Формы и методы научного познания
Обществознание: понятие, формы и методы научного познания
Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
Методы научного познания
Методы познания — это система принципов и правил практической и теоретической деятельности.
Методы познания обобщают по двум уровням:
- Эмпирический уровень
- Теоретический уровень
Эмпирический уровень | |
Эмпирические (опытные) методы познания | — познание научных фактов, открытие эмпирической закономерности. |
Формы |
|
Методы |
|
Теоретический уровень | |
Теоретический (рационально-логический) уровень | |
Формы |
|
Методы |
|
Универсальные методы научного познания:
- Анализ
- Синтез
- Индукция
- Дедукция
- Абстрогирование
- Идеализация
- Обобщение
- Аналогия
- Системный подход
- Структурно-функциональный подход
- Моделирование: предметное, математическое, идеальное.
Формы познания
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.
Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.
Источник
Концепции современного естествознания. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Концепции современного естествознания». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- 1. Понятие и задачи естествознания
- 2. Взаимосвязь естественных наук
- 3. Деление естественных наук на фундаментальные и прикладные
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 5. Этапы естественнонаучного познания природы
- 6. Формирование научной картины мира
- 7. Глобальные естественнонаучные революции
- 8. Космология и естественнонаучные революции
- 9. Уровни научного познания
- 10. Общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция
- 11. Общенаучные методы познания: аналогия, моделирование, исторический метод, классификация
- 12. Методы эмпирического и теоретического познания
- 13. Формы научного знания
Из серии: Зачет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
10. Общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция
К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.
Анализ — мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его мельчайшие части. Синтез — объединение изученных в результате анализа элементов в единое целое. Анализ и синтез применяются как взаимодополняющие друг друга методы. В основе такого способа познания лежит желание разобрать нечто, чтобы понять, почему и как оно работает, и собрать снова, чтобы убедиться, что работает именно потому, что имеет изученное строение.
Обобщение — процесс мышления, заключающийся в переходе от единичного к целому, от частного к общему (в принципах формальной логики: Кай — человек, все люди — смертны, Кай — смертен).
Абстрагирование — процесс мышления, заключающийся в добавлении определенных изменений в изучаемый объект или исключении из рассмотрения некоторых свойств объектов, которые не считаются существенными. Абстракциями являются такие понятия, как
(в физике) материальная точка, обладающая массой, но лишенная остальных качеств, бесконечная прямая (в математике) и т. п. Индукция — процесс мышления, заключающийся в выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция предусматривает наблюдение всей совокупности объектов, из которого следуют общие выводы, но в экспериментах используется неполная индукция, делающая вывод о совокупности объектов, исходя из изучения части объектов. Неполная индукция предполагает, что вынесенные за скобки эксперимента аналогичные объекты обладают теми же свойствами, что и изученные, и это позволяет использовать экспериментальные данные для теоретического обоснования. Неполную индукцию принято называть научной. Дедукция — процесс мышления, заключающийся в проведении аналитического рассуждения от общего к частному. Дедукция базируется на обобщении, но проводимом от неких исходных общих положений, считающихся неоспоримыми, к частному случаю для получения истинно верного вывода. Наибольшее распространение дедуктивный метод получил в математике.
Источник
21. Общенаучные методы познания
Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:
(стр. 71) «Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.
НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и так далее.
В психологии в качестве метода исследования используются самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.
Возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной), вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и другие субъективных факторов.
ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуют явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. … Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирование новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели – проверочные, поисковые, по методу и результату – качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты.
Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим рассуждением, отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвуют конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент – не результат практики, и все знания, полученные таким путём, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте).
Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.
ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.
Принято различать два типа измерения – прямое и косвенное.
СРАВНЕНИЕ – это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Познавательная ценность сравнения заключается не в установлении отношений тожества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого.
ОБОБЩЕНИЕ — это процедура перехода на более высокий уровень абстракции путём выявления в некоторой предметной области общих свойств, отношений, тенденций развития.
Далее рассмотрим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую).
Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п.
Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Спецификация данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств.
Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.
ИНДУКЦИЯ — метод исследования, суть которого состоит в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщением всё более высокого порядка. Полная индукция, когда обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Неполная индукция на основе анализа определённого числа фактов делает общий вывод относительно всего класса объектов.
ДЕДУКЦИЯ – процесс логического вывода от общего к частному. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая механика.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функции объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истинной, относящейся к объекту – оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолётов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определённых знаков, рисунков. Особенность модели – это её сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.
АНАЛОГИЯ – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогии не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием».
Источник