Обучение детей способам уравнивания

Конспект занятия по ФЭМП на тему «УРАВНИВАНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ. ПАВЛИН ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»


УРАВНИВАНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ РАЗНЫМИ
СПОСОБАМИ. ПАВЛИН ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : учить уравнивать группы предметов разными способами: прибавление и убавление предметов; закреплять умение выполнять изделие из природного материала; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Возможные достижения ребенка : имеет элементарное представление об уравнивании групп предметов разными способами; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; проявляет умение работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется изобразительной детской деятельностью при изготовлении павлина из природного материала.

Материалы и оборудование : счетный материал: шишки; пластилин; перья птиц; счетный материал.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

– Сегодня мы отправимся в гости к одинокому павлину и поднимем ему настроение.

У веселого павлина

Фруктов полная корзина.

В гости ждет друзей павлин,

А пока павлин один.

2. Уравнивание групп предметов разными способами (прибавление и убавление предметов).

Воспитатель показывает две группы предметов: красные и синие мячи.

– Посчитайте красные мячи. (6 мячей.)

– Сколько синих мячей? (7 мячей.)

– Каких мячей больше и на сколько больше? (Синих мячей больше на 1.)

– Как можно уравнять количество красных и синих мячей? (Можно положить 1 красный мяч или убрать 1 синий мяч.)

Аналогично проводится работа с другими предметами.

3. Подвижная игра «Гуси летят».

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов: «Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» – и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).

Правила игры . Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

4. Изготовление павлина из природного материала.

Он хвостом своим гордится

И прекрасен, как жар-птица,

В мире он такой один,

И зовут его… (павлин) .

– Рассмотрите игрушку павлина из природного материала. Какой материал необходим для работы? (Шишки, веточки, семена-крылатки, перья птиц.)

– Расскажите о последовательности своей работы. (Для туловища подобрать еловую или сосновую шишку среднего размера, сделать в ней шилом четыре отверстия: с противоположных концов для шеи и хвоста и внизу для ног павлина. Для головы подойдет желудь без чашечки, в нижней части которого надо сделать прокол для веточки-шеи. Голову и туловище соединить заостренной с обоих концов удлиненной веточкой так, чтобы центральная ее часть осталась снаружи, – это шея.)

– Какие правила надо соблюдать при соединении деталей, чтобы игрушка была прочная? (Для прочности скрепления концы веточки смазать клеем. Две веточки, одинаковые по размеру, вставить в отверстия, сделанные в шишке-туловище снизу, – будут ноги.)

– Из какого материала надо делать мелкие детали игрушки? (Глаза и клюв, украшения для головы делают из пластилина.)

– Как украсить игрушку? (На голове можно сделать три прокола, вставить в них три спички, окрашенные в разные цвета, укрепить на их концах разноцветные шарики из пластилина. В сделанное отверстие в шишке-туловище вставляют хвост (метелка камыша или птичьи перья). Метелку и перья можно украсить разноцветными маленькими кружочками из бумаги.)

Читайте также:  Способы выражения концентрации титриметрическом анализе

– Как изготовить подставку для игрушки? (Для устойчивости птицу-павлина укрепляют на подставке или ветке.)

– Рассмотрите игрушки из природного материала на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор.

– Павлин рад, что вы побывали у него в гостях и выполнили все его задания.

Источник

«Сравнение и уравнивание двух групп предметов разными способами»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №158»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«Сравнение и уравнивание двух групп предметов разными способами»

ПОДГОТОВИЛА: воспитатель Токсонбаева Т.Р.

Занятие по ФЭМП в средней группе

«Сравнение и уравнивание двух групп предметов разными способами»

Подготовила и провела: воспитатель Токсонбаева Т.Р.

Посетила занятие: воспитатель Карасева Е.А

Дата проведеня : 4 декабря 2019г.

Литература: Занятие №2.

Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.- М.: Мозаика-синтез,2016.- C .29-30.

Цель : Закрепить состав числа 5, умение считать в впределах 5. Сопоставление двух групп предметов и умение колличественно уравневания их.

Образовательные : формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов (количество) на основе счета и методом сопастовления.

Развивающие : Развивать умение логически думать: сравнивать группы предметов (количественно), методом сопастовления, уравнивать количество предметов, методом убавления и прибавления предметов

Воспитательные: воспитывать желание заниматься сравнением предметов разными спосабами и их уравниванием.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: машины (5 шт.), куклы (5шт), 2 корзины- (набор шаров) и (набор кубиков) равное по количеству детей.

Раздаточный материал : Круги (по5шт. на каждого ребенка), квадраты (по5шт. на каждого ребенка).

Дети делятся на две команды : команду мальчиков и команду девочек.

I . Сравнение двух групп предметов.

Воспитатель предлагает мальчикам отсчитать и поставить на стол 5 машин. А девочкам – 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Потом выясняет, что надо зделать, чтобы узнать сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество.

Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно порловну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения ( наложения и приложения). Дети располагают куклы рядом с машинами.

Воспитатель уточняет : «Пять машин и четыре куклы-сравните , что больше»

Дети: « Пять машин больше, чем четыре кукол»

Воспитатель уточняет : «Четыре куклы и пять машин, что меньше. Как сделать так, чтобы игрушек стало порровну?»

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убовления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.

Воспитатель : «По скольку стало машин и кукол?»

Затем воспитатель восстанавливает неравеенство и просит ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 4 и 5.

II .часть. Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом (круги и квадраты). Состав числа 5.

«Вышли пальчики гулять» (приложение №1)

Воспитатель предлагает детям взять по одному 5 квадратов и выложить их в линейку. Прибавляя квадраты проговаривать ( например: к 3прибавить 2). Затем по одному взять 4 круга и пожожить над квадратами.

Воспитатель уточняет: «Ровное ли количество фигур? » и просит уровнять фигуры.

Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Дети уравнивают предметы одним из способов.

III . Закрепление. Как узнать: «Кого больше в группе – девочек или мальчиков?».

Физминутка «1.2.3.4.5» (приложение №1)

Воспитатель спрашивает детей: «Кого больше в группе – девочек или мальчиков?». Дети затрудняются ответить, ведь они еще не знают счет до 12.

Воспитатель уточняет: «как можно сравнить количество детей?». Дети предлагают способом сравнения. Тогда воспитатель предлагает мальчикам взять из корзины по кубику и положить на стол в линейку. Затем девочки берут шарик и ложат рядом с кубиком.

Читайте также:  Цикловита способ применения при отсутствии месячных

Воспитатель уточняет : «Всем ли шарикам хватило кубиков?»

Дети отвечают : «Одному шарику не хватило кубика»

Воспитатель : «Кого получается больше сегодня в группе?»

Дети отвечают : «Девочек»

Воспитатель : Правильно. Спасибо всем ребятам за работу на занятии.

Список использованной литературы:

1.Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.- М.: Мозаика-синтез,2016.-64с.

Интернет ресурсы (дата обращения 03.12.2019г.):

Пальчиковая гимнастика Физминутка «1.2.3.4.5»

Источник

Методика изучения уравнений и способов их решения.

Методика изучения уравнений и способов их решения.

Уравнение в начальном курсе математики трактуется как равенство, содержащее букву (переменную). Решить уравнение — значит узнать, при каких значениях буквы (переменной) уравнение обращается в верное числовое равенство. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство, называют решением уравнения.

В учебнике М.И. Моро учащиеся решают уравнения двумя способами: 1) способом подбора (в простейших случаях); 2) способом, основанном на применении правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

В методике формирования у младших школьников представлений об уравнении можно выделить следующие этапы:

I этап – подготовительный. На этом этапе выполняются следующие два вида упражнений: 1) решаются способом подбора примеры с «окошком» вида  + 3 = 7;  — 4 = 2; 8 —  = 5;

2) раскрывается связь между компонентами и результатом действий сложения и вычитания (правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого).

Выполнение специальных упражнений – равенств с «окошками» является подготовкой для перехода к решению простейших уравнений вида х + 2 = 7; х — 5 = 4; 8 — х = 6, с которыми учащиеся знакомятся только во 2 классе (часть 1, с.68).

II этап – знакомство с уравнением и овладение способом его решения.

Введение понятия «уравнение» фактически сводится к замене «окошка» латинской буквой х и к введению термина «неизвестное число».

Ознакомление с уравнением можно начать с рассмотрением равенства с «окошком»:  + 4 = 7

К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 7?

(Вместо «окошка» учащиеся подставляют одно за другим числа 0, 1, 2, 3, пока не найдут такое, которое подходит, чтобы получилось верное равенство).

Учитель объясняет, что в математике принято обозначать неизвестное число латинской буквой х (вставляет х в окошко).

х + 4 = 7 – это уравнение.

Решить уравнение – значит найти неизвестное число.

Чему равно неизвестное число в данном уравнении? (3).

