Образование как способ направленной социализации это

Факторы социализации: роль образования

Дата публикации: 14.09.2015 2015-09-14

Статья просмотрена: 970 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, Л. К. Факторы социализации: роль образования / Л. К. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21986/ (дата обращения: 19.11.2021).

Будущее наступает стремительно, человечество переходит в постиндустриальную эпоху, в которой ключевая роль принадлежит образованию. Вектор развития общества в настоящее время определяется информацией и знаниями, поэтому его называют «информационным» или «обществом знаний». Теперь все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразность, культура, образованность, профессиональная компетентность. Ситуация информационного общества меняет содержание и смысл фундаментальных категорий, отражающих положение человека в мире, таких как самоопределение, самореализация, самоактуализация и социализация.

Важнейшим показателем социализации является отношение человека к труду. Современная молодежь, в большинстве своем, относится к работе как к источнику доходов, т. е. работа является лишь средством для удовлетворения не столько вторичных, сколько первичных потребностей. Молодые люди забывают, что все, что создано умом и руками человека,- продукт труда, усилий и творческой деятельности. Человек трудится для того, чтобы создать что-то новое, уникальное, полезное для общества. Поэтому работа должна приносить- удовольствие, а уже потом — доход. В эпоху потребления подрастающее поколение привыкает поглощать все готовое: покупать готовую еду, добывать знания, не перечитывая множество книг, а кликнув на мышку, «сидя в интернете», не развиваясь всесторонне, а получив «корочку» в ВУЗе.

По данным социальных опросов, в последние годы самые рейтинговые направления для абитуриентов такие, как: «экономика и управление» и «гуманитарные науки». Это говорит о том, что выпускники школ думают, что эти профессии самые выигрышные в жизни, самые популярные среди других. Они не ориентируются на свои индивидуальные возможности, способности, собственные интересы, а — на общественное мнение, которое им навязано. Труд воспринимается не как средство для реализации своих собственных способностей, задатков, а как способ достижения благосостояния. И только, проработав некоторое время, человек понимает, что цель любой деятельности — это не успех любой ценой, а труд ради удовлетворения от реализации себя как личности. Ходить каждое утро на «любимую» работу и получать удовольствие от того, что ты делаешь, в благоприятной для тебя обстановке и с максимальной пользой для общества — это и есть смысл самоактуализации.

Но для того, чтобы иметь такую работу, должен быть определенный багаж знаний и навыков, который можно получить с помощью образования и самостоятельного изучения необходимого материала, а так же умение применить на практике эти знания.

Образование — это необходимое условие для самореализации личности. Сложная, изменчивая и порой непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Расширение границ свободы и надежности, неустойчивость и уязвимость личностного бытия требуют перестройки традиционно сложившегося (в условиях стабильности общества) образования. Усвоение накопленных обществом знаний, образов и ценностей национальной культуры, норм и традиций уже не удовлетворяют требованиям современности, возникает проблема формирования новых компетенций как способностей применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

Читайте также:  Удаление гигромы народными способами

Безусловно, образование является одним из ведущих инструментом самореализации. Оно влияет на выбор жизненно важных ценностей, установок., помогает выбрать, какая сфера деятельности наиболее благоприятна для реализации индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и т. д.

Нормальное функционирование общества невозможно без полноценного образования. Оно стало одним из первостепенным факторов экономического развития, национальной безопасности, важным инструментов политики государства. Улучшение образования для любой страны — это, по сути, проектирование собственного индивидуального будущего. Качественное образование помогает одаренной молодежи из не очень богатых семей сделать достойную карьеру, служит своеобразным социальным лифтом, увеличивая их жизненные шансы.

Образование относится к социальной сфере деятельности государства, совершается в интересах личности, общества, государства и основывается на естественном праве человека осуществлять все виды своей жизнедеятельности в обществе. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, заключается в определении приоритетов дальнейших преобразований данного социального института для создания условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека. Это требует актуализации тенденций гуманизации образования и переход к новому пониманию социальной направленности обучения. Образование всегда призвано удовлетворять запросы общества на определённую личность, поэтому всегда особое внимание уделялось социализации индивида. Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы. В качестве приоритетной цели образования сегодня выделяется не просто подготовка необходимых различным отраслям и секторам экономики специалистов, а социализация личности, воспитание гражданина.

Необходимо сформировать у подрастающего поколения новое по содержанию, но с опорой на отечественные традиции, гуманистическое мышление и мировоззрение. Наиболее важными качествами, которые должны сформироваться у молодых людей в процессе профессиональной подготовки — это обретение компетентности и уверенности. Эти качества подразумевают помимо узконаправленной технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный характер, но необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это также гибкость мышления, наличие мышления абстрактного, системного и экспериментального. Это — умение вести диалог, коммуникабельность, ориентация на сотрудничество. Над собственно профессиональной — технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту. Это возможно только при обновлённом содержании общего и профессионального образования, которое передаёт как основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, но, одновременно, обеспечивает усвоение молодёжью и нового знания, позволяющего действовать и развиваться в новых, динамичных условиях современного общества. Переориентация образования на гуманистические ценности возможно, в том числе, при условии наличия соответствующих профессиональных, компетентных кадров образовательного процесса, открытых всему новому и способных к преодолению противоречий, которые возникают между человеком и технократическим обществом.

Таким образом, связь между современным образование и перспективой построения гражданского общества очевидна. Образование полученное в вузе не является самым главным, оно не дает стабильное положение в обществе, уверенность в завтрашнем дне. Оно лишь является одним из механизмов самораскрытия, толчком для дальнейшего развития. Дальнейший рост личности зависит только от самого индивида: насколько он будет знать свои возможности, разбираться в своих потребностях, интересах — а это все приходит только через постоянное самосовершенствование.

Читайте также:  Способы получения углерода с реакциями

Мы, сегодняшние студенты, которые завтра станут учеными, инженерами и т. д. должны будем уступить свое место более конкурентоспособному специалисту. Поэтому так важно не останавливаться и развиваться.

1. Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации. [Текст]/ Н. Г. Бухарцев — журнал » Педагогическое образование в России». 2011.№ 4

2. Войно Л. И., Войно И. А. Гуманистическая составляющая образования и ее роль в социализации современной молодежи [Текст]/ Л. И. Войно, И. А. Войно — журнал «Высшее образование в России» 2008. № 12.

3. Шафранов –Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие [Текст]/Г. Ф. Шафранов-Куцев.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Логос, 2012, с.220–237. (цитаты 220–237с.)

Источник

Социализация личности в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация и образование

Происходящие в обществе изменения сказываются на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования, воспитания и социализации. Если социализация позволяет человеку накопить социальный опыт, то система воспитания придает процессу социализации целеустремленность и упорядочивает его.

В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии.

Под образованием понимается система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, которая ориентирована на социальный заказ и социальные потребности общества.

Современное гражданское общество, его становление и развитие без социализации образования невозможно. Благодаря социализации образования, становится возможным преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры. Основная характеристика социализации образования – это оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей и собственных творческих сил.

Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.

Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:

  • воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами и способной к самообразованию;
  • высокий уровень социальной зрелости, самопознание и самореализацию;
  • стремление видеть личность человека с его индивидуальностью и человеческими качествами;
  • учет и анализ специфики состава студентов;
  • сочетание обучающей деятельности с развивающей;
  • формирование целостного специалиста и человека;
  • расширенный арсенал и потенциал средств обучения и воспитания, где важным является переход на новые технологии образования;
  • использование нетрадиционных форм занятий;
  • использование в учебном процессе самостоятельной поисковой работы;
  • формирование новой учебной базы.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.

Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.

Роль образования в социализации личности

В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.

Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:

  • экономическую функцию, суть которой он связывал с растущим значением образования в подготовке работников для различных сфер жизнедеятельности;
  • социальную функцию, благодаря которой возрастает мобильность людей и способность продвижения по социальной лестнице;
  • политическую функцию, которая нацелена на то, чтобы обеспечить социальное равенство, расовую интеграцию людей;
  • функцию социального контроля, т.е. приобщение обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.
Читайте также:  Димексид способ применения дозы

В современном обществе всё большее внимание уделяется проблемам обучения -продолжительности школьного образования, реорганизации образования – создание единой системы средних школ, разработке общенациональных и специальных программ, дифференциации образовательных учреждений – массовые школы, элитарные школы, государственное частное обучение, общее и профессиональное и др.

Исследования, проведенные в 50 – 60-е годы по вопросу адаптивных возможностей образования, подтвердили его большую роль в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей. Помимо этого, было продемонстрировано его влияние на социальные перемены.

В 70-е годы на основе проведенных исследований, появилась теория «человеческого капитала», суть которой заключалась в том, что деньги, вложенные в образование, являются вложением в будущее, а дивиденды будут тем выше, чем качественнее оно будет. Но, статистика середины 70-х годов, стала показывать, что адаптивные возможности образования имеют предел. Всё чаще стали появляться такие мысли, что вовсе не образование продвигает человека по социальной лестнице, а его хватка и предприимчивость.

Анализ жизненных достижений показал, что они, скорее всего, зависят от семейной среды и классовой принадлежности родителей, нежели от качества полученного образования. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что образование не обладает в адаптивном контексте социализирующими возможностями.

Исследования и полученные результаты заставили не только педагогов искать компенсирующие недостатки «культурной среды», но и повысить внимание к образованию государственных и общественных структур, а также расширить рамки изучения роли образования в жизни человека.

Образование обладает социализирующими возможностями, которые не обедняются даже в кризисном обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что учащиеся 9-х классов стабильно ориентируются на получение полного среднего образования, а выпускники школ – на высшее образование.

Это говорит о том, что качественное образование в сознании молодежи выступает определенным гарантом дальнейшего жизненного пути. И сегодня, наверное, нельзя говорить о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», а образование не является опорой социальной жизни.

Воспитание и формирование личности

Противоречивый характер имеют процессы и результаты социализации, потому что в идеале социализированный человек обязан соответствовать социальным требованиям.

В это же время ему необходимо противостоять негативным общественным тенденциям, жизненным обстоятельствам. Но, довольно часто люди бывают настолько социализированы, что просто растворены в социуме, а с другой стороны они оказываются, не готовы, и не способны принимать личное участие в утверждении жизненных принципов.

Подобное положение связано с типом воспитания. Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации, причем сознательно контролируемой. Воспитание имеет две основные функции:

  1. упорядочить физическое, социальное, психологическое влияние на личность;
  2. создать условия для ускорения процесса социализации.

Исходя из этих функций, воспитание может ослабить или преодолеть отрицательные последствия социализации.

Педагог является активным началом воспитательного процесса наряду с активным ребенком, поэтому появляются задачи, которые целенаправленная социализация обязана решать.

А.В. Мудрик выделяет следующие задачи, которые необходимо решать на каждом этапе социализации – естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач вызвано необходимостью развития личности. Развитие личности будет задерживаться, если наиболее значимые задачи остаются нерешенными на каком-либо этапе социализации.

Источник

Оцените статью
Разные способы