«Действия с предметами детей второго года жизни»
Галина Паскевич
«Действия с предметами детей второго года жизни»
Все действия с предметами дети усваивают,играя,это увлекает их,создает хорошее настроение. Поэтому я побуждаю их выполнять самые различные действия с предметами. Это как предметы повседневного обихода,природные объекты,так и специальные игровые материалы.
Овладение действий с предметами влияет на освоение других видов деятельности,это основа,родник,из которого берет начало игра,труд,изобразительное искусство. Для этого я изучаю этапы развития предметного действия,который определил известный психолог Д. Б. Эльконин.
Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает,похлопывает,тянет в рот,бросает,стучит). Затем результативные действия (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия,которые дети выполняют в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. д.). Позднее появляются орудийные действия,т. е. ребенок использует предметы, как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу,расческой причесывает куклу). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия с предметами постоянно усложняются.
Для этого всегда полезно помнить этапы развития предметного действия. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым,это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения,его траекторию,результат и выполняет его совместно,без усилий,возможно совместно-раздельные действия. Т. е. действие начинается совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа — это третий этап его освоения. И последний этап это когда наш ребенок выполняет действие сам,но на основе подсказки.
Почему малышу трудно осваивать каждое новое действие? Дело в том,что каждое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели есть ориентировочные операции,само движение,контроль за ним. Чтобы выполнить действия ребенку приходится ориентироваться в пространстве, пространственных свойствах предмета,соотносить движения руки,положение кисти, т. е. как бы примеряться к предмету.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития,поэтому ему трудно осваивать действия. По мере упражнения предметные действия становятся более и более смелыми, уверенными,точными, самостоятельными. Что происходит,когда ребенок научится выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит,что малыш, во- первых, хорошо представляет конечный результат, т. е. то, что получается в итоге (в пирамидке,например,кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величены). Во-вторых, он ориентируется в свойствах предмета, соотносит их между собой (величены колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, с первой попытки взять кольцо) И, наконец, ребенок на основе сенсорных оринтировок контролирует свои действия. Таким образом,действие оформилось структурно,выработался своего рода алгоритм его выполнения.
Все это можно пронаблюдать на примере наших детей. С особенностями предметов мы их знакомим не только на занятиях, но в большей степени в игре, во время прогулок и экскурсий, также стараемся привлекать малышей к посильному участию в бытовом труде.
Постепенно ребенок начинает соотносить предметы с их определенным понятием: для чего нужна обувь,одежда (лопатами копают, молоко белое, апельсин оранжевый и круглый).
К двум годам ребенок должен:
— находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных
— раскладывать однородные предметы на три группы по форме, цвету, величине.
— собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки вкладыши и т. п.
Знания у детей очень малы,поэтому даже небольшие усложнения вызывают затруднения. Именно здесь используется выжный педагогический принцип от простого к сложному. Вначале я сама называю предметы и признаки, показываю, как действовать. необходимо,чтобы ребенок сам повторял действия,тем более, что он любит это делать. В случае неуверенности его нужно подбадривать. Систематическое занятие с предметами развивает наблюдательность. При этом у малышей совершенствуются все орагны чувств. В быту они хорошо овладевают многими простейшими предметами (ложка, лопатка) и пользуются ими в повседневной жизни. На каждом этапе освоения ребенком действия необходима поддержка,поощрение за успехи и побуждения к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого. Возможно, он готов выполнять действия только с нашей частичной помощью. Наблюдая за ребенком,нужно не упрощать, не облегчать ему задачу,он должен прилагать собственные усилия. Но и не ставить непосильных задач. Обязательно похвалите кроху,предоставьте возможность выбора предметов, т. е. обучать,не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.
Каждый малыш познает и осваивает мир своими темпами и способами, он не похож на других во многом. Для нас главное- видеть каждого конкретного ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими. В результате такой целенаправленной работы ребенок становится все более самостоятельным,он начинает ощущать свою умелость,проявляет больше инициативы: «Хочу делать сам!». Вот в этих заявлениях проявляется формирующая личность малыша. Уважительно к этому нужно относиться к этим проявлениям. Таким образом, я вижу сущность,значение,особенности и условия предметной деятельности малышей.
Блоки по проекту к программе «Малыши-крепыши». Блок второй: познавательное развитие Познавательное развитие а)развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б)запас сведений об окружающем. Задачи:.
Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет — Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.
Источник
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ
консультация
Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание взрослому предмета, вкладывание в руку. Иногда ребенок вырожает свое расположение взрослому, принося ему свои игрушки, складывая их рядом или на колени взрослому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_deyatelnost_i_razvitie_obschenia_rebenka_so_vzroslym.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ
Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребёнка со взрослыми. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с предметами. Его роль уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов, теперь ребёнку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же «дела». Основным содержанием потребности в общении с окружающими людьми становится потребность в сотрудничестве. В таком сотрудничестве взрослый является партнёром, участником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мотивов общения для ребёнка выдвигается деловой мотив. Малыши проявляют огромный интерес к тому, что и как делают с вещами взрослые, стремятся подражать их действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребёнка на первый план. Поэтому такое общение получило название «ситуативно-делового» (М.И. Лисина). В ходе ситуативно-делового общения ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное, овладевает новыми для него культурными способами действия с предметами. Взрослый разъясняет ребёнку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.
Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:
. как партнёр и помощник в совместной деятельности;
. как образец для подражания;
. как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.
В ходе ситуативно-делового общения со взрослыми ребёнок пользуется разными коммуникативными средствами. Как и прежде, он использует экспрессивно-мимические средства общения: мимику (взгляды, улыбки, выражения недовольства и др.), жесты, вокализации. Они выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.
