ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость находится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-
дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.
Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формируются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления самого общения.
Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные черты и свойства:
• общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельности является установление отношения одного человека к другому;
• межличностные отношения — независимо от положения вступающих в них людей — должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда— не средство (по крайней мере, так должно быть);
• непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем — за учеником) его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой и ожидание того же от него;
• при общении должен проявляться его творчески-импровизационный характер, способствующий выявлению глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.
Таким образом, общение— это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение— это деятельность, заключающаяся в установлении коммуникации, связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:
· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;
· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;
· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения — диалогична.
Таким образом, диалогичность — важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого — установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:
• принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;
• признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;
• различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;
• ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;
• ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;
• способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.
Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете — и между поколениями.
Нравственный смыслпроцесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами — морально значимыми
факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении — это, прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика общения отличается также доверием; доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).
Признание ценности человека неотделимо от конкретных оценок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с учащимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искусство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные черты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.
Формирование у молодежи культуры межличностного общения неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения:
1.Общение есть условие формированиям существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, лишенное по каким-то причинам возможности общения, не становится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.
2. Общение есть способ самовыражения человеческого :
• как самоценность — общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.
Это дает основание выделить и показать учащимся уровни значимости общения:
• для себя — Я — значимость,
• для другого — Ты — значимость,
• для группы или общества в целом — Мы — значимость.
Источник
Общение — как великая ценность
Временами прихожу к такой мысли, что люди из цивилизованного общества медленно шагают обратно, к обществу дикарей. К каким-то ранним своим предкам. Вот хотя бы взять культуру общения. Сейчас кто-то стремится к общению? Я имею ввиду, не к такому общению, где вас связывает обязательно общее дело, выгода, цель. А общение, ради общения. Т.к. само по себе общение — ценность, на мой взгляд. Все люди хотят что-то друг от друга поиметь. А иногда и в прямом смысле — «поиметь». Мне от этого печально, потому что в последнее время особенно сильно ощущаю потребность в культурном общении, в обмене мыслями, но все, что получается, когда знакомишься с людьми, — это либо развод на деньги, либо развод на секс, либо просто развод. Какой-то негатив или пошлость. Я не понимаю, что происходит с людьми. И в таком обществе мы живем. Единственное, что радует, это дети — они не отравлены всеми этими страстями. С ними приятно говорить. И с Богом. Хотя общение с Богом — это весьма одностороннее занятие. Но всегда ощущается в сердце какая-то отрада. Такое ощущение, что поговорил с немым, но он тебе хотя бы улыбнулся. Недавно смотрела видео, где Петр Мамонов говорит, что после смерти у людей не будет ничего, кроме общения с Богом. От себя добавлю. Для кого-то это будет адом, а для кого-то раем. Бог во всем — это праздник для верующих. Но полная скука для остальных. Мне бы вот лично было интересно поговорить с Богом. Потому что вопросов к Нему накопилась куча. «Зачем были такие жуткие войны на планете, конц-лагеря и прочее. Не лучше ли было сделать еще один всемирный потоп или прекратить это все. Сделать наконец Апокалипсис. Или если это не было апокалипсисом, то каким тогда будет конец света?» Вот примерно такие вопросы у меня к Богу, но я их хотела бы задать не с тем, чтоб «осудить» Его, а просто мне интересен Его ответ, как самого гениального из всех думающих личностей. Ведь Бог по Православному учению — личность. Конечно, если в жизни ни с кем не общаться, а только молиться, то можно и с ума сойти. Но вот только с кем пообщаться еще?! При том, что ты не ищешь парня, мужа или еще кого. А ищешь просто брата по разуму. Для меня это реально огромная проблема сейчас. Я даже пришла к такому выводу, что лучше и вовсе не искать общения. Т.к. пока его ищешь, приходится разгребать груды чужих страстей, пачкаться и потом отмываться. Но сердцу-то хочется с кем-то поделиться мыслью. Вот поэтому я много пишу. И с детства пишу. Так как с детства ищу брата по разуму. И до сих пор не нашла. Я словно инопланетянин среди людей. У меня есть на все своя точка зрения. Ненавижу любого вида фанатизм. Пытаюсь отыскать золотую середину во всем.
Хочется поблагодарить каждого из вас за то, что читаете мои статьи . Хотя как я уже сказала, пишу очень давно и бескорыстно. Даже когда никто особенно не читал , я все равно писала для себя. А теперь у меня есть вы. Я это очень ценю и благодарна Богу за каждого из вас. Вы все мои друзья. Единомышленники и братья по разуму. Спасибо каждому из вас!
