Потребность в общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели и функции общения
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.
Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.
Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.
Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.
Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.
Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.
Выделяются некоторые черты потребностей человека:
- объективность происхождения;
- исторический характер;
- зависимость от практической деятельности;
- социальная обусловленность.
Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.
В общении выделяются следующие виды потребностей:
- Потребность быть индивидуальностью. Смысл этого сводится к тому, что каждый человек желает установить такие взаимоотношения, при которых на лице собеседника можно «прочитать» признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
- Потребность в престиже. Данная потребность удовлетворяется тогда, когда во время контакта человек получает признание личностных своих качеств, когда слышит положительные оценки в свой адрес. В случае неудачи, человек начинает искать признания в общении с людьми, которые склонны оценивать его положительно. Это гипертрофированная потребность и её результатом может быть потеря друзей и полное одиночество;
- Потребность в доминировании. Суть потребности заключается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей другого человека, на его установки, поведение и вкусы. Удовлетворить эту потребность можно только тогда, когда поведение человека или ситуация под нашим влиянием изменяется. Крайне напряженными бывают взаимоотношения двух доминантных людей или двух ведомых. У ведомых личностей совместная деятельность может быть непродуктивной, а у доминантных частые конфликты;
- Потребность в заботе о другом человеке. Подобная потребность при её реализации приносит большое удовлетворение и формирует постепенно альтруизм и человеколюбие;
- Потребность в оказании помощи предполагает принятие этой помощи от человека и, будучи принятой, она приносит большое удовлетворение тому, кто её оказал. Отказ от помощи может негативно восприниматься.
Готовые работы на аналогичную тему
Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.
Структура общения
В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.
Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.
Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.
Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.
Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.
Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.
В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.
Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.
Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.
По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.
В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.
Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.
Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.
Виды и уровни общения
Существует множество оснований для классификации видов общения, среди которых выделяются основные – по целям, и по содержанию.
По содержанию классификации общения могут быть:
- материальные, предполагающие обмен предметами и продуктами деятельности, необходимые для нормальной жизни – это предметы материальной и духовной культуры, которые являются важным условием для индивидуального развития;
- когнитивные, выступающие как фактор интеллектуального развития, поскольку в процессе когнитивного общения идет взаимное обогащение знаниями;
- кондиционные виды общения создают готовность к научению, формулируют необходимые для оптимизации установки;
- мотивационные виды общения являются источником дополнительной энергии, в ходе которого человек приобретает новые мотивы, интересы, цели и увеличивает свой психоэнергетический потенциал;
- деятельные виды имеют прямой развивающий эффект, они совершенствуют и обогащают собственную деятельность индивида.
По целям классификации общения бывают биологические и социальные, кроме этого, исходя из цели, выделяются ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение.
Основой биологического общения является самосохранение организма и развитие его жизненных функций.
Социальное же общение направлено на обслуживание общественных потребностей людей, его цель – расширить и укрепить межличностные контакты, установить и развить интерперсональные отношения, личностный рост индивида.
Характерной особенностью ритуального общения является ненаправленность, неинформативность, невовлеченность, бессодержательность партнеров в общении.
При манипулятивном общении один из партнеров ставит цель — использовать партнера в своих интересах.
Гуманистическое общение помогает удовлетворить потребность в понимании, сопереживании – это доверительное, интимное, исповедальное общение.
Источник
Потребность в общении
Мало, кто из людей представляет свою жизнь без друзей! Мы постоянно находимся в коллективе, стремимся познакомиться с новыми людьми, влиться в другую компанию и расширить круг общения. Одиночество не привлекает никого, независимо от нашего темперамента или характера. Но почему у людей есть потребность в общении? Чем она отличается у взрослых и детей? И какие есть виды общения?
Почему общение необходимо?
Общение – это одна из главных потребностей человека, от удовлетворения которой зависит наше эмоциональное состояние. Но какую роль играет общение в нашей жизни?
С помощью общения мы передаем свои чувства, эмоции, переживания и волнения. В процессе диалога другой человек делает тоже самое, за счет чего и происходит эмоциональный обмен. Как часто мы замечаем, что настроение другого передается и нам, и достигается такой эффект исключительно из-за обмена чувствами и эмоциями, причем происходит это неосознанно. В процессе общения мы или увеличиваем всю тягость переживаний, или уменьшаем.
Задумывались ли вы, почему одиночные камеры – это одно из самых суровых наказаний? Все дело в отсутствии собеседника.
Каждому человеку необходимо признание в обществе. Нам важно знать, что нас ценят, любят и уважают. Такая уверенность придает нам сил, поднимает настроение и позволяет преодолевать даже самые тяжелые жизненные препятствия!
Все люди нуждаются в одобрении и поддержке. Нам важна оценка других людей о поступке, действии, словах или поведении. Благодаря общению мы делаем сравнения, заключения, выводы и изменения в своей жизни.
Через речь и средства связи мы получаем знания об окружающем нас мире, расширяем кругозор, становимся гармонично и высокоразвитой личностью. Благодаря общению мы получаем информацию, которая и позволяет нам правильно вести себя и быть подготовленным к разным жизненным ситуациям.
Потребность в общении есть у каждого человека, и от ее удовлетворения зависит наше физическое и эмоциональное состояние.
Виды потребности в общении
В состоянии тревоги и глубокого переживания даже малообщительные люди становятся разговорчивыми. Внутренний конфликт, страхи, борьба и жуткое волнение – все это способствует быстрому появлению новой темы для разговора. В зависимости от того, что хочет человек получить в результате, общение разделяется на следующие виды:
Страх сковывает и одновременно побуждает человека испытывать сильную потребность в общении. Незнакомые люди начинают увлекательную беседу лишь из-за появления волнения и переживаний. Такая потребность далеко не в каждом случае дает хорошие результаты, ведь так мы можем наговорить много всего лишнего, чего в обычных бы обстоятельствах никогда бы не делали!
Такая потребность для начала разговора возникает у людей, которые по характеру и особенностям властные, с яркими чертами лидерства. Оно направлено на подчинение другого вашим взглядам, мыслям, вкусам и чувствам. Доминирование в общении приносит удовлетворение в тех случаях, когда другой человек испытывает потребность в подчинении. Если же сталкиваются в разговоре два лидера с потребностью в доминировании, то конфликта не избежать. Затруднительно общение и двух других противоположностей – людей, нуждающихся в подчинении.
Выразить свой характер, необычный склад ума, отношение к жизни – все это стремится человек, который испытывает потребность в общении ради обращения внимания других на его же индивидуальность. Такие люди во время беседы крайне уязвимы и ранимы, ведь отрицание или высказывание другой позиции его собеседником вызывает возмущение, недоумение и даже глубокое разочарование.
Быть признанным в обществе, получить похвалу и заслужить уважение – желание многих людей. Часто такая потребность ярко проявляется в общении. По разговору становится понятно, какие мотивы у человека, что он хочет этим сказать и почему он выбрал именно такой способ общения. Если не контролировать такую потребность, то можно потерять друзей и даже испортить с ними отношения.
Чтобы общение было гармоничным, приятным и доставляло истинное удовольствие обеим сторонам, важно в первую очередь думать об интересах другого.
Благодаря общению мы получаем новые знания, информацию по разным вопросам, исследуем темы и углубляемся в профильные темы. Потребность в общении часто возникает в тот момент, когда нам требуется получение ответа на возникший вопрос. Удовлетворение наступает в тот момент, когда мы достигаем цели.
Покровительство – это форма заботы о других людях. Некоторые стремятся начать разговор, чтобы оказать необходимую помощь и поддержку. Однако при неумеренном желании покровительствовать проявляется и стремление к самоутверждению, поэтому во всем важна уравновешенность.
Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе.
Дефицит общения: последствия
Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии. Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние. Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.
При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!
Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!
Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.
У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным. Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг.
Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.
Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!
Источник