Обстоятельство способы выражения обстоятельства урок

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Источник

Разработка урока на тему: «Обстоятельство и способы его выражения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цели:

Образовательный аспект: дать понятие об обстоятельстве и способах его выражения,расширить представления учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения

2. Развивающий аспект: развитие грамматических навыков письменной речи,расширение и углубление предметной компетентности учащихся
3. Воспитательный аспект: воспитание инициативности, самостоятельности в приобретении знаний, на основе текста привить любовь к природе.

Читайте также:  Масло для массажа способ применения

Оборудование: учебник,учебные тексты, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают второстепенные члены предложения, в том числе обстоятельство, конструируют предложения , научатся определять способы выражения обстоятельства.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока 23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1 с. Кызыл-Мажалык»

Разработка урока на тему:

«Обстоятельство и способы его выражения»

Учитель русского языка и литературы

Сат Азиана Андреевна

Тема: «Обстоятельство и способы его выражения»

Образовательный аспект: дать понятие об обстоятельстве и способах его выражения,расширить представления учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения

2. Развивающий аспект : развитие грамматических навыков письменной речи,расширение и углубление предметной компетентности учащихся
3. Воспитательный аспект : воспитание инициативности, самостоятельности в приобретении знаний, на основе текста привить любовь к природе.

Оборудование: учебник,учебные тексты, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают второстепенные члены предложения, в том числе обстоятельство, конструируют предложения , научатся определять способы выражения обстоятельства.

II.Актуализация опорных знаний

-Для чего служит предложение?

-Что составляет грамматическую основу предложения?

-Какие члены предложения называют второстепенными?

2.Запишите предложения ,обозначьте в них опреления,укажите,чем они выражены?

1)Человек,глотающий книги,похож на путешественника ,знакомящегося со страной из окна вагона.(прич.оборот)

2)Это был человек старой закалки.(устойчивое сочетание)

III.Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель. Определить член предложения –значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Синтаксическую роль слово выполняет только в определенной форме, например, слово большой может быть согласованным определением, так как имеет формы рода, числа и падежа; слово поле имеет значение пространства, поэтому способно быть обстоятельством места(работать в поле).

IV.Изучение нового материала

Обстоятельство -второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? куда? откуда? Например: Я читал бессистемно, безудержно, запоем (А.С.Грин)

Работа с таблицей

Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже- к другим членам предложения.: Вовремя прочитанная книга- огромная удача.

Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называют сравнительными оборотами: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогом несмотря на выделяют запятыми: И березы стоят, как большие свечки. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи.

Внимание. Обстоятельства часто выражаются именами существительными в косвенном падеже с предлогом и без предлога. Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. Он пошел (как?)неспешным шагом.

Работа с учебником.Теоретический материал.

V.Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1.Практическая работа с языковым материалом

Задание№1 Запишите предложения, выделите в них обстоятельства. Определите чем они выражены.

Задание №2 Определите значения обстоятельств в предложениях. Определите, словами каких частей речи выражены обстоятельства.

2. «Умники и умницы»: решение лингвистической задачи (в парах)

3. «Готовимся к ГИА»: работа с худождественными текстами(в группах)

Задание.Запишите текст в тетради,найдите и подчеркните обстоятельства, определите их вид и способ выражения.

4.Работа с упражнениями.

VI.Рефлексия Подведение итогов.

Выполнение упражнения «Мозговой штурм» Задание Прочитайте таблицу и на ее основе составьте лингвистическую миниатюру «Что такое обстоятельство?»

1.Выучить теоретический материал по теме урока

2.Творческое задание. Написать сочинение о профессии, известной по рассказам родителей, знакомых, а может быть из личного опыта, включая различные виды обстоятельств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: «Виды обстоятельств» по русскому языку в 8 классе и «Файловая система» по информатике.

Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»

Предлагаемый мною урок по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач» проведен в 9 классе и направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и формированию у них с.

Методическая разработка урока по теме: «Ритм пятен как средство выражения»

Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме «Ритм пятен как средство выражения». Урок продолжает знакомить детей со средствами художественной выразительности изобразительного искусства, .

разработка урока «Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов»

Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов». Тип урока: урок новых знаний.Цель:Образовательная:Сформулировать понятие дисперсной системы;Познакомить с класс.

Конспект урока по теме «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс

УМК Быстрова, Киьирева.

Разработка урока по теме «Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии»

Разработка урока по теме «Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии» для 8 класса.

Источник

Урок русского языка в 5 классе на тему «Обстоятельство» по ФГОС.

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Цель урока: формирование умения:

определения обстоятельства в предложении,

определения способов выражения обстоятельства в предложении.

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения друг к другу.

Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Развивать умения работать с информацией на уроке, ясно излагать свои мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формировать умения находить обстоятельство в предложении, определять способы выражения обстоятельства.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учетом решаемых задач.

Распознавать обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогом, отличать их от дополнения.

