- Общие основы педагогики: конспект лекций.
- 2. Роль образования в процессе социализации человека.
- Социализация личности в образовании
- Социализация и образование
- Готовые работы на аналогичную тему
- Роль образования в социализации личности
- Воспитание и формирование личности
- Образование и социализация личности в современном мире
Общие основы педагогики: конспект лекций.
2. Роль образования в процессе социализации человека.
Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.
При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.
Изучая проблему социализации, формирование личности предлагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных особенностей человека и среды обитания.
Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успеха зависит от возможности человека приспособиться к новым условиям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к разнообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвоения суммы различных ожиданий.
Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходимо определить влияние личности на общество и влияние на личность со стороны общества.
В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.
1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.
2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зрения учения.
3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.
Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.
Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.
Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.
1. Окружающие социальные условия.
2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.
Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоенных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отношений формируется сознание человека. Этот процесс является важным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирования убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллектуальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.
Таким образом, можно отметить, что существуют различные многогранные трактовки и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной представляется направление изучения развития индивида в сочетании и при взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социальной среды. В итоге определяется максимальная индивидуализация знания.
Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:
1) определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;
2) создается под влиянием окружающих социальных условий;
3) определяется результатом усвоенных знаний, норм.
Источник
Социализация личности в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социализация и образование
Происходящие в обществе изменения сказываются на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования, воспитания и социализации. Если социализация позволяет человеку накопить социальный опыт, то система воспитания придает процессу социализации целеустремленность и упорядочивает его.
В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии.
Под образованием понимается система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, которая ориентирована на социальный заказ и социальные потребности общества.
Современное гражданское общество, его становление и развитие без социализации образования невозможно. Благодаря социализации образования, становится возможным преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры. Основная характеристика социализации образования – это оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей и собственных творческих сил.
Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.
Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:
- воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами и способной к самообразованию;
- высокий уровень социальной зрелости, самопознание и самореализацию;
- стремление видеть личность человека с его индивидуальностью и человеческими качествами;
- учет и анализ специфики состава студентов;
- сочетание обучающей деятельности с развивающей;
- формирование целостного специалиста и человека;
- расширенный арсенал и потенциал средств обучения и воспитания, где важным является переход на новые технологии образования;
- использование нетрадиционных форм занятий;
- использование в учебном процессе самостоятельной поисковой работы;
- формирование новой учебной базы.
Готовые работы на аналогичную тему
Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.
Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.
Роль образования в социализации личности
В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.
Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:
- экономическую функцию, суть которой он связывал с растущим значением образования в подготовке работников для различных сфер жизнедеятельности;
- социальную функцию, благодаря которой возрастает мобильность людей и способность продвижения по социальной лестнице;
- политическую функцию, которая нацелена на то, чтобы обеспечить социальное равенство, расовую интеграцию людей;
- функцию социального контроля, т.е. приобщение обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.
В современном обществе всё большее внимание уделяется проблемам обучения -продолжительности школьного образования, реорганизации образования – создание единой системы средних школ, разработке общенациональных и специальных программ, дифференциации образовательных учреждений – массовые школы, элитарные школы, государственное частное обучение, общее и профессиональное и др.
Исследования, проведенные в 50 – 60-е годы по вопросу адаптивных возможностей образования, подтвердили его большую роль в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей. Помимо этого, было продемонстрировано его влияние на социальные перемены.
В 70-е годы на основе проведенных исследований, появилась теория «человеческого капитала», суть которой заключалась в том, что деньги, вложенные в образование, являются вложением в будущее, а дивиденды будут тем выше, чем качественнее оно будет. Но, статистика середины 70-х годов, стала показывать, что адаптивные возможности образования имеют предел. Всё чаще стали появляться такие мысли, что вовсе не образование продвигает человека по социальной лестнице, а его хватка и предприимчивость.
Анализ жизненных достижений показал, что они, скорее всего, зависят от семейной среды и классовой принадлежности родителей, нежели от качества полученного образования. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что образование не обладает в адаптивном контексте социализирующими возможностями.
Исследования и полученные результаты заставили не только педагогов искать компенсирующие недостатки «культурной среды», но и повысить внимание к образованию государственных и общественных структур, а также расширить рамки изучения роли образования в жизни человека.
