Общие способы производства товаров

Способ производства — Mode of production

В трудах К. Маркса и марксистской теории исторического материализма , в способе производства (на немецком языке : Produktionsweise , что означает «путь получения») представляет собой специфическое сочетание следующих условий :

  • Производительные силы : они включают человеческую рабочую силу и средства производства (например, инструменты, производственное оборудование, коммерческие и промышленные здания, другую инфраструктуру, технические знания, материалы, растения, животных и пригодные для эксплуатации земли).
  • Социальные и технические производственные отношения : они включают отношения собственности, власти и контроля, регулирующие производственные активы общества (часто закрепленные в законе), совместные трудовые отношения и формы ассоциации, отношения между людьми и объектами их труда и отношения между социальными классами. .

Маркс считал производительную способность и участие в общественных отношениях двумя существенными характеристиками общественного воспроизводства и что особая модальность этих отношений в капиталистическом производстве по своей сути противоречит растущему развитию производительных возможностей человека.

Предшественником этой концепции была концепция образа жизни Адама Смита , которая очерчивала развитие типов общества в зависимости от того, как члены общества удовлетворяли свои основные потребности.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение концепции

Основываясь на четырехэтапной теории человеческого развития шотландского Просвещения — охотничьих / скотоводческих / сельскохозяйственных / торговых обществах, каждое из которых имеет свои социокультурные особенности, — Маркс сформулировал концепцию способа производства: «Способ производства в материальной жизни. определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни ».

Маркс считал, что то, как люди относятся к физическому миру и как люди относятся друг к другу в социальном плане, связаны между собой определенными и необходимыми способами: «люди, [которые] производят ткань, лен, шелк . также производят« социальные отношения ». «среди которых они готовят сукно и льняное полотно». Люди должны потреблять, чтобы выжить, но чтобы потреблять, они должны производить, и в процессе производства они обязательно вступают в отношения, которые существуют независимо от их воли.

Для Маркса весь секрет того, почему / как существует социальный порядок и причины социальных изменений, должен быть раскрыт в конкретном способе производства, которым обладает общество. Далее он утверждал, что способ производства существенно повлиял на характер способа распределения, способа обращения и способа потребления, которые вместе составляют сферу экономики. Чтобы понять, как богатство распределялось и потреблялось, необходимо было понять условия, в которых оно производилось.

Для Маркса исторически характерен способ производства, потому что он составляет часть органической целостности (или самовоспроизводящегося целого), которая способна постоянно воссоздавать свои собственные исходные условия и, таким образом, сохранять себя более или менее стабильным образом на протяжении веков. или даже тысячелетия. Выполняя общественный прибавочный труд в определенной системе отношений собственности, трудящиеся классы постоянно воспроизводят основы общественного строя. Способ производства обычно определяет способ распределения, обращения и потребления и регулируется государством . Как писал Маркс Анненкову : «Предположите определенные стадии развития производства, торговли и потребления, и вы получите соответствующий общественный порядок, соответствующую организацию семьи, чинов и классов, одним словом, соответствующее гражданское общество».

Однако любой данный способ производства также будет содержать в себе (в большей или меньшей степени) реликвии более ранних способов, а также семена новых. Появление новых производительных сил вызовет конфликт в нынешнем способе производства. Когда возникает конфликт, способы производства могут развиваться в рамках существующей структуры или вызывать полный крах.

Процесс социально-экономических изменений

Процесс развития социальных и экономических систем основан на предпосылке совершенствования технологий. В частности, по мере повышения уровня технологий существующие формы социальных отношений становятся все более недостаточными для полного использования технологий. Это порождает внутреннюю неэффективность в более широкой социально-экономической системе, в первую очередь в форме классового конфликта . Устаревшие социальные механизмы препятствуют дальнейшему социальному прогрессу, порождая все более серьезные противоречия между уровнем технологий (производственные силы) и социальной структурой (социальные отношения, условности и организация производства), которые развиваются до точки, когда система больше не может поддерживать себя и свергается внутренней социальной революцией, которая позволяет возникать новым формам социальных отношений, совместимых с нынешним уровнем технологий (производительными силами).

