Общение как способ бытия человека

Общение как форма социального бытия человека

Понятие общения

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Общение имеет определенное значение для человека: 1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные. 2. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека. 3. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией. 4. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека. 5. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности. 6. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека.

В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п.

Источник

Общение — основа человеческого бытия

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми — это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение— это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение— это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Читайте также:  Способы распределения прибыли предприятия бюджетный фондовый нефондовый фискальный нормативный

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., СтоляренкоЛ.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист».Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2. Позитивный человек.Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка.Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун.Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5. Трусишка.Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступныйсобеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник.Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица.Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка.Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести ксбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение? Какова основа общения?

2. В чем заключается основная задача делового общения?

3. Что означает «уметь общаться»?

4. Какие «абстрактные типы» собеседников вам известны?

5. Какие «абстрактные типы» собеседников вам встречались чаще все­го? Приведите пример.

Источник

7. Общение как форма социального бытия человека

7.1. Понятие общения

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Общение имеет определенное значение для человека: 1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные. 2. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека. 3. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией. 4. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека. 5. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности. 6. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека.

В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п.

Читайте также:  Способы клонирование клонирования организмов

Общение – сложный процесс, имеющий свою структуру. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле этого слова, состоит в обмене информацией между общающимися людьми, ориентированна на смысловое восприятие другими людьми. В широком же смысле коммуникация рассматривается как информация, увязанная с конкретным поведением собеседников.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности людей. Виды взаимодействия при этом делят на две большие группы: позитивные и негативные.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Каждый из участников общения, кроме передачи послания, является приемником очень значимой информации. Особое значение перцептивная сторона приобретает в условиях первого контакта. Некоторые психологи в аналогичном смысле употребляют функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. В реальной действительности каждая из сторон изолированно от двух других не существует.

Общение – это сложный процесс межличностного взаимодействия. Поэтому существует множество его классификаций. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию общение может быть материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее. Внешнее общение существует в форме доступного для наблюдения взаимодействия реальных субъектов: разговор двух людей, обмен рукопожатиями или улыбками и т.д. Внешнее общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение осуществляется с помощью речи. Невербальное общение осуществляется на основе всевозможных неречевых средств:

кинестетические (мимика, жесты, пантомимика);

паралингвистические (особенности голоса);

экстралингвистические (паузы, покашливания, темп речи т.д.);

проксемические (пространственное расположение партнеров);

визуальные (выражение глаз);

одежда и другие атрибуты оформления внешнего облика.

Внутреннее общение можно определить как взаимодействие субъекта с другим человеком, совершаемое во внутреннем субъективном плане, то есть мысленно, образно или эмоционально. Оно не обладает никакими физическими свойствами и потому недоступно для внешнего наблюдения.

В зависимости от уровня регламентированости, общение может быть формальным и неформальным. Формальное общение регламентировано какими-то правилами, инструкциями, должностными обязанностями, нормами, традициями и т.д. Неформальное общение не имеет никаких нормативных ограничений. Правила и нормы этого общения определяются самими партнерами, оно глубоко личностно и индивидуально и позволяет человеку максимально раскрывать себя в личностном плане.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.

Вербальная и невербальная коммуникация

Читайте также:  Открыватель каким способом образовано

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В основном различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация это внешняя и внутренняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Используя речь, коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. На эффективность общения при этом влияют следующие факторы: интенция (настроения, установки) партнеров, включенность партнеров в общий контекст деятельности, наличие обратной связи, умения и навыки общения с людьми.

Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению.

К невербальным средствам относят кинесику, праксемику, пара- и экстралингвистику, визуальное общение. Кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которых лежит общая моторика различных частей тела. Это: мимика, жестика, пантомимика. Праксемика занимается пространственно-временной организацией общения. Паралингвистика включает в себя характеристики голоса, отражающие особенности передаваемого с речью состояния. Экстралингвистика изучает различные не смысловые включения в речь: паузы, покашливания, плач, смех. В визуальном общении используется специфическая знаковая система – это «контакт глазами». Все системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Вместе обе системы коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый человеку для организации совместной деятельности.

Механизмы восприятия человека человеком

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это механизм познания и понимания другого человека. Понятие идентификация по своему содержанию близко к понятию эмпатия.

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ареола и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола объясняется формированием специфической установки на воспринимаемого, а также направленным приписыванием ему на основе этой установки определенных качеств, т.е. информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который уже был создан.

Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании людьми друг друга – это явление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д.

Особым видом социальной установки человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты, является социальная аттракция. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека.

Источник

Оцените статью
Разные способы