- Общение. Структура и средства общения презентация к уроку по психологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Презентация по обществознанию на тему «Общение»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
Общение. Структура и средства общения
презентация к уроку по психологии
Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п.
Известно, что в условиях изгнания из общества, т. е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. Об этом свидетельствует так называемое наказание
одиночеством (по-японски ≪ Моритао ≫), когда провинившегося человека сажали в пещеру на неделю или больше и запрещали разговаривать даже с самим собой .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie._storony_sredstva_vidy_obshcheniya.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение. Структура и средства общения Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими. Гете План: 1.Что такое общение? 2.Стороны общения. 3.Средства общения. 4.Виды общения.
Без общения, как известно, немыслимо ни общество, ни организация, ни группа. Способность общаться друг с другом — одно из величайших,если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции.
Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т. е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. Об этом свидетельствует так называемое наказание одиночеством (по-японски ≪Моритао≫), когда провинившегося человека сажали в пещеру на неделю или больше и запрещали разговаривать даже с самим собой.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
В едином процессе общения выделяют три стороны: 1. коммуникативная — включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения; 2. интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова); 3. перцептивная — предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), перцептивную (восприятие), интерактивную (взаимодействие).
Отсюда, общение можно представить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая из них имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полноценным общение становится лишь тогда, когда все грани проявляются одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями: сорадость, сопереживание, сострадание.
К средствам общения относятся: язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе; мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; расстояние , на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней ( 10% — слова, 30% — тембр, мелодичность, ритмика, 60% — невербальное общение).
Виды общения: Открытое общение – то такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо, кому-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей (собеседников).
Виды общения: Закрытое общение — это общение, которое возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию.
Виды общения: Монологическое общение – это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников как правило владеет большей информацией и обладает большими полномочиями и правами в реализации какой-либо задачи через конкретного партнера по общению.
Виды общения: Диалогическое общение – общение, в основе которого лежат такие важные качества, как доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного (варианта) решения.
Виды общения : Контакт масок — это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека (партнера по общению), когда используется набор стандартных социально-психологических «масок» (вежливости, участливости, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п.).
Виды общения : Формально-ролевое общение – общение, на данном уровне которого каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы и т.п. Содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.
Виды общения : Деловое общение – Общение, которое возникает у людей как правило в связи с их участием в определенной общей деятельности ( производственной, научной, учебной и т.д.) и имеет целью достижение общего результата. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника
Виды общения : Светское общение – Для этого уровня общения характерна поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правилами. Т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Виды общения : Духовное (межличностное) общение – На данном уровне общения находятся как правило люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Здесь раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием.
Виды общения : Примитивное общение – это общение, при котором другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При «нужности» и «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Виды общения : Манипулятивное общение – данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой-либо выгоды от собеседника (партнера) с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека.
Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений (техник), обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что А. А. Бодалев (1996) называет «коммуникативным ядром личности», под которым он понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами). О составляющих эффективного и неэффективного общения пойдет речь в курсе «Психология общения»
Источник
Презентация по обществознанию на тему «Общение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком». Л. Фейербах.
План урока: 1.Общение и его роль в жизни человека. 2.Виды общения. 3.Основные формы общения. 4.Культура общения.
I. Что такое общение?
Общение — это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя своеобразный обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями. 1. обмен информацией- Примеры: 2. мыслями- 3. оценками- 4. чувствами-
Нужно ли человеку общение? « Единственная известная мне роскошь- это роскошь человеческого общения». А. де Сент-Экзюпери «Homo homini lupus est. Человек человеку волк». А.Плавт
Доказательства необходимости общения для человека: — недостаток в общении приводит к серьезным отклонениям в развитии; — усваиваются правила поведения человека, культурные и нравственные ценности; — через общение человек самоутверждается в обществе, развивает свои интересы; — получаем знания о мире, передача опыта молодым поколениям. — необходимое условие выживания человека;
А как вы думаете, может ли человеку в современном обществе что либо заменить общение?
II. Виды общения Речевое (вербальное) Неречевое (невербальное) мимика жесты пантомимика слово речь
Общение реальных партнеров
Общение реального партнера с иллюзорным субъектом.
Общение реального субъекта с воображаемым партнером
Общение воображаемых партнеров.
III.Основные формы общения
Что же помогает и что мешает общению? 1-й ряд: назвать то, что помогает общению. 2-й ряд: назвать то, что мешает общению. 3-й ряд: каким должно быть общение?
То что помогает, общению… То, что мешает общению…
IV. Культура общения. Это определенные правила, которых необходимо придерживаться в процессе общения. «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.» М.М. Рощин
Итог: 1. Общение- это обмен … 2. Общение с другими людьми является… 3. Общение происходит как с помощью речи, так и с помощью … 4. Формы общения разнообразны -… 5. Для нормальных взаимоотношений между людьми необходима… информацией. жизненно важной необходимостью для человека любого возраста. невербальных средств. деловое, убеждающее, повседневное, ритуальное, межкультурное. культура общения.
«Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком». Л. Фейербах «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1006 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Источник