- Льготы в системе социального обеспечения
- Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения: особенности правового регулирования. Сущность социальных льгот пенсионерам, студентам, малоимущим. Проблемы монетизации льгот и пути их решения: содержание реформы, ее достоинства и недостатки.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Общая характеристика системы льгот как способа социальной поддержки населения диплом
- Читать курсовая по основам права: «Льготы в системе социального обеспечения» Страница 1
- Льготы в системе социального обеспечения
- Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения. Исследование системы социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам, их правовое регулирование в России. Анализ проблемы монетизации льгот и предложение путей ее решения.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения
- 1.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения
- 1.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения
Льготы в системе социального обеспечения
Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения: особенности правового регулирования. Сущность социальных льгот пенсионерам, студентам, малоимущим. Проблемы монетизации льгот и пути их решения: содержание реформы, ее достоинства и недостатки.
Рубрика | Государство и право |
Предмет | Гражданское право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Прислал(а) | Иван |
Дата добавления | 22.08.2012 |
Размер файла | 80,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Исследование системы льгот как способа социальной защиты населения. Основные предпосылки и сущность системы замены социальных льгот денежными выплатами и компенсациями. Изменения действующего законодательства в области льгот по социальному обеспечению.
курсовая работа [94,5 K], добавлен 28.05.2015
Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения, особенности правового регулирования по действующему российскому законодательству. Льготы малоимущим, по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине и другие социальные льготы, пособия и выплаты.
курсовая работа [92,3 K], добавлен 22.09.2014
Понятие гарантий, социальных льгот, муниципального служащего. Значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения. Гарантии и льготы для муниципальных работников. Проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы.
курсовая работа [40,3 K], добавлен 11.03.2014
Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения в Республике Беларусь, круг лиц, пользующихся ими. Предоставление инвалидам средств передвижения и компенсация расходов на их транспортное обслуживание. Права и льготы, предоставляемые ветеранам.
реферат [21,4 K], добавлен 04.12.2010
Проблема отнесения льгот к социальному обслуживанию. Разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Основные задачи и направления развития пенсионной реформы в Российской Федерации.
контрольная работа [60,4 K], добавлен 13.04.2013
Теоретический анализ социальных льгот в социально-культурной сфере. Изучение сущности и дифференциации социальных льгот. Особенности таких льгот в здравоохранении, сфере образования, бытового обслуживания. Описание видов социальных льгот детей-сирот.
курсовая работа [49,5 K], добавлен 31.05.2010
Описание льгот для малоимущих семей в Российской Федерации. Семьи, причисляемые к малоимущим. Недостатки современной системы социальных льгот и попытки их устранения. Классификация пособий по различным основаниям. Субсидии для детей из малоимущих семей.
курсовая работа [78,4 K], добавлен 08.04.2016
Источник
Общая характеристика системы льгот как способа социальной поддержки населения диплом
Ключевые слова: ЛЬГОТЫ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; АЛИМЕНТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ГАРАНТИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ; PRIVILEGES; SOCIAL SECURITY; NUTRITIONAL REQUIREMENTS; GUARANTEE; SOCIAL JUSTICE; SOCIALLY VULNERABLE SEGMENTS OF THE POPULATION.
Льготы — один из главных видов социальной помощи в Российской Федерации.
Учеными-социологами обозначены основные критерии льгот: [1, c. 20]
1) Льготы — это наиболее полное удовлетворение потребностей индивида.
2) Льгота — это улучшение положения индивида, по средствам представления ему дополнительных прав для осуществления полноценного существования.
3) Льготы в наиболее узком понимании — это освобождение индивида от выполнения части обязанностей. [1, c.35]
и общества в целом и индивида в частности очень разнообразны, и далеко не все из них человек способен удовлетворить без помощи государства. [1, с. 44]
Целью льгот в осуществлении государством социальной политики является улучшение качества жизни нуждающихся граждан через создания особых условий для удовлетворения их потребностей.
Опираясь на положения законодательства, разграничение льгот происходит не по их сущности, а по принадлежности их получателей к тем или иным социальным группам.
