- Как найти нулевой суффикс в слове? Примеры
- Бессуффиксальный способ образования слов
- Нулевой суффикс. Примеры
- Образование существительных от глаголов
- Образование существительных от прилагательных
- Бессуффиксальный способ образования прилагательных
- Нулевой суффикс и порядковые числительные
- Образование наречий
- Нулевой суффикс и сложные слова
- Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
- Бессуффиксальный способ образования слов
- Нулевой суффикс. Примеры
- Образование существительных от глаголов
- Образование существительных от прилагательных
- Бессуффиксальный способ образования прилагательных
- Нулевой суффикс и порядковые числительные
- Образование наречий
- Нулевой суффикс и сложные слова
- Факультативный урок по теме «Нулевая суффиксация». 11-й класс
Как найти нулевой суффикс в слове? Примеры
Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса — морфемы, материально не выраженной буквами или звуками. Как определить, что слово образовано бессуффиксальным способом с помощью этой морфемы — «невидимки»?
Рассмотрим бессуффиксальный способ образования слов в русском языке.
Бессуффиксальный способ образования слов
Бессуффиксальный способ образования — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса.
Этот способ является очень продуктивным в образовании отглагольных существительных:
- слетать → слёт ;
- рассветать → рассвет ;
- сплавлять → сплав .
Суть бессуффиксального способа состоит в том, что от глагола отсекаются собственные суффиксы и рождается новое слово, причем принадлежащее к другой части речи.
Как может быть образовано новое слово без производящей морфемы? А она есть, но является материально не выраженной, то есть морфемой — «невидимкой». Это значит, что в словообразовании принял участие нулевой суффикс аналогично такому же образованию новых лексем, но с материально выраженным суффиксом в виде букв.
Нулевой суффикс. Примеры
Бессуффиксальный способ словообразования используется в образовании слов разных частей речи. Понаблюдаем, как нулевой суффикс образует существительные, прилагательные, числительные, наречия.
Образование существительных от глаголов
Сравним образование слова «выброска», которое образовано от глагола «выбросить» с помощью суффикса -к-, и существительного мужского рода «выход» от глагола «выходить». Оба производных существительных имеют значение «результат действия», но в одном слове (выброс- к -а) словопроизводящая морфема налицо, а во втором слове (выход- ) она является материально не обозначенной, то есть нулевой:
выброси ть → выброс к а;
выход/и ть → выход
Аналогично образованы от однокоренных глаголов существительные мужского рода:
- обменять → обмен ;
- загорать → загар ;
- уколоть → укол ;
- обрывать → обрыв ;
- выплатить → выплат а;
- настилать → настил .
Укажем ряд существительных общего рода, образованных от глаголов:
- заикаться → заик а;
- задирать → задир а;
- подлизываться → подлиз а.
Образование существительных от прилагательных
С помощью нулевого суффикса образуются существительные женского рода от однокоренных прилагательных, например:
- гладкий → гладь ;
- синий → синь ;
- зеленый → зелень ;
- глухой → глушь ;
- сухой → сушь .
Бессуффиксальный способ образования прилагательных
Рассмотрим на примерах, как нулевой суффикс участвует в образовании единичных прилагательных:
- свинья → свин ой;
- золото → золот ой.
Нулевой суффикс и порядковые числительные
Бессуффиксальным способом широко образуются порядковые числительные от количественных:
- шесть → шест ой ;
- девять → девят ый .
В этих словах корни одинаковые, у порядкового числительного окончание -ой/-ый, но окончание не является словопроизводящей морфемой. А новое слово родилось. Значит, в этом процессе участвовал нулевой суффикс.
С его помощью образованы многие порядковые числительные:
- двадцать → двадцат ый;
- сто → сот ый;
- пятьсот → пятисот ый
Сравним:
сорок → сорок ов ой (суффикс материально выражен).
Образование наречий
Наречия также могут иметь в своем составе нулевой суффикс, с помощью которого и приставки они были образованы от разных частей речи.
Понаблюдаем:
- плавать → в плавь о
- верх → в верх о
- косой → в кось о
Нулевой суффикс и сложные слова
В составе сложных слов, образованных методом сложения и суффиксацией, можно выделить нулевой суффикс. Например слово «кашевар» образовано сложением двух слов «каша» + «варить». При этом от глагола отсекаются его суффиксы, и на выходе мы имеем сложение двух производящих основ -каш-, -вар- с помощью соединительной гласной и нулевого суффикса.
каш а + вар/и ть → каш е вар .
Аналогично способом сложения с суффиксацией, в данном случае нулевой, образованы сложные слова:
Сделаем вывод, что, как правило, в морфемном составе слов мужского рода, образованных с помощью нулевого суффикса, две морфемы-«невидимки» — нулевой суффикс и нулевое окончание. К примеру, в слове «прилет» вместо видимых двух морфем мы должны вычленить четыре:
при лёт о — приставка/корень/нулевой суффикс/нулевое окончание.
Смотрите ещё примеры слов с нулевым суффиксом.
Источник
Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса — морфемы, материально не выраженной буквами или звуками. Как определить, что слово образовано бессуффиксальным способом с помощью этой морфемы — «невидимки»?
Бессуффиксальный способ образования слов
Этот способ является очень продуктивным в образовании отглагольных существительных:
- слетать → слёт ;
- рассветать → рассвет ;
- сплавлять → сплав .
Суть бессуффиксального способа состоит в том, что от глагола отсекаются собственные суффиксы и рождается новое слово, причем принадлежащее к другой части речи.
Как может быть образовано новое слово без производящей морфемы? А она есть, но является материально не выраженной, то есть морфемой — «невидимкой». Это значит, что в словообразовании принял участие нулевой суффикс аналогично такому же образованию новых лексем, но с материально выраженным суффиксом в виде букв.
Нулевой суффикс. Примеры
Бессуффиксальный способ словообразования используется в образовании слов разных частей речи. Понаблюдаем, как нулевой суффикс образует существительные, прилагательные, числительные, наречия.
Образование существительных от глаголов
Сравним образование слова «выброска», которое образовано от глагола «выбросить» с помощью суффикса -к-, и существительного мужского рода «выход» от глагола «выходить». Оба производных существительных имеют значение «результат действия», но в одном слове (выброс- к -а) словопроизводящая морфема налицо, а во втором слове (выход-) она является материально не обозначенной, то есть нулевой:
- выброси ть → выброс к а;
- выход/и ть → выход .
Аналогично образованы от однокоренных глаголов существительные мужского рода:
- обменять → обмен ;
- загорать → загар ;
- уколоть → укол ;
- обрывать → обрыв ;
- выплатить → выплат а;
- настилать → настил .
Укажем ряд существительных общего рода, образованных от глаголов:
- заикаться → заик а;
- задирать → задир а;
- подлизываться → подлиз а.
Все производные имена существительные имеют значение результата действия, обозначенного производящим глаголом.
Образование существительных от прилагательных
С помощью нулевого суффикса образуются существительные женского рода от однокоренных прилагательных, например:
- гладкий → гладь ;
- синий → синь ;
- зеленый → зелень ;
- глухой → глушь ;
- сухой → сушь .
Бессуффиксальный способ образования прилагательных
Рассмотрим на примерах, как нулевой суффикс участвует в образовании единичных прилагательных:
- свинья → свин ой;
- золото → золот ой.
Нулевой суффикс и порядковые числительные
- шесть → шест ой ;
- девять → девят ый .
В этих словах корни одинаковые, у порядкового числительного окончание -ой/-ый, но окончание не является словопроизводящей морфемой. А новое слово родилось. Значит, в этом процессе участвовал нулевой суффикс.
С его помощью образованы многие порядковые числительные:
- двадцать → двадцат ый;
- сто → сот ый;
- пятьсот → пятисот ый.
Образование наречий
Наречия также могут иметь в своем составе нулевой суффикс, с помощью которого и приставки они были образованы от разных частей речи.
Понаблюдаем:
- плавать → в плавь о
- верх → в верх о
- косой → в кось о
Нулевой суффикс и сложные слова
В составе сложных слов, образованных методом сложения и суффиксацией, можно выделить нулевой суффикс. Например слово «кашевар» образовано сложением двух слов «каша» + «варить». При этом от глагола отсекаются его суффиксы, и на выходе мы имеем сложение двух производящих основ -каш-, -вар- с помощью соединительной гласной и нулевого суффикса.
