Образовать способом нулевой суффиксации

Как найти нулевой суффикс в слове? Примеры

Слово может быть обра­зо­ва­но с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са — мор­фе­мы, мате­ри­аль­но не выра­жен­ной бук­ва­ми или зву­ка­ми. Как опре­де­лить, что сло­во обра­зо­ва­но бес­суф­фик­саль­ным спо­со­бом с помо­щью этой мор­фе­мы — «неви­дим­ки»?

Рассмотрим бес­суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке.

Бессуффиксальный способ образования слов

Бессуффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са.

Этот спо­соб явля­ет­ся очень про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии отгла­голь­ных суще­стви­тель­ных:

  • сле­тать → слёт ;
  • рас­све­тать → рас­свет ;
  • сплав­лять → сплав .

Суть бес­суф­фик­саль­но­го спо­со­ба состо­ит в том, что от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся соб­ствен­ные суф­фик­сы и рож­да­ет­ся новое сло­во, при­чем при­над­ле­жа­щее к дру­гой части речи.

Как может быть обра­зо­ва­но новое сло­во без про­из­во­дя­щей мор­фе­мы? А она есть, но явля­ет­ся мате­ри­аль­но не выра­жен­ной, то есть мор­фе­мой — «неви­дим­кой». Это зна­чит, что в сло­во­об­ра­зо­ва­нии при­нял уча­стие нуле­вой суф­фикс ана­ло­гич­но тако­му же обра­зо­ва­нию новых лек­сем, но с мате­ри­аль­но выра­жен­ным суф­фик­сом в виде букв.

Нулевой суффикс. Примеры

Бессуффиксальный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии слов раз­ных частей речи. Понаблюдаем, как нуле­вой суф­фикс обра­зу­ет суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, чис­ли­тель­ные, наре­чия.

Образование существительных от глаголов

Сравним обра­зо­ва­ние сло­ва «выброс­ка», кото­рое обра­зо­ва­но от гла­го­ла «выбро­сить» с помо­щью суф­фик­са -к-, и суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «выход» от гла­го­ла «выхо­дить». Оба про­из­вод­ных суще­стви­тель­ных име­ют зна­че­ние «резуль­тат дей­ствия», но в одном сло­ве (выброс- к -а) сло­во­про­из­во­дя­щая мор­фе­ма нали­цо, а во вто­ром сло­ве (выход- ) она явля­ет­ся мате­ри­аль­но не обо­зна­чен­ной, то есть нуле­вой:

выбро­си ть → выброс к а;

выход/и ть → выход

Аналогично обра­зо­ва­ны от одно­ко­рен­ных гла­го­лов суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода:

  • обме­нять → обмен ;
  • заго­рать → загар ;
  • уко­лоть → укол ;
  • обры­вать → обрыв ;
  • выпла­тить → выплат а;
  • насти­лать → настил .

Укажем ряд суще­стви­тель­ных обще­го рода, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов:

  • заи­кать­ся → заик а;
  • зади­рать → задир а;
  • под­ли­зы­вать­ся → под­лиз а.

Образование существительных от прилагательных

С помо­щью нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

  • глад­кий → гладь ;
  • синий → синь ;
  • зеле­ный → зелень ;
  • глу­хой → глушь ;
  • сухой → сушь .

Бессуффиксальный способ образования прилагательных

Рассмотрим на при­ме­рах, как нуле­вой суф­фикс участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии еди­нич­ных при­ла­га­тель­ных:

  • сви­нья → свин ой;
  • золо­то → золот ой.

Нулевой суффикс и порядковые числительные

Бессуффиксальным спо­со­бом широ­ко обра­зу­ют­ся поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные от коли­че­ствен­ных:

  • шесть → шест ой ;
  • девять → девят ый .
Читайте также:  Самый эффективный способ вылечить сопли

В этих сло­вах кор­ни оди­на­ко­вые, у поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го окон­ча­ние -ой/-ый, но окон­ча­ние не явля­ет­ся сло­во­про­из­во­дя­щей мор­фе­мой. А новое сло­во роди­лось. Значит, в этом про­цес­се участ­во­вал нуле­вой суф­фикс.

С его помо­щью обра­зо­ва­ны мно­гие поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные:

  • два­дцать → два­дцат ый;
  • сто → сот ый;
  • пять­сот → пяти­сот ый

Сравним:

сорок → сорок ов ой (суф­фикс мате­ри­аль­но выра­жен).

Образование наречий

Наречия так­же могут иметь в сво­ем соста­ве нуле­вой суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го и при­став­ки они были обра­зо­ва­ны от раз­ных частей речи.

Понаблюдаем:

  • пла­вать → в плавь о
  • верх → в верх о
  • косой → в кось о

Нулевой суффикс и сложные слова

В соста­ве слож­ных слов, обра­зо­ван­ных мето­дом сло­же­ния и суф­фик­са­ци­ей, мож­но выде­лить нуле­вой суф­фикс. Например сло­во «каше­вар» обра­зо­ва­но сло­же­ни­ем двух слов «каша» + «варить». При этом от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся его суф­фик­сы, и на выхо­де мы име­ем сло­же­ние двух про­из­во­дя­щих основ -каш-, -вар- с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной и нуле­во­го суф­фик­са.

каш а + вар/и ть → каш е вар .

Аналогично спо­со­бом сло­же­ния с суф­фик­са­ци­ей, в дан­ном слу­чае нуле­вой, обра­зо­ва­ны слож­ные сло­ва:

Сделаем вывод, что, как пра­ви­ло, в мор­фем­ном соста­ве слов муж­ско­го рода, обра­зо­ван­ных с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са, две морфемы-«невидимки» — нуле­вой суф­фикс и нуле­вое окон­ча­ние. К при­ме­ру, в сло­ве «при­лет» вме­сто види­мых двух мор­фем мы долж­ны вычле­нить четы­ре:

при лёт о — приставка/корень/нулевой суффикс/нулевое окон­ча­ние.

Смотрите ещё при­ме­ры слов с нуле­вым суф­фик­сом.


Источник

Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры

Слово может быть обра­зо­ва­но с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са — мор­фе­мы, мате­ри­аль­но не выра­жен­ной бук­ва­ми или зву­ка­ми. Как опре­де­лить, что сло­во обра­зо­ва­но бес­суф­фик­саль­ным спо­со­бом с помо­щью этой мор­фе­мы — «неви­дим­ки»?

Бессуффиксальный способ образования слов

Этот спо­соб явля­ет­ся очень про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии отгла­голь­ных существительных:

  • сле­тать → слёт ;
  • рас­све­тать → рас­свет ;
  • сплав­лять → сплав .

Суть бес­суф­фик­саль­но­го спо­со­ба состо­ит в том, что от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся соб­ствен­ные суф­фик­сы и рож­да­ет­ся новое сло­во, при­чем при­над­ле­жа­щее к дру­гой части речи.

Как может быть обра­зо­ва­но новое сло­во без про­из­во­дя­щей мор­фе­мы? А она есть, но явля­ет­ся мате­ри­аль­но не выра­жен­ной, то есть мор­фе­мой — «неви­дим­кой». Это зна­чит, что в сло­во­об­ра­зо­ва­нии при­нял уча­стие нуле­вой суф­фикс ана­ло­гич­но тако­му же обра­зо­ва­нию новых лек­сем, но с мате­ри­аль­но выра­жен­ным суф­фик­сом в виде букв.

Нулевой суффикс. Примеры

Бессуффиксальный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии слов раз­ных частей речи. Понаблюдаем, как нуле­вой суф­фикс обра­зу­ет суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, чис­ли­тель­ные, наречия.

