- Виды обучения. Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса
- Формы организации обучения в педагогике
- Что такое формы организации обучения
- История развития форм обучения
- Основные виды
- Индивидуальная
- Групповая
- Фронтальная
- Основные задачи форм обучения
- Урок — основная форма организации обучения
- Преимущества и недостатки
- Какие формы обучения можно сочетать
Виды обучения. Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбранный вид обучения зависит от следующих компонентов:
1)характера деятельности учителя;
2)особенностей обучения учеников;
3)специфики применения знаний на практике.
Выделяется несколько видов обучения: догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное.
Догматическое обучение, существовавшее в Европе много веков, предполагает изучение фактов, явлений действительности, связей между ними как определенных неизменных положений догм. Учитель излагал ученикам определенную сумму знаний в готовом виде, без объяснения. Ученики должны были запомнить этот материал и дословно его воспроизвести. От них не требовалось умения применять эти знания на практике. Этот вид обучения наиболее способствует развитию механической памяти, но не создает условий для интеллектуального развития личности.
Объяснительно-иллюстративное обучение, Такое обучение называют еще традиционным. Главные методы этого обучения – объяснение в сочетании с наглядностью; Ведущие виды деятельности учеников – слушание и запоминание; главное требование – безошибочное воспроизведение изученного. Объяснительно – иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но на ряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки – преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение, Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников. ЕЕ введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе ученик перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание и приобретение недостающих знаний. Далее следует этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Программированное обучение. Основная цель – улучшение управления учебным процессом. ПО направляет свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь. Если это удается сделать, то ученики избавляются от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.
Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.
Есть еще такой вид как дифференцированное обучение. Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп.
Источник
Формы организации обучения в педагогике
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
- Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
- В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
- Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
- Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
- На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
- В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
- Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Основные задачи форм обучения
В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.
- Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.
- Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.
- Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.
- Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним. Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.
- Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.
- Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость. Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
- уроков;
- факультативов;
- лекций;
- семинаров;
- лабораторных работ;
- практических работ,
- олимпиад;
- круглых столов;
- кружков.
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
- проверка заданного на дом материала;
- объяснение и разбор новой темы;
- закрепление знаний.
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
- единая организаторская структура,
- постоянный коллектив участников образовательного процесса,
- удобство временного промежутка,
- коллективная работа на результат,
- возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
- отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
- ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
- уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
- отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.
Какие формы обучения можно сочетать
Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:
- Объяснительно-иллюстративная форма. Является традиционной в плане передачи информации. Учитель объясняет новую тему, используя наглядны пособия: картины, схемы, графики, таблицы. Задача учеников — усвоить материал и повторить основные пункты темы.
- Догматическая форма предполагает бездоказательное обучение.
- Проблемная, дискуссионная, поисковая форма. Основана на самостоятельной работе учеников, поиске информации, доказательств и направлена на формирование новых навыков и умений.
- Развивающая форма предполагает преимущественное изучение теории с выработкой осознанности и понимания цели учебного процесса.
- Поисковая, эвристическая форма. Имеет в основе проблемный и развивающий принципы. Направлена на самореализацию и самообучаемость.
- Индивидуальная, личностно-ориентированная форма обучения предусматривает выделение способностей каждого обучаемого и их развитие.
- Дистанционная, компьютерная форма обучения, получившая популярность в настоящее время, позволяющая проводить обучение без прямого контакта, однако с учетом индивидуальных особенностей. В данном виде обучения большую роль играют новые технологии, активно применяющиеся в образовании (компьютерные программы, тесты, презентации).
- Модульнаяформа помогает изучать предметы блоками, при этом наблюдается высокое усвоение полученных знаний.
- Межпредметнаяформа имеет в основе изучение смежных дисциплин.
Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.
Источник