Общие способы действия предваряют решение задач

Основные характеристики учебной деятельности

Отмечаются пять основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения:

1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы);

3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, ког­да нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее ха­рактеристикой.

5) из­менения психических свойств и поведения обучающегося «в за­висимости от результатов своих собственных действий».

Деятельностные характеристики учебной деятельности:

по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыс­лу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;

по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­ным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, инсти­тутах.

Как любая другая, учебная деятельность характеризует­ся субъектностью, активностью, предметностью, целенаправлен­ностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержа­ние.

Предмет учебной деятельности. Анализ предметного (психологического) содержания учеб­ной деятельности, как и любой другой деятельности, начинает­ся с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена дея­тельность: в данном случае – на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства и способы учебной деятельности. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осу­ществляется, следует рассматривать в трех планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терми­нах С.Л. Рубинштейна – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается зна­ние, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в кото­рые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, те­заурус обучающегося.

Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Та­лызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обуча­ющийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Руб­цов).

Читайте также:  Полезные ископаемые добываемые закрытым способом

Продукт учебной деятельности, ее результат. Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс­ловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зави­сит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Результатом учебной деятельности является поведение субъ­екта – это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Источник

Способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности

Цели учебной деятельности

Основные характеристики учебной деятельности

· направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими);

· общие способы действия предваряют решение задач;

· отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;

· ведет к изменениям в самом субъекте;

· изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов их собственных действий;

· имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.

Предметом учебной деятельности является

· усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов;

· все те знания и умения, которые по своему предметному содержанию имеют прямое отношение к тем знаниям и умениям, которые ученик должен усвоить; все то, что достраивается в процессе учения до запланированного продукта.

Продукт учебной деятельности – это желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.

· обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта;

· развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· изменение, преобразование, приращение опыта ученика;

· подготовка к будущей самостоятельной деятельности;

· приобретение знаний, умений и навыков.

Интеллектуальные Вербальные Фоновые знания
Это действия, лежащие в основе учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др. Средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В них включаются новые знания, и на этой основе структурируется индивидуальный опыт.
Читайте также:  Способы закрепления для токарного станка

Репродуктивные Проблемно-творческие Исследовательско-познавательные Поэтапное формирование умственных действий

мотивационный побудительный

(Й.Лингарт) (А.Ю.Юров)

учебно-познавательные мотивы содержательный

учебная задача СТРУКТУРАоперационный

учебные действия УЧЕБНОЙ мотивационный

самоконтроль, самооценка ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Б.Г.Ананьев,

(Д.Б.Эльконин) И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ С.Л.Рубинштейн)

анализ задачи; овладение системами знаний и опе-

принятие учебной задачи; рирование ими;

актуализация имеющихся знаний, овладение системами действий, прие-

необходимых для решения задачи; мов учебной работы, путями их пере-

составление плана решения задачи; носа и нахождения;

контроль и оценка решения задачи; становление целеполагания и мотивов

осознание способов осуществленной овладение системой способов управ-

деятельности ( Г.И.Вергелес) вления своей учебной деятельностью;

Источник

Основные характеристики учебной деятельности

Тема: Общая характеристика учебной деятельности

1. Общая характеристика учебной деятельности

2. Предметное содержание учебной деятельности

3. Внешняя структура учебной деятельности.

4. Самостоятельная работа как высший вид учебной деятельности.

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309. – Дата доступа: 19.02.2015

1. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / С.Н. Батракова, Ю.Л. Варенова, Т.Е. Кабанова, Н.В. Клюева. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Из-во Владос-пресс – 2003. – 400 с.

2. Ксенда, О.Г. Схемы по педагогической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2104. – Дата доступа: 19.02.2015

3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb2lib.net.ru/book/112473. – Дата доступа: 19.02.2015

1. Общая характеристика учебной деятельности

Определение учебной деятельности

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, чем учебная деятельность отличается от научения?

Ответ: Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Таким образом, это понятие является более обобщенным.

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятель­ности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, раз­витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Основные характеристики учебной деятельности

Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения:

1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач;

Читайте также:  Платье халат способ образования

2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы);

3) общие способы действия опережают решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, ког­да нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).

Вопрос к студентам: Поясните, пожалуйста, что происходит, когда общие способы действия предваряют решение задач?

Ответ:Сначала изучается теория, а потом происходит ее применение на практике.

Например, в математике сначала учится теорема, а уже потом, при ее помощи решаются задачи.

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

Т.е., приобретая знания в процессе учебной деятельности, мы учимся новым способам решения задач. Таким образом, мы развиваемся в интеллектуальном плане и т.д.

Вопрос к студентам:приведите примеры таких изменений под влиянием учебной деятельности?

Ответ:Например, изучая психологию, мы научаемся распознавать причины того или иного поведения людей. Таким образом, обладая этими знаниями, мы можем добиваться определенного поведения от других.

5) из­менение психических свойств и поведения обучающегося в за­висимости от результатов своих собственных действий.

Например, удовлетворенность собой, положительные эмоции, рост самооценки при удачном решении сложной задачи. Вследствие этого – повышение мотивации к учебе.

Вопрос к студентам: Какие еще могут быть изменения психических свойств и поведения в данном случае?

Ответ:Злость, раздражение, удивление и т.д.

Сейчас рассмотрим деятельностные характеристики учебной деятельности.

субъектность –наличие субъекта — того, кто приобретает знания,

активность –активное поведение субъекта деятельности,

предметность –наличие предмета – в данном случае того, что изучается,

целенаправлен­ность –поведение субъекта всегда имеет цель,

осознанность –поведение субъекта осознанно.

В таком случае, субъектом будет учащийся, который активно овладеваем новыми знаниями и целенаправленно изучает предмет, заданный в рамках учебной программы.

2. Предметное содержание учебной деятельности

Рассмотрим предметное содержание учебной деятельности.

Предмет, как известно, — это то, на что направлена деятельность. В данном случае она будет нацелена на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов (т.е., на изменение самого субъекта). В этом процессе, как было замечено выше, развивается и сам человек.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, как соотносятся понятия усвоения и учебной деятельности?

Ответ:Усвоение и учебная деятельность – это не одно и то же. Усвоение является основным содержанием учебной деятельности, с его помощью происходят изменения в интеллектуальном и личностном плане. Все это также входит в предмет учебной деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы