Общий план охватывающий длительный период времени способ достижения сложной цели называется

Стратегия и тактика

В широком смысле стратегия и тактика – это комплекс интеллектуальных усилий, цель которых оптимизировать переход из настоящего в желаемое будущее. В более узком смысле стратегия, равно как и тактика – это некоторая задумка, которая помогает достичь поставленных целей.

Разница между ними проявляется в масштабах деятельности и временных интервалах, которыми они оперируют. Разница также в цене и последствиях решений. Плохая (в смысле ошибочная) тактика – это потерянный день, плохая стратегия – это уже потерянный год (временное соотношение может быть другим, это пример).

Традиционная трактовка стратегии и тактики:

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач.

Автор не известен, по материалам Википедии

является по сути верной, но весьма абстрактной, оставляя вопрос о границе между стратегией и тактикой открытым. Что именно считать стратегией, а что тактикой в том или ином случае? Где заканчивается стратегия и начинается тактика? «Стратегия охватывает длительный период времени», но какой именно период? Может ли быть стратегия в рамках одного дня, одной недели, месяца? В рамках этого определения нет и не может быть однозначных ответов на эти вопросы.

По сути, это двухуровневая модель: верхний, абстрактный уровень – стратегия, нижний, конкретный – тактика. Вместе с тем, многоуровневая модель стратегии с возрастающей детализацией от общей стратегии верхнего уровня к все более детализированным и конкретным стратегиям нижнего, на мой взгляд, более уместна.

В такой модели стратегию любого уровня можно считать тактикой по отношению к вышестоящей стратегии. Также и тактику можно считать стратегией по отношению к нижестоящей тактике. Представьте многоэтажный дом. Каждый этаж является стратегией для нижних этажей и одновременно тактикой для верхних.

Еще можно привести аналогию с матрешками. Одну и ту же матрешку можно назвать и стратегией и тактикой в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим. Если мы смотрим на нее с точки зрения вложенной матрешки (т.е. матрешки меньшего размера), то это стратегия. Если смотрим на нее с точки зрения матрешки, в которую она сама вложена (т.е. матрешки большего размера), то это тактика.

Такая аналогия с матрешками очень хорошо отражает реальное положение дел, так как тактические цели и решения «мельче» (по сравнению со стратегическими) и они действительно вложены в стратегию, она из них и состоит. Единственное уточнение – для стратегии характерно вложение в большую «матрешку» все-таки не одной, а сразу нескольких меньших «матрешек». Например, цель может состоять их нескольких подцелей или план состоять из нескольких пунктов, которые в свою очередь тоже могут состоять из.

Таким образом, одно и то же решение можно назвать стратегическим, а можно и тактическим в зависимости от точки зрения и масштаба. Представленные здесь принципы можно назвать как принципами стратегии, так и принципами тактики.

К чему все эти рассуждения? А к тому, что они фактически задают модель стратегии, а вместе с ней и образ стратегического мышления.

Если вы считаете, что в природе бывают только «двухэтажные дома» и строить нужно только их, то вы серьезно ограничиваете свое мышление, загоняя его в тесные рамки. Ваш дом может быть высоким, но состоять он будет только из двух этажей. И все, вообще все, вам придется распределять между ними. Ни в подвал, ни в мансарду (их там просто нет), только на первый или второй этаж.

Имеют ли право на существование двухэтажные дома? Конечно, имеют. Двухэтажный дом – это частный случай многоэтажного. Двухуровневая модель имеет смысл в случае простой стратегии, где легко можно отделить стратегию от тактики. Если же речь идет о более-менее сложной стратегии, такой стратегии, где целая иерархия целей, то там будет уместнее многоуровневая модель – «многоэтажный дом».

Источник

Значение слова «стратегия»

1. Искусство ведения крупных военных операций и войны в целом. Стратегия молниеносного удара.[Адмирал Небогатов] командовал теперь остатками эскадры самостоятельно и мог по-своему решать вопросы тактики и стратегии. Новиков-Прибой, Цусима. || Наука о ведении войны. Курс стратегии. Лекции по стратегии.— Стратегия учит, что для победы нужно обладать превосходством сил на участке прорыва. Крон, Дом и корабль.

2. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой. Годы первой русской революции явились практическим испытанием двух политических линий — линии революционной стратегии и тактики большевиков и противостоявшей ей оппортунистической линии меньшевиков. Пятьдесят лет первой русской революции.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов).

Читайте также:  Способы добывания пищи животными 6 класс биология сообщение кратко

Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы — цель».

По мнению Карла Клаузевица ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности:

организация отдельных боев и ведение их;

увязка их с общей целью войны.

Первая называется тактикой, вторая — стратегией.

Тактика нужна для того, чтобы выиграть битву. Стратегия нужна для того, чтобы выиграть войну.

СТРАТЕ’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. stratēgia]. 1. Искусство ведения войны. С. Красной армии. С. Кутузова в войне с Наполеоном. Немецкая с. С. молниеносного удара. С. измора противника. || Наука о ведении войны. Курс стратегии. 2. перен. Искусство руководить действиями какого-н. коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе с противником. Революционная с. пролетариата. Стратегия и тактика ленинизма есть наука о руководстве революционной борьбой пролетариата. Сталин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

страте́гия

1. общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени

2. комп. жарг. то же, что стратегическая игра; компьютерная игра, в которой игрок управляет распределением ресурсов и выдаёт общие команды отрядам, при этом не имея возможности вмешиваться в исполнение этих команд ◆ Стратегия в реальном времени.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обоеполый (прилагательное):

Источник

Стратегия

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

По мнению Карла Клаузевица [1] ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности:

  • организация отдельных боев и ведение их;
  • увязка их с общей целью войны.

Первая называется тактикой, вторая — стратегией.

Содержание

См. также

Примечания

Литература

  • Почепцов Г. Г. Стратегия. — М .: «Рефл-бук»; К. : «Ваклер», 2005. — 384 с. — ISBN 966-543-048-3 (серия). — ISBN 5-87983-114-0 «Рефл-бук». — ISBN 966-543-093-9 «Ваклер».

Ссылки

Оперативное (Боевое) • Тыловое (Материальное • Транспортное • Техническое • Медицинское • Ветеринарное • Торгово-бытовое • Квартирно-эксплуатационное • Инженерно-аэродромное • Аэродромно-техническое • Аварийно-спасательное)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Стратегия» в других словарях:

СТРАТЕГИЯ — СТРАТЕГИЯ, стратегии, мн. нет, жен. (греч. strategia). 1. Искусство ведения войны. Стратегия Красной армии. Стратегия Кутузова в войне с Наполеоном. Немецкая стратегия. Стратегия молниеносного удара. Стратегия измора противника. || наука о… … Толковый словарь Ушакова

СТРАТЕГИЯ — (strategy) План действий в условиях неопределенности. Это набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей. Доминирующая стратегия (dominant strategy)… … Экономический словарь

СТРАТЕГИЯ — (греч., от stratos войско, и ago веду). Военная наука, включающая все, касающееся военных действий, как то: охранение сообщений действующей армии, распределение походов, выбор мест для сражения и т. п., для скорейшего достижения военных целей.… … Словарь иностранных слов русского языка

СТРАТЕГИЯ — (strategy) От греческого strategos – военное искусство. В теории игр стратегический и тактический имеют разные значения (см.: стратегическое оружие). Стратегия – это план ведения игры при любом возможном ходе другого игрока (других игроков). В… … Политология. Словарь.

стратегия — политика, поведение Словарь русских синонимов. стратегия сущ., кол во синонимов: 6 • авераж (1) • … Словарь синонимов

стратегия — Установление последовательности мышления и поведения для получения результата или опыта; структура субъективности, представленная в линейной модели Т.О.Т.Е. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. стратегия … Большая психологическая энциклопедия

Стратегия — общий, всесторонний план достижения целей … Словарь терминов антикризисного управления

СТРАТЕГИЯ — СТРАТЕГИЯ, и, жен. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. Теория военной стратегии. 2. Общий план ведения войны, боевых операций. Победоносная с. 3. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще… … Толковый словарь Ожегова

СТРАТЕГИЯ — жен., греч. наука войны; ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств. гичный, ческий, к сему относящийся. Стратагема, военная хитрость, обман. Стратиг и стратилат, воитель, военачальник, вождь, воевода. Придаде ему и… … Толковый словарь Даля

СТРАТЕГИЯ — (от греч. strategos войско веду) англ. strategics; нем. Strategie. 1. Наиболее общий план действия в отличие от тактики. 2. Искусство руководства соц. полит. борьбой; общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки и соотношения основных … Энциклопедия социологии

Стратегия — Стратегия: деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития. Источник: РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52104 2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003… … Официальная терминология

Источник

Кто есть Стратег. Три качества

До сего дня не встречал системного, объемлющего анализа качеств личности стратега. Задача статьи – исправить сложившуюся ситуацию. Кратко и, надеюсь, по-существу.

