Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
ü узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
ü воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
ü припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
ü реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Одна и та же информация может быть запомнена по разному. Различают следующие основные способы запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.
Рациональный — основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.
Механический — его мы называем «зубрежкой». Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.
Мнемотехнический — способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.
Источник
Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
ü узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
ü воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
ü припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
ü реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Виды памяти
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
- по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
- по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
- по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.
- Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
- Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
- Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.
Кратковременная память
Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.
Долговременная память.
Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.
Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.
Оперативная память
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.
Двигательная память
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.
Эмоциональная память
Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.
Образная память
Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.
Словесно-логическая память
Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Источник
14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память-псих. процесс орган-ции и сохранения прош опыта, делающий возможным его повторное использ-ние в деят-ти возвращающий в сознании.
Механизм памяти-ориентация на будущее.
1.связь с др псих процессами: образная( с восприятием)-вкус,зрит,слух,обнят,осязат
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.
2.связь с мышлением:логич,механич
3.связь с эмоц-эмоц-я
Эмоциональная память — это память на переживания. то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
4.связь с движ-двиг память
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков
5.в зависимости от наличия цели,установки на запоминание:произ,непроизв
В первом случае зпоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случаезадача обязательно присутствует, процесс запоминания требует волевых усилий.
6.в зависимости от времени удержания ифр-ции:кратковрем,долговрем,оператив)
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы., без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти., занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, многократное, требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
1).запоминание:процесс, обеспечивающий удержание материалов в памяти как важн условие дальнейш воспроизведения
1.от процессов целеполагания
2.от ориентации на будущее(предстоящее)
3.включенность процессов запоминания в мысл деят-ть:
Исп-ние даже простейших мысл операций(ср-е,группировка,обобщение) делает запоминание более эффективным без особых усилий.
4.эмоционал значимость инф-ци.Лучше запоминается интересная эмоц окраш инф-ия.
2)Воспроизведение-процесс памяти,заключ в восстанов-ии и реконструкции актуализир-го содержания памяти.
1.узнавание(с опорой на восприятие)
2.собственно восприятие как актуализация сохраненного в памяти материала.
3.припоминание(частичное забывание инф-ии и ее воспроизведение при волевом усилии)
3)сохранение-динамич процесс,соверш на основе и в условиях определ образом орг-ого усвоения включающий переработку материала.
Память орагнизует и перерабатывает знания об окруж мире,что находит отражение в явлениях реминисценции(более полное и совершенное воспроиз-е инф-ии после ее осмысления и переработки)
4) Забывание-та инф-ция,к-я не входит в целостную системуцелеполагания чел-ка.
Кривая забывания:56% забывается в первый час.далее процесс забывания идет медленнее.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник