Обучение детей обобщенным способам изображения

Обучение детей дошкольного возраста способам изображения

Сердитых Анна
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения

Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.

Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?

Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.

Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?

Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.

Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?

При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.

Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.

От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.

Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.

Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением.При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.

Читайте также:  Способы монтажа напольного отопления

На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.

Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.

О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники изображения» 1. Интересный вариант для детишек которые не хотят рисовать по каким-либо причинам, или просто интересный вариант рисования с малышами Наливаем.

Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Читайте также:  Как повысить эстроген у девушек естественными способами

Источник

О бучение детей обобщенным способам изображения

Обобщенными и типичными способами изображения разных объектов являются: конструктивный, силуэтно-контурный, смешанный (силуэтный с контурным),пластический (от главной линии, передающей суть позы, движения), стилизованный (когда форма и цвет чрезвычайно обобщены и условны; от самого интересного и выразительного ко всему остальному, от простого к сложному и наоборот, от общего к частному, отдельному.

В лепке: жгутиковый, конструктивный, пластический, пластинчатый, ластинчато-объемный, и др. Конструктивный способ господствует в младшей

и средней, в старшей группе при лепке человека появляются шея, пальчики, ступни ног и т. В подготовительной группе нужно подводить к восприятию и воспроизведению сложной формы в целом. В первую очередь это отн к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого -отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры: осн работа-движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Старшие дети пользуются стекой — ею надрезают, разделяют части в целом куске. Детям показ прием повертывания лепки на дощечке рассматривать ее то с одной, то с др. стороны. Рисование: 1.конструктивный,2. Силуэтно-контурный 3.комбинир1+2/ 4.от самого интересного к простому прием «построения» предмета сложной формы 5.от целого к деталям б.сп-б схематизации, стилизации. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать:используются граф каранд, мелки,акварель. Краска светло-серая, голубоватая или светло-коричневая: рисунок можно исп равлять, дополнять. Рис. на отдел листке бумаги быстрыми движениями, легкой слитной линией;

Аппликация: 1) конструктивн, 2) силуэтно-контурный 3).комбинир 1+2

Содержание изодеятельнос ти детей дошкольного возраста

Основные подходы:

Личностно ориен остно тированный (обращается внимание на способы изображения детей, учитываются возраст, интересы, склонности, мотивы,уровень развития нравтвенно-эстетических чувств.

Деятельностный(развитие ребёнка происходит в деятельности а не само по себе, Индивидуальный(учёт творческих знаний и изо опыт /изо умения и технич навыки/) Комплексный(единство задач нравственного,эсететического, трудового, интелект воспитания на занятиях по изодеятельности, формир обощённых знаний)

Обобщённые способы:

Рисование

1. Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; З.Смешаный-1+2

Лепка

1.Конструктивный; 2.Пластический; 3. Комбинированный

Аппликация

1.Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; 3.Комбинированный; 4.0брывание ;

5.С эл-ми флористики

Принципы обучения детей: наглядности, доступности последовательности и систематичности, краеведческий, единста учебных и творческих задач воспитания, природосообразности, гуманизации, единство общественного и семейн воспитания.

Виды изо-деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.

Занятие — это специально организо­ванная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изобразительной деят-ти: — по рисованию, — по лепке, — по ап­пликации, — по конструи­рованию. Каждый вид имеет свою специ­фику: Рисо­вание – это вид изо деят-ти, при кото­ром изображение создается на плоско­сти. Лепка – это процесс создания изобра­жения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнамен­тов и изображений путем наклеи­вания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо мате­риала. Под детским конструи­рованием пони­мают разнообразные пере­стройки из строи­тельного материала, а также изготов­ление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти по­стройки и игрушки служат для игр детей.

Читайте также:  Графический способ представления множества

Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: ос­новная деятельность, Заключитель­ная часть: ана­лиз детских работ. Дру­гие формы проведения занятия: ком­плексные, коллективные, игра, упраж­нение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты

занятия–упражнения (вступительная часть будет минимал., самая больш.–основная часть, заключ. – минимал /для декоратив. и предмет. рисов./); занятие – задание (учимся зеркальной симметрии – закрась вторую часть бабочки, докрась образец, дорисуй рушничок и др.); игра (подчиненно игровой деят-ти, построено на одной игре (нарисуем следы зайчика); занятия – беседа (не будем получать результат). Осн. части не будет.;

Средняя и старшая группа:

занятие – графический рассказ работа подчин. Рассказу: появилось солн. – рис, выглянула тучка – рис.) Эксперимент (закрасить картинку); Зан. – путешествие (предметное действие, посещение точек, пунктов.); Коллективное занятие (опираемся на общ. раб); занятие нетрадиц. формы проведен. (опир. на теле, музыкальн. игры).

31. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности

Типы занятий:

1) Занятия на тему, предложенную воспитателем:

а) направлены на изучение нового программного материала( овладение новыми приемами, умениями; самостоятельный выбор цвета, размеров, дополнение деталями); б) на закрепление ранее пройденного;

2) занятия на тему, выбранную самим ребёнком (по замыслу)- выбор темы и приёма изображения («Праздник в д/с»), новый программный материал не дается. 3) комплексные — разные виды де-ской деятельности (матем. + изо)

4) интегрированное (комбинир о ванное) — разные виды изодеятельности (рисунок + ап-пликация; ознакомл. с произведением+изодеят.)

5) занятие- упражнение (репродуктивные методы: отработка технических навыков и не предполагает внесение элементов творчества)

6) занятие – задание ( обучающие задачи + творческие задачи) — подбор цветовой гаммы для передачи настроения, декорирование поверхности;

7) графическое рассказывание (рассказ+изображение)

8) диагностические (в начале (после 2-3 недель) и в конце контрольно-учетные (после темы, после квартала);

9 ) занятие — игра ( единый игровой сюжет)

1 0 ) занятие — искусствоведческая беседа

В каждом типе занятия ре­ализу­ются цель, задачи, методы обуче­ния. Пред­полагается проявление и развитие индиви­дуаль­ности.

Виды занятий:

— по содер­жанию изобра­жения – предметное, сюжет­ное, декоратив­ное;

по спо­собу изоб­ражения — по пред­ставле­нию, по па­мяти, с натуры;

— по харак­теру выбранной темы — на тему, пред­ло­женную воспита­телем и свобод­ную тему (по замыслу);

по источнику тем замыс­лов — заня­тия на литера­турные темы, на музы­кальные, окружающей дей­ствительно­сти

32. Виды детского рисования

Три вида детского рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Источник

Оцените статью
Разные способы