Планирование урока
4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
Педагог, независимо от программы, учебных пособий и особенностей класса, может ориентироваться на общий способ деятельности, который позволит ему обдумать и выстроить логику урока. Общий способ деятельности, связанный с планированием занятия, можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
1 Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать его математическое содержание и обозначить тему урока (т. е. то, что он запишет в журнал).
2. Что я сам о них знаю?
Данный вопрос обязателен, поскольку педагог должен достаточно четко представлять себе разницу между действительным полным и научным содержанием понятия и тем объемом этого содержания, которое он собирается донести до детей. Если педагог недостаточно полно представляет себе содержание этого математического понятия, следует обратиться к соответствующим учебным пособиям. Данный совет не является чем-то обидным для учителя начальных классов, поскольку ряд альтернативных учебников математики включает в предлагаемое детям содержание не только материал, традиционно изучавшийся ранее в средней школе, но и такой материал, который не изучается в средней школе (элементы теории множеств и теории алгоритмов в учебнике Л. Г. Петерсон, элементы формальной логики в учебнике В.Н. Рудницкой, сложные уравнения и системы неравенств в учебнике И.И. Аргинской).
3. Что из своих знаний я могу донести до детей этого возраста(моего класса)? Знакомство с каким понятием, свойством или способом действий является целью моего урока? (Какова математическая задача урока?)
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать методическую цель урока.
4. С какими из понятий дети знакомятся впервые? С какими у жезнакомы? Когда они познакомились с ними?
Для ответа на этот вопрос следует изучить те задания, которые дети выполняли в процессе знакомства и при закреплении этих понятий и способов действий. Это даст педагогу возможность выстроить систему заданий, актуализирующую знания детей.
Какова главная дидактическая задача урока? (Обучающая,развивающая, контролирующая?)
Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение?
Ответ на этот вопрос состоит в непосредственном отборе и составлении заданий, и выстраивании их в систему: сначала я дам такое задание его результат даст мне то-то, затем его продолжит такое задание — его результат даст мне то-то, а затем можно предложить это и это на выбор по желанию.
Суть такого подбора заключается не в разнообразии подбираемых заданий, в их целесообразности для формирования конкретных математических представлений детей. Например, если речь идет о знакомстве с новым вычислительным приемом, то целесообразным будет такой подбор заданий, который актуализирует знания детей об уже знакомых вычислительных действиях, лежащих в основе данного приема, и показывающий их «соединение» в новый вычислительный прием. При решении задачи целесообразным будет подбор заданий, который подготовит детей к правильному восприятию смысла действий в задаче, правильному восприятию ее «событийного ряда» (подскажет аналогию). На первый взгляд, данное положение кажется самоочевидным; но далеко не каждый учитель умеет правильно выявить все те знания, которые лежат в основе вычислительного приема или трудной задачи, отсюда и следуют такие, казалось бы, парадоксальные ситуации, когда учитель жалуется, что «при подготовке к контрольной решили пять задач этого типа, а на контрольной опять ошибки!» Такая ситуация закономерна, если дети не понимают смысла того, что они делают, не осознают структуру задачи, а ориентируются на знакомые речевые формы при выборе действия («улетели», значит, отнимаем; «в два раза больше» — значит, умножаем.) Осознание же ребенком смысла и сути нового материала возможно, только если система заданий, выстроенная учителем на уроке отражает эту суть, а не внешние атрибуты нового знания.
7. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения?
Ответ на этот вопрос после выстраивания «канвы» урока, позволит педагогу заранее принять меры по предупреждению ошибок и усвоения неверного способа действия. По крайней мере, педагог будет готов к появлению ошибок и заранее продумает меры их устранения. Опытные педагоги не боятся использовать ситуацию «нечаянной ошибки» как обучающую — в этом случае педагог намеренно допускает ошибки и побуждает детей найти их и исправить. Для формирования у себя умения предугадывать трудности и ошибки детей, полезно при отборе заданий заранее обозначить в конспекте предполагаемые ответы детей, причем постараться предусмотреть разные варианты. Тогда даже самые неожиданные ответы детей не поставят педагога в тупик.
8. Какие формы организации деятельности детей я используюна уроке?
Педагог определяет, как пройдет урок: будет ли это фронтальная работа со всем классом, или можно применить групповой метод, объединяя несколько детей в рабочую группу; или использовать парную работу и кого с кем объединить в пару; и кому из детей обязательно надо предусмотреть индивидуальное задание. Важно заранее спланировать как совмещать результаты групповой работы для достижения цели занятия, как включать в деятельность детей, требующих индивидуального внимания.
9. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к уроку? С какими буду работать я, с какими предложу выполнить задание детям, что раздам всему классу и когда это сделаю?
Список вопросов для подготовки к уроку единый, иерархия вопросов постоянна, а вот ответы педагога самому себе, безусловно, будут отличаться «поправкой» на программу, возраст детей, индивидуальные особенности детей в классе, общую особенность класса (например, класс коррекционного обучения детей с задержкой развития не «выпадает» из этой структуры, но он накладывает специфические особенности на ответы педагога на поставленные вопросы). Следует учитывать и индивидуальные особенности самого педагога — один прекрасно рисует и будет рисовать нужные картинки сразу на доске на глазах детей; другой прекрасно перевоплощается и будет активно использовать драматизацию (ролевую игру); третий предпочитает деловую обстановку на уроке, его дети к этому уже привыкли и с удовольствием работают без особых «украшательств» урока, получая удовлетворение от самостоятельного решения интеллектуальных задач.
Ориентируясь на данные вопросы, начинающий педагог сможет научиться планировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, и его деятельность, направленная на развитие детей в процессе математической подготовки, будет осознанной, обоснованной и творческой. В этом плане, следует несколько слов сказать об импровизации, как методическом умении педагога-мастера.
Планируя и разрабатывая урок, педагог старается предусмотреть любые случайности, однако возможны ситуации появления действительно непредвиденных проблем. Допустим, педагог при проведении урока вдруг осознал, что выбрал неверную аналогию, неудачно выразился, или почувствовал, что выбранный путь неверен, потому что дети не понимают и не принимают его логики. В такой ситуации некоторые педагоги считают своим долгом «железной рукой» довести урок до конца по намеченному пути, невзирая ни на какие препятствия. Такая позиция обычно характеризует авторитарный педагогический стиль обучения и воспитания. Гуманистическая педагогическая позиция, характеризующая педагогику сотрудничества, предпочитает более «мягкие» способы организации взаимодействия педагога и ребенка на уроке. В подобной ситуации более разумным с методической и педагогической позиции было бы кардинальное изменение плана урока прямо на ходу в соответствии с возникшими обстоятельствами. Однако такое кардинальное изменение плана и «резкая» перестройка структуры урока требует от педагога очень высокого уровня мастерства (педагог-мастер даже свои собственные ошибки, вовремя осознанные, умеет обращать на пользу урока так, что потом при его разборе присутствующие коллеги полагают, что все это было задумано заранее). При отсутствии такого уровня мастерства, молодому педагогу лучше просто опустить ту часть своего плана, которая «не пошла». Пропустите и идите дальше, именно на такой случай всегда следует предусмотреть «резерв» — 2—3 запасных задания, которые можно использовать в качестве дополнительных к теме урока. Приучив себя к тому, что у Вас всегда есть резервные задания «на крайний случай», Вы поймете, что импровизация на уроке — это на самом деле умелое использование заранее предусмотренного запаса.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
«Общий способ деятельности учителя при планировании урока в начальной школе»
статья на тему
Выступление на МО. «Способы деятельности учителя при планировании урока»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._obshchiy_sposob_deyatelnosti_uchitelya_pri_planirovanii_uroka_matematiki_v.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБООУСТ «Шумячская санаторная школа-интернат»
ОБЩИЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Выступление на методическом заседании учителей-предметников)
Общий способ планирования урока можно представить в виде следующей
-Какие понятия, свойства, правила, приёмы рассматриваются на данном уроке?
-Что я сам знаю о них?
-С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда
они познакомились с ними?
-Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая,
контролирующая)? Какие ЗУНы и приёмы умственных действий формируются в
процессе их выполнения?
-Какова дидактическая цель данного урока?
-Какие задания, предложенные в учебнике можно исключить из урока?
какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?
-Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность
школьников, направленную на актуализацию ЗУНов, на восприятие нового
материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приёмы и формы
организации деятельности учащихся можно для этого использовать?
-Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого
задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как
организовать их деятельность по предупреждению и исправлению ошибок?