Фундаментальной движущей силой структурных изменений в социально-экономической организации цивилизации являются лежащие в основе материальные проблемы, в частности, уровень технологий и объем человеческих знаний, а также формы социальной организации, которые они делают возможными. Это включает то, что Маркс называл материалистической концепцией истории (см. Также материализм ), и контрастирует с идеалистическим анализом (таким, как критикуемый Марксом у Прудона ), который утверждает, что фундаментальной движущей силой социально-экономических изменений являются идеи просвещенного частные лица.

Режимы производства

Племенные и неолитические способы производства

Маркс и Энгельс часто называли «первый» способ производства примитивным коммунизмом . В классическом марксизме двумя самыми ранними способами производства были племенная банда или орда и группа неолитического родства. Племенные отряды охотников-собирателей на протяжении большей части истории человечества представляли единственную форму возможного существования. Технологический прогресс в каменном веке был очень медленным; социальное расслоение было очень ограниченным (как и личное имущество, общие охотничьи угодья); а миф, ритуал и магия рассматриваются как основные культурные формы.

С принятием сельского хозяйства в начале неолитической революции и сопутствующим технологическим прогрессом в гончарном деле, пивоварении, выпечке и ткачестве произошло умеренное усиление социального расслоения и рождение класса с частной собственностью, принадлежащей иерархическим родственным группам или группам. кланы.

На смену анимизму пришел новый акцент на богах плодородия; и (возможно) одновременно произошел переход от матриархата к патриархату.

Азиатский способ производства

Азиатский способом производства является спорным вкладом в марксистскую теорию, первым используются для объяснения пры-рабыни и дофеодальной большой земляных сооружения в Индии, в долинах рек Евфрата и Нила (и названный на этой основе первичных доказательств наступающей от более » Азия »). Говорят, что азиатский способ производства является исходной формой классового общества, где небольшая группа извлекает социальный излишек посредством насилия, направленного на оседлую или неустроенную группу и деревенские общины в пределах домена. Это стало возможным благодаря техническому прогрессу в обработке данных — написанию, каталогизации и архивированию, а также благодаря связанным с этим достижениям в стандартизации мер и весов, математики, составления календарей и орошения.

Эксплуатируемый труд добывается в качестве принудительного барщинного труда в периоды затишья (с учетом монументальных построек, таких как пирамиды, зиккураты и древние индийские общественные бани). Эксплуатируемый труд также извлекается в виде товаров, непосредственно конфискованных у эксплуатируемых общин. Основная форма собственности этого режима — это прямое религиозное владение общинами (деревнями, бандами, деревнями и всеми находящимися внутри них) богами: в типичном примере три четверти собственности будут переданы отдельным семьям, а оставшаяся четверть будет работать на теократию . Правящий класс этого общества — это, как правило, полутеократическая аристократия, которая утверждает, что является воплощением богов на земле. Производственные силы, связанные с этим обществом, включают в себя основные сельскохозяйственные методы, массивное строительство, ирригацию и хранение товаров для общественных нужд (зернохранилища). Из-за непродуктивного использования излишков, снятых сливками, такие азиатские империи, как правило, обречены на распад.

Античный или старинный способ производства

Альтернативный путь выхода из неолитической самодостаточности, который иногда называют « рабовладельческим обществом», пришел в форме полиса или города-государства . Технологический прогресс в виде дешевых железных инструментов, чеканки монет и алфавита , а также разделение труда между промышленностью, торговлей и сельским хозяйством позволили развиваться новым и более крупным предприятиям в форме полиса, который, в свою очередь, потребовал новых форм производства. социальная агрегация. Множество городских ассоциаций — формальных и неформальных — пришли на смену прежним семейным и племенным группам. Конституционно согласованный закон заменил вендетту — прогресс, прославленный в таких новых городских культурных формах, как греческая трагедия : таким образом, как сказал Роберт Фаглз , « Орестея — это наш обряд перехода от дикости к цивилизации . от кровавой вендетты к социальной справедливость».

Классические греческие и римские общества являются наиболее типичными примерами этого античного способа производства. Производственные силы, связанные с этим способом, включают развитое (двухполевое) сельское хозяйство , широкое использование животных в сельском хозяйстве, промышленности (горнодобывающая промышленность и гончарство) и развитые торговые сети. Он отличается от азиатского режима тем, что формы собственности включали прямое владение отдельными людьми ( рабство ): так, например, Платон в своем идеальном городе-государстве Магнезия предусматривал для праздного правящего класса граждан, что «их фермы были вверены. рабам, которые снабжают их продуктами земли, достаточными для их скромного комфорта ». Древний способ производства также отличается тем, что правящий класс обычно избегает более диковинных заявлений о том, что он является прямым воплощением бога, и предпочитает быть потомками богов или ищет других оправданий своего правления, в том числе различной степени популярности. участие в политике.

Не столько демократия, сколько универсализация его гражданства в конечном итоге позволила Риму создать средиземноморскую урбанизированную империю, объединенную дорогами, гаванями, маяками, акведуками и мостами, а также инженерами, архитекторами и торговцами. промышленники способствуют развитию межпровинциальной торговли между растущим набором городских центров.

Феодальный способ производства

Падение Западной Римской империи вернулась большая часть Западной Европы к натуральному сельскому хозяйству, усеяна городов — призраков и устаревших торговых путей Authority тоже был локализован, в мире плохих дорог и сложных условий ведения сельского хозяйства. Новая социальная форма, которая к девятому веку возникла вместо семейных или клановых связей, священной теократии или законного гражданства, была отношениями, основанными на личных узах вассала с лордом, скрепленных связью с землевладением в вид феодального владения . Это был феодальный способ производства , который доминировал в системах Запада в период между падением классического мира и подъемом капитализма. (Подобные системы существуют и в большей части мира.) В этот период также произошла децентрализация древних империй в самые ранние национальные государства .

Первичная форма собственности — это владение землей во взаимных договорных отношениях, военная служба для рыцарей, трудовые услуги господину поместья крестьянами или крепостными, связанными с землей и связанными с ней. Эксплуатация происходит посредством взаимного контракта (хотя в конечном итоге основывается на угрозе принудительного извлечения). Правящий класс — это обычно дворянство или аристократия , обычно узаконенные какой-либо сопутствующей формой теократии . Основные производственные силы включают в себя очень сложное сельское хозяйство (два, три поля, парование люцерны и внесение навоза) с добавлением нечеловеческих и неживотных энергетических устройств (часовой механизм и ветряные мельницы) и усиление специализации в ремеслах — ремесленников. производство исключительно одного специализированного класса продукции.

Преобладающей идеологией была иерархическая система общества, сдерживаемая элементом взаимности и контракта в феодальных узах. Хотя, как предупреждал Мейтленд , феодальная система имела множество вариаций, простираясь более чем на половину континента и на половину тысячелетия, тем не менее, все эти многочисленные формы имели в своей основе взаимосвязь, которая (по словам Джона Берроу ) была «Одновременно правовой и социальный, военный и экономический . одновременно способ организации военной силы, социальной иерархии, этоса и того, что Маркс позже назовет способом производства».

В течение этого периода возникает и набирает силу класс купцов , движимый мотивом прибыли, но не имеющий возможности развивать дальнейшую прибыль из-за природы феодального общества, в котором, например, крепостные привязаны к земле и не могут стать промышленными рабочими и Наемные работники. Это в конечном итоге ускоряет эпоху социальной революции (то есть: Гражданская война в Англии и Славная революция 1688 года, Французская революция 1789 года и т. Д.), В которой социальная и политическая организация феодального общества (или имущественные отношения феодализма) рушатся. зарождающейся буржуазией .

Капиталистический способ производства

К концу Средневековья феодальная система все больше и больше разрушалась из-за роста свободных городов, замены рабского труда деньгами, замены феодального войска на оплачиваемую солдатскую службу и прекращения удержания землевладения. — даже если феодальные привилегии, этика и анклавы сохранятся в Европе до конца тысячелетия в остаточных формах. На смену феодализму пришло то, что Смит называл эпохой коммерции, а Маркса — капиталистический способ производства , охватывающий период от меркантилизма до империализма и за его пределами, и обычно ассоциируемый с возникновением современного индустриального общества и глобальной рыночной экономики . Маркс утверждал, что центральным элементом новой капиталистической системы является замена системы денег, служащих ключом к товарному обмену (CMC, торговля), системой денег, ведущей (через товары) к реинвестированию денег в дальнейшее производство. (MC-M ‘, капитализм) — новый важнейший социальный императив.

Первичная форма собственности — это частная собственность в товарной форме — земля, материалы, орудия производства и человеческий труд, которые потенциально могут быть превращены в товар и открыты для обмена в денежной системе посредством (гарантированного государством) контракта: как сказал Маркс. это «сам человек вовлекается в сферу частной собственности». Первичной формой эксплуатации является (формально бесплатный) наемный труд (см. Das Kapital , с долговым рабством , наемным рабством и другими формами эксплуатации ). Правящий класс для Маркса — это буржуазия , или владельцы капитала, владеющие средствами производства , которые эксплуатируют пролетариат для получения прибавочной стоимости , поскольку пролетарии обладают только своей собственной рабочей силой, которую они должны продавать, чтобы выжить. Юваль Харари переосмыслил дихотомию 21-го века с точки зрения богатых, которые инвестируют, чтобы реинвестировать, и остальных, которые залезают в долги, чтобы потреблять в интересах владельцев средств производства.

При капитализме основные силы производства включают в себя общую систему современного производства с его поддерживающих структур в бюрократии , буржуазной демократии , и прежде всего финансового капитала . Идеологические основы системы формировались с течением времени, Фредерик Джеймсон, например, считал, что « Западное Просвещение может быть воспринято как часть собственно буржуазной культурной революции, в которой ценности и дискурс, привычки и повседневное пространство» «старый режим» систематически демонтировался, чтобы на его место могли быть установлены новые концепции, привычки, формы жизни и системы ценностей капиталистического рыночного общества »- утилитаризм , рационализированное производство ( Вебер ), обучение и дисциплина ( Фуко ) и новые капиталистическая временная структура.

Социалистический способ производства

Социализм — это способ производства, который, как считал Маркс, придет на смену капитализму, и который сам в конечном итоге будет заменен коммунизмом — слова социализм и коммунизм появились еще до Маркса и имеют много определений, отличных от тех, которые он использовал, однако, — как только производственные силы перерастут капиталистическая структура.

В своей работе 1917 года ` ` Государство и революция » Ленин разделил коммунизм , период после свержения капитализма, на три этапа: сначала — рабочее государство, а затем, когда исчезли последние остатки старых капиталистических укладов, — Высшее и Низшая фаза коммунизма, которая фактически имела бы социалистический способ производства; Они известны большинству как социализм и коммунизм. Маркс обычно использовал термины «первая фаза» коммунизма и «высшая фаза» коммунизма, но Ленин указывает на более поздние замечания Энгельса, которые предполагают, что «первая фаза» коммунизма Маркса обычно отождествляется с тем, что люди обычно называют социализмом.

Марксистское определение социализма является способ производства , где единственным критерием для производства потребительная стоимость и , следовательно, закон ценности больше не руководит хозяйственной деятельностью. Марксистское производство для использования координируется посредством сознательного экономического планирования , в то время как распределение экономической продукции основывается на принципе каждого в соответствии с его вкладом . Социальные отношения социализма характеризуются тем, что рабочий класс эффективно владеет средствами производства и средствами к существованию посредством одного или нескольких кооперативных предприятий, общей собственности или рабочего самоуправления .

Карл Маркс и Фридрих Энгельс сознательно очень мало писали о социализме, не вдаваясь в подробности о том, как он может быть организован на том основании, что до тех пор, пока не возникнет новый способ производства, все подобные теории будут просто утопическими: как выразился Жорж Сорель. это, «пытаться построить идеологическую надстройку перед производственными условиями, на которых она должна быть построена . было бы немарксистским». Однако позже Маркс указал на Парижскую Коммуну как на первый пример пролетарского восстания и модель будущего социалистического общества, организованного в коммуны , отмечая:

Коммуна была сформирована из муниципальных советников, избранных всеобщим голосованием в различных районах города, ответственных и подлежащих отмене в любое время. Большинство ее членов были, естественно, рабочими или признанными представителями рабочего класса . Полиция, которая до этого была орудием правительства, сразу же лишилась своих политических атрибутов и превратилась в ответственных лиц. и всегда отзывный, агент Коммуны. Так же поступали и чиновники всех других ветвей власти. Начиная с членов Коммуны, общественная служба должна была осуществляться за плату рабочим. Исчезли привилегии и представительские расходы высших государственных сановников вместе с самими сановниками . Избавившись однажды от постоянной армии и полиции, инструментов физической силы старого правительства, Коммуна немедленно приступила к делу. сломать орудие духовного подавления, власть священников . Судебные чиновники утратили эту мнимую независимость . с тех пор они стали выборными, ответственными и подлежащими отмене . Коммуна должна была стать действующей, не парламент, орган, исполнительная и законодательная власть одновременно . Вместо того, чтобы решать раз в три или шесть лет, какой член правящего класса должен представлять и подавлять людей в парламенте, всеобщее избирательное право должно было служить народу, сформированному в коммуны, поскольку индивидуальное избирательное право служит любому другому работодателю в поиске рабочих, мастеров и бухгалтеров для своего бизнеса.

Коммунистический способ производства

Коммунизм — это последний способ производства, который, как ожидается, неизбежно возникнет из социализма в силу исторических факторов. Маркс не говорил подробно о природе коммунистического общества , которое он мог бы описывать как взаимозаменяемые слова социализм и коммунизм. Однако в « Критике Готской программы» он кратко упомянул о полном высвобождении производительных сил в «наивысшей фазе коммунистического общества [. ] [когда] общество сможет написать на своем знамени:« От каждого согласно в соответствии со своими способностями, каждому в соответствии с его потребностями ».

Формулировка способов производства

В любом конкретном обществе или стране различные способы производства могут возникать и существовать рядом друг с другом, экономически связанные друг с другом посредством торговли и взаимных обязательств. Этим разным режимам соответствуют разные социальные классы и слои населения. Например, городская капиталистическая промышленность может сосуществовать с сельским крестьянским производством для пропитания и простого обмена, а также племенной охоты и собирательства. Старые и новые способы производства могут объединиться в гибридную экономику.

Однако точка зрения Маркса заключалась в том, что расширение капиталистических рынков имеет тенденцию со временем растворять и вытеснять старые способы производства. Капиталистическое общество было обществом, в котором капиталистический способ производства стал доминирующим. Культура, законы и обычаи этого общества могут сохранять многие традиции предшествующих способов производства, таким образом, хотя обе страны могут быть капиталистическими, будучи экономически основанными в основном на частном предпринимательстве с целью получения прибыли и наемного труда, эти капитализмы могут сильно отличаться в социальной сфере. характер и функционирование, отражающие очень разные культуры, религии, социальные правила и истории.

Развивая эту идею, Лев Троцкий классно описал экономическое развитие мира как процесс неравномерного и комбинированного развития различных сосуществующих обществ и способов производства, которые все влияют друг на друга. Это означает, что исторические изменения, которые происходили веками в одной стране, могут быть усечены, сокращены или отражены в другой. Так, например, Троцкий замечает в первой главе своей истории русской революции 1917 года, что «[с] авги сразу же выбрасывают свои луки и стрелы на винтовки, не путешествуя по дороге, которая пролегала между этими двумя видами оружия в прошлое. Европейские колонисты в Америке не начинали историю сначала ». Таким образом, старые и новые методы и культуры могут объединяться в новые и уникальные смеси, которые нельзя понять иначе, как путем прослеживания истории их возникновения.

Источник

Читайте также:  Способы борьбы с просадочностью лессовых пород
Оцените статью
Разные способы
Часть серии по
марксизм