Образование как способ наследования культуры
Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности,
мышления, языка.
Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охотиться, владеть оружием.
Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.
При всех различиях и нюансах образование в доклассовых обществах имело общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной социальной, прежде всего производственной, жизни. Кроме того, все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а не только к своим, причем старшие дети занимались воспитанием младших.
Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых
развитых общинах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспитывали главным образом старшие дети. В любом случае образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент.
Процесс образования у первобытных народов был далеко не прост и требовал от взрослых понимания процесса развития ребенка.
Источник
Образование как социальный феномен
Образование – не только ценность, но и целенаправленно организованный процесс управления социализацией. Каждое общество может существовать только тогда, когда его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть, усваивая социальные нормы, способы деятельности и ценности. А социализация предполагает развитие, самоопределение, самореализацию личности. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. В этом состоит суть образования, как социокультурного феномена. Благодаря социализации человек обретает способность выполнять социальные функции.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). Образование в данном случае выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов, поэтому образование – социальное явление..
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. выделяют следующие социокультурные функции образования:
функция вхождения человека в мир науки и культуры,
функция социализации человека и обеспечения преемственности поколений,
функция формирования общественной и духовной жизни человека,
функция трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности,
функция развития региональных систем и сохранения национальных традиций,
функция передачи базовых культурных ценностей и целей развития общества,
функция активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке 4 .
Вместе с появлением любого общества возникает образование (социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности). Образование развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. На этапе первобытного общества образование было вплетено в систему социальных деятельностей. Взрослые, приобщая своих детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей, в естественных условиях обучали и воспитывали их, передавали культурные традиции от поколения к поколению.
Постепенно в ходе исторического развития процесс передачи знаний и социального опыта выделяется из других видов жизнедеятельности общества и cтановится делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование становится особой сферой социальной жизни.
Расширяются границы общения людей, происходит развитие языка и культуры, а это приводит к увеличению информации и опыта, передающегося молодым людям. Однако возможности освоения опыта были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур, или социальных институтов, целью которых являлось на накопление и распространение знаний.
При появлении частной собственности и выделении семьи как экономической общности людей возникает обособление обучающих и воспитательных функций и уже осуществляется переход от общественного образования к семейному. В роли педагога выступают родители, а не община, в связи с чем корректируется цель образования: воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могущества государства, которое может быть достигнуто лишь общественными формами образования. Например, древнегреческий философ Платон, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали существовавшую спартанскую систему образования. С первых дней жизни воспитание ребенка находилось под контролем государства. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых был установлен суровый уклад жизни. Главная цель образования в Древней Спарте: воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.
Системы образования в Спарте и Афинах обеспечивали высокий уровень культуры населения. Характерные признаки для многих рабовладельческих обществ: существование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования.
Изобретение письменности, математической символики не только произвело переворот в способах накопления, хранения и передачи информации, но и существенно изменило содержание образования и методы обучения. Для организации усвоения учебного материала нужны были специально подготовленные люди. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Подготовкой таких лиц стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII—XIII вв. в Европе появились достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам университеты, ведущие подготовку врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
Социальные потребности в образовательных людях возрастали, естественно изменялись организационные формы обучения. Индивидуальное обучение постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Учитель проводит занятия уже не с одним, а с несколькими учащимися разного возраста и разного уровня подготовки.
Но и такая форма обучения вскоре перестала удовлетворять потребности общества. Развитие различных отраслей промышленности, ремесел и торговли, повышение духовного уровня жизни общества привело к появлению новых потребностей в образовании. Благодаря этому возникло коллективное обучение детей. Коллективное обучение стало прообразом классно-урочной системы, достоинства которой способствовали ее быстрому распространению. Сейчас классно-урочная система является самой распространенной и преобладающей во многих странах мира.
Применение классно-урочной системы в школах и лекционно-семинарской — в университетах обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования и стало значительно доступнее для большинства населения.
Развитие образования в докапиталистическую эпоху не оказывало существенного влияния на производство и экономику. В образовании прогрессивные мыслители видели гуманистическую, просветительскую ценность. Крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей и положение стало меняться. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение данного противоречия было связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.