Ориентируясь на данные вопросы, можно научиться планировать
содержательные, выстроенные в определённой логике уроки.
Исходя из содержания урока, можно не отвечать развёрнуто на некоторые
вопросы. Можно также изменить их последовательность или объединить
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Методический анализ урока, включая в себя компоненты педагогического
анализа, имеет свою специфику, которая обуславливается содержанием
предмета. Особенность методического анализа заключается в том, что он
должен проводиться в два этапа.
На первом этапе учитель сам оценивает, удалось ли ему реализовать
намеченный план на практике. Для этого он формирует цель урока и
обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения этой
цели. Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения
реального урока. Для этого целесообразно остановиться на следующих
-Какие моменты урока оказались для учителя неожиданными?
-Чего он не смог учесть при планировании урока?
-Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?
-Заметил ли он свои речевые ошибки, недочёты, неудачно сформулированные
-Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является
критерием этой оценки?
На втором этапе все эти вопросы – предмет дальнейшего обсуждения урока
коллегами, присутствующими на уроке. План этого обсуждения можно
представить в виде следующей последовательности вопросов:
-Соответствует ли логика урока его цели?
-Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке:
тренировочные, частично-поисковые, творческие? Какие из них заслуживают
положительной оценки? Почему?
-Соответствуют ли учебные задания, подобранные учителем, цели урока?
-Какие функции выполняют задания, предложенные учителем: обучающую,
развивающую, контролирующую? Что заслуживает положительной оценки?
-Грамотно ли учитель использовал терминологию, предлагал
учащимся вопросы и задания?
-Какие методические приёмы, используемые учителем на уроке, заслуживают
положительной оценки? При работе над отдельными заданиями, при изучении
нового, при закреплении, проверке?
-Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная,
фронтальная, групповая), применяемые учителем на уроке, заслуживают
-Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь),
успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха,
реализовать идею сотрудничества? Какие моменты заслуживают положительной
оценки с этой точки зрения.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Подготовка к уроку – важный этап работы учителя. Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Что важно продумать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку
1. Учёт особенностей учащихся класса:
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
отношение учащихся к предмету;
сформированность учебных умений;
общая подготовленность учащихся;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина учащихся.
2. Учёт своих индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
управление восприятием нового учебного материала учащимися;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
наличие умений импровизации;
умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
Общие
1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, выделить опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объёме, какими порциями; какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести детей к намеченным целям.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах вашей организации деятельности детей.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5. Внимательно наблюдать за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
9. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
10. Стимулировать учащихся задавать вопросы, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идёт определение учебных задач урока.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
10. Проверка оборудования и технических средств обучения.
11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
12. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.
13. Приобретение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
Примерное содержание разделов поурочного плана
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
II. Повторение опорных знаний
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых знаний
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание
1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Планирование и конкретизация задач урока
1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.
2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.
3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.
Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока
I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):
1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.
2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу .
4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.
II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):
1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)
2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания.
3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
4. Для решения задач эстетического воспитания.
5. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.
6. Формировать правильное отношение к природе.
III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):
1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).
2. Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.
3. Обеспечивая развитие речи учащихся.
4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
5. Для развития у учащихся познавательного интереса.
6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком
1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя
1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.
Психологическая подготовка к уроку
1. Осознание ее необходимости.
2. Мысленное переживание предстоящего урока.
3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.
Способствуют успеху урока:
1. Хорошее знание материала урока.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план урока.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Разнообразие методов обучения.
7. Занимательность изложения.
8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.
Затрудняют проведение урока:
1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция урока.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
6. Однообразие методов обучения.
7. Бесстрастный рассказ учителя.
8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие активной познавательной деятельности учащихся на нестандартных уроках в начальной школе»
Развитие уровня познавательной деятельности детей на нестандартных уроках.
Обобщение опыта «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе»
Активизация мыслительной деятельности является одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме.
«Деятельность учителя по формированию УУД в начальной школе. Из опыта работы».
Применение на практике УУД.
Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД
Статья по созданию проблемных ситуаций в начальной школе.
Способы и приёмы оценивания на уроках в начальной школе
Примеры оценочных листов для самооценки, оценки работы группы, листы взаимооценки.
Доклад на тему:»Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе .»
Доклад на тему:«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства».
Способы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе.
— Успех — это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.
Источник