания на формирование способности правильно (без пропусков) и быстро просматривать целые строчки текстов. Даётся текст считалки. Вначале читаю я. Затем читают слайд на экране, заучивают. После этого открывают Азбуку. Предлагаю задание: Возьмите карандаши, поставьте на первую букву первого слова (показываю на доске). По моему сигналу , не читая, как можно быстрее просмотрите все четыре строчки и подчеркните все буквы ы. Задание на победителя. Начали. Далее — проверка Сколько букв Подчеркнули?

Напиши спрятанные буквы, среди которых встречаются неизученные и т.д.

Со временем это упражнение усложняется: требуется найти и подчеркнуть изучаемую букву в слогах, подчеркнуть односложные слова, найти самое длинное слово и т.д.

Хорошие результаты даёт применение на уроках обучение грамоте игр, которые передают учебное содержание, а с другой стороны придают развлекательный характер, в результате учебная задача выступает как игровая.

Например, игра “Тим и Том”. Образы этих героев взяты из “Букваря” Д.Б. Эльконина. Том – длинный угловатый человечек, с твердыми, волевым характером, и имя его начинается твёрдо: Т-т-том. Тим – круглощёкий, пухленький человечек, с мягким, покладистым характером, и имя у него начинается мягко: Тттим. Он поселился в зелёном домике (зелёным – обозначают мягкие согласные), а Том – в синем домике (твёрдые согласные).

Когда, мы изучаем буквы о, у, ы, и, я, е и т.д., мы “расселяем их по домикам” Тима и Тома. Провожу разнообразные упражнения, которые учат детей классифицировать гласные. Учимся на слух определять, кто произнёс: Том или Тим [ы]-[и],[ну]-[н’у] и т.д.

С целью совершенствования произношения провожу работу над дикцией и постановкой дыхания.

А – звук этой буквы произносится долго, на одном выдохе.

ААА – данное количество звуковой этой буквы произносится кратко на одном выдохе и т.д.

Чтение шепотом и медленно:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Громко и быстро:

гарь – парь – жарь

Чтение пословиц, скороговорок для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т.п.

Отрабатывается чтение труднопроизносимых словосочетаний, даю установку на выразительно чтение.

Ребёнок не может понять значение хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознаёт его значение. Это происходит потому, что понимание значения слова у первоклассника возникает после прочтения слова и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. С целью быстрейшего восприятия, произнесения и понимания можно использовать логические упражнения, при которых ребёнок должен не только прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать, например:

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — (птицы)

Раздели слова на группы.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, щавель.

На своих уроках я часто включала упражнения из “Сборника текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения” для 1 класса , автор Кондранина Т.И.:

Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом – зуб, дом – зуб – нос, дом – зуб – нос – лес и т.д.

Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке, и сказала.

Читай скороговорку многократно от начала до конца, по кругу, постепенно, увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.

Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська ? Это кошка Маруська.

Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.

Чтение отрывков в разных темпах и т. д.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребёнка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм – и быстрее, и проще, и интереснее.

Чтобы совершенствовать технику чтения, кроме разнообразных приёмов работ на уроке, где-то в начале 3 четверти мы заводили “Дневник чтения”, в котором родители делают следующие графы: Дата, название произведения, автор, время чтения, кол-во страниц, роспись родителей, роспись учителя. Это ½ тетради или блокнотик – для связи учителя и родителей. По нему учитель может следить за ежедневным чтением, объёмом прочитанного, временем, которое затратил ученик на чтение. В конце недели проверяю, пишу поощрения.

В целях развития интереса, активизации детей на урок “приходят” сказочные герои (Чебурашка, Красная шапочка и др.) “приносят” в своих карманчиках, корзиночках письма детям: слоги, буквы, слова. Дети читают их, составляют предложения. Проводила и сюжетные уроки: урок – сказка, урок – путешествие по островам. Сюжет увлекает детей, в результате удаётся выполнить на уроке большой объём будничной работы. Такие уроки затрагивают чувства детей, будят их фантазию, развивают.

Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность чтения. Для подготовки и выразительному чтению на страницах азбуки часто даётся такое задание: Театр –антракт-театр. Он может предоставить детям возможность выступить в несвойственных им ролях: лидерам – в роли мышки или зайчика, а ведомы – в роли петуха или лисы. После театрализации идёт обсуждение представленных вариантов, здесь глубже понимается разыгрываемая ситуация, характеры героев.

Таким образом, к концу букварного периода у детей формируется способ чтения (уровень разный у кого-то быстрого, у кого-то пока ещё медленного), правильность чтения или с одной ошибкой – 2мя, понимание прочитанного и начальные навыки выразительного чтения.

Источник

Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.
статья (1 класс)

Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.

Скачать:

Вложение Размер
seminar.docx 35.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ в период обучения грамоте

« А что есть чтение — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
М. Цветаева

Работу с текстом, как с источником информации, необходимо начинать в 1 классе на этапе обучения грамоте.

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках чтения в 1 классе.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.
  • Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
  • Нахождение информации в тексте по заданию учителя.
  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
  • Определение темы текста.
  • Умение назвать героев текста.
  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
  • Озаглавливание текста (подбор заголовков).
  • Дополнение содержания, создание новых текстов.

Что является текстом в период обучения грамоте?

Добукварный период. Работа по серии сюжетных картинок: восстановление сказки.

Вопросы и задания.

Знакомы ли герои? Перечислите их. Кого не хватает на рисунке?

По схеме предложения вспомните начало сказки. Какие слова в сказке повторяются?

Что было дальше? Восстановите последовательность сказки.

Озвучьте схему последнего предложения.

Разыграйте фрагмент сказки.

Использование приема «Постановка живых картин».

Развитие речи: пропедевтика создания текста

  • Работа над структурными частями рассказа.
  • Основные понятия ( тема, герои, заголовок).
  • Кто главные герои? Придумывание названия рассказу по его графическому изображению.
  • Составление предложений. Куда пошел Петрушка? Что сказала ему Красная шапочка? Что предложил ей Петрушка? Использование приема «Живые предложения».
  • Какой конец у этого рассказа?
  • Расскажите, как вы составляли рассказ , воспользуйтесь картинным планом.
  • Разыграйте эту сценку, используя соответствующие мимику и жесты.

Использование приема «Постановка живых картин».

Развитие речи: создание текста по опорным словам.

Работа с текстом. При работе текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста).

Задача – выработать мотивацию к прочтению текста по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Прогноз по заголовку.

По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста.

Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Кто может быть главным героем?

Какое событие в рассказе может быть описано?

Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

(Прием «Ассоциативный куст)

Задается вопрос:какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

  • — Знаком ли автор, встречались с произведениями данного автора, о чём пишет данный автор?
  • — К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • — Кто, по — вашему, будет главным героем (его профессия, национальность
  • и так далее)?
  • — Где и в какое время может происходить действие?

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Верные и неверные утверждения ( «Верите ли вы, что … )

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают ―верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

У ниверсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Прием формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чтение про себя с пометками» («Инсерт»)

Цель — мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данная стратегия чаще всего используется для работы с научными текстами. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

? – интересно; V – непонятно.

В – вопрос; О – ответ;

; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

V — Я думал (думала) иначе

? — Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

? – не понял, есть вопросы.

«!» — помечается то, что уже известно ,

«-» — помечается то, с чем не согласен обучающийся ,

«+» — помечается то, что является для обучающегося интересно,

«?» — то, что неясно и возникло желание узнать больше.

Чтение с остановками

Цель — управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Подчеркни в тексте простым карандашом сова, смысл которых непонятен. Обсуди с другом, что они обозначают.Если возникнут затруднения, обратись к словарю.

Подчеркни слова, которые тебе непонятны. Проверь, правильно ли ты понимаешь смысл этих слов.

Приемы послетекстовой деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий

Отношения между вопросом и ответом

Цель – обучение пониманию текста . Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа:

описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После чтения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса.

Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить. Можно назвать грани фигуры так:

Предложи (свой вариант названия сказки);

Назови (основных героев);

Придумай (другой ход событий);

Почему (основной герой поступил так);

Объясни (почему такой конец сказки);

Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

Распечатать текст и разрезать его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.

Приемы послетекстовой деятельности.

Определи тему текста. Подчеркни в тексте слова, которые помогли тебе это сделать.

Придумать новое название.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Рассмотри иллюстрации к тексту. Определи, какая картинка не соответствует содержанию текста. Обоснуй свое мнение.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Распределить заголовки согласно содержанию текста.

Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.

Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.

Придумать, что могло бы случиться, если бы.…

Придумать новый конец текста.

Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.

Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Творческие задания игрового действия

Добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении.

Предложите учащимся поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста.

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

1. Лечу зверей и птиц.

2. Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

3. Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

4. Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

Источник

Читайте также:  Способ относительных разниц примеры
Оцените статью
Разные способы