О стратегии и стратегах

Много говорят о стратегии, но почти ничего не говорят о стратегах. «Почти» – потому что всё-таки в академических кругах интерес к этой теме иногда проскальзывает, защищаются серьёзные диссертации (https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002770097.pdf). Однако даже в таких работах отражаются только отдельные стороны понятия, тема не раскрывается сколько-нибудь полно. На основании опыта и анализа источников ответим на вопрос, кто же является стратегом, какими качествами и особенностями он должен обладать, чтобы быть стратегом.

Читайте также:  Какими способами можно обрабатывать деформируемые сплавы магния

В самом общем виде ответ прост: стратег – тот, кто формулирует и реализует стратегию. В свою очередь, стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15227).

Исторически понятие стратегии сначала использовали только в военном деле. В переводе с греческого стратегия (στρατηγία) — «искусство полководца». По мнению К.Клаузевица (Карл фон Клаузевиц (1780–1831) — немецкий военный теоретик начала XIX века; был на службе российского императора в течение всей Отечественной войны 1812) ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности: 1. организация отдельных боев и ведение их и 2. увязка их с общей целью войны. Первая называется тактикой, вторая — стратегией. Соотношение и значимость их очень ярко разъясняет знаменитый афоризм Сунь Цзы: «Стратегия без тактики — медленный путь к победе. Тактика без стратегии — суета перед поражением».

В наше время о стратегии говорят не только и даже не столько в военном контексте. Под стратегией понимают принципиальный план достижения долгосрочной цели в любой сфере деятельности и на различных уровнях. Существуют стратегия государства, стратегия развития отрасли, стратегия организации, стратегия захвата рынка и даже стратегия жизни человека.

Насколько долгосрочной может быть стратегия? Зависит от цели. Она может быть рассчитана на год, а может – на 100 лет и более. Следовательно, стратегия может выходить за границы биологического существования стратега (постэндшпиль в терминологии Г.Альтшуллера).

По некоторым оценкам, доля стратегов в человеческой популяции составляет 1-2 %, но, похоже, эта цифра сильно завышена. В качестве великих стратегов в историю человечества вошли: Сунь Цзы, Александр Македонский, Саргон Великий (Аккадский), Чингизхан, Кутузов, Махатма Ганди. Из наших современников список пополнит Джобс, возможно, Бэзос.

Что касается «злых гениев», к которым обычно причисляют Гитлера, Ганнибала, Калигулу, Нерона, то многие черты стратегов им присущи. Однако их проекты были обречены на разрушение из-за используемых бесчеловечных средств.

Кто-то может возразить: проливали кровь и стратеги из первого списка. Да, но это было в рамках морали того времени, допускалось ею. И, как известно, судить исторических деятелей, лидеров государств и других образований надо по законам их времени.

Злые же гении даже для своего времени действовали вне морали и выбирали средства, зачастую не соответствующие декларируемым ими целям. Имя Ганнибала не зря созвучно слову «каннибал», хотя происхождение у них, вроде бы, разное. Как раз подтверждение тому, что случайное – неслучайно.

С негативными средствами нельзя идти к позитивным целям. Махатма Ганди видел неразрывную связь между целями и средствами: «Каковы средства, таковы и цели. Нет стены, отделяющей средства от цели. Понимание цели точно соответствует пониманию средств. Данная истина не знает исключений» (https://pub.wikireading.ru/106158).

Иногда понятие «стратег» подменяют понятием «лидер», используют их как синонимы. Но это в корне неверно. Хотя любой стратег – лидер по определению, далеко не каждый лидер является стратегом.

Три качества стратега
Ни больше, ни меньше. Три необходимых и достаточных для того, чтобы однозначно сказать, имярек – стратег:

  1. адекватное миропонимание;
  2. целеустремлённость;
  3. инновационность (назовём так это качество).

Первый пункт – статика, второй – динамика, третий – развитие, выход на новый уровень.

1. АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ

Адекватное, то есть, миропонимание субъекта, соответствующее объекту. Базируется на понятийном мышлении. По-существу, если человек обладает понятийным мышлением, обладает он и адекватным миропониманием. О понятийном мышлении имеется достаточно публикаций, мною также написана статья (http://adam.by/?p=10095), приведу здесь основные положения из неё.

Термин «понятийное мышление» был введён в середине ХХ века советским учёным Л.Выготским. Существует достаточное количество материалов на эту тему, в том числе можно рекомендовать статью Р.Грановской «Люди с клиповым мышлением элитой не станут».

У человека с понятийным мышлением хорошо развиты 3 качества:

  1. правильное выделение сущности процесса, явления, объекта. То есть, вИдение и понимание сущности процесса, явления или объекта;
  2. вИдение и понимание причинно-следственных связей. Понимание того, какие последствия будет иметь конкретное действие и понимание того, что явилось причиной конкретного явления. Видение причины и прогнозирование следствий;
  3. системное мышление, вИдение и понимание явления, ситуации полностью во всех его деталях и взаимосвязях Умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Как формируется мыслительный аппарат. Исходим из того, что человек есть сумма 3-х составляющих:

  • то, что в него заложено от рождения. То есть, склонности и способности, данные от рождения;
  • то, что формируется в нём окружающим социумом. То есть, семьёй, школой, вузом, друзьями, улицей, коллегами;
  • то, что он сам из себя делает. То есть, чему сам научается, развивая свои врождённые и приобретённые способности.

Склонность к чёткому логическому, математическому мышлению даётся природой, а затем природные способности развиваются, шлифуются образованием и последующим самообразованием. Недоразвитость любого из 3-х параметров понятийного мышления есть проблема, которая не позволяет выстраивать более-менее адекватную реальности картину мира. Хотя, естественно, добиться полного 100%-ного соответствия невозможно.

О наличии адекватного миропонимания лучше всего свидетельствуют впечатляющие результаты деятельности.

Целеустремлённость это:

  1. потребность и умение ставить стратегические цели;
  2. наличие воли к достижению поставленных целей.

Опять сошлюсь на свою публикацию, на этот раз на тему «Воля и удоВОЛЬствие» (http://adam.by/?p=8729).

Важнейшее условие достижения чего-либо существенного – выполнение следующей последовательности действий:

  1. постановка цели;
  2. разработка плана достижения поставленной цели;
  3. работа по достижению цели.
Читайте также:  Как найти координаты точки пересечения графиков функций аналитическим способом

Стратег не только ставит цель, но и проявляет недюжинную волю, мобилизуя себя и других людей на её достижение, на преодоление препятствий и сложностей, стойкое перенесение лишений на пути к ней. Без этого невозможно достичь не только великой цели, но чего-то существенного.

Конечно, без высокой мотивации и преданности идее тоже не обойтись. Цель влечёт стратега, вдохновляет и зажигает его, он ею буквально живёт. Такую цель невозможно привить или навязать. Как же она возникает? Религиозный человек сказал бы, что она даётся свыше, а материалист, что появляется из глубин подсознания либо выкристаллизовывается в результате мышления из имеющихся у человека информации, установок и мотивов. Главное – то, что стратегическая цель обладает грандиозной силой и энергией.

Инновационность – назовём этим термином способность генерировать новые средства для достижения целей. Заметьте: именно инновационность, а не известные качества креативность и творческое мышление.

Творческое мышление – способность создавать новые идеи и находить оригинальные решения. Оно необязательно приводит к действиям, – можно бесконечно мечтать, изобретать и придумывать.

Креативность – свойство личности, выражающееся в способности преодолевать шаблоны мышления. То есть это тоже некий потенциал, он может проявиться и реализоваться на практике, а может и не проявиться, что зависит от многих факторов.

Стратег не только придумывает идею, но и активно претворяет её в жизнь, преобразует действительность в направлении своей цели, вовлекая в её реализацию других людей.

Когда инквизиторы спросили Жанну Д`Арк: «Ты считаешь своё дело правым, зачем же ты призывала солдат сражаться? Разве Бог не заступился бы за правое дело?». Орлеанская Дева, будучи в шаге от эшафота, ответила знаменитой фразой: «Чтобы Господь даровал победу, солдаты должны сражаться».

Чтобы идея стратега стала реальностью, необходимы активные действия. То есть, «солдаты должны сражаться».

