Образовательный процесс как взаимодействие. Основные линии взаимодействия.
статья по теме
Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya._ivanova_e.v._sotsialnyy_fakultet._psp_no43.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный процесс как взаимодействие. Основные линии взаимодействия.
Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие.
Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники взаимодействия, выделяют разные его формы: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению, конфликт – в случае взаимоисключающих друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим.
Взаимодействие педагога и учащихся, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который протекает внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся ее подсистемы: управление (министерство, федеральное агентство, комитет, отдел образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из подсистем имеет свои направления взаимодействия с другими подсистемами. Между всеми ними учебное взаимодействие реализуется в форме сотрудничества – совместной, направленной на достижение общего результата деятельности.
Кроме того, образовательная система взаимодействует с другими системами: семьей и общественностью. Все эти линии взаимодействия прямым или косвенным образом отражаются на учебном процессе непосредственно в классе. Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям и школе в целом, которое зависит от сочетания их систем жизненных ценностей с характером учебной деятельности.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. В истории учения взаимодействие по линии «ученик – учитель» реализовывалось в разных формах: в индивидуальной работе, классно-урочной работе, консультировании с учителем при самостоятельной работе ученика, бригадно-лабораторном методе организации обучения и т. д. В любой из этих форм взаимодействия каждая из сторон реализует свою активность. У обучающегося активность в наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах. Таким образом, на историческом пути развития образования создавались, отмирали и возрождались разнообразные планы и формы учебного взаимодействия, усложнялась и его общая схема.
Учебно-педагогическое взаимодействие происходит на субъект-субъектном уровне. Раньше было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик считался объектом обучения и воспитания. Но поскольку мы рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие. При этом, поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности, поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект – субъект коллективный». Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый совокупный субъект образовательного процесса. Таким образом, складывающееся по такой схеме взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.
Психологический контакт возникает в результате достижения общности психического состояния людей благодаря их взаимопониманию, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие.
В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.
Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствует интеллектуальное сопереживание – мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих для них мыслительных задач. Механизм интеллектуального сопереживания и содействия обусловлен совместностью интеллектуальной деятельности педагога и учеников.
Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого), толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам). Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней и др.
Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.
1. Доронова Т.Н. О взаимодействии образовательных учреждений с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №3 87-94
2. Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в образовательном учреждении: Автореф. дисс. доктора пед. наук. Киров., 2004. 35 с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Нальчик: Эль-фа, 1996. 95с.
Источник
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
УДК371
Ольховская Т.П.
Колледж радиоэлектроники им.П.Н.Яблочков СГУ им.Н.Г.Чернышевского
Восстановление российской экономики и сложившаяся тенденция ее устойчивого роста поставили новые стратегические задачи развития страны, сформулированные в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»[ от 04.12.2014 г.[ ]
Ключевая задача — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием в обществе, эффекты консолидации общества и формирования культурной идентичности граждан России, снижения рисков социально-психологической напряженностимежду различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства групп и отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. То есть, образование — важнейший институт не только социализации, но и консолидации общества в целом.Образование — важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более чем очевидной. Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его»[2] . Пифагор считал, что именно образованием отличаются люди от животных. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. Качество образования – это комплексное понятие, совмещающее в себе такие стороны деятельности как: разработка стратегии и тактики образовательного процесса, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга образования и других.Кроме перечисленного, современное образование ориентируется на обучаемого как на личность, воспринимая его не только как объекта образования и воспитания, но и как субъекта, способного к выработке и принятию самостоятельных решений.
Прежде, чем дать характеристику субъектов образовательного процесса, рассмотрим ключевое понятие «субъект» и сравним его с понятием «объект».
Субъект – (индивид или социальная группа) носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. При этом активность понимается как инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и самого себя. Активность личности зависит от мотивов ее поведения и характеризуется надситуативностью. Посредством надситуативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения – барьеры деятельности. Следовательно, активным является процесс, находящийся в прямой зависимости от субъекта. При этом позиция субъекта характеризуется наличием устойчивой внутренней мотивации деятельности.Это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. С психологической точки зрения субъект – реальная основа душевной жизни, начало самопроизвольное, развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей.
Объект – предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. В качестве объекта может выступать и сам субъект (личность, социальная группа или всё общество).
