ОБЩЕНИЕ КАК ПУТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА
Общение необходимо ребенку для его нормального психического развития. Именно в процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя.
Недостаток полноценного общения в детском возрасте приводит к очень тяжелым последствиям. Известно, что если младенец содержится в тепле, чистоте, правильно питается, но с ним не разговаривают, его не ласкают, то такой ребенок становится вялым, апатичным, теряет в весе, отстает в умственном развитии. Данное явление получило название «госпитализм», причина которого — отсутствие эмоционального общения, установления доверительных контактов взрослых с детьми.
Для сохранения душевного равновесия детей, формирования у них чувства защищенности, укрепления дружеских отношений в семье необходимо правильное и полноценное общение.
Для приемных детей особенно необходимы контакты с родителями один на один. С младенцем надо как можно больше разговаривать, обращаться к нему, стараться установить «контакт взглядов». Но не менее важно почаще поглаживать малыша, ласково прикасаться к нему.
Более старшим детям (от одного года до трех лет) необходимо показывать больше предметов и рассказывать о их назначении, способах обращения с ними. Действия с предметами на первых порах целесообразно выполнять вместе с ребенком. Постепенно взрослый должен учить детей соединять разрозненные действия в последовательные цепочки. Не забывайте при этом похвалить его. Особое внимание следует уделять играм детей. Первоначально взрослый сам может предлагать различные сюжеты для игр («кукла и столик», «поезд и железная дорога» и т. д.), но впоследствии надо предоставлять такую возможность самому ребенку.
В дошкольном возрасте (три — шесть лет) взрослый не только знакомит ребенка с миром окружающих его предметов, но и рассказывает о том, что он не может непосредственно воспринимать: это может быть и описание каких-либо событий, явлений, и чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов, прослушивание пластинок. Полезно разговаривать с детьми, причем взрослый должен стараться, чтобы ребенок рассказывал о своем состоянии, о том, что послужило толчком для хорошего или плохого поведения. Очень полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими. Игра в дошкольном возрасте из сюжетной превращается в сюжетно-ролевую и игру по правилам: «дочки-матери», «врач-больной» и т. д. Желательно, чтобы взрослые (родители или старшие дети) периодически принимали участие в этих играх, а иногда и организовывали их.
Родители должны обращать особое внимание на развитие самостоятельности ребенка младшего школьного возраста, на уменьшение его эмоциональной зависимости от взрослых. Если поведение младшего школьника зависит от настроения родителей, то тем самым будет наноситься большой вред формированию его личности. Речь здесь идет о том, чтобы как можно реже требовать от ребенка беспрекословного выполнения приказов («Делай, как тебе сказали»), а формировать у него самостоятельность поведения.
В подростковом возрасте, как известно, человек начинает осознавать себя как личность, что характеризуется повышенным интересом к своему внутреннему миру, к оценкам себя со стороны окружающих. Очень важно проводить с подростками индивидуальные беседы на темы: «Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу?» и т. п. Взрослый должен уважать собственное мнение подростка, выслушивать его, в случае несогласия с ним высказывать свою точку зрения, стараясь ее доказать, а не обрывать грубо подростка. Здесь очень важен такт взрослого: надо уметь показать, что, уважая подростка как личность, можно быть недовольным его отдельными поступками, чертами характера. Подросток только формирует свое мнение по многим вопросам, его суждения еще крайне неустойчивы, и он очень нуждается в оценках со стороны окружающих по многим жизненно важным вопросам.
Взрослые должны обращать особое внимание на то, чтобы их общение с детьми включало не только контроль за выполнением заданий, режимных требований и т. д. Гораздо важнее для ребенка — вовремя высказанная похвала, признание успеха, улыбка, поощрительный взгляд, а также более длительные и доверительные контакты: разговоры один на один, совместные дела, в которых ребенок учится деловому общению.
Для родителей очень важно учить детей правильному общению. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни семьи, но можно обучаться и в ходе специально организованных групповых занятий. Например, можно дать такое задание: «Ребята начали игру, а ты не успел к ее началу. Как ты попросишь ребят, чтобы тебя приняли в игру? Как лучше распределить роли в игре, чтобы никому не было обидно?» и т. д. Также можно отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных, например, разыграть сценку: один ребенок взял вещи другого. Как выйти из конфликтной ситуации? Что должен делать каждый участник спора? Следует обсудить поведение всех участников конфликта и предложить еще раз проиграть сценку, поменявшись при этом ролями.
Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали принять точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного и наоборот.
Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы предвидеть их результаты. Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник, чем может закончиться тот или иной его поступок: например, обещал помочь товарищу и не сделал этого.
Развитию личности детей помогают расширение круга общения: выход за рамки семьи, встречи с разными людьми. Надо стараться приглашать друзей и знакомых в гости и самим отвечать на приглашения.
Говоря об особенностях общения детей в приемной семье, нельзя не отметить еще один момент: наряду с полноценным общением ребенку в любом возрасте необходимо иногда побыть одному — собраться с мыслями, обдумать какую-либо проблему. Поэтому в семье детям обязательно должна предоставляться возможность уединяться по их желанию.
Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент в отношениях между взрослыми и детьми: в обыкновенных семьях ребенка часто любят просто так, независимо от того, хорош ли он для других людей или нет, только за то, что он есть. Желательно, чтобы и в приемной семье к детям сохранилось такое же отношение: ребенок должен твердо знать, что, несмотря на возможные неудачи, в этом доме он в любом случае найдет тепло и поддержку.
Источник
Познание человека человеком, в процессе общения
Психологические науки
- Тургунбаева Азиза Гуломовна , преподаватель
- Наманганский государственный университет, Узбекистан
- ВНЕШНИЙ МИР
- АНАЛИЗ
- ОБЩЕНИЕ
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СВЯЗИ
- ПРАВИЛЬНЙ АКЦЕНТ
Похожие материалы
Человек — биосоциальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с другими людьми. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет взаимную перцепцию.
Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.
Межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей занимают важное место. Существование межличностных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Но взаимодействие и коммуникация с другими людьми бывают затруднены потому, что мы редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того , какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.
Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем.
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда определены его отношением к людям, к обществу., т.е. включены в общение.
Посредством общения деятельность человека организуется и обогащается. Построение плана, например, совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого ее участника.
Согласование деятельности отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Важно понимать, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Многообразные отношения и его поведение определяется также построением системы его связей, а этот процесс может быть реализован только в общении. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в нем как способ взаимодействия индивидов, и в месте с тем выступает в нем как способ развития самих этих индивидов.
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. Как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Главными видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение, учебная деятельность и труд. Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами и субъектами.
В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.
Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.
Огромное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как личности.
Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение — это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.
Общение как процесс непосредственного установления межиндивидуальных связей и взаимодействий людей определяется системой конкретных общественных отношений. Оно, как указывает Б. Г. Ананьев, всегда соответствует определенным, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и регулируется нормами общественного поведения.
Социальное и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом процессе общественные индивиды, формирование которых как личностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания. Средства коммуникации, которыми они пользуются для установления контакта друг с другом, общественны по своему происхождению и индивидуальны по употреблению.
Такова речь, мимика и пантомимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль, таковы и способы поведения каждого человека по отношению к другим людям.
Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе, человеке и его сознании.
Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства — одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.
Но общением с людьми, усвоением научных знаний, идей и образов искусства не исчерпывается процесс формирования человека как субъекта познания себя и других. Громадную роль в выработке у человека общего подхода к другим людям, определения действительной ценности личности каждого из них играют личный труд и место, занимаемое этим человеком в системе общественных отношений.
Для достижения целей трудовой деятельности каждый из ее участников должен отвечать каким-то требованиям и обладать определенными качествами. Усваивая эти требования, человек учится искать и отмечать наличие или отсутствие этих качеств у других людей и у себя. Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказываются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.
Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Развитие индивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. В конечном счете эти уровни опять-таки зависят от того, каким «фондом» познания и общения обладает личность.
Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт труда, познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.
На разных возрастных ступенях содержание, конкретное соотношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и производных от них видов деятельности, в которые включается человек, неодинаковы.
Соответственно неодинаковы на каждом из этапов и результаты совокупного и индивидуального воздействия всех этих видов деятельности на формирование человека не только как субъекта познания в целом, но и как субъекта познания других людей в частности. На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник