Обучение это способ организации педагогического процесса двусторонний процесс взаимодействия
Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.
Источник
Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО.
Обучение — способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.
Просмотр содержимого документа
«Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО.»
в целостном педагогическом процессе ДОО
Дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Дидактика дает ответ на вопросы:
«Для чего учить?» (цель обучения);
«Чему учить?» (содержание обучения);
«Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).
Основатель дидактики — великий чешский педагог Я. А. Коменский
Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе
Обучение — способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.
Обучение — это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.
Процесс обучения — это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.
Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада.
Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.
Особенности деятельности педагога в процессе обучения
В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений.
Функции педагога в процессе обучения
В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций:
мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания),
информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания),
контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания),
воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).
Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .
Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО
Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения).
Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.
Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организованной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.
Принципы обучения детей дошкольного возраста
Принципы обучения — это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения .
В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.
Принципы делятся на две большие группы:
1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста ,
2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения.
1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста .
- Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.
- Принцип научности и системности знаний
- Принцип доступности
- Принцип интеграции
2. Принципы, определяющие
особенности организации процесса обучения
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- Принцип наглядности
- Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста
- Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.
Метод обучения — это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Метод обучения характеризуется тремя важными признаками :
он обозначает цель обучения ,
способ усвоения учебного материала и
характер взаимодействия обучающего и обучаемого .
Прием обучения — структурная единица метода .
Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.
Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.
В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это:
-практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).
Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.
В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
Формы организации обучения дошкольников
Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .
В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально — художественную, чтение.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Обучение в современной дошкольной образовательной организации — составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня:
Обучение в образовательной деятельности
в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение),
обучение в организованной образовательной деятельности .
Источник
Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО Дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика дает ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения); «Чему учить?» (содержание обучения); «Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала). Основатель дидактики — великий чешский педагог Я. А. Коменский
Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение — способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение — это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения — это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.
Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую (обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду.
Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества. Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организованной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО
Принципы обучения — это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, 2. Принципы, определяющие организацию процесса обучения. 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста. Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка. Принцип научности и системности знаний Принцип доступности Принцип интеграции Принципы обучения детей дошкольного возраста
Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения Принцип наглядности Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка. 2. Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения
Методы обучения Метод обучения — это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого. Прием обучения — структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.
В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
Информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Эвристический метод Исследовательский метод
Формы организации обучения дошкольников Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают: -индивидуальные -групповые -коллективные -самостоятельная работа
Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся.
В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально — художественную, чтение. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Обучение в современной дошкольной образовательной организации — составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня: Обучение в образовательной деятельности в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .
Источник