- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- Словообразование имен существительных план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения»
- Просмотр содержимого документа «Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения» »
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Источник
Словообразование имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Словообразование имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnyh.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование имен существительных.
Цель: знание способов словообразования; формирование умения определять
2. Объяснение нового материала.
Различают три основных способа образования имен существительных с использованием этих морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный.
Биатлон + ист = биатлонист
Лебедь + ушк а = лебёдушка
Под + заголовок = подзаголовок
Бес + порядок = порядок
Под + окно + ник = подоконник
Без + работ а + иц = безработица
Активно образуются имена существительные и путем сложения. В результате получаются сложные имена существительные.
Выделяется несколько видов сложения.
Сложение без соединительной гласной:
+ =
Сберегательный + банк = сбербанк
Сложение с соединительной гласной:
+ е (о) + =
Сух ие + о + фрукты = сухофрукты
Груз + о + отправитель + грузоотправитель
Сложение с одновременным присоединением суффикса
+ е (о) + + =:
Сок + о + выжима ть + лк = соковыжималка
3. Выполнение упражнений.
Страница 52 упражнение 113.
Образуйте сложные слова.
Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лед, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.
Образуйте сложносокращенные слова.
Юный корреспондент, специальный корреспондент, собственный корреспондент.
Источник
Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения»
В русском языке различают различные способы образования слов. один из способов мы изучаем на уроке русского языка в шестом классе. Способ сложения. На уроке присутствуют разные способы и формы преподавания материала.
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения» »
Образование слов способом сложения (конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева)
Тема: Образование слов способом сложения
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения новых знаний
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Учитель читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова».
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло:
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом.
Вот и садовод с садовником идет.
Очень интересно гулять в саду словесном!
— Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова.
2. Подготовка к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации.
— Познакомьтесь с текстом (текст оформлен на слайде)
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются.
— О каких родственниках идет речь?
— Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами их образования расположены на магнитной доске, детям нужно их правильно распределить)
— Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово.
— Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова.
— Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение) Как называются такие слова? (сложные)
3. Открытие нового знания учениками.
Открытие темы. Ее запись. Формулирование целей.
— Что мы знаем по теме «Способы образования слов в русском языке»? Какой новый способ образования откроем для себя на этом уроке? Чему научимся в течение урока?
Работа с учебником: часть 1, глава 3, параграф 7 «Образование слов способом сложения».
— Познакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Сформулируйте вопросы к изучаемому материалу (работа проводится индивидуально или в парах по желанию учеников).
Обсуждение вопросов. Самостоятельные выводы об образовании слов способом сложения.
4. Применение нового знания.
Упражнение: запишите слова, докажите, что они образованы способом сложения, выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Работе с текстом (текст оформлен на слайде).
Как интересно глядеть в лужу! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в сои воздушные мешки запас свежего воздуха.
Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза.
Осмысление содержания текста.
— О каких чудесах идет речь?
— Почему автор использует для описания происходящего слово чудеса?
— Наблюдали ли вы чудеса в самых простых вещах, окружающих вас в повседневной жизни? Расскажите о них.
Работа со сложными словами.
— Выпишите из текста сложные слова, покажите, как они образованы.
— Почему их так много в тексте? Какова их роль? Попробуйте заменить их сочетаниями слов, от которых они образованы. Что изменилось? Сделайте вывод о роли сложных слов в речи.
— Соберите слова, используя в качестве строительного материала слова из таблицы, выделите корни полученных слов (таблица – на слайде)
Источник