Постепенно в совместной деятельности со взрослым ребёнок осваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действенные. Они выражают готовность ребёнка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда ребёнок ещё не умеет говорить.
Наиболее распространёнными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание взрослому предмета, вкладывание его в руку. Иногда ребёнок выражает своё расположение взрослому, принося ему все свои игрушки, складывая их рядом или на колени взрослому.
К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы детей, с помощью которых ребёнок выражает готовность к взаимодействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрёшку и т.п.).
И, наконец, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, а затем и практически полноценной активной речи. На возникновение и развитие речи общение со взрослыми оказывает решающее влияние. Взрослый создаёт для ребёнка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребёнка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребёнка.
Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребёнка. В раннем возрасте дети проявляют ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают скованность, зажатость, а иногда и страх ребёнка. Познавательная активность и исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие интереса ребёнка к внешнему миру и познавательной активности малыша. Если у ребёнка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность даже в новой и вызывающей у ребёнка опасение ситуации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, старается привлечь её к игре, поделиться с ней своими впечатлениями. В раннем возрасте привязанность к близким взрослым проявляется наиболее ярко. Часто можно наблюдать, как остро ребёнок реагирует на разлуку с мамой. Попав в новую обстановку, он не отпускает её от себя, боится остаться хотя бы на минуту вдали от неё. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребёнок становится всё более самостоятельным и независимым от близких взрослых. Чувство защищённости и безопасности становится внутренним и уже не столь жёстко определяется присутствием мамы. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребёнку вступать в контакты не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.
Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребёнка. Благоприятный опыт сотрудничества со взрослыми влияет на развитие у ребёнка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.
В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки возникновения новой его формы — внеситуативно-познавательной. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребёнок овладевает активной речью и начинает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках. Малыша уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми ребёнок не может взаимодействовать непосредственно. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребёнка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьёзные ответы, иметь своё мнение.
Общение ребёнка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности ребёнка.
Использованная литература: «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» под редакцией Е.О.Смирновой, Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой. ФГОС ДО. 2019 г.
Источник
Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста
Тамара Рычкова
Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста
«Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста»
В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но они еще не владеют способами действий с ними.
Заботясь о полноценном психическом развитии маленьких ребят, я стараюсь помочь им овладеть способами действия и применения предметов-орудий.
Деятельность с предметами – орудиями формирует координацию движений: дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать. Действия их становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию детей, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и с воспитателем.
В группе создана предметно – игровая среда для развития орудийных действий малышей в совместных и самостоятельных играх, обогащается их игровой опыт.
Центр развивающих игр
Игры – занятия с водой и песком знакомят детей со свойствами воды и песка, создают у них хорошее настроение, вызывают радость.
Играем в игры: «Достань колечко, шарик», «Ловись, рыбка», «Игры с мельницей», «Плыви ко мне кораблик», «Насыпаем-высыпаем», «Делаем ямки», «Отыщи шарик», «Пересыпание сухого песка через воронку», «Забавное ситечко».
Игры – эксперименты «Что тяжелее», «Как растения пьют воду», «Дождь идет!»,
«Насыпаем горку для мышки».
Дети начинают понимать, что палочкой, ложкой или иным подходящим предметом можно достать другой отдаленный или труднодоступный.
Игры «Что в трубочке лежит», «Действия с деревянным молоточком»,
«Достань палочкой автомобиль», «Забей шарик в ворота», «Открой ключиком дверцу».
Удочки с магнитом на конце лески. Игры «Поймай рыбку для кота», «Лягушки».
Уголок изобразительной деятельности
Дети учатся владению карандашом, кисточкой, клеем – карандашом.
Игры с музыкальными инструментами «Бей барабан!», «Звонкий металлофон», «Деревянные ложки», «На чем играл зайка».
Зона двигательной активности
Игры с физкультурным оборудованием «Забей гол!», игрушки на веревочках, палочках.
Обогащение жизненного и игрового опыта детей
Игровая «Жилая комната»
Играя вместе с детьми, подключаясь к их действиям, наводящими вопросами, предложениями стимулирую их на использование или на поиск необходимых игрушек, поиску новых игровых задач и способов их решения. Формирую у детей навыки их общения с взрослыми и друг с другом.
Игры «Достань корзинку с ягодами», «Шарик в ложке», «Варим кашу», «Наташины друзья».
Игра «Раскатаем тесто». Используют скалку, предмет – заместитель любая трубочка.
Сюжетные игры «Больница», «Салон красоты».
Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делиться игрушками.
При усвоении орудийных операций для ребенка само орудие возникает как новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение для получения какого-то другого результата.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры Актуальность «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи Действительно, в настоящее время.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.
Формирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами Актуальность темы. Дошкольное детство – очень короткий отрезок жизни человека, в который интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Формирование сенсорных представлений у детей группы раннего возраста ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В ГРУППЕ№2 «НЕПОСЕДЫ» Воспитатель, Семашкова Н. М Сенсорное развитие.
Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 152» Выступление на районном методическом объединении.
Игры и задания для детей раннего возраста по развитию практических и орудийных действий Цель. Учить детей координировать свои движения и движение предмета по скорости и направлению; учить различать предметы. Суть в том, что.
Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр» Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр». Добрый день,.
Конспект НОД по развитию действий с предметами во второй группе раннего возраста «Весёлое путешествие» Конспект НОД по развитию действии с предметами во второй группе раннего возраста «Весёлое путешествие» Цель: эмоционально вовлечь детей.
Педагогический совет «Формирование привычки к ЗОЖ у детей раннего и дошкольного возраста» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Источник