Образование прилагательного способом сложения

Образование прилагательных путём сложения

При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:

В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:

1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.

Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.

Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.

Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.

Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.

Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.

2. Слитно или через дефис?

Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.

К какому разряду относятся эти прилагательные?

Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».

3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.

4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.

Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.

5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.

Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.

7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.

Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также:  Органы управления мкд при способе управления организацией

Источник

6.28. Образование прилагательных путем сложения основ

6.28. Образование прилагательных путем сложения основ

Сложение основ – способ образования на базе двух или более мотивирующих основ. Опорным является последний компонент сложного слова; он служит для морфологического оформления слова и зачастую является семантическим стержнем слова. Например: огнеупорный, водоупорный – основной компонент несет значение противостояния какой-либо субстанции, семантика первой основы выполняет уточняющую функцию. Классификация лексем, полученных путем сложения основ, опирается на характер взаимодействия нескольких основ слова.

В первом случае основы могут находиться в относительно равноправных отношениях – отношениях сочинения. Как правило, такие сложные слова пишутся через дефис; между основами можно вставить союз и: физико-математический, информационно-аналитический.

Во втором случае могут возникать отношения подчинения на базе двух слов, из которых одно зависит от другого: водонапорный – напор воды, радиоволновыйотносящийся к волнам радио.

Основы, образующие сложные прилагательные, могут объединяться преимущественно посредством интерфикса – соединительного гласного о либо е ( огнезащитный). Сложение основ без интерфиксации возможно только у существительных (Сталинград, кресло-качалка). Для прилагательных интерфиксация необходима даже в том случае, если основы соединены дефисом (физкультурно-оздоровительный, весенне-полевой).

Сложение может выступать в сочетании с суффиксацией. В этом случае образование мотивированного слова происходит на базе двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы; суффикс выполняет классифицирующую функцию. Такой способ называют также сложносуффиксальным. Сложносуффиксальные прилагательные содержат суффиксы —ни -ск-: ледоходный, старомосковский. Сложение может сочетаться с нулевой суффиксацией: темноволосый, многоязыкий.

В качестве словообразовательных средств в сложении выступают:

2) строгий порядок компонентов, где морфологически оформляющий компонент расположен всегда в конце слова;

3) единое главное ударение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ

СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана, совершено только во

Профилактика – основа основ

Профилактика – основа основ Как правильно сидеть При продолжительных занятиях за письменным столом сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы спины. Спина плотно прилегает к спинке стула, а основание

Основа основ

Основа основ Белок – основа любого живого организма. Если убрать из организма воду, то больше половины сухого остатка будет белком. Все белки – полимеры, состоящие из цепочки аминокислот. В состав белка, кроме вездесущих углерода, водорода и кислорода, всегда входит азот,

Мы пойдем другим путем

Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за

Начнем с основ

Начнем с основ Ваши первые шаги в создании новой презентации заключаются в том, чтобы сделать пустую презентацию, определить местонахождение изображений и добавить те, которые Вы хотите включить в презентацию. В быстром введении Вы изучили, как добавить целую папку

Совершенствование правовых основ денежного обращения

Совершенствование правовых основ денежного обращения В бумажно-денежной системе вопрос о правовой дефиниции денег не возникал. Деньги были объектом собственности. Они принадлежали тому, у кого они были. Хранитель денег мог их использовать для оплаты, передавая другому,

Три типа сложения и три системы питания

Три типа сложения и три системы питания Когда человек приходит в бодибилдинг или фитнес, я рекомендую ему прежде всего определить свой тип телосложения. Для этого необходимо сделать антропометрические замеры, определить соотношение жира и мышечной массы, позаботиться о

Часть I. Основы основ

Часть I. Основы основ 1. Дело, которым мы занимаемся Человек велик не тем, что он представляет собой в данный момент, а тем, что он делает для себя возможным. Ауробиндо Гхош Из выступления автора перед юными литераторами, учащимися общеобразовательных школ г.

Читайте также:  Способы открыть замок спичками

Развитие научно-теоретических основ физического воспитания

Развитие научно-теоретических основ физического воспитания Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов

Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания

Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания Советская система физического воспитания строилась на базе идеологических (идейно-теоретических), организационно-управленческих, научно-методических и программно-нормативных основ, а также

5.6. Членимость и производность основ

5.6. Членимость и производность основ Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют

5.9. Соотносительность производной и производящей основ

5.9. Соотносительность производной и производящей основ Вновь образуемые в русском языке слова по своей структуре – слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. родственное (однокоренное) слово, более простое по значению и

6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных

6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных В именах прилагательных представлены следующие способы словообразования: суффиксация, префиксация, сложение, сращение, а также смешанные способы: префиксально-суффиксальный,

Источник

План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)

План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса

Поляковой Екатерины Вачагановны

Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;

2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;

3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.

I Организационный момент;

II проверка домашнего задания;

III объяснение нового материала;

IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;

V подведение итогов урока;

VI задание на дом.

Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»

* сообщение целей урока.

II Проверка домашнего задания

Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.

Добрый – недобрый, предобрый;

Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.

III Объяснение нового материала

Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала

Условие: учитель вызывает ученика с места.

От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?

* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.

– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?

* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.

Изложение нового материала

При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).

Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский , светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный .

Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие : застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке .

Читайте также:  Операция по способу бассини

IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков

Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.

А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.

Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.

В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.

Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.

Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;

комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;

школа в пять этажей – пятиэтажная школа;

специалист высокого класса – высококлассный специалист;

плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.

Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.

Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).

Мы остановились у белоствольной березы.

Красно-белый флаг развевался на ветру.

В музее работают высококультурные люди.

Во время дождя было темно-синее небо.

В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.

Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.

Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.

Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);

научно-технический←научный и технический (сложение);

предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);

досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);

разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);

черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);

прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);

V Подведение итогов урока

*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.

*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).

– Как образуются имена прилагательные путем сложения?

* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).

– Какими могут быть соединяемые слова?

* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

– Назовите соединительные морфемы?

* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ).

Выставление и комментирование отметок активным ученикам.

§55(выучить), упражнение 394.

*задание выполняется в соответствии с учебником.

Источник

Оцените статью
Разные способы