- Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных. план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
2. развивать навык выделять суффикс графически;
3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_urok.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (3класс).
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
2. развивать навык выделять суффикс графически;
3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .
I. Организация класса.
II. Орфографическая разминка.
Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:
1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. ( берега – берег ).
2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся ( след – следы )
3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
III. Словарная работа.
1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)
2. Знакомство с новым словом. секрет
— Объясните лексическое значение слова
1. То, что держится в тайне, скрывается от других.
2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.
3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?
4. Потайное устройство в механизме. Замок с
II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.
III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.
IV. Актуализация знаний.
1. — К какой части речи относится слово? Докажите.
— От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.
— К какой части речи относятся получившиеся слова?
— Скажите, как называется общая часть родственных слов?
А смотреть, ребята, нужно в корень
Главный смысл — в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
— Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)
V. Определение темы и цели урока.
1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)
2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
— Это цель нашего урока.
3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)
VI. Работа над темой.
1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.
Каждая группа получает карточку с заданием.
2. Суффикс стоит
3. Суффикс служит
— Проверка. ( Карточки с ответами вывешиваются на доску).
После корня он стоит
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129
3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.
Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как мартышка ,
И двойки получал.
Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков в тетрадке
Частенько рисовал.
Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.
4. Самостоятельная работа.
На карточке разноуровневые задания.
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик – гвоздик, сынок — ____________ ,
диванчик — ______________ , учитель — ___________ ,
маленький — ___________ , осенний — ___________ ,
медвежонок — ____________, стульчик — ___________,
котище — ___________ , доброта — ___________ .
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
- Сладенький, вкусненький, тортик.
- Бежала, смотрели, писала.
- Пленник, мостик, странник
- Каменщик, бурильщик, учитель.
- Берёзка, лопатка, палка.
— Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)
— Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)
— Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)
— Какое задание вам особенно понравилось?
— Что показалось сложным?
— Чему учились на уроке?
— Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?
Источник
Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)
Учитель Верменик О.Г.
Тема урока:«Способы образования имён существительных»
Тип урока:комбинированный, проблемно-диалогический урок
Технология: проблемного обучения и воспитания
Цели:
Образовательные:
- дать понятие нового способа образования имени существительного;
- закрепить знания о способах образования имён существительных;
- учить аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
- содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
- развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитывающие:
- содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
- умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;
- создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование для учителя:магнитофон, диск с записью мелодии из м\ф «Следствие ведут Колобки», звуков аплодисментов , сигнала о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку.
Оборудование для учащихся:рабочий лист ходом урока и заданиями, цветные карточки, карточки со словами и заданиями разного уровня.
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник