Урок по русскому языку на тему «Повторение по теме «Имя прилагательное» (11 класс)
Методическая разработка урока «Повторение по теме «Имя прилагательное» в 11 классе вечерней школы
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя прилагательное», используя наиболее общие и существенные понятия, основные правила правописания прилагательных, проверить умения пользоваться ранее полученными знаниями, умениями и навыками грамотного правописания, анализа текста.
2. Совершенствовать учебный процесс, путём введения заданий от репродуктивных к конструктивным и к творческим.
1. Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся, способность к активной умственной деятельности, умений преодолевать трудности при выполнении заданий, конструктивных и творческих умений учащихся. Формирование творческой активности, навыка самоконтроля и самооценки.
2. Совершенствование коммуникативных речевых умения и навыки учащихся.
3.Развитие творческих способностей и приобретение навыков выполнения заданий ЕГЭ в ходе организации групповой работы с предложенным текстом.
1.Воспитание ответственного отношения к жизни.
2.Воспитание организованности, дисциплинированности, порядочности.
3.Поддержание на высоком уровне общей работоспособности учащихся в течение урока
Оборудование : комплекс, состоящий из проектора, активных колонок, подключенных к учительскому компьютеру, демонстрационного экрана. На учительском компьютере установлены программа для воспроизведения звуковых файлов, а также программа « Microsoft Office PowerPoint ».
1 этап: постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Записывают тему урока.
2 этап: проверка домашнего задания по образцу. Используется технология учебного диалога личностно ориентированного образования. Интерпретационный диалог при проверке домашнего задания развивает умения диалогической речи, помогает осмыслению научной информации, оперированию с использованием терминов. Первый слайд презентации, подготовленной к уроку, применяется в качестве средства наглядности. Проверяется выполнение домашнего задания при помощи компьютера
Учащиеся проверяют выполнение заданий по образцу, исправляют ошибки. Выставляя отметку, учащиеся опираются на «оценочную таблицу»:
«3» — верно выполнено, допущено 3-4 ошибки;
«4» — верно выполнено, допущено 1-2 ошибки
«5» — верно выполнены все задания без ошибок.
Учитель задает вопросы по теме урока:
Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
— Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.
— Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?
-Что такое имя прилагательное?
Отвечают на вопросы учителя.
3 этап: словарный диктант. Компьютерная технология позволяет осуществить самопроверку словарных слов. Использование технологии повышает эффективность индивидуальной самостоятельной работы
Диктует словарный диктант из слов-исключений.
Узбекский, юродивый, милостивый, стеклянный, ветреный, незлобивый, масленый, оловянный, румяный, деревянный, безветренный, юный, свиной, таджикский
Записывают слова, осуществляют самопроверку по слайду презентации.
4 этап: коллективный анализ текста. Компьютерная технология помогает осуществить работу с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ. Использование технологии повышает эффективность групповой работы. Технология учебного диалога помогает работе над анализом текста. Учащиеся учатся говорить понятно, точно, грамотно, избегая избыточной информации и невнятности в выражении мыслей. Учитель помогает им, задавая вопросы, подчеркивая основную информацию для развития темы диалога.
1) Что такое проблема?
Это вопрос, который решает автор.
Проблем может быть несколько. Прочитайте текст. Выделите проблемы в данном тексте и сформулируйте их.
1) проблема взаимоотношения «отцов» и «детей» (какова взаимная ответственность старшего и молодого поколений?);
2) готовность к жизни современной молодёжи (готова ли к жизни современная молодёжь?);
3) проблема достижения поставленных целей (как добиваться своей мечты?).
3)Какова позиция автора по второй проблеме? (формулировка позиции автора по поставленной проблеме, то есть, как он отвечает на поставленный вопрос)
У современной молодёжи наблюдается разрыв между умозрительными представлениями и практической деятельностью, что мешает осуществлению намеченных целей.
5этап: воспроизведение и актуализация опорных знаний и умений учащихся Используется технология урока-практикума: этап повторения теоретических сведений, алгоритмов выполнения практических заданий по теме. Компьютерная технология используется для проверки знаний
Подготовить рассказ о правописании н — и нн — в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных, пользуясь примерами из текста.
Используя опорный конспект , готовят устный рассказ, подбирая примеры из текста.
Подготовьте рассказ о правописании сложных прилагательных, пользуясь примерами из текста
Пользуясь §41 учебника, карточкой с направленным планом действий объясняют,
когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда сложные прилагательные пишутся через дефис. Приводят примеры из текста.
4 этап: выполнение практических заданий учащимися. Используется технология урока-практикума: этап с обственно практикума с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.
Раздел «Правописание н — и нн — в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных»
1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) тка…ая шелком салфетка
2) полотня…ая салфетка
2.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?
1)безымя…ый солдат, стари…ый замок, запута…ая история;
2) оловя…ый солдатик, испуга…ый шумом, безветре…ый день
3) отчая…ый шаг, плете…ая дедом корзина, вяза…ый шарф
4) встреча отмене…на, овся…ное печенье, посаже…ый отец.
Раздел «Правописание окончаний и суффиксов прилагательных». Вставить пропущенные орфограммы.
К вечерн..й прохлад. зуб….ые стены, охотнич…. ружьё, пригородн…. автобус, тюл..вые шторы, на син..й краск. о древн..м мир. иногородн… житель, заботл..вый отец, после недавн..й поездк. ворон…. гнездо, сирен..вый цвет, в утре. м туман.. , к старейш..й крепост. милост..вый государь, в зимн..м сиянии, к младш..й дочер. син..ватый оттенок.
Раздел «Сложные прилагательные»
Образуйте прилагательные способом сложения. Составьте словосочетания с получившимися словами.
Роман Жюля Верна, природа Дальнего Востока, человек высокой нравственности, дом в десять этажей, паруса разного цвета, дубняк низкого роста, выработка средняя за год, литература Древней Руси, вкус сладкий и кислый, собрание отчетное и выборное, напечатанный на машинке текст, факультет физики и математики, дорога с узкой колеей, звук смычной и взрывной.
На доске выполняются 2 задания из каждого раздела.
Управляет практической работой учащихся, отвечает на возникающие вопросы школьников.
Выполняют практические задания в тетрадях, используя словари, опорные конспекты, учебные пособия.
5 этап: подведение итогов выполненной работы.
6 этап: Выполнение самостоятельной работы. Используется технология урока-практикума: этап к онтролирующего задания для всего класса . Этот этап проводится по технологии уровневой дифференциации. Урок проводится для учащихся вечерней (сменной) школы, которая находится на территории исправительной колонии. Учащиеся имеют различный уровень знаний. Внутренняя дифференциация позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учеников. Используется компьютерная технология при проверке самостоятельной работы, которая повышает эффективность индивидуальной самостоятельной работы
После выполнения заданий учитель сообщает, что в течение 10 минут учащимся предстоит выполнить дифференцированную самостоятельную работу. Предлагает карточки для самостоятельной работы.
Найди лишнее слово, спишите, раскрывая скобки.
1)благо(родный), древне(русский), северо(западный);
2)сине(зелёный), научно(фантастический), победо(носный);
3) (не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий, (не)высокий.
Группа 2. Распределяет слова в две колонки: 1) Н; 2) НН, выделяя графически орфограммы.
Стекля. ый, ветре. ый, соломе. ый, станцио. ый,лу. ый, глиня. ый, гуси. ый, кожа. ый, журавли. ый,качестве. ый.
Записывает слова, вставляя Н или НН, выделяя орфограммы.
Лебеди. ый, овся. ый, песч. ый, оловя. ый,безветре. ый, композицио. ый, це. ый, деревя. ый.
Учитель предлагает провести самоконтроль по слайду презентации.
Слушают разъяснения учителя.
Выполняют самостоятельную работу. Проводят самоконтроль по слайдам презентации.
