Конспект НОД по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста на тему «Сравнение множеств путем наложения и приложения»
Тема: Сравнение множеств путем наложения и приложения.
Возраст детей: младшая группа (3-4 года).
Задачи:
- Образовательные: учить сравнивать неравные группы предметов путём наложения и приложения (больше, меньше, поровну); закрепить понятия «много», «один», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?».
- Развивающие: развивать любознательность, память, мышление; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.
- Воспитательные: воспитывать желание внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы; воспитывать дружеские взаимоотношения, любознательность, культуру поведения; воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядный материал:
демонстрационный: изображения Машеньки, Ивана, яблони, печи, речки;
раздаточный материал: картинки с изображением ёжиков, яблок, зайца, лисы, волка, пирожков, червяков, фигурки рыбок.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди»; проведение дидактических игр на закрепление понятий «один», «много», «ни одного», поровну»: «В лес за грибами», «Угости зайчат».
Словарная работа:
активизация: избушка, матушка, меньше, больше, поровну.
Методы и приёмы:
словестный: рассказ, вопросы к детям, ответы детей; наглядный: рассматривание; практический: предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения.
Средства обучения: оборудование, комплекты дидактического наглядного материала, речь воспитателя, литература.
Форма организации детей на занятии: фронтальная.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие. В пути мы будем выполнять задания, чтобы помочь героям из сказки «Гуси-лебеди».
Основная часть:
Воспитатель: Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка Маша заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избе спит Баба-яга, а братец на лавочке играет с золотыми яблочками. Подбежала девочка, схватила мальчика да бегом домой, а гуси-лебеди за ней в погоню.
Видят дети — яблоня стоит.
— Яблоня-матушка, спрячь нас! — попросила девочка.
— Выполните моё задание, тогда и спрячу, — сказала яблоня.
— Висели мои яблоки на ветках, но подул сильный ветер и несколько яблок упало. Вот пришли мои друзья, ёжики, хватит ли им всем этих яблок? Как быть? Давайте поможем узнать.
Игровое упражнение «Угости яблоками» (4 картинки с изображением яблока, 5 картинок с изображением ёжика)
Воспитатель: Что скажете о количестве яблок? Сколько яблок? (много)
Сколько ёжиков? (много)
Давайте угостим ежиков яблоками. Для этого дадим каждому ёжику по одному яблоку.
Что можно сказать про ежиков и яблоки? (яблок меньше, чем ёжиков).
Что нужно сделать, чтобы ёжиков и яблок было поровну? (нужно добавить яблоко или убрать одного ёжика, чтобы было поровну). Правильно, молодцы.
Воспитатель: Девочка опять в путь. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Видят дети печь стоит в поле:
— Печка, матушка, спрячь нас!
— Выполните моё задание, тогда и спрячу, — сказала печь. У меня День рождения, гости пришли, нужно пирожками угостить, а у меня не получается.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришёл к печке на день рождения.
Игровое упражнение «Угости пирожками» (картинки зайца, лисы, волка, 5 картинок с изображением пирожков.)
Воспитатель: Ребята, какие гости пришли к печке на день рождения? (заяц, лиса, волк)
Сколько гостей? (много)
Сколько пирожков? (много)
Скорее угостим зверей пирожками. Дети прикладывают каждому гостю по одному пирожку.
Воспитатель: Что скажете о количестве пирожков и гостей? (пирожков больше, чем гостей)
Как сделать поровну? (убрать лишние пирожки)
А давайте Машеньку и братца тоже угостили пирожками, пусть и они будут гостями!
Что можно сказать про количество гостей и пирожков теперь? (гостей и пирожков поровну). Правильно.
Воспитатель: Машенька с братцем пирожок в рот, а сами в печь сели. Гуси – лебеди пролетели мимо. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди опять нагоняют их. Видят дети, бежит молочная река — кисельные берега.
— Речка-матушка, спрячь нас, — попросила Маша.
— Выполните моё задание: накормите рыбок, тогда я вам помогу, — отвечает печка.
Игровое упражнение «Накорми рыбку» — игра с раздаточным материалом (фигурки рыбок, картинки с изображением дождевых червячков).
Воспитатель: Что рыбки любят кушать? (червячков)
Поможем девочке — выполним задание речки, накормим рыбок? Всем ли рыбкам достанется по червячку?