Моделировать предложения с обстоятельствами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Средства обучения: презентация, учебник Русский язык 5 класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др.

Формы работы обучающихся: в парах, групповая.

Мотивация учебной деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Подготовка к работе. Приветствие друг друга улыбкой.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель : создание проблемной ситуации.

— Что нового о способах выражения определения вы узнали в 5 классе?

— С каким пунктуационным правилом вы познакомились на прошлых уроках?

Игра «Четвертый лишний»
А) Существительное, прилагательное, наречие, глагол.
Б) Чисто, красивый, быстро, прекрасно
В) Свежо, горячо, жгуче, хорошо.
Г) Издалека, справа, слева, вправо.

Докажите, что это предложение.

-При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной?

х(куда?)

Мы ходили в лес.

х

Вчера мы ходили.

х (как?)

Мы ходили пешком.

х (зачем?)

Мы ходили за грибами.

Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы учителя.

Учащиеся находят подлежащее и сказуемое, называют признаки предложения.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Выявление места и причины затруднения.

Фиксация новой учебной задачи.

Как называется этот второстепенный член предложения?

Что вы знаете об обстоятельстве?

Зачем нужны обстоятельства в тексте?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: поиск решения учебной задачи.

— Что нужно сделать, чтобы точно ответить на вопросы?

1. Русалочка подплыла к кораблю близко.

2. Матросы громко пели и танцевали.

3. Потом на палубу вышел молодой красивый принц.

4. Все торжественно поздравляли его.

5. Никто не заметил, как быстро приблизилась буря.

6. Вскоре корабль затрещал и заскрипел.

7. Принца Эрика выбросило за борт.

В группе:
План:1. Найти обстоятельство.

2. На какой вопрос отвечает и что обозначает?

3. Чем выражено обстоятельство?

ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?

Сформулируйте теперь правило полностью.
Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод.

Выполнение заданий. Подтверждение предположений.

Дети в группе работают с карточками.

Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы. Проверяют по учебнику правильность сделанных выводов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Реализация построения проекта

Составьте памятку «Второстепенный член предложения – обстоятельство», выбрав из группы только нужные карточки.

Какова последовательность ваших действий?

Учащиеся составляют план, работают в паре, рассказывая соседу об обстоятельстве.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся находят главные и второстепенные члены.

1. Осенью лес надева…т самые дорогие наряды.

2. В лесу теплый красный свет идет от осин.

3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.

4. Ул…тают на юг последние перелетные птицы.

Разбор предложений индивидуально и фронтально. Анализ и обсуждение в классе. Запись в тетради.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Цель: коррекция отработки способа.

Организует работу в паре.

1.- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.

— Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)

— На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)

— В чем отличие от дополнения?

Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.

Организует работу в группах.

Сконструировать текст, используя слова для справок.

Разбушевался листопад … . Листья … падают на землю. Осень … одаривает лес красками. Поздней . птицы улетают … .

Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.

Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку по образцу, записанному на доске.

Обсуждение в группе возможных вариантов предложений.

Самопроверка по образцу, записанному на доске.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: коррекция отработки способа.

Организация самостоятельного выполнения задания. Соревнование по вариантам.

Укажите предложения, в которых есть

1. обстоятельство времени.

а) По дороге в школу встречаюсь с друзьями.

б) Осенью улетают в жаркие страны перелетные птицы.

в) По вечерам вся семья собиралась за столом.

2. обстоятельство места.

а) С деревьев, кружась, падали разноцветные листья.

б) Постепенно зажигались на небе звезды.

в) Медленно поднимается солнце.

3. обстоятельство образа действия.

а) Быстро прошло лето.

б) Поздней осенью переменит белочка свой наряд на зимний.

в) Мы медленно продвигались по тропе.

Укажите предложения, в которых есть

1. обстоятельство времени.

а) Цветы долго не распускались.

б) На другой день пришли гости.

в) С утра до вечера шел дождь.

2. обстоятельство места.

а) Скоро наступит холодная зима

б) Белка забралась на вершину высокой ели.

в) В лесных кладовых спрятала белка орехи.

3. обстоятельство образа действия.

а) Внезапно поднялся резкий ветер

б) На ветках развесила белка сушить грибочки.

в) Эти соревнования прошли удачно для нашей команды.

Выполнение заданий самостоятельно.

Самооценка с проверкой по карточкам.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

Цель: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата.

Всем: Знать, что такое обстоятельство, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану.

Составьте и запишите на тему «Осенний лес» четыре распространенных предложения, в которых вы должны использовать обстоятельства с разными значениями. Обстоятельства подчеркните и обозначьте способ их выражения

Планирование выполнения домашнего задания. Предположение возможных затруднений.

Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке…

Самооценка деятельности учащегося, соотнесение цели и результатов, степени их усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-178257

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы выполнения столярных соединений
Оцените статью
Разные способы