Аналогично способом сложения с суффиксацией, в данном случае нулевой, образованы сложные слова:
Сделаем вывод, что, как правило, в морфемном составе слов мужского рода, образованных с помощью нулевого суффикса, две морфемы-«невидимки» — нулевой суффикс и нулевое окончание. К примеру, в слове «прилет» вместо видимых двух морфем мы должны вычленить четыре:
Источник
Факультативный урок по теме «Нулевая суффиксация». 11-й класс
Класс: 11
Цели: повторить способы словообразования в русском языке, выявить и уточнить особенности бессуффиксного способа словообразования, продолжить формирование умения образовывать слова с помощью бессуффиксного способа.
Этапы урока | Методы | Время |
1. Организационный момент | Слово учителя | 0,5 мин. |
2. Целеполагание | Слово учителя | 1 мин. |
3. Изучение нового материала | Лекция, анализ языкового материала | 10-15 мин. |
4. Закрепление | Исследовательский метод | 20-25 мин. |
5. Подведение итогов | Беседа | 3 мин |
6. Домашнее задание | 2 мин. | |
7. Оценивание |
Дата. Классная работа. Нулевая суффиксация. | Д.З.: |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.
Сегодня на уроке вы вспомните об особенностях бессуффиксного способа словообразования, это и есть цель занятия.
III. Изучение нового материала.
- Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры.
- Какова особенность бессуффиксного способа словообразования?
- От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа?
Чем различаются слова в данных словообразовательных парах?
А) гладкий – гладь,
б) подвозить – подвоз,
Итак, дайте характеристику бессуффиксного способа словообразования. Приведите примеры.
Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной (производящей) основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием -ть отбрасывается: насыпать —> насыпь, просекать —> просека, загорать —> загар.
При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия “загорать”; насыпь – это то, что получилось в результате действия “насыпать”.
Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий —> глубь, гладкий —> гладь, интеллектуальный —> интеллектуал.
Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий —> дичь, тихий —> тишь, сухой —> сушь.
При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаю, что таким способом образуются только имена существительные.
IV. Первичное закрепление.
Образуйте от основ данных глаголов существительные при помощи бессуффиксного способа.
Заплывать, входить, взрывать, бегать, пускать, оплатить, ловить.
Подготовка к восприятию материала, объясняющего структурные особенности слов, образованных бессуффиксным способом.
Ребята, вы помните, что словообразовательные процессы сопровождаются такими явлениями, как чередование (нога —> ножка). При бессуффиксном способе, помимо чередования, могут наблюдаться и другие явления. Посмотрите на слова следующего упражнения и сделайте вывод о том, что произошло с производящей основой.
Образуйте от основ данных прилагательных существительные при помощи бессуффиксного способа. Укажите, какими явлениями сопровождается образование новых слов.
Синий, злой, тихий, мутный, роскошный, глубокий, глухой, гладкий.
Ребята, усечение основы, чередование звуков, мена ударения – это явления, которые называются морфонологическими, поскольку происходит фонетическое изменения морфем (морфема + фонология —> морфонология).
Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
Конь мой – мощь моя и крепь. Неужель он не знает, что в полях бессиянных той поры не вернёт его бег. (С. Есенин.) Но странная из солнца ясь струилась, – и, степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно. (В. Маяковский.) К созданию будущего словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (В. Воробьёв.) Александрине Муравьёвой – жене Никиты Муравьёва – в момент её приезда в Сибирь было 23 года. (Э. Павлюченко.)
V. Подведение итогов.
1. Дайте определение бессуффиксного способа словообразования.
2. Слова какой части речи могут образовываться бессуффиксным способом?
3. От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа словообразования? Приведите примеры.
VI. Домашнее задание.
Образуйте от снов данных слов существительные с помощью бессуффиксного способа и укажите, какими морфонологическими явлениями сопровождается образование новых слов:
глухой, сухой, нечистый, зелёный, переходить, пробегать, откормить, переносить, запрудить, накипеть, переписать, записать, надписать.
Источник