В любой деятельности присутствуют как субъект, так и объект. Субъект (личность) выступает как деятель, который вносит изменения в объект. Субъект в деятельности всегда активен. Даже если внешне активность не заметна, деятельность может происходить во внутреннем плане: человек обдумывает план действий, размышляет, решает задачи и т. д. Объект деятельности пассивен, подвержен воздействию субъекта.
Ключевым отличием субъекта деятельности от объекта является наличие у первого особой способности к целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности, которая называется субъектностью.
Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Основными участниками образовательного процесса являются преподаватель и обучающиеся. Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей — предметно-практических и психологических. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект — межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих.Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью.
Субъектная позиция обучаемого во взаимодействии с учителем предполагает:
— Самостоятельность — способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами;
— Активность — стремление ученика выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации и ролевых предписаний, предпочтений;
— Готовность к выбору как осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способов их достижения.
Интерес к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса обусловлен многими факторами. Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе. Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов.В-третьих, проблеме общения уделяется внимание в документе Министерства Образования РФ «Стратегии модернизациисодержания образования», где подчеркивается: …важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса становится приоритетным направлением для исследований.С философской точки зрения, взаимодействие — категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, индивидуальных характеристик, а также связей. Это позволяет определить взаимодействие в образовании как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние в образовательной среде как части социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, различные субъекты и материалы. Следовательно, эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса.
Основной формой взаимодействия субъектов образовательного процесса является педагогическое общение как важнейшее условие и средство развития личности. Общение — это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это не столько воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого решаются образовательные и личностно-развивающие задачи — педагогическое общение. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-классах. При этом сотрудничество предполагает прежде всего взаимодействие самих учеников (студентов). В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, усложняется и его общая схема.
Первоначально обучение рассматривалось как процесс передачи педагогом знаний и опыта обучающимся, формирования у них умений и навыков. В этом контексте педагог предстает субъектом образовательного процесса, а обучающиеся – объектами. В современной педагогической теории и практике обучение рассматривается как двусторонний процесс, включающий преподавание и учение. Преподавание – это деятельность педагога по организации процесса усвоения учебного материала обучающимися, а учение – деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний. В понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность педагога по формированию у обучающихся способов познавательной деятельности, а также совместная деятельность участников образовательного процесса.
Образовательный процесс характеризуется следующими признаками:
– совместная деятельность преподавателя и обучающихся;
– руководство со стороны педагога;
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;
– управление развитием и воспитанием обучающихся.
– двусторонний характер процесса;
– специальная планомерная организация и управление;
В процессе педагогического взаимодействия необходимо создавать условия для развития субъектной позиции обучающихся.
Таковыми условиями являются:
Деятельность педагога, или преподавание, направлена на решение следующих основных задач:
— организация совместной с обучающимися деятельности по постановке и осмыслению целей и задач обучения;
— ознакомление обучающихся с новыми знаниями, фактами, явлениями, событиями;
— управление процессом осознания и приобретения знаний и умений;
1. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
2. управление процессом перехода от теории к практике;
3. организация эвристической и исследовательской деятельности обучающихся;
4. проверка и оценка обученности.
В процессе учения, субъектами которого являются обучающиеся, возникают новые формы поведения и деятельности, усваиваются новые знания и закономерности на основе познания и упражнения. Деятельность обучающихся в процессе учения направлена:
1. на создание положительной мотивации учения;
2. восприятие новых знаний, формирование новых умений;
3. анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизацию изучаемых фактов, явлений, событий;
4. познание закономерностей, законов, осознание причинно-следственных связей;
5. приобретение умений и навыков в процессе упражнений;
6. самостоятельное решение новых проблем;
7. самоконтроль, самодиагностику достижений.
Процессы преподавания и учения тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Они составляют сущность образовательного процесса. Таким образом, и педагог, и обучающиеся предстают в качестве активных субъектов образовательного процесса, каждый выполняет свою функцию, несет ответственность за результат совместной работы.
Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.
Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.
В заключении, хочется сказать, что я полностью согласна с высказыванием нашего президента В.В.Путина, который сказал что, «будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.… от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России».
Путин В.В. Послание Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»,2014г.
Пифагор. Золотой канон; Фигуры изотерики. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 448 с. (Антология мудрости
Список литературы:
1.Путин В.В.Послание Федеральному Собранию РФ «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» от 04.12.2014 г.
2. Пифагор. Золотой канон; Фигуры изотерики. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 448 с. (Антология мудрости)
3.Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования// Профессиональное образование как педагогическая система: учебное пособие под ред. В.А.Сластёнина. — 4-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
Источник