Обучение это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач

Содержание
  1. Тест с ответами по педагогике
  2. Охрана труда
  3. Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
  4. Охрана труда
  5. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  6. Общая информация
  7. Похожие материалы
  8. Педагогическая концепция «Формирование положительной мотивации и познавательной активности обучающихся на основе проблемного обучения»
  9. Эссе на тему «Почему я выбрала профессию учителя»
  10. Тест по педагогике «Что такое педагогика?»»
  11. Доклад: «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»
  12. Урок презентация «Здоровый образ жизни»
  13. Доклад: «Применение инновационных методов на уроках производственного обучения»
  14. Вам будут интересны эти курсы:
  15. Оставьте свой комментарий
  16. Подарочные сертификаты
  17. «Формы, методы и средства обучения и воспитания»

Тест с ответами по педагогике

1.​ В переводе с греческого педагогика означает:

2.​ Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:

3.​ Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепции образования

б) программы развития образования

в) закона об образовании

г) образовательного стандарта

4.​ Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:

в) решение проблемы

г) частично-поисковый метод

5.​ Впервые термин «дидактика» ввел:

г) И.Г. Песталоцци

6.​ Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

7.​ Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

8.​ Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:

а) иллюстрация и демонстрация

б) беседа и демонстрация

в) семинар и наблюдение

г) словесные и наглядные

д) дискуссия и видеометод

9.​ Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:

в) систематичности и последовательности

10.​ Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:

а) педагогический мониторинг

б) педагогическая диагностика

в) педагогическая рефлексия

г) педагогический менеджмент

д) педагогический анализ

11.​ Основной метод воспитания – это:

б) слово учителя

12.​ Наказание – это:

а) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

б) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

в) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

г) воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

13.​ Воспитательный процесс – это процесс:

14.​ Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

а) культурологический подход

б) психологический подход

в) индивидуальный подход

г) комплексный подход

д) системный подход

15.​ Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:

в) последовательности и систематичности

г) связь теории с практикой

16.​ Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

а) сотрудничество семьи, школы, общественности

б) взаимоотношения воспитателей и воспитанников

в) влияние на воспитанника через коллектив

г) влияние родителей и воспитателей на воспитанника

д) влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

17.​ Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:

а) физическое воспитание

б) нравственное воспитание

в) трудовое воспитание

г) эстетическое воспитание

д) умственное воспитание

18.​ Мониторинг – это:

а) часть операционной системы

б) технические средства обучения

в) углубленное изучение

г) наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса

19.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.

20.​ Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:

Выявление причин образовательных результатов

Формирование адекватной самооценки ученика

Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала

Создает определенную эмоциональную реакцию ученика

Поощрение и стимулирование учебной деятельности

21.​ Установите последовательность этапов организации проблемного обучения:

б) введение проблемной ситуации

в) актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

г) проверка приведенного решения

д) выдвижение гипотезы

22.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это целенаправленный процесс освоения социального опыта, осуществляемый при взаимодействии учителя и ученика, где они являются субъектами обучения.

23.​ Вставьте пропущенное слово:

………..- это умения, приведенные до автоматизма.

24.​ Установите соответствие между формой обучения и ее характеристикой:

Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях

Взаимодействие в обособленной паре

Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

Взаимодействие учителя с одним учеником

Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

25.​ Установите соответствие между методом обучения и особенностью его реализации:

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

Ученик выполняет действия по образцу учителя

Частично поисковая деятельность учащихся

Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают







7 в


10б
11а
12в
13а
14г
15в
16в
17б
18г
19 природосообразности
20 1д 2в 3б 4а
21 б,д,в,г,а
22 педагогическое взаимодействие
23 навык
24 1б 2г 3ы 4а
25 1в 2д 3а 4б

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 93 человека из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Педагогическая концепция «Формирование положительной мотивации и познавательной активности обучающихся на основе проблемного обучения»

Эссе на тему «Почему я выбрала профессию учителя»

Тест по педагогике «Что такое педагогика?»»

Доклад: «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»

Урок презентация «Здоровый образ жизни»

Доклад: «Применение инновационных методов на уроках производственного обучения»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308607 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Формы, методы и средства обучения и воспитания»

«Формы, методы и средства обучения и воспитания»

Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Целью воспитательных взаимодействий являются:организация воспитательной среды;создание условий для самоорганизации жизни воспитанников;психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;стимулирование деятельности воспитанников;инициация процесса самовоспитания.

Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.

Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач и достижение целей в оспитания (признак целенаправленности).

