Общая характеристика проективных способов изучения личностных особенностей кратко

Общая характеристика и классификация проективных методик

ВВЕДЕНИЕ

Проблема оценки динамики личности в процессе целенаправленного воздействия становится все более актуальной в связи с расширяющейся практикой использования активных методов развития личности практикующими психологами.

В психодиагностической практике стремление к целостному, динамичному анализу личности наталкивается на целый ряд проблем, связанных с ограничением временных и материальных ресурсов. В связи с этим, все большее распространение принимает практика использования проективных методик, особенно в ситуациях консультирования, где необходим быстрый, но в то же время целостный анализ личности.

Из имеющегося арсенала проективных методик нами выделяется методика «Рисунок несуществующего животного» как инструмент, в целом удовлетворяющий запросам практики: он позволяет делать качественный, и в то же время формализованный анализ личности. Ограничением данного диагностического инструмента является то, что РНЖ дает статическую картину образа-Я, не позволяет оценить динамику представление о себе, вектор саморазвития.

В представленной работе сделана попытка практического решения проблемы оценки динамики представления личности о себе, с апробированием нового варианта широко известной методики «Рисунок несуществующего животного».

Данная работа может быть использована при обучении студентов-психологов в курсах: «Психодиагностика», «Психологический практикум», а так же психологами, психотерапевтами, осуществляющими практику коррекции и развития личности.

Общая характеристика и классификация проективных методик

Начало проективной диагностики было положено так на­зываемым ассоциативным экспериментом, разработанным из­вестным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом, однако изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу.

Термин «про­екция» был впервые использован по отношению к методам психодиагностики Генри Мюрреем в 1938 г., но важность проективных тестов была наиболее четко показана Л.К. Франком в 1939 г. Именно он впервые использовал термин «проективные» для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других, предполагающих осуществление человеком символи­ческого переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Гипотеза, на которой строятся все проективные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, конфликты и т.п.

В настоящее время словари определяют проекцию (от лат. ргоjectio — выбрасывание вперед) как процесс и результат постиже­ния и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перене­сении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты, осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и цен­ностей субъекта. Определение особенностей личности по ее проекции используется в проективном методе.

Проективным методом принято называть — один из мето­дов исследования личности, который основан на выявлении проек­ций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характе­ризуется созданием экспери­ментальной ситуации, допус­кающей множественность воз­можных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпрета­цией вырисовывается уникаль­ная система личностных смыслов и особенностей когни­тивного стиля субъекта, что позволяет исследовать те особенности личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Ме­тод обеспечивается совокуп­ностью проективных методик (называемых также проектив­ными тестами).

Таким образом, проективная диагностика обладает целым ря­дом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность ис­следовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные осо­бенности личности получают вполне адекватное выражение.

Отличительными признаками проективных методик являются:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе дей­ствий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыраже­ния и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя;

4) неинформированность испытуемого в диагностической зна­чимости его действий и слов, что позволяет избежать умышлен­ных или непроизвольных искажений при проекции личности.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на составной («композитной») картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. Наконец, приверженцы проективных методик обыч­но считают их особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структури­рован тест, тем он более чувствителен к такому скрытому материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у респондента защитные реакции.

Проективные ме­тоды способны ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотноше­ния личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демокра­тизм и т. д.); ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, сред­ства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и т. д. Бес­спорно, что богатством получаемого мате­риала проективные методики выгодно отли­чаются от других более популярных в общепсихологических исследованиях мето­дов, например опросников.

Проективные методики находят приме­нение сейчас во многих областях общей и прикладной психологии. Интерес к проективной тео­рии и методологии, как и постановка про­блемы обоснования проективного экспериментирования, объясняется историей раз­вития проективной техники. Их возникновение было связано с потребностями сугубо кли­нической психологии, т. е. отвечало доволь­но узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности. Однако с начала 40-х гг. ХХ века «проективное движение» набирает значительную силу. Проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Со временем, методики начинают использоваться более широко как средства диагностики, прежде всего, индивидуальных особенно­стей личности. Такая переориентированность, расширение сферы применения проективных методик с необходимостью повлекла за собой процесс их теоретической и методологической рефлексии: поиск наи­более общих принципов и понятий, анализ категориальной системы с целью доказа­тельства ее внутренней непротиворечиво­сти и т. д. Решение этих задач и состав­ляет содержание исследований, направленных на обоснование проективного метода. Ныне проективные методики занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности. Вместе с тем во­прос об их теоретической обоснованности до сих пор остается дискуссионным [8, 9, 16, 25, 26, 32]. Проективный метод формировался на всем протяжении развития проективной техники, что стало причиной множествен­ности его обоснований в различных психологических системах. Можно говорить о трех источниках проективного метода: холистической психологии, психоанализе и экспериментальных исследованиях New Look. Из категориального аппарата этих на­правлений проективная психология заимствовала свои основные понятия, под их влиянием складывались общие принципы проективного исследования и частные схе­мы анализа результатов. Вместе с тем это обусловило и определенный методологиче­ский эклектицизм проективной психологии, недостаточную четкость, приблизительность многих ее постулатов.

На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».

Связь проективных методик с психоаналитической теорией можно по следующим позициям:

1. Теория психоанализа подчеркивает индивидуальные различия и слож­ную организацию функционирования личности. Личность рассматри­вается как процесс, посредством которого индивид организует и струк­турирует внешние стимулы в окружающей среде. Проективные тесты позволяют испытуемым отвечать совершенно свободно и по содержа­нию, и по форме.

2. Психоаналитическая теория подчеркивает важную роль бессознатель­ного и защитных механизмов; в проективных тестах инструкции и сами стимулы содержат очень мало указаний, каким образом надо отвечать; и цели теста, и интерпретации ответов скрыты от испытуемого.

3. Психоаналитическая теория подчеркивает холистское понимание лич­ности, обращая внимание на взаимодействие между частями, в от­личие от интерпретации поведения как выражения отдельных частей или характеристик личности. Проективные тесты в целом тоже при­водят к холистской интерпретации, основанной на паттернах отве­тов и на взаимосвязи между ними, а не на интерпретации каждого отдельного ответа, выражающего конкретную отдельную характе­ристику.

Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.

Читайте также:  Зодак способы применения детям

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

Классификацией проективных методик занимался Франк; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время [10]. Различают следующие группы проективных методик:

1. Методики структурирования (конститутивные), предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.

«Чернильным пятнам Роршаха»,

Таутофон Д. Шадриков, С. Розенцвейг, 1940 г.

Трехмерной апперцепции тест Д. Твисчел-Аллен, 1947 г.

2. Методики конструирования (конструктивные), создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов.

«Тест мира» М. Ловенфельд, 1939 г.

«Тест мозаики» М. Ловенфельд, 1929 г.

3. Методики интерпретации(интерпретативные), предусматривающие истол­кование событий, ситуаций, изображений.

«Тематической апперцепции тест» (ТАТ) Г. Мюррей, К. Морган 1935 г.

«Методика рисуночной фрустраци» С. Розенцвейг, 1945 г.

4. Методики дополнения(аддитивные), предполагающие завершение фра­зы или истории.

«Завершения предложения» А. Пейн, 1928 г.

«Инсайт тест» Е. Саржент

5. Методики катарсиса (катартические), то есть самовыражения в услови­ях эмоционально напряженного творчества.

Психодрама Дж. Морено 1946 г.

«Тест кукол» А. Вольтман, 1951г.

6. Методики импрессии (импрессивные), требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

«Тест цветовых предпочтений» М. Люшер, 1948 г.

7. Графические методики (экспрессивные), основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр. на свободную или заданную тему.

«Дом-дерево человек» Дж. Букк, 1948 г.

«Тест ок­рашивания пальцем» Р. Шоу, 1932 г.

«Рисунок семьи» В. Вульф, 1947 г.

«Тест дерева» К. Кох, 1949 г.

«Нарисуй человека» К. Маховер, 1948 г.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

5.1. Общие свойства проективных методов исследования личности

Проективные методы — группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Проекция — (от лат. projectio — выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) описал основные защитные механизмы, в том числе и проекцию, которую определял как защитный механизм личности, устраняющий тревогу при осознании конфликта. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и обеспечивают «снятие внутреннего конфликта», т.е. выступают средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, З. Фрейд определял психологическую защиту как бессознательную стратегию «Я». Спорным остается вопрос о классификации психологических защит. Различные авторы по-разному определяют количество защит — от 4 до 23.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось американским психологом Лоуренсом К. Франком (Lawrence K. Frank) в 1939 г. Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой». Проективная гипотеза — проекция проявляется во всех сферах жизни личности.
Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Уникальный материал, получаемый при работе с проективными методиками, позволяет выбрать разные уровни анализа — от так называемого объективного, ограничивающегося, скажем, указанием на количество увиденных деталей изображения, до не всегда поддающихся объективации гипотез, связанных с неосознаваемыми и непризнаваемыми личностью побуждениями.
Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула.
Признаки проективных методик:
— Неопределенность стимульного материала. Наиболее отличительной чертой проективных проективных методик является использование в них неструктурированной задачи, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и др. Для того чтобы ситуация тестирования давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию. Неопределенность стимульного материала обеспечивает неограниченный набор вариантов ответов в каждой методике.
— Краткая инструкция (неструктурированная задача). Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик.
— Отсутствие ограничений в форме и содержании ответа
При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции», «защитный механизм».
Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности.
Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Достоинства и преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами:
• Менее подвержены фальсификации ответов
• Дают большую информацию о личностной сфере
• Способствуют установлению контакта с испытуемым
Считается также, что проективные методы облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют ориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке [39].
Недостатки и ограничения проективных методик:
• Методики имеют высокую валидность, но невысокую надежность. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
• Психолог проявляет «вторичную проекцию» на результаты испытуемого
• Успешность интерпретации зависит от опыта работы психолога с методикой
Проблемы надежности и валидности проективных методик. Проективные методики
меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однозначны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.
История возникновения проективных методов. Истоком проективных методов считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. А.И. Рабин [36] считает, что метод словесных ассоциаций, использовавшийся в клинических условиях К. Юнгом, является исторически первой проективной методикой. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина, К. Юнга и других. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Необходимо было в эксперименте направить человека на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии [34].
История проективных методик — это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения.
Одна из первых и самых популярных проективных методик — Метод чернильных пятен, была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом.
Следующей вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (К. Морган, Г. Мюррей).
Проективные методики создавались в разное время, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных психологических концепций. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954).
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

Рассмотрим перечисленные виды.
1. Конститутивные методики исследования личности — методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл.
Примеры конститутивных методик:
— Тест Роршаха
— Тест Хольцмана
Тест чернильных пятен Роршаха
Герман Роршах (Hermann Rorschach, 1884-1922 г.) — швейцарский психиатр и психолог.
Тест Роршаха (Rorschach Inkblot Test) создан в 1921 г. Состоит из 10 таблиц с симметричными пятнами разных цветов неопределенной формы.
Основные выявляемые тенденции:
Тип переживания личности, реалистичность восприятия, тревожность.
Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей.
В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно.
Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?».
Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.
Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание.
В дальнейшем эта методика использовалась и модифицировалась многими исследователями.
2. Конструктивные методики — методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого, из оформленных деталей и истолкование этого (игрушки, кубики и т.д.) например, Тест Мира.
Примеры конструктивных методик:
• Тест Мира М. Ловенфельд
• Тест «Деревня» Р. Мукиелли