На данном этапе очень важно сформировать осознанный и математически верный подход к решению уравнений, чтобы ученик сразу ориентировался на то, что подобранное им число он должен проверить, т.е. подставить его и выяснить, верное или неверное числовое равенство при этом получится.

Сначала уравнения решаются способом подбора (учащиеся могут при этом воспользоваться как знанием состава числа, так и вычислительными приемами сложения или вычитания в пределах 10).

Используя способ подбора, учащиеся смогут справиться и с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого. Например, 9 – х = 7. (Подставим вместо х один: 9 — 1  7, х  1; подставим число 2: 9 – 2 = 7, х = 2).

Аналогично в 3 классе вводятся уравнения вида х • 3 = 12, 5 • х = 10, х : 2 = 4, 6 : х = 3, которые также вначале решаются подбором с использованием табличных случаев умножения и деления.

Позднее, когда учащиеся усвоят знания связей между компонентами и результатами арифметических действий уравнения начинают решать на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента.

Для решения уравнений вторым способом с помощью правила предлагается такое уравнение, которое дети не могут быстро решить способом подбора, например: х + 13 = 71.

Решение уравнения оформляется следующим образом:

х + 13 = 71 х — 5 = 27 32 — х = 8

Читайте также:  Способ извещения участников гражданского процесса

х = 71 — 13 х = 27 + 5 х = 32 — 8

58 + 13 = 71 32 — 5 = 27 32 — 24 = 8

71 = 71 27 = 27 8 = 8

14 • х = 28 х : 6 = 12 48 : х = 4

х = 28 : 14 х = 12 • 6 х = 48 : 4

14 • 2 = 28 72 : 6 = 12 48 : 12 = 4

28 = 28 12 = 12 4 = 4

Ученики объясняют решение уравнения х + 13 = 71 так: читаю уравнение х плюс 13 равно 71 (сумма чисел х и 13 равна 71; х увеличить на 13 получится 71). В уравнении неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. Из 71 вычтем 13, получим 58. Значит, х равен 58. Проверим: к 58 прибавим 13, получим 71. Получилось верное равенство 71 = 71, значит уравнение решено правильно .( 3 кл. ч 2 с. 20- объяснить самост)

Особенности ознакомления с уравнениями в курсе Л.Г. Петерсон

В 1 классе (часть 3, уроки 11 — 18) решаются уравнения на сложение и вычитание с фигурами, линиями и числами на основе взаимосвязи между частью и целым. Для решения этих уравнений достаточно применить уже известные учащимся правила:

Целое равно сумме частей.

Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть.

На уроке 11 вводится понятие уравнения. Перед этим в устные упражнения целесообразно включать примеры с «окошками», решаемые на основе взаимосвязи «часть — целое»:

Затем рассматриваются способ решения уравнений на основе понятий «целое» и «части»:

1) х + 4 = 8 х и 4 — части, 8 — целое.

х = 8 — 4 Ищем часть, поэтому из целого вычитаем другую часть.

Во втором классе во второй части (урок 1) рассматриваются уравнений нового вида с умножением и делением (а • х = b , х : а = b , а : х = b .)

Учащиеся знакомятся еще с новым способом решения таких уравнений на основе правил на нахождение стороны и площади прямоугольника.

Для решения уравнений данного вида нельзя использовать правила о части и целом, так как второй множитель ( х • 4 = 12 ) — это не часть, а количество равных частей, на которое разбито целое.

В 3 классе (часть 1, урок 10) дается определение уравнения и корня уравнения; показывается решение уравнений на основе правил нахождения неизвестных компонентов действий:

— Если в равенство, содержащее переменную, подставить какое-нибудь число, то может получиться верное или неверное высказывание. Например, при x = 3 равенство x + 2 = 5 будет верным, а при x = 8 — неверным.

— Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.

— Значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения. Решить уравнение — значит найти все его корни (или убедиться, что их нет).

Неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Неизвестно делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.

Неизвестен делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Затем решаются уравнения более сложной структуры, которые после упрощения числовых выражений в правой части, сводятся к известным случаям: (х + 3) : 8 = 5.При решении таких уравнений рассуждаем так: 1) последнее действие – деление, значит задано частное. 2) неизвестное в делимом, чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель: х + 3 = 5 8; х + 3 = 40.

3) получили сумму, неизвестно первое слагаемое, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое: х = 40 – 3; х = 37. Проверка: (37 + 3) : 8 = 5; 5 = 5.

Источник

Оцените статью
Разные способы