Образование обладает социализирующими возможностями, которые не обедняются даже в кризисном обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что учащиеся 9-х классов стабильно ориентируются на получение полного среднего образования, а выпускники школ – на высшее образование.
Это говорит о том, что качественное образование в сознании молодежи выступает определенным гарантом дальнейшего жизненного пути. И сегодня, наверное, нельзя говорить о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», а образование не является опорой социальной жизни.
Воспитание и формирование личности
Противоречивый характер имеют процессы и результаты социализации, потому что в идеале социализированный человек обязан соответствовать социальным требованиям.
В это же время ему необходимо противостоять негативным общественным тенденциям, жизненным обстоятельствам. Но, довольно часто люди бывают настолько социализированы, что просто растворены в социуме, а с другой стороны они оказываются, не готовы, и не способны принимать личное участие в утверждении жизненных принципов.
Подобное положение связано с типом воспитания. Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации, причем сознательно контролируемой. Воспитание имеет две основные функции:
- упорядочить физическое, социальное, психологическое влияние на личность;
- создать условия для ускорения процесса социализации.
Исходя из этих функций, воспитание может ослабить или преодолеть отрицательные последствия социализации.
Педагог является активным началом воспитательного процесса наряду с активным ребенком, поэтому появляются задачи, которые целенаправленная социализация обязана решать.
А.В. Мудрик выделяет следующие задачи, которые необходимо решать на каждом этапе социализации – естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач вызвано необходимостью развития личности. Развитие личности будет задерживаться, если наиболее значимые задачи остаются нерешенными на каком-либо этапе социализации.
Источник
Образование и социализация личности в современном мире
Образование и социализация личности в современном мире
Education and socialization in the modern world
Старикова Лариса Алексеевна
учреждение дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
institution of additional education
Teacher of additional education
Аннотация : статья посвящена личностному развитию человека, социализации в обществе, рассматриваются проблемы личности, процесс социализированности, модернизация образовательного процесса.
Ключевые слова: формирование личности, социализация, социализированность, потенциал, социальное воспитание, модернизация образовательного процесса.
Личностное развитие каждого человека происходит на протяжении всей его жизни. Каждодневный труд и реальные политические события, статьи в газете, фраза, брошенная в городском транспорте, общение с друзьями, критика со стороны руководства, задушевная беседа с отцом, интересная книга — все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, координирует поведение. При этом, одно и то же обстоятельство или событие может оказать глубокое влияние на одного человека, на другого же — вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через ряд жизненных испытаний, люди отличаются своими взглядами на мир и убеждениями
. Формирование личности — процесс очень сложный, в нем участвует такое большое количество факторов, что создание какой-либо единой модели социализации, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне трудно (8).
Социализация –это процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности в целом (8).
Наука стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации — процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится активным участником социальных взаимоотношений, институтов и общностей. Социализация — достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения (8).
Анализируя проблемы личности, мы фактически уже приступили к рассмотрению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Исследователями выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира.
С одной стороны, социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения (6).
С другой стороны, самостоятельная личность, со своей собственной позицией, неповторимостью, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.
Современные теоретические исследования социализации нашли отражение в работах Г.М. Андреевой, Н.Ф. Головановой, Л.В. Мардахаева, И.С. Кона, А.В.Мудрика, А.В. Петровского, М.А. Галагузовой. Раскрыта сущность социализации, цели, определены механизмы, факторы, институты социализации (4).
Голованова Н.Ф. пишет, что социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, приспособление к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные: воздействие средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи;
2) самопроизвольные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении: меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, выявление их отличия от направленности воспитания (1).
Учеными социализация рассматривается как процесс, проявление и результат социального формирования становления личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия каждого человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального становления как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе общества. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной частицей общества в соответствии с его возрастом (3).
При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социуму и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Включение личности в социальную среду и деятельность не обходится без внешних влияний, и именно они стимулируют внутренний процесс. Эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как объект, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность (7).
Эффективная социализация нового поколения, которая подразумевает достижение необходимого уровня социализированности, является общественно важной, отвечающей требованиям социального заказа государства, учреждениям образования. Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве. Анализ социальной структуры позволяет определить определенные требования к личности, ее нравственности (7).
С позиции социального заказа определяются основные составляющие образовательного процесса: его содержание, организация и методы. При этом, видимо, анализ содержания должен проводиться не только с точки зрения обучающего, но и с точки зрения его воспитывающего потенциала и потенциала социализации, поскольку в педагогике содержание предметов часто недооценивается, и воспитывающий эффект и эффект социализации связывается лишь с отдельными дисциплинами, а не с их системой (7).
В самом общем виде социальный заказ выражается в идеальной системе требований к уровню и качеству социализации человека. В более конкретном виде он выражается в определенном содержании образования и принципах организации обучения и воспитания, определяющих функционирование дидактической системы (2).
Для человека важно создание благоприятных условий, формирование межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые нормы социального опыта без ущерба для психического здоровья (2).
Только ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей личности с учётом её индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий социализации личности. Формирование личностной культуры учащихся, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к более глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии его законами. При этом должны соблюдаться принципы гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой (9).
От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» — вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности (10).
Социализация личности зависит от деятельности обучающегося, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. (6).
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно влиять на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – путем содержания учебных предметов, технологий и методик. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей личности обучающегося может нанести травму индивиду. Итак, процесс социализации начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей его жизни, при переходе из одного образовательного учреждения в другое (9).
Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо:
1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях;
2. Создать условия для успешной социализации личности обучающегося с учётом социального заказа общества и родителей (6).
Образовательный процесс формирует потенциал успешного включения личности в разносторонние общественные отношения, в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня мобильности человека в течение всей жизни. Назначение образовательного процесса как социальной культурной среды — решение проблем социализации личности в контексте овладения общечеловеческой культурой, необходимой для самоопределения, самоутверждения, саморазвития личности в условиях современного общества (5).
Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности человека, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания (10).
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая человека социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста (10).
Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на личность в процессе формирования влияют:
— природа и родной язык;
— общение в семье, детском саду, школе, институте, окружающая среда;
— средства массовой информации, искусство, литература;
— образ жизни человека, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
Успешными могут быть отношения педагога и обучающегося, если помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу следует начинать: с организации разных видов деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками (9).
К базовым условиям успешности социализации личности исследователи относят следующее:
— наличие эмоционально-комфортной атмосферы в коллективе (классе, группе);
— обеспечение тесного взаимодействия педагогов, детей и родителей;
— организация психолого-педагогических показателей;
— разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с учётом контингента и заказа родителей;
— построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе (9).
Можно сказать, что функционирование образовательных систем в современных условиях проходит на фоне следующих факторов: это социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования (7).
Итак, в настоящее время модернизация выступает важным резервом обновления образовательного процесса и приведения его в соответствие с современными требованиями социализации личности нового типа. Так, цель модернизации видится, прежде всего, в создании устойчивого развития системы образования, приведение ее в состояние соответствия с социально-политическими потребностями страны. Если понимать модернизацию как процесс поиска новых форм организации образовательного процесса, сложившимся социальным условиям, необходимо определить основные параметры развития. В качестве таких основных параметров концепцией модернизации образования определены качество, доступность и эффективность образования.
1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. — М.: Речь, 2005. — 320с.
2. Кобжицкая, Н.З. Социализация как функция института образования в формирующемся российском обществе [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук / Н.З. Кобжицкая. – Иркутск, 2006. -24с.
3. Лихачев, Б.Т.Педагогика: Курс лекций /[Текст]: Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
5. Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания [Текст]: монография / Л. Г. Пак. — М. : Спутник, 2010. — 178 с.
6. Процесс социализации личности http://moy-bereg.ru/sotsializatsiya/protsess-sotsializatsii-lichnosti-18.html
7. Современные условия функционирования образовательных систем http://xreferat.ru/71/548-1-sovremennye-usloviya-funkcionirovaniya-obrazovatel-nyh-sistem.html
8.Социализация личности http://www.politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-053.
9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Социализация личности в современных социокультурных условиях Презентации к уроку http://festival.1september.ru/articles/214545/
10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: уч. пос./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова – М.: Академия, 2002. – 384 с.
Источник