П.С. Посмотрите на образ Христа в евангелии! Какое большое место он уделял общению! Всегда разговаривал с людьми и не важно, на сколько человек был «крут» или нет. Он был избирателен только в том, на сколько чисто было сердце у людей. Не любил лишь лицемеров и с ними особенных бесед не вел, обличал. с остальными был ласков. Сколько мудрости в его притчах. Жаль, что никто еще не догадался перефразировать их на современный лад, ведь Он говорил на простых примерах для того времени. Да, он был просто. Лишь торгующих в храме однажды довольно грубо прогнал и было за что. Вот с кого нам надо брать пример. Почему же Он пришел тогда, а не сейчас? Я думаю, у нас с вами было бы о чем с Ним пообщаться. Но увы, больше, чем уверена, что и тогда нынешние патриархи были бы в большом гневе от Него. Распяли бы и мы. Увы.
Жаль еще конечно, но среди православных людей собеседников тоже не отыщешь. Фанатизм сейчас всюду. А надо иметь терпимость друг ко другу. Я почему-то думаю, что если и найду собеседника по разуму, то это будет атеист с внутренним поиском правды и смысла в жизни.
С любовью, Евгения Саженцева (теолог, блогер, молодая мама)
Источник
РАЗДЕЛ I. Психология общения
ГЛАВА 1. Характеристика общения
1.4. Общение как ценность
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом чем ниже уровень группы в социальной иерархии (прежде всего по уровню доходов), тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.
Общение не теряет своей ценности для человека и в производственной сфере. А. Л. Темницкий (2002) отмечает, что среди четырех ведущих трудовых мотивов ориентация рабочих на общение занимает второе место. Автор считает, что общение для рабочего не только соответствует естественной потребности в общении, но и компенсирует дефицит общественных организаций на промышленных предприятиях. Поэтому, несмотря на усиление индивидуалистической ориентации, удовлетворенность рабочих общением на протяжении ряда лет остается стабильной, в то время как, например, удовлетворенность зарплатой снижается. Более удовлетворены те рабочие, которые рассчитывают на помощь. Такую же высокую значимость имеют для рабочих и отношения с руководителями. Несмотря на то что в последние годы, как отмечает Н. А. Журавлева (2006), у россиян возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и альтруистических ценностей (терпимость, чуткость, счастье других).
Значимость ориентации работников на общение и на хорошие отношения с товарищами подтверждается и в других исследованиях (Н. В. Чернина, 1992; Ю. Н. Лапыгин, Я. Л. Эйдельман, 1996; В. С. Магун, 1996; Ж. Т. Тощенко, 2001).
Читайте еще:
Я сказал: «Да. Но не стоит беспокоиться и везти его ко мне. Как вы думаете провести Рождественские каникулы?»
Внешне проблема кажется несущественной, более того, такая форма отношений на протяжении веков считается нормальной. Слияние с родительской семьей проявляется в том, что сын следует по стопам отца дочка живет неподалеку от родителей. В крайних проявлениях симбиоз проявляется в таком же.
Однако прежде чем мы рассмотрим перспективы вынесения учебного и воспитательного процесса за рамки школы, нам необходимо обратиться к ‘возможным нововведениям внутри самого школьного класса.
В 1968 году Маслоу привлек внимание коллег к ограниченности возможностей гуманистической модели психологии. Изучая самые современные достижения человеческого разума, Маслоу сделал вывод, что кроме самоактуализации есть и другие возможности преображения личности. Когда вершинные.
Э.Берн выделяет шесть форм общения: уход в себя, ритуал, деятельность(процедура), развлечение, игра, близость.
«Давление» наличность Сверх-Я, или то, что называется социальным, впервые обнаруживается ребенком в лице родителей, а именно — в их запретах, а затем и во всех других ограничениях, налагаемых культурой. Таким образом, культура — это то, что налагает запреты.
Неолитическая посуда была сделана от руки и нет достоверного признака изобретения гончарного круга раньше устройства более поздних поселений бронзового века, как, например, в Концизе, где найдены сосуды, сделанные при помощи круга. С введением круга горшечное искусство получает, по-видимому.
Я не верил своим ушам. Она продолжала: «. но ключ, ключ из двери надо вынуть, а то очень больно».
Сами, кстати, тоже не попадитесь на вранье: следите за руками, если уж вам так необходимо кого-то обмануть, не позволяйте им вообще прикасаться к лицу. Кто знает, может быть, ваши собеседники тоже что-нибудь читали про язык телодвижений и легко могут вывести вас на чистую воду.
Два старца, живя вместе в одной келье, никогда ни о чем не спорили. И вот однажды один говорит другому
С одной стороны, мужчины в юности действительно гиперсексуальны, с другой – секс является самым распространенным средством для повышения самооценки в молодежной среде. Позднее у большинства людей возникают другие, менее «биологические» способы поднять самоощущение, но в молодом возрасте и.
И в семейной жизни этот принцип действует точно так же. Если люди живут в семье счастливо, это значит, что каждый день они серьёзно работают над собой. Семейная жизнь, имея в своей основе сексуальное влечение (желание наслаждаться телом близкого человека), всегда порождает тенденцию к увеличению.
Источник