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, особенностями его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, п отребностей, интересов и т.д.) (признак детерминированности).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и и приемы воспитательного воздействия (признак специфической детерминированности).

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач (признак ограниченной универсальности).

К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

Существует множество подходов к выделению методов воспитания в отечественной педагогической литературе.

Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

-методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристические, индуктивные, дедуктивные);

-методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и проч.);

-методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный, программированный контроль и др.).

В.А. Сластёнин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

— методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и проч.;

-методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей — учебной, трудовой, организационной, бытовой:

1)методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

2)методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия: уважение детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

3) методы детской самодеятельности — методы самоорганизации:

-духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

-чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

-воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

4)методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

-обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения);

-обращение к чувству — к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

-обращение к воле и поступку (требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание).

Существует традиционное деление общих методов воспитания (также называемых методами педагогического общения) на три группы:

Читайте также:  Интуиция как основной способ познания истины бергсон

-методы формирования сознания личности — рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

-методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения — приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности — поощрение, наказание, соревнование.

Методов воспитания на самом деле значительно меньше, чем перечисляется в педагогической литературе. Воспитание можно уподобить музыке: различные мелодии сочиняются при помощи только семи нот (как хорошая, так и плохая музыка — в зависимости от композитора).

Воспитание обеспечивается совокупностью применяемых методов: убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения.

Метод убеждения — основной метод воспитания — это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного, других людей).Существуют убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждение словом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

Метод упражнения — это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и др. Выполнению упражнений всегда предшествуют усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя. Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

Условиями эффективности метода упражнения являются связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие упражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

Метод примеров — это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулов и средств самовоспитания. Положительный пример (понятие конкретно-историческое) — это такое действие, качество человека, такие приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу. Пример оказывает разное (стабильное длительное и сиюминутное), но всегда координирующее воздействие на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное осознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

-примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых людей из окружения воспитанника);

— примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

Метод поощрения — внешнее действенное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и развитие способности критически оценивать свои поступки. Поощрение — вид моральной санкции. Функции поощрения: обеспечение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п. Реакция на поощрение — знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности,направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул к д еятельности.Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

Метод принуждения — система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.Основные формы принуждения — это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

Для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности в целом и отдельных ее элементов и спользуются не только методы воспитания , но и средства , которые располагаются вне субъекта. С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства воспитания в современной педагогике трактуют поразному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание этой категории.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа (живая и неживая) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

«Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев).

Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если с ним связана информация, которая:

-необходима для развития внутреннего мира личности;

— представлена в образной или наглядной (устной или письменной) форме;

-касается объекта, включенного в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников (А.Ф. Меняев).

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат. Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания — один из фундаментальных законов педагогики.

Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Ср едства материальной культуры — игрушки, одежда, посуда — развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры — речь, книги, газеты, живопись — являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Рассмотрим другой подход к пониманию средств воспитания.

В настоящее время обозначилась проблема организации полноценной человеческой жизни и развития индивида как человека нравственного в современном информационном поле. В этих условиях неизбежно встает вопрос о средствах воспитания, которые использует индивид для переработки человеческого опыта, освоения культуры: если информация об этом опыте в избытке, значит, результат избирательного усвоения зависит от средств, используемых в процессе переработки сырого материала. Эта проблема решается путем дифференцированного использования различных видов деятельности при обеспечении усвоения различных по значимости в формировании личности элементов культуры (В.С. Селиванов).Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учение, игра, работа и сама жизнь ребенка).

В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению и труду. Рассматриваемой в таком плане деятельности свойственны в каждом случае многообразные функции — преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

Такое понимание сущности средств воспитания позволяет достаточно строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; особенности использования общих методов в игре, труде и т.д.). Эти общие положения о средствах воспитания важны для понимания сути конкретных характеристик общения, игры, учения и труда как средств воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами , соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с , соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма воспитательного процесса это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (Н.Е. Щуркова).

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло бы на себе нагрузку внешнего оформления идеи.

Ребенок же идет от формы к содержанию: он воспринимает внешнее,продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм организации педагогического процесса: на сегодняшний день насчитывается свыше тысячи.Педагогический поиск форм воспитания сопряжен с некоторыми условиями.

Читайте также:  Классификация звуков речи по способу образования

1.Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять изменение следует не через резкую замену известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны в известную им форму, так чтобы эта форма до конца исчерпала себя и незаметно была вытеснена чем-то принципиально иным.