Сколько рыбок? (много)
Сколько червячков? (много)
Давайте каждой рыбке дадим по одному червячку. (Дети прикладывают каждой рыбке по червячку)
Воспитатель: Что можно сказать про рыбок и червячков? (рыбок много, червячков меньше)
Как сделать поровну рыбок и червячков? (добавить одного червячка к рыбке или убрать одну рыбку)
— Молодцы, моё задание выполнили, — сказала речка и спрятала детей под бережок. Гуси-лебеди покружили, покричали да и улетели ни с чем.
Заключительная часть:
Воспитатель: На этом наше путешествие в сказку закончилось. Дети благополучно добрались до дому. А тут и родители приехали. Вот мы с вами молодцы! Помогли Маше с Ванюшей! Они нам за добрые дела оставили интересную игру!
Дидактическая игра «Что изменилось».
Цель: закрепить умение выделять один предмет и много, совершенствовать умение сравнивать неравные группы предметов путём наложения и приложения.
Описание игры: на столе перед детьми стоит много елочек и один грибок. Воспитатель: «Посмотрите, что вы видите на столе. Сколько елок? Cколько грибов? Сейчас вы закроете глаза, потом откроете и скажете, что изменилось». Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и говорят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель меняет количество елочек и грибов. Можно заменить игрушки, а также сравнивать одну группу предметов с другой, используя приемы наложения и приложения.
Источник
Конспект занятия «Сравнение двух групп предметов способом наложения и приложения. Геометрические фигуры»
людуховская наталия
Конспект занятия «Сравнение двух групп предметов способом наложения и приложения. Геометрические фигуры»
Тема: Сравнение двух групп предметов способом наложения и приложения.
-продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения,обозначать результаты сравнения словами больше-меньше,столько-сколько,поровну.
-совершенствовать умение различать и называть круг,квадрат,треугольник.
Демонстрационный материал: фланелеграф,контурные изображения котят и корзинок, геометрические фигуры разной величины и разного цвета,поднос.
Раздаточный материал:двухполосные карточки,мишки и конфеты из картона,геометрические фигуры разной величины и разного цвета.
-Воспитатель загадывает загадку:
-Кто к нам пришел (котята)Давайте посадим котят в корзинки. Сколько у нас корзинок?Сколько котят?Что можно сказать о количестве корзинок и котят?
Посмотрите,котята выпрыгнули из корзинок,один убежал. Теперпь под каждой корзинкой сидит котенок?Чего больше корзинок или котят?Чего меньше котят или корзинок?Как сделать,чтобы корзинок и котят стало поровну? По сколько теперь корзинок и котят?Теперь корзинок и котят поровну?
-Воспитатель читает стихотворение «Мишка косолапый»,а дети имитируют движения мишки.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает,песенку поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою-топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
-Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас мишек?Давайте угостим их конфетами.
Раздать детям конфеты на одну меньше,чем мишек,которые дети раскладывают на нижней полоске карточки под каждым мишкой.
-Сколько мишек?Сколько конфет?У каждого мишки есть конфета?Чего больше-мишек или конфет?Чего меньше-конфет или мишек?Как сделать так,чтобы конфет и мишек стало поровну?
Дети уравнивают количество конфет и мишек.
Подвижная игра «Найди такую же фигуру«
На ковре разложены геометрические фигуры.
-Какие фигуры вы видите?Чем они отличаются?
Воспитатель предлагает детям убрать по одной фигуре. Затем дети двигаются по кругу под музыку,а по окончании мелодии находят такие же фигуры на ковре и вместе с воспитателем обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 2-3 раза со сменой фигур.
Конспект занятия «Поможем лесным зверятам». Части суток, отношение предметов по размеру, геометрические фигуры ЗАДАЧИ: Образовательные: 1. Закрепить временные представления «утро-вечер». 2. Закрепить представления об отношении предметов по размеру:.
Конструкт занятия по ФЭМП «Сравнение двух групп предметов: много-поровну» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4» Камышловского городского округа.
Конспект НОД для детей 5–6 лет с ЗПР «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Тема: «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Задачи. Образовательные: Учить детей сравнивать.
Конспект НОД по математике в средней группе с использованием ИКТ «Равенство и неравенство двух групп предметов» Тема:«Равенство и неравенство двух групп предметов, закрепление счёта предметов в разном расположении»Задачи: 1. Закреплять умение определять.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение предметов по величине» Конспект занятия в младшей группе на тему «Сравнение предметов по величине» Программные задачи: — учить сравнивать предметы по величине,.