Рис. 5.2. Стимульный материал теста Мира М. Ловенфельд
Тест мира состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности
3. Интерпретативные методики — методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации.
Примеры интерпретативных методик:
• Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
• Тест фрустрации С. Розенцвейга
• Тест руки (Hand Test) Э. Вагнера
Более подробно эта группа проективных методик будут рассмотрена в следующем разделе.
4. Катартические методики основаны на вызывании катарсиса (психодрама, проективная игра) — выражение в деятельности, прежде всего в игровой, собственных переживаний, подавляемых мотивов, отношений; осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Примеры катартических методик:
• Психодрама Дж. Морено
Проективная игра

Рис. 5.3. Сцена театра Психодрамы Дж. Морено
И.Б. Гриншпун отмечает, что в области методов исследования личности Дж. Морено может рассматриваться как новатор [11]. Психодрама — в том ее аспекте, в котором она выступает как исследовательский и психодиагностический метод, — является оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода, но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другими людьми. Наряду с развитием психодрамы собственно продолжателями идей Дж. Морено, ее элементы вошли в другие психотерапевтические направления (психоаналитическая драма, бихевио- ральная драма, юнгианская драма).
5. Экспрессивные методики — направлены на выявление свойств и состояний личности с помощью анализа рисунка на заданную тему.
Примеры экспрессивных методик:
• «Дом — Дерево — Человек»
• «Нарисуй человека»
• « Несуществующее животное»
• «Рисунок семьи»
6. Импрессивные методики — методы субъективного выбора, методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности.
Примеры импрессивных методик:
• Методика цветовых выборов М. Люшера
• Методика портретных выборов Л. Сонди
Методика цветовых выборов швейцарского психолога Макса Люшера. Стимульный материал состоит из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек. Цвета карточек имеют точные физические характеристики (светлота, насыщенность и др.), автор называет такие цвета «Люшеровский красный», «Люшеровский синий» и т.д. [22]. Именно по таким цветам проходила стандартизация методики, поэтому нельзя для ее проведения использовать самодельные карточки, даже если они имеют похожий цвет. Испытуемый должен выбирать среди них одну за другой по степени своего субъективного предпочтения.
Методика портретных выборов Л. Сонди была разработана в конце 1930-х годов венгерским психиатром Л. Сонди (1947) и стала популярной в США. Материалы теста состоят из 48 фотографий людей, взятых из восьми психиатрических диагностических категорий. Довольно сложная и длительная процедура выбора выявляет из предпочтений испытуемого различные фотографии-изображения. Тест основан на предположении, что человек может быть описан в терминах восьми «систем потребностей» (предположительно отраженных на фотографиях), при этом выбор и отклонения субъекта указывают на степень силы или напряженности каждой потребности.
7. Аддитивные методики — методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории. К ним относятся проективные методики «Незаконченные предложения» (Sentence Completion Techniques) и проективные методики завершения историй (Story Completion Techniques).
Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к различным значимым для испытуемого людям, также они помогают выявлять значимые конфликты ы определенных сферах отношений с людьми (отношения с родителями, с друзьями и др.).
По сравнению с другими проективными методиками, методики дополнения накладывает гораздо больше ограничений на возможные ответы испытуемого, поскольку они уже имеют заданное начало, ограничивающее свободный ответ.
Примеры аддитивных методик:
• «Незаконченные предложения» — методики Дж. Роттера и Вилиермана, Д. Сакса (1950г.). Предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне. »,
«Думаю, что настоящий друг. » и т.п.
• Методики завершения историй — сказки Л. Дюсс-Дж. Десперт (Duss or Despert, 1940г.).
Среди аддитивных методик более широко распространены незаконченные предложения. Обычно они состоят из коротких фраз, которые испытуемый должен дополнить первыми словами, которые приходят на ум.
8. Рефрактивные методики (от лат. — refractus — преломленный, преломление) — изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса). графические пробы. В рефрактивных методиках испытуемые должны оценить какие-либо свои атрибуты, не зная, что оценивает самого себя, например, фотографии своих рук, образцы почерка, записи голоса.
Примеры рефрактивых методик:
• Тест Е. Мира-и-Лопеса
• Анализ почерка
Можно в целом отметить, что классификации проективных методов носит эмпирический характер, она сложилась исторически, по мере разработки тех или иных проективных методик и методических процедур их использования. В связи с этим, можно предполагать, что данная классификация является открытой и, возможно, будет дополнена другими видами методик проективного характера. Продолжается работа по изучению дополнительных свойств существующих проективных методик, которые проявляются в ходе их длительного применения. Практические психологи уточняют тестовые нормы для различных групп испытуемых, модифицируют процедуру применения методик, создают варианты экспрессдиагностики с помощью известных проективных методик.

Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Дайте определение проективных методов диагностики личности.
2. Кто впервые ввел в психодиагностику понятие «проективные методики»?
3. Назовите основные признаки проективных методик.
4. Какие особенности личности выявляются с помощью проективных методик?
5. В чем состоят преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами?
6. Каковы недостатки и ограничения проективных методик?
7. Что является теоретической основой разработки проективных методик?
8. Какой метод считается первой проективной методикой?
9. На каких критериях основана классификация проективных методик?
10. Дайте характеристику основных видов проективных методик.

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Тест Г. Роршаха и его модификации
2. Методика цветовых выборов М. Люшера
3. Проективные методики завершения историй

Решение тестовых заданий:
Задание 1
«Проективный» подход в диагностике личности представляет собой:
1. Глобальный подход к оценке личности
2. Детальный подход к оценке личности
3. Объективный подход к оценке личности
4. Теоретический подход к оценке личности
Задание 2
Характерными чертами проективных методик являются:
A) неопределенность стимулов
Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого
B) разнообразие интерпретаций психодиагноста
Задание 3
Достоинства проективных методик заключаются в том, что они по сравнению с другими методами психодиагностики:
1. Более просты в интерпретации
2. Дают более объективные результаты
3. Занимают небольшое количество времени
4. Менее подвержены фальсификации ответов
Задание 4
Для проективных методов характерны:
1. Высокая надежность и высокая валидность
2. Невысокая надежность и высокая валидность
3. Высокая надежность и невысокая валидность
4. Невысокая надежность и невысокая валидность
Задание 5
Приведите в соответствие два ряда понятий:
1. Импрессивные методики исследования личности
2. Экспрессивные методики исследования личности
3. Аддитивные методики исследования личности
A. «Дом — Дерево — Человек»
B. Незаконченные предложения
C. Тест М. Люшера

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2007. — С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительный анализ проективной гипотезы и признаков проективных методик
2. Проанализируйте предпосылки возникновения проективных методов исследования личности
3. Дайте сравнительную характеристику достоинств и недостатков личностных опросников и проективных методов исследования личности
Работа с диагностической методикой:
Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Д. Леви.
Цель методики: Методика предназначена для диагностики системы отношений личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.

Рекомендуемая литература по теме:
1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия «Учебники психотерапии» )
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
3. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом. //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 1.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. —
5. Зонди Л. Экспериментальная диагностика побуждений. С приложением «Психодиагностических таблиц». — М.: Когито-Центр, 2013. — 288 с.
6. Люшер, М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. / М. Люшер. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 160 с.
7. Омельчанко Е.В. История применения проективного метода в практике отечественной психологической диагностики. //Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы. /Под ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. — 2009. С.135-145.
8. Проективная психология. /Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 528 с.
9. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов-адаптированный тест Сонди. / Л.Н. Соб- чик. — СПб.: Речь, 2002. — 123 с. — (Практикум по психодиагностике).
10. Харламенкова Н.Е. Решение исследовательских задач проективными методами. // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. Отв. редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: 2009. С. 221-231.
11. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. / Под ред. Е.Л. Солдатовой. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. — 69 с. Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

Источник

Читайте также:  Эффективный способ управления эмоциями
Оцените статью
Разные способы