- Игры на обучение эффективным способам общения
- Программа психологической работы с родителями по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции детско-родительских отношений»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
- Методика PARI «Опросник родительских установок»
- Консультация для педагогов «Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми». учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Игры на обучение эффективным способам общения
Наталья Золотова
Игры на обучение эффективным способам общения
ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра «Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить.Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в группе?
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят,сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша! Ты мне нравишься, потому что. (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме,она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Дружные ли дети в группе?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Цель: Обучение вежливому приветствию.
Вступление:Как мы говорим: «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» — это значит увидеть другого человека).
Ход игры: разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?
Игра: «Разговор по телефону»
Цель: формирование культуры ведения диалога.
Ход игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.
Психокоррекционное занятие на снятие агрессии «Волшебное слово» Психокоррекционное занятие на снятие агрессии «Волшебное слово» Предстоит работа с агрессивными детьми 5-7 лет (4-5 детей) 1. Цель: профилактика.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
Источник
Программа психологической работы с родителями по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции детско-родительских отношений»
Программа предназначена для групповой просветительской, профилактической, коррекционной работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskoy_gruppy.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
Методическим Советом Директор
ГБОУ ЦПМСС ГБОУ ЦПМСС
Протокол № _________ «__»__________20__г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В основе лежит программа:
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»
педагоги-психологи Сафонова Т.В., Свешникова Г.Б.
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, неэффективны во взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в воспитание..
По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
- личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
- влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.
Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой коррекционной работы. В этих целях была создана такая форма работы с семьей как «Родительский клуб».
Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с родителями. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительском клубе является повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация средств общения с ребенком.
Методологические основы программы
Во-первых, это Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.
Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:
- Активного слушания;
- Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
- Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.
Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
В-третьих, это модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Бёрна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
Основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ними адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.
Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
Методы, используемые в работе группы.
В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия, элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т.д.), а также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арт-терапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры.
В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Весь курс (36 занятий) составляет 72 часа. Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса, может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4 совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детско-родительских отношений.
Групповая программа для родителей
по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции детско-родительских отношений
Цель: С оздание условий для благоприятного психологического климата в семье, повышение психологической грамотности родителей, коррекция детско-родительских отношений.
- Эмоциональная поддержка родителей. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
- Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
- Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
- Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
- Снижение эмоционального напряжения.
- Гармонизация детско-родительских отношений.
- Расширение границ мышления родителей.
- А активизация коммуникаций в семье.
«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
Методика PARI «Опросник родительских установок»
Итоговая диагностика: Наблюдение, обратная связь от родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
Источник
Консультация для педагогов «Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми».
учебно-методический материал по теме
Обучение педагогов приемам «Я-высказывания» и «Ты-высказывания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы эффективного, конструктивного
взаимодействия с детьми.
Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
— говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
— «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;
— не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
— видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
— обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказываиия», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.
Примером этому может служить ситуация, в которой родитель сердится на ребенка за то, что тот, например, оставил свою комнату неприбранной. Вместо того, чтобы попросить ребенка убрать комнату или придумать что-нибудь такое, что побуждало бы его в будущем держать комнату в чистоте и порядке родитель говорит фразу, строя ее как «Ты-высказывание»: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». Теперь конфликт уже не связан с комнатой. После сказанного конфликтная ситуация возникает в связи с тем, что и почему делает ребенок, а также с тем, всегда или только иногда он делает это. В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.
Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.
«Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.
«Я-высказывания» просто начинаются с местоимения «Я» и выражают собственное чувство или реакцию. Например, в той же ситуации с неубранной комнатой вы могли бы применить «Я-высказывание»: «Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»
В этом случае акцент делается на ваши чувства по поводу неубранной комнаты и ответственность за ее уборку вы перекладываете на своего ребенка.
Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.
Ты докучаешь мне своими вопросами.
Если ты спрашиваешь меня о чем-то, когда я занята другими делами, я чувствую раздражение, потому что я не готова уделить тебе внимание. Я была бы тебе признательна, если бы ты задавал мне вопросы в более подходящее время, например, в… (указываете время).
Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда поступаешь по своему усмотрению.
Когда ты принимаешь решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих.
Обратите внимание на модель построения « Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы вы желали.
При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».
Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:
Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).
— («Ты-высказывание»): «Ты можешь закрыть рот. В конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
— («Я-высказывание»): «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».
Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях, оно имеет еще некоторое назначение:
► «Я-сообщение» — это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;
►«Я-сообщение» — это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;
►«Я-сообщение» — сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка форме;
►«Я-сообщение» — это способ передать ответственность за свои действия самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;
►«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;
► «Я-сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
«Я-сообщение» в классическом варианте предлагается строить по следующей форме:
1) Ситуация
2)
В этом и последующих вариантах «Я-сообщений» предполагается отход от классической схемы, где исключается использование местоимения «ты». Здесь использование местоимения «ты» возможно, но предлагается это делать безоценочно — в контексте факта-наблюдения (ф.н.).
Например: «Когда ты разговариваешь во время занятия. » (ф.н.) вместо «Когда ты мне мешаешь и отвлекаешь меня. » (оценка); или «Когда ты пролил сок на рубашку. » (ф.н.) вместо «Опять ты весь извозился. » (оценка)
Сразу же после выраженных чувств можно высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают.
Пожелание делается также в духе «Я-сообщения» и по возможности кратко и конкретно, главное не задавать при этом вопросов.
Упражнения для тренировки на «Я-сообщение»
Участникам (родителям или воспитателям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению». Например:
СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.
Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
- «Опять ничего не сделано. Когда это кончит
ся? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки
делать». - «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не
сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы
уроки выполнялись до 8 часов вечера».
СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: подготовиться к уроку, написать доклад), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
- «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть.
Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то
обязательно тебе почитаю». - «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают.
Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».
УПРАЖНЕНИЕ2 (авторский вариант)
Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты-со-общение» и «Я-сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на «Ты-сообщение» и какое на «Я-сообщение». В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.
Учитель объясняет материал на доске, ученик при этом разглядывает журнал.
«Ты закроешь свой журнал или нет? Когда ты начнешь слушать? Я для тебя специально объяснять не буду».
«Меня беспокоит, что ты разглядываешь журнал во время объяснения. Я боюсь, что новый материал останется неусвоенным».
Источник