Обучение детей способу приложения

НОД по ФЭМП по теме «Сравнение множеств путём приложения»
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Закрепление умения детей сравнивать множества способом приложения.

Скачать:

Вложение Размер
masha_i_eyo_druzya_v_gostyah_u_rebyat.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евтухова Елена Владимировна

НОД по ФЭМП по теме «Сравнение множеств путём приложения»

2 младшая группа

Тема: «Маша и её друзья в гостях у ребят»

Форма организации детской деятельности : решение проблемных ситуаций.

Цель: закрепление умения детей сравнивать множества способом приложения.

— закреплять умение детей пользоваться способом приложения,

— активизировать словарь словами «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну»,

— развивать умение детей сравнивать предметы по количеству.

Методы: наглядный, показ, словесный, объяснение, практический, игровая деятельность, рефлексия.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: игрушки: кукла Маша, медведь, заяц, свинья, коза, 5 пластмассовых чашек, 5 пластмассовых блюдцев, картонная коробка с медальончиками (на каждого ребёнка и один лишний)

Раздаточный материал: картонные тарелочки (по 5 на каждого ребёнка), картинки с изображением шоколадок, пряников, зефира (по 5 картинок на каждого ребёнка)

Деятельность воспитателя и детей

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки в группе:

— Ребятки, посмотрите, к нам пришли гости. Кто же к нам пришёл?

Источник

Вопрос 2. Сравнение групп предметов путём наложения и приложения

1. Теоретические вопросы: Цель обучения. Игровые приёмы обучения сравнению групп предметов с помощью приёмов наложения и приложения. Использование карточек в работе с детьми по данному вопросу. Закрепление знаний в играх, повседневной деятельности.

2. Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.

3. Основные понятия: сравнение групп предметов, прием наложения и приложения.

4. Основные исследователи: Ерофеева Т.И., Метлина Л.С., Столяр А.А., Щербакова Е.И.

Одной из главных задач в обучении детей второй младшей группы является освоение ими практических приёмов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, поэлементного сравнения множеств конкретных предметов путём наложения одного на другое, а также поэлементного приложения одного множества к другому.

Сопоставление двух совокупностей помогает детям осознать смысл выражений «поровну», «одинаковое количество», «столько же, сколько», «больше, меньше», а также закрепить понятия: «один», «много», «ни одного», «по одному».

Наиболее простым приёмом сравнения является наложение. Для обучения детей этому приёму установления соответствия используются дидактические игры: «Оденем кукол на прогулку», «Соберем медвежат в лес», «Уложим кукол спать».

Например, в игре «Оденем кукол на прогулку» воспитатель рассаживает одинаковых кукол на стульях, поставленных в ряд, а также подготавливает дополнительные принадлежности: пальто, шапки, шарфики. В начале обучения берётся не более 3-4кукол, а принадлежностей — ровно по их количеству. Воспитатель спрашивает: «Сколько кукол?» (много). Предлагает детям одеть кукол на прогулку. «Сколько нужно взять пальто? Чтобы не ошибиться, нужно каждой кукле раздать по одному пальто». Предлагает одному ребёнку разложить по одному пальто каждой кукле, при этом обращает внимание детей, что раскладывать вещи нужно с краю по порядку (слева направо). Во время одевания воспитатель сопровождает действия пояснением: «У одной куклы одно пальто; еще у одной. Каждой ли кукле хватило пальто? Остались ли лишние пальто?» Затем поясняет: «Пальто столько же, сколько кукол, а кукол столько же, сколько пальто» или «Кукол и пальто поровну (одинаково)». В дальнейшем воспитатель использует разные формулировки вопросов: «Что можно сказать о количестве пальто и кукол?», «По скольку кукол и пальто?». Аналогичные действия выполняются с шапками и шарфами.

В последующих играх воспитатель учит детей осознанно раскладывать предметы в соответствии с заданием. С этой целью количество дополнительных принадлежностей подбирается на 2-3 больше, чем предметов. Например, в игре «Уложим кукол спать» воспитатель предупреждает детей: «Нужно взять столько простыней, сколько кроватей». В ходе выполнения задания предлагает детям пояснять свои действия.

Когда дети научатся сравнивать группы предметов путем наложения, можно учить детей соотносить элементы одного множества с элементами другого путем приложения.

С этой целью воспитатель проводит игру: «Угостим кукол чаем». Рассаживает 4-5 куклы за стол в один ряд, а также подготавливает «для чаепития» чашки, ложки, угощение по количеству больше, чем самих кукол. Предупреждает детей, что предметов больше, чем кукол, все их брать не стоит. Предлагает расставить столько чашек, сколько кукол. Так как не все дети видят границы множества, а часто их просто интересует процесс раскладывания, воспитатель напоминает, что предметы раскладывают по одному. Для проверки предлагает чашку придвинуть к каждой кукле и если будут лишние — убрать. Затем группы предметов сравниваются по количеству. Аналогичные действия выполняются с другими принадлежностями.

Когда дети с помощью игр научатся устанавливать равенство между предметами, можно предложить работу с карточками.

Для приема наложения используются карточки с одной полоской, на которых рисунки предметов расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображения ставятся мелкие предметы или накладываются силуэты предметов. Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется, а по размеру они должны быть меньше. Наглядный материал подбирается таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы и т.д.

Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано. Воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне, сопровождая чёткими пояснениями. Обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать по порядку в направлении слева направо; каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные). Затем группы предметов сравниваются по количеству. Каждое действие с карточками повторяется 2-3 раза.

Для приема приложения используются карточки с 2-мя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Дети должны научиться прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы под ними (т.е. их пространственное расположение). При этом приёме работа с карточками происходит в 3 этапа:

На 1 этапе, перед тем как познакомить детей со способом приложения, им предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунки карточек («Положите столько мячиков, сколько матрёшек»). Это позволяет связать новый способ действия с ранее усвоенным. Выяснив, что дети наложили столько предметов, сколько нарисовано, воспитатель последовательно сдвигает вниз каждую предметную картинку (поиграли с мячиками и мячики укатились), подчёркивая при этом, что каждый предмет подкладывается точно под изображение на верхней полоске («Один мячик укатился вниз. »). В заключение, производится сравнение групп предметов по количеству.

На 2 этапе работа начинается с приёма приложения. Воспитатель предлагает детям сразу расставить игрушки (мячики) в нижней части карточки. Напоминает, что мячиков нужно взять столько, сколько неваляшек (т.к. мячики меньшего размера, дети могут в нижней части поставить их больше). Воспитатель предлагает проверить, одинаковое ли количество неваляшек и мячиков. Для этого предлагается каждый мячик подарить неваляшке (наложить предметы на картинки). Предупреждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы. В заключение, группы предметов сравниваются по количеству.

На 3 этапе используются пустые карточки, разделенные пополам. Сначала воспитатель предлагает детям расставить необходимое количество предметов в верхней части карточки. Обращает внимание детей на то, чтобы предметы располагались по всему пространству. И после этого в нижней части разложить столько же предметов, сколько и в верхней. Затем группы предметов сравниваются по количеству.

Некоторых детей затрудняет ориентировка в пространственном расположении рисунков на карточке (не видят интервалов). Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стрелочки помогут ребёнку соотнести предметы с рисунками карточки.

В работе с детьми недопустимо использовать карточки, где:

— предметы занимают не все пространство;

— есть двойные изображения;

— предметы изображены с дополнительными деталями;

— предметы разные по своему характеру;

— предметы разного цвета и размера.

Закрепить полученные знания помогают дидактические игры и упражнения: «Птички в гнездышках», «Рыбак и рыбки», «Кот и мыши», «Положи совочки в ведерочки», «Скакалки и девочки» и др.

Таким образом, в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приёмами сравнения (наложения, приложения), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну».

Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.

Чтобы научить детей устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, можно провести игру «Угостим зайчика морковкой». Воспитатель раздаёт детям счётные карточки и спрашивает: «Кто нарисован на ваших карточках? (Зайчики.) Сколько их? (Много зайчиков.) Угостите каждого зайчика морковкой. Сколько морковок положили? (Много морковок.) Чего больше: зайчиков или морковок? (Зайчиков больше, морковок меньше.) Как сделать, чтобы их было поровну? (Надо ещё под одним зайчиком положить морковку, тогда будет поровну.)» Воспитатель даёт каждому ребёнку по морковке. Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов. Педагог уточняет: «Как проверить, что зайчиков и морковок поровну? (Надо каждому зайчику дать по одной морковке.)» Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов путём наложения и определяют, чего больше, чего меньше.

Источник

Конспект занятия «Сравнение двух групп предметов способом приложения, сравнение предметов по длине» вторая младшая группа

Теребило Валентина
Конспект занятия «Сравнение двух групп предметов способом приложения, сравнение предметов по длине» вторая младшая группа

1.Цель: закрепить умение сравнивать две группы предметов способом приложения, сравнивать предметы по длине.

2. Программные задачи

— в сравнении двух групп предметов способом приложения;

— приучать пользоваться словами и выражениями: «поровну», «больше», «меньше»; «столько, столько…»;

— упражнять в различении правой и левой руки;

— закрепить: умение сравнивать два предмета по длине, путем приложения, используя слова длинная, короткая;различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Демонстрационный мат-л: лесенка, зайчики-3, грибочки-4, домик, зайчик, белочка,2 полоски: красная полоска – длинная, синяя — короткая.

Раздаточный мат-л: двухполосные карточки, цветочки 3 шт., бабочки 3 шт., полоски 2 длинная и короткая красного и синего цвета, зайчик -1шт., белочка -1 шт.

3. Тип занятия: комплексное.

4. Форма занятия: групповая.

5. Продолжительность занятия : 15 минут

6. Участники занятия: воспитатель и воспитанники группы.

7.Возраст обучающихся: 3 – 4 года.

8.Демонстрационный мат-л: лесенка, зайчики-3, грибочки-4, домик, зайчик, белочка,2 полоски: красная полоска – длинная, синяя — короткая.

Раздаточный мат-л: двухполосные карточки, цветочки 3 шт., бабочки 3 шт., полоски 2 длинная и короткая красного и синего цвета, зайчик -1шт., белочка -1 шт.

9. Предварительная работа: сравнение двух групп предметов способом приложенияи наложения вовремя игр: «Напои куклу чаем», «Чего больше?» и т. д., сравнение двух предметов по длине способом приложения – «Какая дорожка длиннее, «Кто быстрее дойдет до домика?», рассматривание геометрических фигур, различение правой и левой руки.

10. Методы и приёмы:

— индивидуальные и хоровые ответы

11. Структура занятия:

Этап занятия:Вводный: игровой прием — поддержание интереса у детей, создание эмоционального настроя 1- 2 минуты.

Основная часть: обучение, упражнение, динамическая пауза, игровые приемы, смена видов деятельности — 10 минут.

Заключительная часть: проверка и закрепление полученных знаний 2 минуты

1. Дети сидят за столами.

— Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл? Зайчик

А он пришел не один, а с друзьями. Смотрите сколько зайчиков? (много)

А зайчики бегали в лесу и нашли грибочки.

Зайчиков мы посадим на верхнюю ступеньку лесенки один зайчик, еще один зайчик и ещё один зайчик. Каждый зайчик нашел грибок.

Грибки поставим на нижнюю ступеньку, их мы будем ставить ровно под зайчиками, этому зайке грибок, этому зайке грибок, и этому зайке грибок.

Грибков и зайчиков поровну? У каждого зайчика есть грибок. Сколько грибков, столько и зайчиков.

А сейчас я уберу один грибок. Грибков и зайчиков поровну? (нет)

Чего больше грибков или зайчиков? Зайчиков. Как вы узнали? У одного зайчика нет грибка.

Как сделать, чтобы грибков и зайчиков стало поровну? Добавить один грибок. А как еще сделать, чтобы грибков и зайчиков стало поровну? Убрать одного зайчика.

2. Работа с раздаточным материалом

Расставляю тарелочки с цветками и бабочками, кладу карточки с полосками.

У вас карточки левую руку положите на красную полоску, держим карточку. Правой рукой берем цветочки и кладем их слева направо на верхнюю полоску между цветками расстояние.

На нижнюю полоску под каждым цветком ровно кладем бабочку.

Всем ли бабочкам хватило цветков?

Бабочек и цветков стало поровну? Сколько цветков, столько и бабочек.

3.Физминутка: Мы свами будем бабочками.

Полетели бабочки на цветки,

Сели бабочки на цветки, посидели, полетели дальше, еще сели на цветки, посидели и полетели.

Мы стали ребятами, сели на свои места.

4. Полоски длинная и короткая, красного и синего цвета.

Смотрите, у нас 2 полоски. Какого они цвета? (красного и синего) Мы сравним полоски по длине.

Я приложу одну полоску к другой, слева подровняю их концы. Правый конец выступает, значит красная полоска длинная, а синяя короткая.

София, скажи, какая полоска длинная. Красная полоска длинная. Проведи по ней пальчиком. Хором — длинная полоска.

Ваня, какая красная полоска? Длинная.

Лера, какая красная полоска? Длинная.

-Какая полоска короткая, Настя? Синяя полоска короткая. Проведи по ней пальчиком. Хором синяя — короткая полоска.

Женя, какая синяя полоска? Короткая.

Ваня, какая синяя полоска? Короткая.

Эти полоски, как будто дорожки, а здесь домик. Поставить домик в конце длинной полоски.

Какая дорожка длинная? Красная.

Какая дорожка короткая? Синяя

Зайчик идет к домику. Придет зайка к домику, если пойдет по синей дорожке? Нет.

Как вы догадались? Она короткая.

Белочка пойдет по красной дорожке, придет она к домику? Да. Как вы догадались?

Она длинная.

5. Работа с раздаточным материалом.

Возьмите полоски. Это как будто дорожки.

Приложить дорожки одну к другой и подровнять их концы слева.

Зайчика поставьте на короткую дорожку.

А белочку на длинную дорожку.

4. Игра «Найди свой домик».

Дети выходят из-за столов. Показываю фигуры.

Какая это геометрическая фигура?

Квадрат. Какого он цвета? Зеленого.

Какая это фигура? Круг.

Какого цвета? Красного.

Какая это фигура? Треугольник.

Какого цвета? Синего.

Каждому из вас одену фигуры. Вы гуляете по ковру. Когда я хлопну, вы должны будете найти свой домик.

Посмотрите, где стоят фигуры.

Повторить 2-3раза.

Домики- фигуры меняю местами.

Итог. Кто к нам приходил в гости? Зайки, бабочки.

Л. С. Метлина «Математика в детском саду»;

И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлениий во вто

Конспект интегрированного занятия «Гуси-лебеди» (вторая младшая группа) Цель. Закрепление знаний детей по пройденному материалу по ФЭМП и развитию речи. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение определять.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за кошкой и собакой, сравнение их следов» Программные задачи: развивать у детей умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать бережное. заботливое отношение ко всему живому.

Конспект прогулки «Сравнение ели и клена» Цель прогулки: продолжать учить детей описывать растения, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь и бережное.

Конспект урока математики в 3 классе «Площадь. Сравнение площадей» Тема урока: Площадь. Сравнение площадей. Вид урока: Открытие новых знаний Технология обучения: технология проблемного обучения Цель урока:.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:»Сравнение предметов» Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: «Рассматривание столярных инструментов» Цель занятия:.

Конспект занятия «В мире колющих и режущих предметов» для детей с ОВЗ 4 группы Тема. В мире колющих и режущих предметов. Цель. Накопление сведений об опасных вещах (колющих и режущих предметах). Задачи: — Повторить.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Источник

Читайте также:  Способы физического представления информации
Оцените статью
Разные способы