7 этап: «Постановка домашнего задания»
Написать эссе по рассмотренному тексту или письменно ответить на вопросы по тексту: разделяете ли вы точку зрения автора по второй проблеме? Почему? Докажите свою позицию. (По выбору).
Записывают домашнее задания. Осуществляют выбор .
15 этап: «Подведение итогов урока». Используется технология учебного диалога, обеспечивающая рефлексию урока.
Источник
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологий, ресурсов Интернет, целенаправленное формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, привитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sistemy_urokov_po_russkomu_yazyku_po_teme.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс). ( На основе учебника Гольцовой Н. Г. , Шамшина И. В. Русский язык. 10 – 11 классы).
Коваленко Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №491 г. Санкт-Петербург
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологий, ресурсов Интернет, целенаправленное формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, привитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой.
В представленных разработках учтены все вышеперечисленные требования. Уроки предполагают работу с компьютером, с интерактивной доской. Учитывая разную обеспеченность школ компьютерными классами, предлагаются различные формы работы: в локальной сети, с индивидуальным ПК, использование ПК в качестве средства наглядности, а также включение в учебную деятельность возможностей интерактивной доски.
Одно из основных направлений деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка – совершенствование навыков связной речи.
Речевая подготовка в представленных разработках осуществляется в нескольких направлениях: обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему, обучение письменному высказыванию – рассуждению на свободную тему, обучение диалогической речи.
Наше время – время ЕГЭ. В разработках уделяется большое внимание методике подготовки к экзамену и закрепления навыков выполнения заданий экзаменационных тестов, методике обучения анализу текста и написания эссе (блок С).
Материалы в методических разработках и учебнике даны в единой системе: задания разработок дополняют и расширяют теоретическую базу и практические задания учебника.
Вариативность и дифференцированность заданий к упражнениям позволяют отрабатывать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, что имеет важное значение при подготовке к предстоящему экзамену.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы с материалом учебника с помощью опорных схем.
Задачи: обобщение и расширение представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных; совершенствование навыков грамматических разборов.
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
II.Работа с записанным на доске (выведенном в слайде презентации или на интерактивной доске) предложением.
Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
— Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.
— Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?
-Что такое имя прилагательное?
III.Знакомство с теоретическим материалом.
1. Пользуясь учебником (§37,стр.136), рассказать о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных и закончить составление схемы. (Схема может быть выведена на интерактивную доску при наличии таковой в кабинете).
В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, какими отличительными признаками обладает каждый разряд прилагательных. Один из учащихся заполняет схему, и в результате она выглядит следующим образом:
Учитель обращает внимание учащихся на процесс перехода прилагательных из разряда в разряд. Притяжательные прилагательные при переходе в другую лексико-грамматическую группу отвечают на вопрос «какой?», а не «чей?». Например: тулуп (какой?) заячий. Относительные при переходе в разряд качественных могут иметь синонимы – качественные прилагательные. Например: малиновое платье – красное платье, ср. малиновое варенье.
- В стихотворении о Есенине назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).
- Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд.
- Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (Тексты распечатаны для каждого ученика)
-Определить тему и идею стихотворения.
-Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?
-Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?
1.На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) четверостишье:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
— Определить, в какой форме употреблены прилагательные.
— Какова их синтаксическая функция?
В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в форме простой сравнительной степени выступают только в роли сказуемого.
-Пользуясь учебником (стр. 143), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».
2. Упр. 219 (устно)
3. На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) предложение:
Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу .
— Объяснить постановку знаков препинания в данном четверостишии.
— Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?
— Сделать морфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.139-140. Двое учащихся работают у доски.
VI.Подведение итогов урока.
-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.
-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?
-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?
VII.Домашнее задание: §37, упр.217 (устно), 220 (письменно).
Работа с компьютерным тренажёром .
(При подключении компьютеров к локальной сети это может быть как индивидуальная работа за ПК, так и работа в парах (сильный – слабый учащиеся)).
1) Отметить словосочетания с относительными прилагательными:
Источник