Общественно исторические способы организации процесса обучения по дьяченко

Общественно исторические способы организации процесса обучения по дьяченко

Это понятие является одним из главных в дидактике В.К. Дьяченко. Именно оно помогает проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее.

Исходным является положение о том, что учебный процесс есть системообразующий компонент в организации обучения, и, следовательно, в зависимости от организационной структуры учебного процесса, осуществляется тот или другой способ обучения. Сама организационная структура определяется взаимосвязями и взаимоотношениями общих форм организации обучения.

Таким образом, выделяются следующие общественно-исторические способы обучения:

§ индивидуальный способ обучения (ИСО). Организационная структура учебного процесса в этом способе складывается из индивидуальной и парной организационных форм обучения, при этом парная форма является ведущей. Исторически этот способ господствовал до средних веков;

§ групповой способ обучения (ГСО). В организационной структуре этого способа наряду с индивидуальной и парной присутствует уже групповая форма организации обучения. Более того, групповая форма в структурной целостности группового способа обучения является ведущей, системообразующей. Этот способ становился в средние века и закрепился как господствующий до наших дней. Основные разновидности конкретного проявления группового способа обучения – это классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения.

§ коллективный способ обучения (КСО). Организационная структура этого способа складывается из всех четырех форм организации обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной – причем ведущей, системообразующей является коллективная форма. Именно этому способу и предстоит проявиться в конкретных разновидностях как господствующему и приоритетному.

Источник

Доклад раскрывает сущность обучения школьников по системе В.К.Дьяченко.

Южное управление министерства образования и науки Самарской области.

Окружное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Доклад «Система обучения Дьяченко В.К.»

Выполнила: Попова Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Августовская СОШ «ОЦ»

С. Большая Черниговка, 2009г.

Виталий Кузьмич Дьяченко родился в Черкасской области УССР, участвовал в Великой Отечественной войне.

В 1946 году с отличием окончил Киевский государственный педагогический институт им. А. М. Горького по специальности педагогики и психологии. После учебы в аспирантуре в 1946-1949 годы преподавал в Киевском пединституте. Научно-педагогическая деятельность началась в 1947 году «с выступления на ученом совете Украинского НИИ педагогики по вопросам методов и форм организации учебного процесса, о пересмотре взглядов на классно-урочную систему».

В 1952 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук. С 1955 года работал в школах Москвы. С 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии в Центральном Институте усовершенствования учителей РСФСР.

Новый период жизни Виталия Кузьмича связан с приглашением в 1983 году на работу в Красноярск, где Дьяченко начинает активнейшую работу над развитием своей теории. Дьяченко становится основателем нового педагогического движения, получившего признание и широкое распространение в 1980-90-х годах под названием «Коллективный способ обучения» (КСО) или «Демократическая система обучения по способностям» (ДЕМСОС), а Красноярск, наряду с С.-Петербургом, становится одним из центров КСО-шного движения.

Виталий Кузьмич Дьяченко является автором таких фундаментальных трудов как: «Диалоги об обучении» (1995 г.), «Современная дидактика» в 2-х томах (1996 г.), «Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса» (1998 г.), «Реформирование школы и образовательные технологии» (1999 г., 2 книги), «Новая дидактика» (2001г.), «Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах» (2004 г.), «Основное направление развития образования в современном мире» (2005 г.), «Наука об обучении и образование XXI века» (2006 г.), «Дидактика» в 2-х томах – учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования (2006 г.) и др.

Дьяченко Виталий Кузьмич – известный не только в России и за рубежом учитель-новатор и ученый-теоретик, крупнейший специалист по проблемам дидактики и новейшим педагогическим технологиям. В 1985 г. В. К. Дьяченко присвоено ученое звание доцента, а в 1993 г. – звание профессора. Он действительный член Международной педагогической академии.

В 2003 г. В. К. Дьяченко награжден медалью К. Д. Ушинского. Общий педагогический стаж Виталия Кузьмича более 60 лет.

Проблемы обучения и воспитания нового поколения во все времена остаются главными. Практически невозможно выделить хотя бы одного крупного мыслителя, который в своих трудах так или иначе не коснулся бы этого вопроса. Естественно, что рано или поздно общественно-историческая практика обучения и воспитания должна была бы выделиться не только как объект понимающего мышления, но и как предмет научно-исследовательской деятельности.

В.К. Дьяченко активно выступал за становление дидактики как науки об объективных законах организации и исторического развития учебного процесса, одновременно разрабатывая основы этой науки.

Для выяснения структурной основы учебного процесса приходится ввести понятие «общие формы организации обучения», которые представляют основные структуры взаимодействия людей. В.К. Дьяченко их называет:

индивидуальная форма организации обучения – это опосредованное общение людей;

парная форма организации обучения – это общение людей в паре постоянного состава;

групповая форма организации обучения – это общение людей в группе, когда каждый говорящий направляет текст одновременно нескольким слушателям;

Читайте также:  Способы защиты информации список литературы

коллективная форма организации обучения – это общение людей в группе, когда общение происходит в парах сменного состава. Каждый общается с каждым по очереди в паре, и в итоге все общаются со всеми.

Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы в современных учебных заведениях. Организационная структура КСО (коллективного способа обучения) складывается из всех четырех форм организации обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной – причем ведущей, системообразующей, является коллективная форма.

Основные признаки коллективной работы:

наличие общей цели;

разделение труда, функций и обязанностей;

сотрудничество и взаимопомощь как необходимые условия достижения общей цели;

привлечение участников работы к управлению;

гармонизация интересов общества, коллектива и личности.

Коллективные учебные занятия предупреждают разрыв между словом и делом: вся деятельность школьников строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи, коллектив работает по принципу «все обучают каждого, и каждый – всех, коллектив заботится о каждом, и каждый обо всех».

Когда вводятся коллективные учебные занятия, то каждый ученик включается в общественно полезную деятельность, так как каждый становится учителем и воспитателем других людей. Каждый выполняет такой объем работы, сколько позволяют его способности. Поэтому темпы и нормы у каждого разные.

Коллективные учебные занятия позволяют развернуть достаточно полноценно и разноязыковое общение, так как в каждом классе общаются дети разных национальностей.

Главная задача учителя на уроке – формирование устойчивых навыков. Ведущим средством формирования навыка служит речевая деятельность. Навык возникает и функционирует как сознательно автомотизируемое действие. Навыки формируются на основе самостоятельной работы. Задача учителя – правильно организовать эту работу.

Структура КСО состоит из 4 форм организации учебного процесса:

Работа в парах постоянного или сменного состава.

Групповые учебные занятия.

Коллективные учебные занятия.

Таким образом, полное развернутое название нового способа обучения будет индивидуально-парно-группо-коллективный. Новый способ не исключает традиционных форм учебной работы, но все их сочетает с коллективными учебными занятиями. Различие коллективного и группового способов обучения в том, что первый включает коллективные учебные занятия, а второй – нет. При коллективном способе обучения 50-60% всего времени обучения отводится на коллективные учебные занятия. Педагоги этот момент называют «запуском», когда учитель вне урока знакомит с работой по карточкамсначала одного ученика, объясняет ему, как он будет работать со своим напарником. Первый ученик работает со 2-м под наблюдением учителя, который в это время готовит третьего. Когда подготовлена половина учеников класса, коллективную работу можно начинать. В практике обычной школы эта методика преобразована, так как нет возможности готовить учеников вне уроков. Поэтому все действия учеников, их ответы, выполненные правильно задания пишутся на карточках.

Работа в парах сменного состава.

В качестве примера приведу организацию взаимодиктантов, тексты которых различны и заранее заготовлены учителем в большом количестве.

Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют как учитель, но без предварительного прочтения текста в целом).

Меняются ролями (другой диктует, первый пишет).

Взаимопроверка тетрадей без карточки.

Совместная проверка по карточкам (один диктант, потом – другой).

Допустивший ошибки делает их устный разбор под контролем диктовавшего.

Работа над ошибками (письменно).

Повторная проверка. Подписи: «Проверил Петров».

Участники находят новых партнеров, обмениваются карточками, работа повторяется. Новенькому диктуется текст, который сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом (упражнением) каждый ученик работает дважды: когда пишет сам и диктует товарищу.

Чтобы ученики научились так работать, учитель перед классом показывает всю процедуру. Обязательно учитель сам включается в эту работу как рядовой ученик, предупреждая: «Все делай, как я. Требуй того же от других».

Происходит на специальных орфографических уроках. Их количество равно количеству орфограмм, изучаемых в конкретной теме. Эта работа проводится в малых группах (4 человека), где выделяется лидер. Лидер организует работу всей группы. Задание должно быть одно для всего класса. Образец выполнения задания находится у лидера. Лидер начинает выполнять задание, все объясняя вслух. Все остальные участники группы пишут за лидером. Далее лидер назначает того, кто будет объяснять следующий пункт. Лидер исправляет того, кто говорит, сообщает правильно или нет объясняет ученик. Лидер может поднимать руку, если чего-то не знает, может подходить к учителю за консультацией. Лидер проверяет выполнение задания в своей группе, ставит оценки в тетради. Оценку лидеру ставит учитель. Эти оценки не выставляются в журнале.

Таким образом, при КСО изучение новой темы строится следующим образом:

Уроки по морфологии.

Уроки обобщения по орфограммам.

работа над ошибками.

Переход на КСО дает возможность поднять умственное развитие детей, уровень образования, получить подлинно воспитательную школу.

Пример планирования и организации работы по изучению местоимения в 6 классе.

& 66 – 1 час. Новая тема – 3 часа.

& 67 – 2 часа. Орфографические уроки – 4 часа.

& 68 – 1 час. Морфологические уроки – 6 часов.

& 69 – 1 час. Обобщение по орфографии – 1 час.

Читайте также:  Способы сбора данных для эксперимента

& 70 – 1 час. Контрольная работа – 1 час.

& 71 – 1 час. Работа над ошибками – 1 час.

& 78 (повторение) – 1 час.

Контрольная работа – 1 час.

Работа над ошибками – 1 час.

Всего: 16 часов + 6 часов (уроки развития речи).

Запись опорного конспекта. Ответы учителя на вопросы, которые возникли у учащихся в ходе разбора конспекта. Письменный опрос конспекта.

Изучение орфограмм. Запись их схематично в тетрадь для орфограмм. Работа в малых группах (задание одно для всего класса).

Отработка навыков. Работа в малых группах (задания разные, по вариантам. 1 вариант – на 1 урок).

Обобщение по орфографии.

Должна включать оценку за диктант (оценка уровня), за каждую орфограмму, за морфологический разбор той части речи, которую изучали, за другие задания.

Работа над ошибками, полученными в контрольной работе.

Источник

Статья «коллективный способ обученияА. Г. Ривин и В. К. Дьяченко. «

Коллективный способ обучения КСО

(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)

Обучение — это общение человека с человечеством.

Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) — русский советский педагог-но­ватор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогичес­ких пар сменного состава.

Дьяченко Виталий Кузьмичпрофессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллек­тивного способа обучения (КСО).

По В. К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический ана­лиз показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

Организационная форма обучения

1. Опосредованное общение через пись­менную речь

1. Индивидуальный способ обучения (ИСО) — до XVI-XVII вв. ; включает две фор­мы: парную и индивидуаль­ную

2. Общение в паре

2. Парная (один учит дру­гого)

2. Групповой способ обучения (ГСО) — XVII — XX вв. ; вклю­чает три формы: групповую, парную и индивидуальную.

3. Групповое обще­ние

3. Групповая (один одно­временно учит многих)

4. Общение в парах сменного состава

4. Коллективная (каждый учит каждого)

3. Коллективный способ обу­чения (КСО); включает все четыре формы: коллектив­ную, групповую, парную и ин­дивидуальную

Коллективным способом обучения является такая его организа­ция, при которой обучение осуществляется путем общения в дина­мических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясня­ется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребе­нок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операци­онная (СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

По типу управления: «репетитор» + система малых групп.

По организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: массовая.

— Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

— Создание интернациональной трудовой школы.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар. Принципы:

завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;

— непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;

— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

— разнообразия тем и заданий (разделения труда);

— разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;

— обучения по способностям индивида;

— педагогизации деятельности каждого участника.

Методика поабзацной проработки текста (А. Г. Ривин). Разработана для изу­чения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школь­ник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рас­сказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распре­деляются между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.

Особенности методики КСО в сравнении с Г СО (по В. К. Дьяченко)

— общение учащихся отсутствует

Читайте также:  Изображение рельефа гипсометрическим способом

— постоянное рабочее место

— обучает профессиональный педагог

— весь материал — сразу и для всех

— разные темпы и материал

— сотрудничество — основа обучения

— усвоение и применение — разнесены

— в соответствии с индивидуальными

— систематический характер обучения

— не учатся выступать

— учатся выступать, рассуждают,

— не умеют объяснять

— развитие педагогических способностей

— каждый работает на себя

— на себя и на других

— отношения ответственной зависимости: коллективистские

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 13).

Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступа­ет к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефрак­ция света в земной атмосфере.

Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали под­ходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определе­ние астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца:

Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.

Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.

Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечи­тывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи,

Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различ­ные литературные источники по теме и сами составляют текст.

Методика «Обмен заданиями» (М. А. Мкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуаль­но с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, кото­рое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята реша­ют самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+».

Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический про­цесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.

На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеро­вать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры -для номеров задания в данном разделе.

Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).

а) х 2 +х-2>х б) м 2 +5x+4>x+2

Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение всех задач из задания РН1, а Коля — решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменяться знаниями:

Витя учит Колю решению задачи из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объясне­ния, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.

Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу

Методика изучения раздела состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников: Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита — приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: РН1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета.

Источник

Оцените статью
Разные способы