Таким образом количество соразмерных льгот одной и той же структуры (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам) различны для некоторых категорий граждан. Многообразны и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление льгот. Объясняется это неточностям нормотворческого процесса.
Таким образом, льготы – необходимое условие социальной поддержки населения со стороны государства.
Институт льгот в системе социального обеспечения играет большую роль. Наличие значительного количества льгот, а также категорий граждан – льготников говорит о том, что законодатель постарался учесть потребности разных категорий граждан, создав при этом разветвленную нормативную правовую базу.
Каждый гражданин страны, который по разным причинам не имеет возможности удовлетворить свои потребности, может рассчитывать на помощь государства. Государством создан определенный набор мер и гарантий государственной социальной помощи, зафиксированный в нормативно-правовых актах и законах. [6, с.1]
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Под льготами в системе социального обеспечения понимается юридически-закрепленное создание особых правовых привилегий для граждан, находящихся в затрудненной жизненной ситуации.
2. Существует несколько видов льгот, в основе которых лежат такие критерии, как социально-правовые основания для их предоставления, конкретное содержание льгот, цель льгот, форма их предоставления, субъектный состав получателей льгот, сфера действия.
3. Цель льгот состоит в взаимодействии интересов личности, различных социальных слоев и государства, в создании особых правовых привилегий для удовлетворения потребностей субъектов социальных взаимоотношений.
4. Льготы носят многофункциональный характер, в праве социального обеспечения проявляется преимущественно компенсаторная функция, способствующая восполнению возможностей и удовлетворению необходимых потребностей лиц, находящихся в неравных условиях в силу биолого-социальных и экономических причин. Льготы компенсируют недостаточный для полноценной жизни человека уровень социального обеспечения.
5. Основной оценкой значимости льгот для их получателей становится пребывание субъектов социальных отношений в сложной жизненной обстановке, которая создает потребность в обеспечение субъектов средствами для их полного жизнеобеспечения. При реформации системы льгот нужно принимать во внимание тот факт, что целиком отказаться от льгот в наше время нельзя. Потому что степень социального обеспечения, устанавливается по средствам его главных видов (пособий, пенсий), не создает условий для полного существования нуждающихся граждан.
6. Льготы, предоставляемые различным социальным группам – пенсионерам, студентам, детям-инвалидам, носят разноплановый характер и направлены на компенсацию недостаточного уровня жизнесуществования данных категорий граждан.
7. Несмотря на большое количество льгот и большое количество их получателей в Российской Федерации, качество жизни социальных групп, обеспечиваемых социальными гарантиями, остается низким, таких людей нельзя назвать полностью обеспеченными в материальном плане. В большинстве льготы и социальная помощь помогают довести уровень жизни до прожиточного минимума. Что касается инвалидов, то льготы не делают их жизнь равной жизни здоровых и не ограниченных в возможностях людей из-за отсутствия доступной среды, а иногда и просто формального отношения организаций и компаний к ее созданию. Следствием этого является социальный вакуум, в котором вынуждены жить инвалиды, так как общество до сих пор не готово их принять как равных.
Источник
Читать курсовая по основам права: «Льготы в системе социального обеспечения» Страница 1
Глава 1. Понятие и классификация льгот в системе социального обеспечения
1.1 Понятие и значение льгот в системе социального обеспечения
1.2 Классификация льгот в системе социального обеспечения
Глава 2. Замена льгот денежной компенсацией
2.1 Предпосылки реформы системы льгот
2.2 Сущность сложившейся системы замены льгот денежной компенсацией
Список использованных источников
Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа категорий граждан, имеющих право на различного вида льготы.
Одним из самых актуальных вопросов в социальной сфере является механизм реализации государственных социальных программ, где представляемые гражданам льготы выступают как способ оказания социальной поддержки населению.
В настоящий время действующее российское законодательство предусматривает очень много льгот для различных категорий населения, которые предоставляются по различным основаниям и в различных формах.
Являясь относительно самостоятельной частью социального обеспечения, льготы и преимущества неразрывно связаны с его другими составляющими — пенсиями, пособиями, различными видами социального обслуживания и т.д., решая, наряду со специфическими, общие задачи по социальной защите наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения.
Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных (материально-бытовых) потребностей нетрудоспособных граждан, а также объективное существование специфических потребностей, характерных только для нетрудоспособных, которые не могут быть сокращены или ограничены.
Помимо этого, существование льгот обусловлено и политическими причинами — необходимостью реализации принципа социальной справедливости, наличием групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства, а также существованием таких социально-экономических проблем как проблема выживания, жилищная и другие решение которых, в частности, для нетрудоспособных, невозможно в современных условиях без наличия такой экономической и правовой категории как льготы.
Имеются и другие обстоятельства, обусловливающие необходимость существования и развития льгот. Это, например, продолжающееся обострение экономической ситуации в стране, обнищание значительной части трудоспособного и нетрудоспособного населения, ухудшение экологического состояния в результате аварий и катастроф, вызывающих повышенный рост инвалидности и т.д.
Актуальность темы подтверждается также существенными изменениями действующего законодательства в области льготы по социальному обеспечению.
Целью курсовой работы является исследование системы льгот как способа социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
раскрыть понятие и значение льгот в системе социального обеспечения;
Источник
Льготы в системе социального обеспечения
Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения. Исследование системы социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам, их правовое регулирование в России. Анализ проблемы монетизации льгот и предложение путей ее решения.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.10.2015 |
Размер файла | 38,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
- Введение
- 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения
- 1.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения
- 1.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения
- 2. Система льгот
- 2.1 Социальные льготы пенсионерам
- 2.2 Социальные льготы студентам
- 2.3 Социальные льготы малоимущим
- Заключение
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума. Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку). Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан. Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации. Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета. Объект исследования — нормативно — правовые акты, материалы судебной практики, а также труды ученых, таких как Морозовой И. С., Землянухиной Н. С., Азаровой Е. Г., Крылатовой Е. Г., Захарова М. Л. И многих других. Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации. Цель данной работы — рассмотреть льготы в системе социального обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения; рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения; исследовать систему социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам; выявить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения.
1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения
1.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения
Льготы как вид социального обеспечения — достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами. На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот:
— это исключение из общеустановленных правил;
— это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;
— льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле. В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей. В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота — это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от времени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле. Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия». С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование. ) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:
— привилегия по сравнению со льготой — это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;
— льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;
— льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ). Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства — поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие. ) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:
— по целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;
— по субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;
— по действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства. С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.
Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других). В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения. Тем не менее, категория нуждаемости все чаще в последнее время применяется законодателем, в том числе при регулировании социально-обеспечительных отношений.
В отношении нуждаемости можно выделить три таких признака. Во-первых, нуждаемость — это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость — это всегда состояние, более или менее длительное. Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений. Для права социального обеспечения имеют значение именно потребности алиментарного порядка, иначе говоря, речь идет об общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению. Высказанное в научной литературе мнение о том, что алиментарность не является признаком всех отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения, страдает неточностью. Авторы указанной точки зрения в качестве аргумента приводят социальное страхование, которое возмездное. Однако страхование — это лишь один из способов аккумулирования денежных средств на социальное обеспечение, отношения по уплате обязательных страховых взносов составляют предмет отрасли финансового права, а не права социального обеспечения. Социально-обеспечительные правоотношения всегда связаны с предоставлением нуждающемуся помощи или содержания за счет общественных либо обобществленных средств, и эти отношения носят алиментарный характер, ибо преследуют цель удовлетворения не всех, а лишь основных, жизненно необходимых потребностей. Наконец, в-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению. Коллективные субъекты (организации, юридические лица) также нуждаться не могут, потому что это искусственные, созданные человеком образования, не существующие вне связи с составляющими их живыми людьми. Нуждаться, т.е. испытывать потребность, может, например, работник организации, но сама организация ни в чем не нуждается по определению, так как представляет собой лишь «правовую маску», удобную и даже незаменимую в гражданском обороте, особенно при ведении предпринимательской деятельности. Когда говорят о том, что организация в чем-то нуждается (в сырье, материалах, кадрах), термин «нужда» используется в переносном значении. Итак, нуждающимся может быть только отдельный человек или семья.