Кто может стать стратегом

Что касается вопроса: стратегами рождаются или становятся, ответ такой: сначала рождаются с соответствующими задатками, а потом становятся, развивая их. Нет врождённых качеств, – не стать человеку стратегом. Но даже при их наличии будущий стратег формируется внешней средой, человеческим окружением и, что главное, собственными колоссальными усилиями. Это касается и понятийного мышления (об этом мы уже говорили выше), и волевых качеств, и инновационности.

Показателен так называемый «зефирный тест», знаменитый Стенфордский эксперимент У.Мишела с 4-5 летними детьми, проведённый в 60-70-х годах (https://pikabu.ru/story/zefirnyiy_yeksperiment_uoltera_mishela_ili_styenfordskiy_zefirnyiy_yeksperiment_7119442). Детям было предложено сделать выбор: получить 1 зефирку сразу или подождать 15 минут и получить угощение в двойном размере. Большинство детей съедали угощение, как только экспериментатор уходил. Но некоторые терпели и получали двойную порцию. В течение 40 лет Мишел наблюдал за судьбой участников эксперимента. Оказалось, что дети, которые могли проявить волю для достижения более мощной цели (дополнительная зефирка), были более успешны в старшем возрасте.

Уже в раннем детстве можно увидеть, обладает ли человек задатками стратега, наблюдая за его поведением. И, соответственно, можно отбирать для дальнейшего развития тех, кто эти задатки проявляет.

Стратегия и музыка (пара параллелей)

Отбор детей – будущих стратегов подобен отбору детей с музыкальными способностями.

В возрасте 12 лет поступал в музыкальную школу. Запомнилось, на экзамене тестировали:

  1. музыкальный слух (нужно было спеть);
  2. чувство ритма (повторить ритм, который простучал экзаменатор);
  3. восприятие многоголосия (определить на слух количество прозвучавших звуков).

Заметьте, тоже триада! И тоже (как вариант) статика-динамика-развитие.

Такие простые действия позволяли школе решить довольно сложную задачу: выявить музыкальные задатки и способности, чтобы отобрать тех детей, у которых были перспективы, и которых имело смысл развивать.

Конечно, путём долгих и упорных тренировок любой человек, даже которому медведь на ухо наступил, может достичь определённого прогресса. Но результат будет несопоставим с прогрессом того, кто был музыкально одарён от рождения да плюс ещё приложил соответствующие усилия. Вспомним Моцарта, который свою первую музыку начал создавать в возрасте 5 лет, а в 10 стал настоящим композитором. Только за счёт трудолюбия такого результата не добиться, для начала гением нужно родиться.

На том аналогия с музыкальными способностями не заканчивается. Говорил раньше об этом в статье (http://adam.by/?p=10095): «Человек с несовершенным музыкальным слухом зачастую не в состоянии согласиться с тем, что он фальшивит, напевая известную мелодию. На любые замечания и аргументы оппонента с развитым слухом, как правило, будет обижаться и доказывать, что поёт он правильно. Убеждался неоднократно на собственном опыте, пройдя обучение в музыкальной школе и безуспешно пытаясь поправить таких “певцов с погорелого театра”. В ответ – обиженное “не придирайся, нормально ж пою”, в лучшем случае – “верю, и так сойдёт”». Человек без стратегических талантов (увы, большинство из нас таковые) действует аналогично.

повторим ответ на поставленный заголовком статьи вопрос: СТРАТЕГ ЕСТЬ ТОТ И ТОЛЬКО ТОТ, У КОГО В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАЗВИТЫ ТРИ КАЧЕСТВА:

  1. АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ.
  2. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ.
  3. ИННОВАЦИОННОСТЬ.

А «нестратег», подобно человеку с плохим слухом, не понимает, что он допускает ошибки, фальшивит в своих «стратегических» размышлениях и действиях. То есть, «суетится перед поражением».

Что в жизни вашего покорного слуги формировало суждение о стратегии и стратегах:

– 60е-70е годы ХХ века – средняя школа, музыкальная школа, олимпиады по физике, химии, математике, увлечение астрономией;

– 74-79г.г. – Факультел прикладной математики Бел.Гос.Университета;

– 80е годы – участие в проектировании и реализации систем управления производственными и социальными процессами на базе советских ЭВМ (параллельно – учёба в Бел.Гос.Институте физкультуры);

– 86 год – настоящее время – управление людьми.

Спасибо моей душевной коллеге-подруге Сильванович Светлане Фёдоровне за помощь в написании статьи!

Источник

Оцените статью
Разные способы