Образование существительных от глаголов

Сравним обра­зо­ва­ние сло­ва «выброс­ка», кото­рое обра­зо­ва­но от гла­го­ла «выбро­сить» с помо­щью суф­фик­са -к-, и суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «выход» от гла­го­ла «выхо­дить». Оба про­из­вод­ных суще­стви­тель­ных име­ют зна­че­ние «резуль­тат дей­ствия», но в одном сло­ве (выброс- к -а) сло­во­про­из­во­дя­щая мор­фе­ма нали­цо, а во вто­ром сло­ве (выход-) она явля­ет­ся мате­ри­аль­но не обо­зна­чен­ной, то есть нулевой:

  • выбро­си ть → выброс к а;
  • выход/и ть → выход .

Аналогично обра­зо­ва­ны от одно­ко­рен­ных гла­го­лов суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода:

  • обме­нять → обмен ;
  • заго­рать → загар ;
  • уко­лоть → укол ;
  • обры­вать → обрыв ;
  • выпла­тить → выплат а;
  • насти­лать → настил .
Читайте также:  Освоенные способы выполнения действий компоненты практической деятельности это

Укажем ряд суще­стви­тель­ных обще­го рода, обра­зо­ван­ных от глаголов:

  • заи­кать­ся → заик а;
  • зади­рать → задир а;
  • под­ли­зы­вать­ся → под­лиз а.

Все про­из­вод­ные име­на суще­стви­тель­ные име­ют зна­че­ние резуль­та­та дей­ствия, обо­зна­чен­но­го про­из­во­дя­щим глаголом.

Образование существительных от прилагательных

С помо­щью нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

  • глад­кий → гладь ;
  • синий → синь ;
  • зеле­ный → зелень ;
  • глу­хой → глушь ;
  • сухой → сушь .

Бессуффиксальный способ образования прилагательных

Рассмотрим на при­ме­рах, как нуле­вой суф­фикс участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии еди­нич­ных прилагательных:

  • сви­нья → свин ой;
  • золо­то → золот ой.

Нулевой суффикс и порядковые числительные

  • шесть → шест ой ;
  • девять → девят ый .

В этих сло­вах кор­ни оди­на­ко­вые, у поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го окон­ча­ние -ой/-ый, но окон­ча­ние не явля­ет­ся сло­во­про­из­во­дя­щей мор­фе­мой. А новое сло­во роди­лось. Значит, в этом про­цес­се участ­во­вал нуле­вой суффикс.

С его помо­щью обра­зо­ва­ны мно­гие поряд­ко­вые числительные:

  • два­дцать → два­дцат ый;
  • сто → сот ый;
  • пять­сот → пяти­сот ый.

Образование наречий

Наречия так­же могут иметь в сво­ем соста­ве нуле­вой суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го и при­став­ки они были обра­зо­ва­ны от раз­ных частей речи.

Понаблюдаем:

  • пла­вать → в плавь о
  • верх → в верх о
  • косой → в кось о

Нулевой суффикс и сложные слова

В соста­ве слож­ных слов, обра­зо­ван­ных мето­дом сло­же­ния и суф­фик­са­ци­ей, мож­но выде­лить нуле­вой суф­фикс. Например сло­во «каше­вар» обра­зо­ва­но сло­же­ни­ем двух слов «каша» + «варить». При этом от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся его суф­фик­сы, и на выхо­де мы име­ем сло­же­ние двух про­из­во­дя­щих основ -каш-, -вар- с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной и нуле­во­го суффикса.

Аналогично спо­со­бом сло­же­ния с суф­фик­са­ци­ей, в дан­ном слу­чае нуле­вой, обра­зо­ва­ны слож­ные слова:

Сделаем вывод, что, как пра­ви­ло, в мор­фем­ном соста­ве слов муж­ско­го рода, обра­зо­ван­ных с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са, две морфемы-«невидимки» — нуле­вой суф­фикс и нуле­вое окон­ча­ние. К при­ме­ру, в сло­ве «при­лет» вме­сто види­мых двух мор­фем мы долж­ны вычле­нить четыре:

Источник

Факультативный урок по теме «Нулевая суффиксация». 11-й класс

Класс: 11

Цели: повторить способы словообразования в русском языке, выявить и уточнить особенности бессуффиксного способа словообразования, продолжить формирование умения образовывать слова с помощью бессуффиксного способа.

Этапы урока Методы Время
1. Организационный момент Слово учителя 0,5 мин.
2. Целеполагание Слово учителя 1 мин.
3. Изучение нового материала Лекция, анализ языкового материала 10-15 мин.
4. Закрепление Исследовательский метод 20-25 мин.
5. Подведение итогов Беседа 3 мин
6. Домашнее задание 2 мин.
7. Оценивание
Дата.
Классная работа.
Нулевая суффиксация.
Д.З.:
Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

Сегодня на уроке вы вспомните об особенностях бессуффиксного способа словообразования, это и есть цель занятия.

III. Изучение нового материала.

  1. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры.
  2. Какова особенность бессуффиксного способа словообразования?
  3. От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа?

Чем различаются слова в данных словообразовательных парах?

А) гладкий – гладь,

б) подвозить – подвоз,

Итак, дайте характеристику бессуффиксного способа словообразования. Приведите примеры.

Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной (производящей) основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием -ть отбрасывается: насыпать —> насыпь, просекать —> просека, загорать —> загар.

При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия “загорать”; насыпь – это то, что получилось в результате действия “насыпать”.

Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий —> глубь, гладкий —> гладь, интеллектуальный —> интеллектуал.

Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий —> дичь, тихий —> тишь, сухой —> сушь.

При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаю, что таким способом образуются только имена существительные.

IV. Первичное закрепление.

Образуйте от основ данных глаголов существительные при помощи бессуффиксного способа.

Заплывать, входить, взрывать, бегать, пускать, оплатить, ловить.

Подготовка к восприятию материала, объясняющего структурные особенности слов, образованных бессуффиксным способом.

Ребята, вы помните, что словообразовательные процессы сопровождаются такими явлениями, как чередование (нога —> ножка). При бессуффиксном способе, помимо чередования, могут наблюдаться и другие явления. Посмотрите на слова следующего упражнения и сделайте вывод о том, что произошло с производящей основой.

Образуйте от основ данных прилагательных существительные при помощи бессуффиксного способа. Укажите, какими явлениями сопровождается образование новых слов.

Синий, злой, тихий, мутный, роскошный, глубокий, глухой, гладкий.

Ребята, усечение основы, чередование звуков, мена ударения – это явления, которые называются морфонологическими, поскольку происходит фонетическое изменения морфем (морфема + фонология —> морфонология).

Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

Конь мой – мощь моя и крепь. Неужель он не знает, что в полях бессиянных той поры не вернёт его бег. (С. Есенин.) Но странная из солнца ясь струилась, – и, степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно. (В. Маяковский.) К созданию будущего словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (В. Воробьёв.) Александрине Муравьёвой – жене Никиты Муравьёва – в момент её приезда в Сибирь было 23 года. (Э. Павлюченко.)

V. Подведение итогов.

1. Дайте определение бессуффиксного способа словообразования.

2. Слова какой части речи могут образовываться бессуффиксным способом?

3. От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа словообразования? Приведите примеры.

VI. Домашнее задание.

Образуйте от снов данных слов существительные с помощью бессуффиксного способа и укажите, какими морфонологическими явлениями сопровождается образование новых слов:

глухой, сухой, нечистый, зелёный, переходить, пробегать, откормить, переносить, запрудить, накипеть, переписать, записать, надписать.

Источник

Читайте также:  Вещно правовым способам защиты вещных прав относится
Оцените статью
Разные способы