Образование как способ самореализации

Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Елена Сивохина
Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

«Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка«

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности. Поэтому, социальный заказ, адресованный школе,существенно изменился: подготовку не послушного и дисциплинированного исполнителя, а формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей работать и жить в новых социокультурных условиях.

Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности.

Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью» в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младшем школьном возрасте оказывается иногда более эффективным чем в старших. На основе исследований можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувственно –образный характер детского мышления, нерасчленностью творческой и сотворческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений, навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Для эффективной реализации поставленной цели (воспитание творческой личности) призвана участвовать система дополнительного образования.В данном направлении она обладает большим педагогическим потенциалом: компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, содействует выбору индивидуального маршрута и темпа его освоения

Однако, как показывает анализ практики, значение дополнительного образования в развитии творчества не оценивается должным образом, особенно в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах дополнительное образование рассматривается как своеобразный «наполнитель второй половины дня», назначение которого «отвлечение учащихся от улицы».

На современном этапе подготовка педагогов дополнительного образования в вузах как целостное явление отсутствует, поэтому проблема кадров в дополнительном образовании как количественно, так и качественно далека от идеального. Модернизация современного российского образования диктует необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания,перехода ее в новое качественное состояние, утверждение ее развивающего значения, сознание новых видов воспитательных учреждений. В связи с этим использование социально-педагогических возможностей дополнительного образования является весьма актуальным,так как основное предназначение учреждений дополнительного образования- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Кроме того, значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно является мощным средством формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования открываются большие возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств, расширяется культурное пространство самореализации личности ребенка, стимулируется его стремление к творчеству. Увлеченность совместным творческим делом и общность интересов воспитанника и педагога в сфере дополнительного образования создают основу интенсивного и целенаправленного процесса формирования гуманистических ценностных ориентации.

Читайте также:  Воздух атмосфера загрязнение способы очистки

Органическое сочетание в системе дополнительного образования различных видов досуговой деятельности с формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей в свободное время, сокращая тем самым число детей девиантного поведения, рост детской безнадзорности, негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде.

Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках социокультурного и образовательного пространства страны. Таким образом, дополнительное образование ориентированно на:

-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути;

-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решении возникающих проблем и постоянному самообразованию;

-активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

-обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

-новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах исследователей;

преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания детей и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Школа и учреждения дополнительного образования взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно -важных целей.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательные учреждения взаимодействуют с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики.

Дополнительное образование как одна из форм внедрения ФГОС ДО Видео Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта.

Статья «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» Наша цель – создать.

«Исследовательская активность как фактор самореализации личности дошкольников» Рассматриваемая нами тема актуальна тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Дополнительное образование. Студия «Акробатика» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МБОУ «СОШ № 2» дошкольные группы на 2015 – 2016 учебный год Студия «Акробатика» Руководитель: Новикова Л. И.

Конспект НОД по краеведению «Родное село» Цель: воспитание любви к своей «малой «родине – родному селу, интереса к его достопримечательностям. Ход: Вос –ль: Здравствуйте ребята.

Консультация для родителей и воспитателей «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается.

Читайте также:  Сокращенный способ проверки правильности логического рассуждения

Развитие личности ребенка средствами аппликации В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196 городского округа город Воронеж. В детском саду изобразительная деятельность включает.

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка» Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки Федеральных государственных образовательных.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: «Инклюзивное образование». Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности» Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.

Источник

Образование как средство самореализации личности

История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Оно имеет практическую значимость во всех сферах жизнедеятельности человека – от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека.

Важнейшей составляющей системы целей образования является формирование личности, способной не только безболезненно, но и комфортно интегрироваться в социальную систему общества.

Образование стало видом деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается значительная часть населения многих стран мира. Потребности людей в учебе, приобретении знаний удовлетворяют десятки миллионов самых разных образовательных учреждений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни – с детских лет до глубокой старости [7, С.5].