Однако при рассмотрении некоторых видов социального обеспечения может возникнуть представление о том, что принцип адресности реализуется не в полной мере. Например, лицо, достигшее пенсионного возраста, при наличии страхового стажа установленной продолжительности вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, и государство обязано ему эту пенсию назначить и выплачивать. В данном случае совершенно не учитывается, продолжает ли гражданин работать, имеется ли у него доход от иных источников. Понятно, что далеко не каждый, кто достиг пенсионного возраста, автоматически стал нуждающимся (хотя таких, безусловно, подавляющее большинство). Аналогичная ситуация возникает и при рассмотрении других видов трудовых пенсий. Почему же в этих случаях государство не проверяет нуждаемость обращающихся граждан? Не свидетельствует ли это об обеспечении без учета нуждаемости? Ответ на первый из поставленных вопросов достаточно очевиден. Все трудовые пенсии страховые, поскольку их страховая и накопительная части формируются за счет страховых взносов. Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального закона. Поэтому гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы или который делает это самостоятельно, выступает своего рода кредитором по отношению к государству, выплачивающему из этих средств пенсии сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати, находит проявление еще один принцип права социального обеспечения — принцип солидарности, в данном случае солидарности трудоспособных поколений и пенсионеров). Возмездность означает, что государство обязано полученные средства вернуть, и оно делает это как раз при назначении и выплате трудовой (страховой) пенсии. Поэтому было бы неправомерно лишать граждан трудовой пенсии, мотивируя это тем, что у них имеются иные источники дохода. Государство в этом случае не только обеспечивает нуждающихся, но и возвращает полученные страховые взносы в виде пенсий. Что касается второго вопроса, то ответ на него не столь очевиден. Действительно, достигнув пенсионного возраста или став инвалидом, человек может остаться вполне обеспеченным и не нуждаться в помощи государства. Но такие случаи являются исключением и потому не изменяют общего правила: при наступлении указанных обстоятельств лицо становится нуждающимся. То, что отдельные граждане, не надеясь на государство, сумели обеспечить себе старость самостоятельно, не может и не должно приводить к лишению их права на помощь государства, ведь они эту помощь, как уже указывалось, заработали. В данном случае речь идет о резюмируемой (предполагаемой) нуждаемости, т.е. законодательно закрепленной идее о том, что в этих и подобных им случаях человек лишь формально признается нуждающимся и вправе рассчитывать на помощь государства. Поэтому можно говорить о двух видах нуждаемости в праве социального обеспечения: фактической (действительной), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности, и резюмируемой (предполагаемой), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению. Причем специфика данной презумпции в том, что, даже если она не соответствует действительности, она все равно не перестает быть основанием для получения социального обеспечения, т.е. не допускает ее опровержения. Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.
1.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения
На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения. Закон «О государственной социальной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Российской Федерации, и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки). Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу. Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Допустимо сказать, что льготой следует назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой. В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание. Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне. Другим основанием предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий не территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.
Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда. Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом. Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14), неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.
В социальном обслуживании система льгот должна быть боле ориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании. Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты». Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества». Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах? Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития, отменены и монетизированы сами льготы у большого числа категорий льготников, введено новое понятие — «социальная поддержка».
К числу типовых мер социальной поддержки отнесены: ежемесячные денежные выплаты; социальный пакет; льготы по квартирной плате; льготы по оплате коммунальных услуг; денежные выплаты и обеспечение техническими средствами реабилитации в связи с компенсацией ущерба здоровью. Все отмененные льготы можно условно разделить на 3 группы:
— льготы, частично монетизированные, частично сохраненные в виде социального пакета. Так, например, ранее был предусмотрен бесплатный проезд инвалида войны и лица, сопровождающего инвалида войны I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, в то время как в социальном пакете сохранилась льгота по бесплатному проезду только на пригородном железнодорожном транспорте и только самого инвалида;
— льготы, утратившие актуальность. Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации. Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации. К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные. Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся;
— бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;
— льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;
— бесплатная установка телефона;
— предоставление ежемесячных денежных выплат;
— первоочередное бесплатное предоставление жилья;
— льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
-льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;
Источник