3.Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств (Н.Е. Щуркова).

Практика воспитания выработала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые, при всех социальных и педагогических потрясениях, сохранили свои внутренние потенции: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, музейные экскурсии, трудовой десант, соревнования и др. Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истину, добро, красоту, искусство, науку, мораль, игру, общение, труд, познание. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, сократовская беседа и др. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется в нечто новационное.

Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы с детьми.

В современной педагогической литературе выделяют следующие типы форм воспитания: воспитательное мероприятие, игра, коллективное дело (Н.Ф. Голованова).

Мероприятие это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспитательные мероприятия, предлагающие детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии; культивирующие у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; вызывающие высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; устанавливающие (декларирующие) общепринятые нормы поведения, отношений, способствующих формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

Воспитание использует огромное многообразие игр. Организуя игру, воспитатель должен выбрать ее сообразно конкретной ситуации воспитания. Основная идея игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Коллективное дело значительно отличается от мероприятия и игры. Оно предполагает преобразование действительности на пользу людям. Составляющие воспитательного дела — это продуктивность, общественная значимость, коллективность и творчество. Эти составляющие обеспечиваются определенными педагогическими условиями.

1.Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив внимание на события и факты реальной жизни, поиск единомышленников и тех, кто нуждается в помощи.

2.Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно пройти проверку определением: на пользу кому? на радость кому?

3.Коллективная организация участников дела. Все, что затевается, начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но неизолированно. Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

4.Основное правило коллективного дела — «Все делать творчески — иначе зачем?». Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную (Н.Ф. Голованова).

Метод – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся которая направлена на решение задач обучения. Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладения ими средствами самообразования и самообучения.

Методы обучения отвечают на вопрос «Как учить?» — со стороны учителя и «Как учиться?» — со стороны ученика. От метода необходимо отличать приём обучения. Приём – деталь метода, которая не имеет самостоятельной цели. Приёмы и методы взаимосвязаны, могут переходить друг в друга.

Критерии отбора методов обучения . Методы должны соответствовать:

— Целями задачам обучения

— Учебным возможностям и уровню их подготовки

— Возрастным и индивидуальным особенностям.

— Времени, отведённому на обучение.

— Опыт учителя, его возможности теоретической и практической подготовки.

Классификация методов обучения В целом выделяют более 50 методов обучения, для того чтобы учителю видеть весь спектр методов и целенаправленно их использовать для решения задач обучения их принято классифицировать. Существуют разнообразные классификации методов обучения, одна из наиболее полных включает в себя три группы методов, автором этой классификации является Юрий Константинович Бабанский, все методы обучения в этой классификации делятся на 3 группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы мотивации и стимулирования обучения

Методы контроля и самоконтроля.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности .

В первой группе методы делятся на 4 подгруппы по характеру учебно-познавательной деятельности:

I 1) Словесные. Источник знаний – живое слово учителя или книжное слово. К этой группе относятся монологические и диалогические методы: рассказ, лекция, объяснение, беседа, диспут, дискуссия, конференция и т.д.

Рассказ используется для описания предметов, явления, событий, может быть вступительным, повествовательным, заключительным. Требования к рассказу: доступность, логичность, эмоциональность, использование наглядности. Часто рассказ используют для детей младшего и среднего школьного возраста. Лекция – развёрнутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы, направленное на описание сложных систем, явлений, процессов, объектов а так же взаимосвязей между ними. Виды : Вступительная, текущая и заключительная. Требования : Последовательное изложение по плану и сообщение этого плана ученикам, чёткость, логичность и доказательность, оптимальный темп, проблемность изложения, использование наглядности, эмоциональность речи и контакт с аудиторией.

Беседа — метод активного взаимодействия учителя и учащихся, когда при помощи целенаправленной системы вопросов ученики побуждаются к актуализации усвоенных знаний, усвоению новых знаний путём самостоятельных выводов, размышлений, обобщений. Могут быть: вводная, для изучения новых знаний, для повторения, обобщения, контроля. Требования : необходима подготовка системы вопросов, которые должны быть ясными, однозначными, индивидуальный подход в процессе беседы, знание и владение техникой задавания вопросов, необходимо спрашивать всех, в том числе и слабых, давая время на обдумывание ответа, проявлять терпеливость и доброжелательность, создавать ситуацию успеха.