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по длине и ширине» Тема занятия: Сравнение предметов по длине и ширине. Тип занятия: закрепление изученного Технология занятия: игровая Цель: совершенствовать.
Конспект занятия по математике в средней группе «Сравнение предметов» Конспект занятия по математике в средней группы «Сравнение предметов» Цель занятия — Учить сравнивать две группы предметов путем наложения.
Конспект «Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами» Модель занятия по ФЭМП На тему: «Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими.
Источник
Ипользование приёма сравнивания у детей дошкольного возраста
Светлана Халеева
Ипользование приёма сравнивания у детей дошкольного возраста
Приём сравниваниерассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором как дидактический прием.
Прием сравненияможет быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закреплении уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное у них появляется глубокий интерес к природе.
Сравнение должно проводиться систематически.
Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно есть ступень на пути познания закономерностей и законов. В дошкольном возрасте ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами явлениями действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Существует много путей развития мышления. Один из путей — обучение сравниванию. Развитие мышления дошкольника, в частности развитие его умения сравнивать, представляется очень важной проблемой. Гармоничная, всесторонне развитая личность не может сложиться без полноценного умственного развития. Вопрос умственного развития является в то же время и одним из важных вопросов воспитания личности. В развитии дошкольника в становлении его интеллекта участвуют обе стороны обучения и содержание знаний, и те умственные умения, которыми овладевает ребенок, усваивая и применяя эти знания.
Стремление осмысливать предметы и явления окружающего мира при помощи сравнения присуще человеческому мышлению. Разум человека тяготеет к сравнению, к определению новых для него предметов и явлений как похожих или не похожих на что-нибудь хорошо известное. Это нашло отображение в языке. Многие слова, употребляемые для описания,содержат признак сходства: серповидный, яйцеобразный, слоноподобный и т. д. Значительное количество идиом основано на сравнении: как в воду канул, как сыр в масле катается, свалился как снег на голову.Названия многих предметов и живых существ основаны на их сходстве с другими: рыба — пила, рыба — конек, морской еж, ушная раковина, коленная чашечка. В учебном процессе сравнение играет огромную роль. Сравнение, умело использованное педагогом, помогает ребенку представить себе и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображения.
Прием сравненияиспользуется на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закрепление уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать обобщать, делать выводы. Сравнение проводится систематически. Роль сравненияна каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. Принимая во внимание этапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдения. Способы сравнения, которые предлагают детям, могут быть различны. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнение по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушка, а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.
«День защиты детей». Праздник для детей дошкольного возраста Сценарий праздника «День защиты детей» Дата проведения: 1.06.2016. Место проведения: спортивная площадка МАДОУ № 43 Участники: воспитатели.
Игровой тренинг для детей среднего дошкольного возраста «Социальная и психологическая самоценность дошкольного детства» СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Форма: игровой тренинг Участники: дети среднего дошкольного возраста Цель:.
Осенний утренник «Осень в лесу» для детей младшего дошкольного возраста Осенний праздник для детей младшего дошкольного возраста группы «Капельки» «Осень в лесу» МБДОУ МО г Краснодар «Детский сад № 6» Музыкальный.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Развитие.
Праздник для детей дошкольного возраста, посвященный Дню защиты детей Сценарий музыкально-игровой программы на свежем воздухе, посвященной Дню защиты детей Цель: Создать праздничное настроение. Задачи: — Развивать.
Праздник к Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цели: формировать доброе уважительное отношение друг к другy, способствовать развитию интереса к окружающему миру, развиватъ творческое.
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею — единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.
Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт) Недавно в нашей первой младшей группе прошло родительское собрание в необычной форме. В собрании принимали участие дети нашей группы. Цель.
Сценарий праздника на улице к Дню защиты детей для детей младшего и среднего дошкольного возраста Сценарий праздника на улице к Дню Зашиты Детей. Герои : Петрушка, Кр. Шапочка, Водяной, Баба Яга. Ход праздника Звучит музыка (фанфары,.
Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ «Светит солнышко для всех» Сценарий составлен в соавторстве Баурова Е. А., муз. руководитель, Рассказчикова Е. С., воспитатель, Челышева М. П., учитель – дефектолог,.
Источник