- Образование прилагательных путём сложения
- 6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
- Читайте также
- СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
- Профилактика – основа основ
- Основа основ
- Мы пойдем другим путем
- Начнем с основ
- Совершенствование правовых основ денежного обращения
- Три типа сложения и три системы питания
- Часть I. Основы основ
- Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
- Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания
- 5.6. Членимость и производность основ
- 5.9. Соотносительность производной и производящей основ
- 6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных
- План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)
Образование прилагательных путём сложения
При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:
В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:
1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.
Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.
Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.
Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.
Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.
Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.
2. Слитно или через дефис?
Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.
К какому разряду относятся эти прилагательные?
Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».
3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.
Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.
4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.
Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.
Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.
5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?
(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.
6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.
Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.
Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.
7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.
Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
Сложение основ – способ образования на базе двух или более мотивирующих основ. Опорным является последний компонент сложного слова; он служит для морфологического оформления слова и зачастую является семантическим стержнем слова. Например: огнеупорный, водоупорный – основной компонент несет значение противостояния какой-либо субстанции, семантика первой основы выполняет уточняющую функцию. Классификация лексем, полученных путем сложения основ, опирается на характер взаимодействия нескольких основ слова.
В первом случае основы могут находиться в относительно равноправных отношениях – отношениях сочинения. Как правило, такие сложные слова пишутся через дефис; между основами можно вставить союз и: физико-математический, информационно-аналитический.
Во втором случае могут возникать отношения подчинения на базе двух слов, из которых одно зависит от другого: водонапорный – напор воды, радиоволновый – относящийся к волнам радио.
Основы, образующие сложные прилагательные, могут объединяться преимущественно посредством интерфикса – соединительного гласного о либо е ( огнезащитный). Сложение основ без интерфиксации возможно только у существительных (Сталинград, кресло-качалка). Для прилагательных интерфиксация необходима даже в том случае, если основы соединены дефисом (физкультурно-оздоровительный, весенне-полевой).
Сложение может выступать в сочетании с суффиксацией. В этом случае образование мотивированного слова происходит на базе двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы; суффикс выполняет классифицирующую функцию. Такой способ называют также сложносуффиксальным. Сложносуффиксальные прилагательные содержат суффиксы —н– и -ск-: ледоходный, старомосковский. Сложение может сочетаться с нулевой суффиксацией: темноволосый, многоязыкий.
В качестве словообразовательных средств в сложении выступают:
2) строгий порядок компонентов, где морфологически оформляющий компонент расположен всегда в конце слова;
3) единое главное ударение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана, совершено только во
Профилактика – основа основ
Профилактика – основа основ Как правильно сидеть При продолжительных занятиях за письменным столом сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы спины. Спина плотно прилегает к спинке стула, а основание
Основа основ
Основа основ Белок – основа любого живого организма. Если убрать из организма воду, то больше половины сухого остатка будет белком. Все белки – полимеры, состоящие из цепочки аминокислот. В состав белка, кроме вездесущих углерода, водорода и кислорода, всегда входит азот,
Мы пойдем другим путем
Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за
Начнем с основ
Начнем с основ Ваши первые шаги в создании новой презентации заключаются в том, чтобы сделать пустую презентацию, определить местонахождение изображений и добавить те, которые Вы хотите включить в презентацию. В быстром введении Вы изучили, как добавить целую папку
Совершенствование правовых основ денежного обращения
Совершенствование правовых основ денежного обращения В бумажно-денежной системе вопрос о правовой дефиниции денег не возникал. Деньги были объектом собственности. Они принадлежали тому, у кого они были. Хранитель денег мог их использовать для оплаты, передавая другому,
Три типа сложения и три системы питания
Три типа сложения и три системы питания Когда человек приходит в бодибилдинг или фитнес, я рекомендую ему прежде всего определить свой тип телосложения. Для этого необходимо сделать антропометрические замеры, определить соотношение жира и мышечной массы, позаботиться о
Часть I. Основы основ
Часть I. Основы основ 1. Дело, которым мы занимаемся Человек велик не тем, что он представляет собой в данный момент, а тем, что он делает для себя возможным. Ауробиндо Гхош Из выступления автора перед юными литераторами, учащимися общеобразовательных школ г.
Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
Развитие научно-теоретических основ физического воспитания Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов
Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания
Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания Советская система физического воспитания строилась на базе идеологических (идейно-теоретических), организационно-управленческих, научно-методических и программно-нормативных основ, а также
5.6. Членимость и производность основ
5.6. Членимость и производность основ Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют
5.9. Соотносительность производной и производящей основ
5.9. Соотносительность производной и производящей основ Вновь образуемые в русском языке слова по своей структуре – слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. родственное (однокоренное) слово, более простое по значению и
6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных
6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных В именах прилагательных представлены следующие способы словообразования: суффиксация, префиксация, сложение, сращение, а также смешанные способы: префиксально-суффиксальный,
Источник
План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)
План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса
Поляковой Екатерины Вачагановны
Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.
Тип урока: комбинированный.
Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;
2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;
3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.
I Организационный момент;
II проверка домашнего задания;
III объяснение нового материала;
IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;
V подведение итогов урока;
VI задание на дом.
Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?
Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»
* сообщение целей урока.
II Проверка домашнего задания
Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.
Добрый – недобрый, предобрый;
Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.
III Объяснение нового материала
Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала
Условие: учитель вызывает ученика с места.
От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?
* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.
– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?
* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.
Изложение нового материала
При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).
Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский , светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный .
Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие : застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке .
IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков
Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.
А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.
Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.
В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.
Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.
Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;
комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;
школа в пять этажей – пятиэтажная школа;
специалист высокого класса – высококлассный специалист;
плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.
Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.
Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).
Мы остановились у белоствольной березы.
Красно-белый флаг развевался на ветру.
В музее работают высококультурные люди.
Во время дождя было темно-синее небо.
В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.
Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.
Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.
Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);
научно-технический←научный и технический (сложение);
предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);
досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);
разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);
черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);
прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);
V Подведение итогов урока
*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.
*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).
– Как образуются имена прилагательные путем сложения?
* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).
– Какими могут быть соединяемые слова?
* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
– Назовите соединительные морфемы?
* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ).
Выставление и комментирование отметок активным ученикам.
§55(выучить), упражнение 394.
*задание выполняется в соответствии с учебником.
Источник