Дискуссия – метод, который используется для обмена взглядами по учебной проблеме с целью обогащения содержания изучаемого материала, его обобщения и формирования оценочных суждений. Требования : обязательная предварительная подготовка, наличие у учеников знаний по проблеме, обучение умениями вести дискуссию, умение однозначно задавать вопросы, логично и ясно излагать свою точку зрения, пояснять, аргументировать свою позицию, принимать точку зрения других, обобщать и подводить итоги. Для учителя важно давать возможность детям высказываться, наводя их на правильный ход мыслей, рассуждений, умело делать выводы, подводить итоги, не опережать ответы учеников.

2) Наглядные методы. Источник информации – созерцание, восприятие окружающей действительности. Методы : демонстрация, иллюстрация. Демонстрация — наглядное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде с целью раскрытия динамики изучаемых явлений, их внешнего вида и внутреннего устройства. Требования к демонстрации: Объект должен быть хорошо виден, нужно обращать внимание на существенные свойства и качества объекта, стимулировать к осмыслению увиденного, должна показывать суть явления, т.е. переходить от внешнего устройства к внутреннему, от целого к части.

Иллюстрация – показ и восприятие учениками предметов, процессов, явлений в их символическом изображении при помощи плакатов, карт, рисунков, схем. Требования : необходимо сочетать со словесными методами, использовать оптимальное количество иллюстраций, использовать технические средства для обучения, должна быть эстетически правильной, красивой, вызывать эстетические чувства.

3) Практические методы. Источник знаний – практическая деятельность (Упражнения, практические и лабораторные работы)

Упражнение – планомерно организованное повторение с помощью выполнения действий с целью овладения знаниями или повышения их качества. Бывают: письменные, устные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые. Требования : особенно важна многократность повторения действий, систематичность и последовательность, варитивность и детализация, контроль и самоконтроль.

II Методы по логике передачи и восприятия знаний:

Индуктивные и дедуктивные. Методы, которые используют изложение от общего к частному и от частного к общему.

III По степени самостоятельности:

Репродуктивные : объяснительно – иллюстративные учитель предлагает знания в готовом виде и организует их восприятие, роль ученика – понять и запомнить. Здесь могут быть использованы и слово и наглядный метод. К продуктивным относятся методы, которые полагают, что знания не даются в готовом виде, а учитель показывает как они были получены, как исследовалась и решалась проблема, проблемные меоды сопровождаются созданием проблемной ситуации.

Методы стимулирования и мотивации обучения Эта группа направлена на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности учащихся.

1) методы стимулирования и мотивации интереса. С помощью этих методов мы добиваемся воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эти методы направлены на формирование навыков управления своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний. К этой группе методов относятся методы создания эмоциональных ситуаций новизны, неожиданности, актуальности. Сюда же относятся познавательные игры, мини спектакли. Создание ситуации успеха. Ситуация поддержки.

2) Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности. Воздействие осуществляется на волевую сферу. Методы направлены на развитие инициативы, уверенности в своих силах. Развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Формировать умения владеть собой, направленное на совершенствование навыков самостоятельного поведения. Методы: Убеждение социальной и личной значимости обучения. Предъявление требований, требования должны быть понятными, доступными и чёткими. Метод упражнений — метод систематической и эффективной отработки умений путём повторяющихся умственных действий и практических операций. Необходимо не только дать значение упражнения, но и чёткий инструктаж что, за чем и как нужно выполнять. Использовать сознательное отношение к овладению знаниям. Методы поощрения и наказания. Поощрение – метод поддержания положительного поведения, метод наказания – метод пресечения отрицательных действий школьника. Хвалить надо при всех. Наказывать можно ограничением общения или свободы, удовольствия. Наказание не должно оскорблять, унижать ребёнка и приносить физические страдания.

Методы контроля и самоконтроля

Группа методов для получения учителем и обучающимися информации о результатах обучения. Требования: Объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учёт специфики учебного предмета, разнообразие форм и методов контроля. Отметка, как балл, оценочное суждение, самооценка, символическая оценка. Недостатки :

— Неправильное понимание функций контроля (Получение информации о результатах обучения, а не укор ребёнка)

— Переоценивание роли контроля в учебном процессе.

— Превращение контроля в самоцель.

— использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний.

— Субъективизм в оценке и оценочных высказываниях.

— Отсутствие чётких критериев оценки.

Специфичность методов обучения информатике Для адаптации данной классификации к задачам и содержанию курса информатики целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов.