Одной из главных задач образования является подготовка человека к последующей жизни, труду, профессии. Образование – это мир человека, и он должен быть достойным его, чтобы, находясь в нем, человек мог улучшать и мир, и себя в нем. Социальный институт образования предназначен для того, чтобы помочь и обществу, и конкретному человеку в достижении этой цели.

Образование выступает сегодня одним из «базовых» социальных институтов, одним из важнейших сфер жизни общества и, как следствие, является необходимым средством самореализации личности. Задачей общества и социального института образования является создание необходимых условий для того, чтобы образование являлось не только средством подготовки к труду, профессии, семейной жизни и т.п., но и выступало в роли социума, имеющего самоценную и самоцельную направленность. Человеку должно быть интересно и комфортно в образовательной среде. Выполнение этой задачи требует переосмысление образования как социального явления, социального института и социальной системы, для того, чтобы образование являлось не подготовкой к жизни, но и самой жизнью [7, С.47].

В XXI веке человеческая цивилизация входит в новый этап развития, получивший название постиндустриального или информационного общества. Это общество, где информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными, а главным производителем социальных ценностей становится когнитариат (класс, производящий информацию, знания, интеллигенция) [2, С.30-31]. Последствием развития информационных технологий является изменение пространственно-временных отношений социума. Одновременно меняется человек и его место в мире. Расширяются возможности человека и ресурсы человеческой памяти. Из локальной национальной культуры человек перемещается в глобальное информационное пространство, становясь при этом «человеком мира». В силу открытости мира у человека появляется возможность манипуляции собственными границами (как границами своего тела, так и границами собственной личности). Появляется возможность сменить физический облик, пол, увеличить продолжительность телесной жизни, а также возможность наделить себя виртуальным именем, смоделировать для себя новую личность, скрыть свою подлинную сущность, прожить несколько «виртуальных жизней». В реальной жизни также появляются практически неограниченные возможности для выбора собственных перспектив. Смыслом человеческой жизни становится реализация собственного проекта. Для самоутверждения в современном мире человеку необходимо меняться, стать мобильным, идти в ногу с неустойчивым миром, быть компетентным и востребованным.

Информационное общество вкладывает новый смысл в такие понятия, как самопознание, самосознание, самопроектирование, самореализация, отражающие положение человека в мире. Под самореализацией в данном случае понимается объективное осуществление личностью собственного проекта в границах гармонии с обществом и самим собой. Необходимым условием самореализации личности является система образования. Сложная, изменчивая и порой непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Расширение границ свободы и ненадежность, неустойчивость и уязвимость личностного бытия требуют перестройки традиционно сложившихся в условиях стабильности общества систем образования. Усвоение накопленных обществом знаний, образов и ценностей национальной культуры, норм и традиций уже не удовлетворяют требованиям современности. Возникает проблема формирования новых компетенций как способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенция мобильности (умение адаптироваться) занимает первое место среди прочих (профессиональных, социальных, коммуникативных). Возможность самотворчества, выбор системы ценностей, мобильность и способность к развитию – черты, формирующие образ человека будущего [2, С.30-31].

Образование можно считать фундаментом, на котором стоит все здание современного общества с его основными институтами и сферами. От качества, прочности фундамента зависит судьба самого дома, его надежность и длительность существования.

Получив образование, мы расширяем горизонты видения всего богатства мира культуры, который оставили нам в наследство наши предки. Для того чтобы его приумножить, мы должны не просто пользоваться им, а понимать, что оно принадлежит не только нам, но и будущим поколениям. Это способен осознать и осуществить лишь высококультурный человек, созидатель, творец, а не разрушитель. Такого человека призвана формировать отечественная система образования[19, C. 12].

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 171 | Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Способы утилизации мусора кратко
Оцените статью
Разные способы
Читайте также:
  1. Converting values Преобразование значения
  2. I. Образование совета присяжных поверенных
  3. I. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  4. II. Право и обязанность получать обучение и образование
  5. III. Заочная форма обучения (высшее образование).
  6. III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА
  7. III. Образование неологизмов.