Обучение это способ организации образовательного процесса

«Обучение», «преподавание» и «учение»
материал на тему

К главным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение — это метод организации образовательного процесса. Процесс обучения основывается на базе связи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс видится как совместная работа учителя и обучаемых, в ходе которой преподаватель нацеливает, сообщает, организует и инициирует работу обучающихся, корректирует и инспектирует ее, а обучаемый завладевает содержанием, обликами работы, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

Процесс изучения всякий раз считается двухсторонним, всякий раз имеет в собственной структуре две составляющих: работа учителя, педагога (преподавание) и работа студента, учащегося (учение). Не считая этого, все виды учебной деятельности предметны, ориентированы на освоение конкретной реальности, означает, несложно отметить и 3-ий элемент: факты, явления, мнения, величины, законы. В процессе изучения уточняются сообразная связь и взаимозависимость между 3-мя выделенными элементами.

Преподавание – это работа учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной работы, стимулированию познавательного внимания, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение – это работа по изучению, закреплению и использованию приобретенных познаний, умений и навыков; пониманию личного значения и общественной значимости культурных ценностей и человеческого навыка.

Обучение – целеустремленный, социально и персонально обусловленный и педагогически организованный процесс становления личности обучаемых, происходящий на базе овладения систематизированными научными познаниями и методами работы, всем богатством духовной и вещественной культуры человечества.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем.

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_prepodavanie_i_uchenie.docx 22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»?

1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»

2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение

К главным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение — это метод организации образовательного процесса. Процесс обучения основывается на базе связи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс видится как совместная работа учителя и обучаемых, в ходе которой преподаватель нацеливает, сообщает, организует и инициирует работу обучающихся, корректирует и инспектирует ее, а обучаемый завладевает содержанием, обликами работы, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

Процесс изучения всякий раз считается двухсторонним, всякий раз имеет в собственной структуре две составляющих: работа учителя, педагога (преподавание) и работа студента, учащегося (учение). Не считая этого, все виды учебной деятельности предметны, ориентированы на освоение конкретной реальности, означает, несложно отметить и 3-ий элемент: факты, явления, мнения, величины, законы. В процессе изучения уточняются сообразная связь и взаимозависимость между 3-мя выделенными элементами.

Преподавание – это работа учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной работы, стимулированию познавательного внимания, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение – это работа по изучению, закреплению и использованию приобретенных познаний, умений и навыков; пониманию личного значения и общественной значимости культурных ценностей и человеческого навыка.

Обучение – целеустремленный, социально и персонально обусловленный и педагогически организованный процесс становления личности обучаемых, происходящий на базе овладения систематизированными научными познаниями и методами работы, всем богатством духовной и вещественной культуры человечества.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем.

1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»

Обучение – определенное представление педагогического процесса, в ходе которого, под управлением специально выбранного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной связи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс конкретной передачи и приёма навыка поколений во содействии воспитателя и студента.

В начале XX века в понятие обучения стали подключать 2 ведущих компонента – преподавание и учение.

Преподавание – предоставление (трансформация) системы познаний, умений, навыка деятельности;

Учение – усвоение навыка через его восприятие, осмысление, переустройство и внедрение.

Есть точка зрения, что обучение – это черта педагогического процесса со стороны работы учителя, а учение – со стороны работы учащегося.

Обучение – определенное изображение педагогической работы, в которой появляются типичные отношения «учитель-ученик», итог данной работы – обогащение учащегося познаниями, достижениями культуры, умениями и способностями. В процессе изучения случается управляемое познание.

Современные запросы таковы, что среднее учебное заведение обязано мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном осознании для изучения свойственны надлежащие признаки:

совместная работа учащегося и учителя;

инструкция со стороны учителя;

особая организация и управление;

целостность и единство;

соотношение закономерностям возрастного становления учащихся;

управление развитием и воспитанием учащихся.

Обучение, преподавание, учение — главные категории дидактики.

Обучение — это метод организации образовательного процесса. Оно считается наиболее достоверным методом получения периодического образования. В основе всякого вида или же типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это работа учителя по:

— организации учебно-познавательной работы учащихся;

— предложению поддержке при затруднении в процессе учения;

— стимулированию внимания, самостоятельности и творчества учащихся;

— оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания считается организация действенного учения всякого учащегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения подразумевает еще взаимодействие с учащимися и совмещение как общей, так и самостоятельной работы.

Учение — это работа учащегося по:

— изучению, закреплению и использованию познаний, умений и навыков;

— самостимулированию к розыску, заключению учебных задач, самооценке учебных достижений;

— пониманию личного значения и общественной значительности культурных ценностей и человеческого навыка, процессов и явлений находящейся вокруг реальности. Целью учения считается познание, сбор и переработка информации об находящемся вокруг мире. Итоги учения выражаются в познаниях, умениях, способностях, системе отношений и общем развитии учащегося.

В прогрессивной российской педагогической литературе изучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и студентов, в ходе которого исполняются образовательное и личностное становление человека. Следует обозначить, что это понятие неоднозначно, например как дееспособность учиться принадлежит к числу базовых качеств всех живых систем. В ходе же общественного становления обучение делается отдельным, своеобразным видом социальной работы, преобразуется в средство передачи общественного навыка (знаний, способностей и умений) из поколения в поколение.

Содержание процесса обучения определяется его основными структурными элементами: целями и функциями, закономерностями и принципами, формами и методами, приемами и средствами педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого.

2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение

В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В элементарной форме соотношение «обучение – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является учебный материал, который учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по его усвоению планируется, организуется и направляется обучающим. Вот почему во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит первому. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.

В свою очередь преподавание рассматривается в педагогике лишь как управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых. В этом случае деятельность преподавателя включает в себя отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся, предъявление ее обучаемым, организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого учащегося по овладению необходимой системой знаний, навыков и умений. Вследствие этого процесс преподавания рассматривается в сфере субъект-объектных отношений. Субъектно-субъектное же взаимодействие, характерное для личностно-ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется. Это позволяет говорить о придании гуманистического характера современному обучению, в котором деятельность педагога (учителя, преподавателя) направлена на создание обучаемому соответствующих условий для овладения необходимой ему системой знаний, навыков и умений, а также формирования соответствующих личностных свойств и качеств. В связи с этим во многих образовательных учреждениях Российской Федерации в последние годы реализуется одна из моделей личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева, признающая не только уникальность и самобытность учащегося, но и неповторимость педагогического творчества преподавателя.

О придании учебному процессу гуманистического характера свидетельствует стремление отечественных педагогов реализовать в нем следующие идеи:

— изменить общий взгляд на обучение в направлении все более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и формах взаимодействия его участников;

— уточнить представление о личности учащегося, которая наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции деятельности в связи с чем меняется ее роль в учебном процессе;

— пересмотреть отношение к учащемуся как объекту педагогических воздействий и закрепить за ним статус субъекта обучения;

— сделать востребованными результаты новейших исследований психологических механизмов формирования и последовательного развития личностной сферы человека.

Главные и определяющие источники обучения — текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, которое в отечественной педагогической традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности.

Обучение – процесс конкретной передачи и приёма навыка поколений во содействии воспитателя и студента.

В начале XX века в понятие обучения стали подключать 2 ведущих компонента – преподавание и учение.

Преподавание – предоставление (трансформация) системы познаний, умений, навыка деятельности;

Учение – усвоение навыка через его восприятие, осмысление, переустройство и внедрение.

Есть точка зрения, что обучение – это черта педагогического процесса со стороны работы учителя, а учение – со стороны работы учащегося.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем.

1. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.-528 с., с.351-357.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с., с. 129-192.

4. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423 с., с. 199-224.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с., с. 122-148.

Источник

Обучение

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Содержание

Формулировки понятия «обучение»

Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

  1. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными» [1] .
  2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование» [2] .
  3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)» [3] .
  4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле» [4] .
  5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся» [5] .
  6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс» [6] .
  7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта… Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности» [7] .
  8. «Понятие „обучение“ характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения» [8] .
  9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [9] .
  10. «Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т. д. [10] .
  11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний» [11] .

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.

Проблема определения сущности обучения

Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми». [12]
Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.

Обучение — это познание или общение?

Часто обучение определяется как вид познания — процесс нахождения истины, отражение объективной реальности в сознании учащегося. Ориентация на такую точку отсчёта вынуждает учёного и практика концентрироваться вокруг происходящего в голове человека, подменять дидактическую позицию психологической.
Потребность в дидактике как отрасли знаний появилась тогда, когда стало необходимым обучать не одного ученика, а сразу нескольких. Вопрос, как организовать обучение одновременно многих людей, и задаёт смысл всей дидактической теории. Неслучайно, что даже в познавательных парадигмах формы организации обучения традиционно делятся на фронтальные, групповые и индивидуальные. Эта типология никак не вытекает из форм и способов познания, а в её основу положен количественный признак — охват учащихся учебного коллектива, участвующих в определённой учебной ситуации. (Для отдельных случаев такая типология вполне удовлетворительна.)
Всё больше учёных придерживаются позиции, что обучение — это процесс взаимодействия субъектов, а точнее: особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает. [13] В науке под общением понимается осуществляемое звуко-знаковыми средствами взаимодействие субъектов в целостности трёх его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В ходе общения воспроизводятся и усваиваются все виды человеческой деятельности, общественный опыт, культура. «Такой общеметодологический уровень представлений об обучении предполагает понимание обучения как материального процесса с наличием объективных законов существования и объективных закономерностей исторического развития» [14] .

Почему при понимании обучения происходит подмена общения познанием?

В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:

  • взаимодействие между обучающим и обучаемым,
  • непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый для присвоения некоторого учебного содержания, способа деятельности.

Смешение двух этих видов активности приводит к неточному представлению об обучении как особом виде познавательной деятельности [15] .
В. В. Краевский подчёркивает, что с дидактической позиции главным выступает отношение между двумя деятельностями — преподаванием и учением [16] . Отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». (Понятно, что познавательная деятельность человека осуществляется и за пределами обучения, но тогда эту активность не может считаться обучением.)
Таким образом, если отвлечься от психической составляющей субъект-субъектных отношений (существующей в голове в момент, когда субъекты ставят цели, производят действия, преобразуют некоторый объект), то обнаруживается та материальная сторона, в которой кроется сущность обучения и без которой учебное познание может не состояться. На первый план выступает со-бытийная ситуация, организованная определённым образом.

Уровни структурной организации обучения

Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации [17] :

  • 1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями и деятельностями субъектов в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также в ситуации «индивидуального» действия.
  • 2. Масштаб учебного занятия (учебного коллектива). На этом уровне организации обучения рассматривается, как и в какие со-бытийные образовательные ситуации включены члены учебного коллектива. Система «учебное занятие» ухватывается такими понятиями, как общие (базисные) формы организации обучения, организационная структура учебных занятий, ведущая организационная форма обучения, общий фронт или его отсутствие, учебная кооперация, учебный маршрут, со-бытийная ситуация и др.
  • 3. Масштаб институциональной системы обучения (образовательного учреждения). Отражается вопрос, как организовано образовательное пространство учреждения или сети учреждений.
  • 4. Масштаб общественно-исторического способа организации обучения (общественно-исторической формации) — уровень сферы образования: её предназначение среди других сфер общества какой-либо эпохи; базовые образовательные процессы и обслуживающие их; структурные единицы, обеспечивающие разворачивание базовых и инфраструктурных процессов; морфология участников сферы образования. Используются понятия «образ жизни», «сфера образования», «общественно-исторический способ организации обучения», «система образования», «типы отношений со-бытия», «общественно-принятые цели образования» и др.

На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.

Как учить без зубрёжки?

Как учиться без зубрежки? [18] — этим вопросом задаются многие и статья об этом может дать ответ на этот вопрос.

Непедагогические трактовки обучения

Обуче́ние (в молекулярной биологии) — результат опыта, а именно долговременное изменение нейронных связей после электрической активности нервных клеток [19] . Считается, что животные всех видов в той или иной степени способны к обучению.

Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения. [20] Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем. [21] [22]

См. также

Другие категории педагогики:

Стратагеменое обучение

Примечания

  1. Большая Советская Энциклопедия. — 1954. — Т. 30., c. 406
  2. Энциклопедический словарь. 1964. — Т. 2, c. 118
  3. Педагогическая энциклопедия. 1966. — Т. 3, c. 286
  4. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968, c. 263
  5. Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина — М.: Просвещение, 1975, c. 5
  6. Педагогика школы/Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977, c. 252
  7. Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М. Н. — М.: Просвещение, 1982, c. 131
  8. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984, c. 109
  9. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984, c. 18
  10. Советский Энциклопедический Словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1984, c. 908
  11. Краткий педагогический словарь пропагандиста/Под ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1984, c. 159
  12. Мкртчян М. А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 42-50.
  13. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М. Педагогика 1989. 159 с.
    Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
    Материалы сайта общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru.
  14. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. С. 31.
  15. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособ. / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. С. 12.
  16. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. С. 24, 57.
  17. Лебединцев В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании. 2012. № 3. С. 5-19.
  18. Статья о способах обучения/ (Scott Young) / BigIdeas — интересные переведенные статьи из англоязычного интернета
  19. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. — Молекулярная биология клетки (Том 1, М.: Мир, 1986—1987)
  20. 1.4. Обучение искусственных нейронных сетей
  21. http://admin.tehnosklad.ru/Programming/Introduction%20to%20expert%20systems/Glava%2020/Index2.htm
  22. Волны обучения — Learning waves (Влад Лившиц) / Проза.ру — национальный сервер современной прозы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Обучение» в других словарях:

ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное … Толковый словарь Ушакова

обучение — См … Словарь синонимов

обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… … Российская энциклопедия по охране труда

ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… … Философская энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… … Справочник технического переводчика

ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь

ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь

ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см … Энциклопедия социологии

Источник

Читайте также:  Викалин способ применения дозы
Оцените статью
Разные способы