Читайте также:  Способ определения добытого полезного ископаемого

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание. Программированное обучение в информатике предполагает:

а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод «нисходящего проектирования» и др. К построению моделей учитель информатики базовой школы прибегает при работе с электронными таблицами. В соответствии с полученным заданием ученик строит математическую модель или получает ее в готовом виде. Эти модели в дальнейшем становятся объектами изучения. Ученик при такой организации познавательной деятельности, кроме навыков использования компьютера и моделирующих программ, изучает некоторые факты из истории, географии, экономики.

Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте и др. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

1.Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).

2.Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников (письменная инструкция, устные пояснения, пример и т.д.).

3.Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.

4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон. 5. Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

Для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности в целом и отдельных ее элементов используются не только методы воспитания, но и средства, которые располагаются вне субъекта. С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства воспитания в современной педагогике трактуют поразному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание этой категории.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа (живая и неживая) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

«Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности»[6].

Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев).

Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если с ним связана информация, которая:

— необходима для развития внутреннего мира личности;

— представлена в образной или наглядной (устной или письменной) форме;

— касается объекта, включенного в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников (А.Ф. Меняев).

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат. Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания — один из фундаментальных законов педагогики.

Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Средства материальной культуры — игрушки, одежда, посуда — развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры — речь, книги, газеты, живопись — являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Рассмотрим другой подход к пониманию средств воспитания.

В настоящее время обозначилась проблема организации полноценной человеческой жизни и развития индивида как человека нравственного в современном информационном поле. В этих условиях неизбежно встает вопрос о средствах воспитания, которые использует индивид для переработки человеческого опыта, освоения культуры: если информация об этом опыте в избытке, значит, результат избирательного усвоения зависит от средств, используемых в процессе переработки сырого материала. Эта проблема решается путем дифференцированного использования различных видов деятельности при обеспечении усвоения различных по значимости в формировании личности элементов культуры (В.С. Селиванов).

Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).

В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учение, игра, работа и сама жизнь ребенка).

В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению и труду. Рассматриваемой в таком плане деятельности свойственны в каждом случае многообразные функции — преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

Такое понимание сущности средств воспитания позволяет достаточно строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; особенности использования общих методов в игре, труде и т.д.). Эти общие положения о средствах воспитания важны для понимания сути конкретных характеристик общения, игры, учения и труда как средств воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами, соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (Н.Е. Щуркова).

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло бы на себе нагрузку внешнего оформления идеи.

Ребенок же идет от формы к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм организации педагогического процесса: на сегодняшний день насчитывается свыше тысячи.

Педагогический поиск форм воспитания сопряжен с некоторыми условиями.

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять изменение следует не через резкую замену известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны в известную им форму, так чтобы эта форма до конца исчерпала себя и незаметно была вытеснена чем-то принципиально иным.

3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств (Н.Е. Щуркова).

Практика воспитания выработала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые, при всех социальных и педагогических потрясениях, сохранили свои внутренние потенции: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, музейные экскурсии, трудовой десант, соревнования и др. Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истину, добро, красоту, искусство, науку, мораль, игру, общение, труд, познание. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, сократовская беседа и др. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется в нечто новационное.

Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы с детьми.

В современной педагогической литературе выделяют следующие типы форм воспитания: воспитательное мероприятие, игра, коллективное дело (Н.Ф. Голованова).

Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспитательные мероприятия, предлагающие детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии; культивирующие у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; вызывающие высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; устанавливающие (декларирующие) общепринятые нормы поведения, отношений, способствующих формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

Воспитание использует огромное многообразие игр. Организуя игру, воспитатель должен выбрать ее сообразно конкретной ситуации воспитания. Основная идея игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Коллективное дело значительно отличается от мероприятия и игры. Оно предполагает преобразование действительности на пользу людям. Составляющие воспитательного дела — это продуктивность, общественная значимость, коллективность и творчество. Эти составляющие обеспечиваются определенными педагогическими условиями.

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив внимание на события и факты реальной жизни, поиск единомышленников и тех, кто нуждается в помощи.

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно пройти проверку определением: на пользу кому? на радость кому?

3. Коллективная организация участников дела. Все, что затевается, начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но неизолированно.

Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

4. Основное правило коллективного дела — «Все делать творчески — иначе зачем?». Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную (Н.Ф. Голованова).

Источник

Оцените статью
Разные способы