В XIX в. в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.
Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественно-научных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Основным условием воспроизводства рабочей силы становится среднее образование (неполное, а затем полное).
Вторая половина XX в. — период так называемого образовательного взрыва характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.
Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение. Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Уровень развития образовательной сферы задает тон нравственному, интеллектуальному, научно-техническому, духовно-культурному и экономическому потенциалу любого общества. Цели образования определяются потребностями и возможностями общества.
Образование, имея общественную природу и исторический характер, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Таким образом, образование как социальное явление можно рассматривать как относительную самостоятельную систему, основной функцией которой является обучать и воспитывать членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Источник
Образование как социальный феномен
Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованиемпонимается единый процесс физического и духовного формирования личности обучающегося, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения людей. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление.
Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание человека, ориентированные на овладение им определенными знаниями (в том числе профессиональными), духовно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется потребностями общества и социальной сферы.
Для педагогики роль стержневого понятия выполняет «педагогический процесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.
В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.
Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с педагогической деятельностью — особым видом социальной (профессиональной) деятельности человека (учителя, преподавателя, наставника, врача), направленной на реализацию целей образования: передачу обучающимся и воспитанникам социальной (профессиональной) культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных профессиональных ролей в обществе и профессиональной среде.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).
Содержание образования — важный элемент традиционной семиэлементной педагогической системы, в состав которой входят: цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.
Содержание образования дает ответ на вопрос – «чему учить?» С позиций требований ФГОС – это система компетенций, включающая в себя совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и профессионально-этических идей, которыми необходимо овладеть обучающемуся.
Факторы, влияющие на содержание медицинского образования, достаточно обширны, однако можно обозначить особо значимые для медицинского образования:
1. Потребности общества и системы здравоохранения.
2. Субъективные факторы: политика, методологическая и нравственная позиция ученых и выдающихся специалистов в области медицины.
3. Научно-технический прогресс (особенно в части развития новейшей лечебной и диагностической аппаратуры, практическим выходом которой явились повсеместно внедряемые компьютерные и электронные медицинские средства и системы).
4. Современные потребности собственно системы медицинского образования, выражающиеся в необходимости обеспечения в системе образования доступности, качества, опережающего характера, интернациональности, массовости, мобильности и др.
С научной точки зрения содержание медицинского образования является частью социального медицинского опыта и копирует в существенных чертах его структуру и, поэтому, включает, в себя через систему осваиваемых компетенций:
1. Знания о мире (природа, общество, человек, техника) и системе здравоохранения;
2. Знания о способах деятельности (умения и навыки), т.е. знания об алгоритмах выполнения деятельности;
3. Опыт интеллектуальной и репродуктивной деятельности, предполагающий умения выполнять деятельность (действия, операции);
4. Опыт творческой деятельности, предполагающий формирование умений творчески осуществлять самостоятельный поиск решения субъективно новых для обучающихся проблем;
5. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, пациенту.
Содержание медицинского образования не может быть сведено только к перечню четко обозначенных компетенций, знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам. Оно должно охватывать все основные элементы социального (врачебного) опыта: системы представлений о профессиональном мире, мышлении, способах деятельности, включать систему интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; систему ценностей и отношений к личности человека, здоровью, друг к другу. То есть всего того, что составляет достаточно широкие компетенции врача.
Различают содержание подготовки специалиста и содержание учебной дисциплины, которое являться частью объема содержания подготовки специалиста конкретного медицинского профиля, а последнее, в свою очередь, — частью социального врачебного опыта.
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология- это последовательная, взаимообусловленная система действий человека осуществляющего педагогические функции,, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа междисциплинарных и дисциплинарных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельностьв рамках любой педагогической системы (в том числе и медицинском образовании) может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и обучающиеся. Педагогическая задача — это материализованная образовательная ситуация (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и обучающихся с определенной целью. В медицинских вузах эти цели обозначены с ФГОС ВО различных медицинских специальностей.
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования-результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, медицинской науки и практики, ориентированными на перспективу.
Культура и образование – как социальное явление. Урок 34
Источник