Общественно заданные способы действий

Основы психологии (9 стр.)

Рис. 1.5. Структура деятельности

фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Введение в психологию

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотивэто то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия

направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным

Введение в психологию

аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Читайте также:  Закрутить винтовые сваи механическим способом

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Источник

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

огласно существующей в отечественной психологии перио­дизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятель­ности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

Этапы развития действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические мани-пулятивные действия с предметами, которые первоначально

1 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 350.

осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). При этом он внимательно разглядывает предметы, слушает их звучание, вертит их в руках, перекладывает с места на место, много раз повторяя одно и то же действие.

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности пред­метов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой, продевает игрушку через решетки манежа. Он лю­бит заниматся не только предметами рукотворного мира, но и природными объектами — водой, песком, камешками и пр.

Оба указанных вида действий представляют собой само­стоятельный феномен, вариант исследовательского поведе­ния, обусловленный познавательной активностью ребенка, его любознательностью. Экспериментируя с предметами с по­мощью неспецифических и специфических манипуляций, он извлекает множество информации об объектах, учится уста­навливать связи между ними. Исследовательское поведение интенсивно развивается тогда, когда ребенок начинает само­стоятельно передвигаться и получает доступ к предметам ок­ружающего его мира.

Одним из важных условий развития исследовательского поведения является общение со взрослыми, которые органи­зуют стимулирующую развитие предметную среду, привлека­ют внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддер­живают его любознательность. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого разви­тия как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребенок получа­ет чисто функциональное удовольствие и от самого действова-ния, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходяще­го, источником изменений в окружающем его мире.

К концу первого года в репертуаре действий с предметами появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Например, подражая взрослому, ребенок пытается собрать пирамидку, матрешку, построить башенку из кубиков и пр. На этом уровне развития предмет-

64 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

3. Развитие предметной деятельности g5

ных действий объекты выступают для него уже не изолиро­ванно, а в определенных соотношениях с другими объекта­ми. Действия такого типа называются соотносящими. Экспериментируя с предметами, по-разному воздействуя ими друг на друга, ребенок выявляет связи между ними. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к действиям нового качества — собственно предметным, специфически-человеческим действиям на основе выработан­ных в культуре способов употребления предметов. Прежде всего это — орудийные действия.

Формирование орудийных действий. В конце первого го­да жизни и на протяжении всего раннего возраста ребенок все чаще сталкивается с предметами, связанными с деятельнос­тью взрослых и требующими особого обращения с ними в со­ответствии с определенными, общественно заданными прави­лами. К ним относятся, например, действия с предметами обихода: ложкой, расческой, зубной щеткой и пр. Такие дей­ствия и называются орудийными, т.е. предполагают воздейст­вие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Ими дети пользуются и в ходе игры: совочком насыпают в ведерко песок, лопаткой копают его, забивают молоточком или камешком колышки в землю или в отверстия дощечки, пытаются завести ключи­ком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелом или кисточкой. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

Читайте также:  Как простым способом сшить прихватку

Переход к новому типу деятельности становится возможным благодаря приобретенным ранее навыкам манипулирования предметами и общению со взрослым, который показывает ре­бенку образцы действий с ними. Немаловажное значение имеет и овладение ходьбой, которая раздвигает границы его жизнен­ного пространства, помогает ему стать свободнее и самостоя­тельнее. Умение ходить не только расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, но и меняет характер его кон­тактов с предметным миром: теперь он может не только рассма­тривать то, что его окружает, но и практически действовать с большим количеством ранее недоступных ему предметов.

Орудийные действия формируются у детей постепенно, ов-. ладение ими требует от малышей определенных усилий, поскольку предполагает совершенно определенный, жестко фиксированный способ использования предметов. Главным

условием освоения этого вида действий является умение учи­тывать особенности как предметов-орудий, так и предметов, на которые эти орудия направлены.

Четкое различение двух видов предметных действий — ручных и орудийных было введено П.Я. Гальпериным. В слу­чае «ручного» действия предмет является как бы дополнени­ем руки, ее продолжением. В случае орудийного действия рука подчиняется логике орудия, подстраивается под пред­мет-орудие. Таким образом, происходит приспособление дей­ствия к особенностям предмета, чтобы достичь постав­ленной цели. Такие действия П.Я. Гальперин называет «предметно-орудийными». Описывая процесс превращения «ручной» операции в «орудийную», он основное внимание уделяет моментам перестройки движений ребенка, приспо­собления руки к физическому свойству предмета-орудия, оставляя в тени роль и функцию взрослого в ходе обучения ребенка пользоваться такими предметами.

Исследования Д.Б. Эльконина позволили уточнить пред­ставление о специфике орудийного действия и выявить пси­хологический механизм его построения. Основной акцент он делает на социальном аспекте овладения орудийными дейст­виями. Анализируя процесс их формирования, автор подчер­кивает, что на самом деле ребенок не просто приспосаблива­ется к физическим свойствам предмета, а включает пред­мет в образец правильного использования, который задает ему взрослый. В совместной деятельности взрослого с ребен­ком слиты воедино усвоение общественной функции предме­та и технические приемы его осуществления. Развитие предметного действия происходит путем превращения совместного действия в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное.

Д.Б. Эльконин следующим образом описывает природу и про­цесс усвоения ребенком раннего возраста предметного действия.

• Предметные действия формируются только в совмест­ной деятельности со взрослым. Смысловым центром си­туации, в которой происходит усвоение предметных дей­ствий, является взрослый и совместная деятельность с ним.

• Освоение предметного действия предполагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрос­лым образцу действия.

66 N. Особенности развития ребенка раннего возраста

3. Развитие предметной деятельности щ

• В первую очередь ребенок осваивает функцию предме­та-орудия, т.е. цель и смысл действия, с которыми он знакомится через взрослого, в совместной с ним деятель­ности.

• Операционально-технический состав предметного дейст­вия формируется на основе образца, задаваемого взрос­лым. Соответствие действий ребенка этому образцу вы­ступает критерием правильности использования предме­та-орудия.

• Овладение предметным действием осуществляется пу­тем построения образа действия с предметом-орудием, который складывается в результате разнообразных проб и в совместной деятельности со взрослым.

• Образ действия включает в себя понимание функции предмета, цели действия и учет соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели.

• Создание образа действия является итогом формирова­ния предметно-орудийного действия. Этим оно отличает­ся от простого копирования, которое осуществляется путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Такое представление о развитии орудийных действий рас­крывает их психологическую и общественную природу, зави­симость от культуры того общества, в котором растет ребенок.

Предметное действие есть элемент человеческой культу­ры. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит все более глубокая ориен­тировка ребенка в предметном мире, развитие его интеллек­туального потенциала.

Таким образом, предметно-орудийная деятельность яв­ляется ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка. Предметная деятельность способствует развитию психических процессов. Говоря о развитии, следует помнить, что оно представляет собой не сумму частичных из­менений в каждой отдельной функции, а целостный процесс, который характеризуется не столько уровнем развития от­дельных психических функций и их совершенствованием, сколько изменением межфункциональных связей. Примени­тельно к педагогике раннего возраста это означает, что содер-

жанием обучения детей не должны быть развитие и «трени­ровка» отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только путем целенаправленной орга­низации разных видов деятельности детей» и прежде всего — ведущей, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Каждому периоду развития присуща определенная струк­тура психических процессов, в центре которой стоит наибо­лее интенсивно развивающаяся в этот период функция, ока­зывающая влияние на все психическое развитие.

Доминирующей в системе межфункциональных отноше­ний психической функцией в раннем возрасте является вос­приятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, аб­страктному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.

Читайте также:  Цепной способ связи пример

На протяжении раннего возраста совершенствуется зри­тельное восприятие ребенка. Причем наиболее интенсивно развиваются те его виды, которые больше всего необходимы для успешного осуществления предметно-практической дея­тельности. Прежде всего ребенок усваивает «язык» восприя­тия, связанный с представлениями о таких свойствах пред­метов, как форма, величина, их’ взаимное соответствие и соотношение. Развитие восприятия идет по пути постепен­ного отделения перцептивного действия от сенсомоторного акта. Прежде чем совершить действие, ребенок все чаще прибегает к зрительному обследованию предметов, принима­ет решение на его основе и затем действует.

В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Чтобы успешно решать познавательные и предметно-практические задачи, которые перед малышом ставит взрослый, ему необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с пред­метами развивается внимание ребенка к слову взрослого, его артикуляционным движениям, стремление самому произно­сить слова. Все это способствует оттачиванию фонематичес­кого слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи.

Овладение специфически человеческими способами дейст­вий с предметами способствует интенсивному развитию на­глядно-действенного мышления. Все предметы, которые по-

68 !•■ Особенности развития ребенка раннего возраста

3. Развитие предметной деятельности gg

падают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». Развитие мышления идет у него по пути постепенного свертывания внешне развернутых действий, появления представлений, символических обра­зов, формирования наглядно-образного мышления. На протя­жении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делаю­щий мышление по-настоящему социальным.

С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выде­ление в них отдельных черт, установление простейших от­ношений между образами, выполнение операций построе­ния части из целого. Память развивается также по линии увеличения объема накопленной информации и длительно­сти ее сохранения.

Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительности, концентрации и объема внимания. В целом память и внимание на протяжении раннего возраста сохра­няют свой непроизвольный и непосредственный характер, т.е. протекают в значительной степени без внутренних уси­лий и без использования специальных средств.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертыва­ется, главным образом, в практическом взаимодействии со взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства об­щения, основным из которых является речь. В раннем возра­сте речь используется ребенком прежде всего как средство де­ловых контактов со взрослым.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно вырабо­танных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимо­действия со взрослыми. В процессе усвоения действия начи­нают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются

обобщенные действия, на основе которых становится возмож­ным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сна­чала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях —с сюжет­ными игрушками. Так в недрах предметной деятельности на­чинает складываться процессуальная игра.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружаю­щему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленнос­ти. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной само­оценки, складывается личностное новообразование ранне­го возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

В раннем возрасте ведущей является предметно-орудий­ная деятельность. Она имеет свою логику развития, прохо­дит путь от неспецифических ч манипулятивных действий с предметами к специфическим манипулятивным действи­ям, а затем к собственно предметным действиям, основан­ным на культурных способах использования предметов.

Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включе­ния предмета в образец его правильного использования, где слиты воедино усвоение общественной функции предмета и технические приемы его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия снача­ла в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоя­тельное.

Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психи­ческие процессы; дифференцируются другие виды деятель­ности (процессуальная игра); формируется ситуативно-дело­вое общение со взрослым; происходят психологические изме-

70 И. Особенности развития ребенка раннего возраста

4. Развитие общения ребенка со взрослыми 71

нения в личности ребенка (развиваются инициативность, са­мостоятельность, целенаправленность в предметной деятель­ности).

Вопросы и задания

1. Дайте определение предметной деятельности.

2. Опишите этапы развития действий с предметами в он­тогенезе.

3. В чем состоит отличие орудийных действий от «руч­ных»?

4. Как происходит усвоение ребенком орудийных действий?

5. Чем отличается копирование ребенком действий взрослого от собственно предметных действий?

6. Каковы основные направления влияния предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста?

Источник

Оцените статью
Разные способы