Образ гобсека способы создания характера портрет окружающая обстановка принципы ее описания

Содержание
  1. Билеты (вариант 6) 13. Образ Гобсека в новелле Бальзака «Гобсек».
  2. Образ Гобсека. Образ Гобсека в одноименной повести Оноре де Бальзака
  3. Краткая биография автора
  4. Возвращение к писательской деятельности
  5. Значение Украины в жизни писателя
  6. Новшество Бальзака
  7. «Человеческая комедия»
  8. Краткое содержание
  9. Характеристика главного героя
  10. Прочие произведения
  11. Анализ повести Бальзака «Гобсек» (стр. 1 из 6)
  12. Ремарка об истории создания произведения
  13. Структура повести
  14. Специфика жанра
  15. Стиль Бальзака
  16. Герои бальзаковской прозы
  17. Образ главного героя
  18. Внешность
  19. Жилье
  20. Внутренний мир ростовщика
  21. Отношение героя к людям
  22. Гобсек и де Ресто
  23. Конец Гобсека
  24. «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  25. Тематика произведения
  26. Исследование человеческой души
  27. Мотив пагубной страсти
  28. Тема отчуждения
  29. Мотивы произведения
  30. Конфликты повести
  31. Краткое изложение и анализ

Билеты (вариант 6)
13. Образ Гобсека в новелле Бальзака «Гобсек».

13. Образ Гобсека в новелле Бальзака « Гобсек».

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что «действительность в искусстве не есть действительность в жизни», и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». «Повсюду» сейчас — торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества — такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой — и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени. Изображая повседневную жизнь своих современников, в которой за обыденностью скрывается трагедия, писатель пишет цикл этюдов нравов, за беспристрастное изображение современности в которых критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Читайте также:  Способы как бросить пить самому

«Гобсек», первоначально « Опасности беспутства», помещённая самим автором в раздел «сцены частной жизни». Главная фигура этого произведения – ростовщик Гобсек, его фамилия, в переводе с голландского означает « живоглот», что вполне соответствует жизненной позиции персонажа. Бальзак обыгрывает семантику фамилии, его герой действительно, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния. В соответствии со своим принципом изображать « мужчин, женщин и вещи» писатель даёт подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Бальзак пишет, что Гобсек обладал « Лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег – золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы. Глаза у него « маленькие, желтые, словно у хорька» — хищный, стремительный хорёк никогда не принадлежал к числу животных, вызывающих симпатию. Длинный нос его был похож на буравчик – герой с его помощью словно бы проникал в во все скрытые от других тайны. « Возраст его был загадкой», — отмечал хорошо знавший его Дервиль. Дервиль связывает его с векселем. Конечно, Бальзак несколько увлекся сказками Гофмана, уподоблявшего своих героев автоматам. Однако мы помним слова Бальзака о том, что он исследует там, где Гофман создавал фантастические картины. Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живёт в сыром и мрачном доме. « дом и его жилец были под стать друг другу – совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица». В его конторе обычно стоит « мертвая тишина», и бурное возмущение жертв живоглота, в результате как правило, сменяется их полной безнадёжностью и покорностью. Гобсек живёт по принципу, сформулированному антикваром из « Шагреневой кожи»: он находится на ступени « знать»: «…все человеческие страсти…проходят передо мною, — говорит он Дервилю, — и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти». В своём исследовании Гобсек исходит из того, что всё определяется деньгами: « В золоте все содержится в зародыше». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам « давить», а « не позволять, чтобы другие тебя давили». Он знает силу тех, кто владеет деньгами. На примере Гобсека, Бальзак показывает ростовщиков, подобно паукам, оплетающих общество своей паутиной. Но писатель не упускает из виду, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай – жигало, светский проходимец, среди жертв – графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником де ТРаем, в своё время разорившая отца ( « Отец Горио»), который сам нажил состояние на голоде народа во времена искусственно созданного голода. А борьбе против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они-то и становятся ловушкой, в которую попадаются и богатые и бедные.

Читайте также:  Способы исполнения обязательства встречные обязательства

– почти вся романтическая тайна его восхождения, богатства неразрывно связана с преступлениями ( связи с корсарами, поломанные судьбы). Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо, но столп общества. И вместе с тем, гнилой столп. Об этом свидетельствует картина его гибели, когда становятся никому не нужными его богатства, рушившие судьбы людей, когда в его чуланах гниют никому не нужные теперь припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на гибель. Перед нами возникает картина падения и разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

Источник

Образ Гобсека. Образ Гобсека в одноименной повести Оноре де Бальзака

В 1830 году была написана бессмертная повесть французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблематика произведения полностью основана на одном из людских пороков – скупости, которая в конце жизни главного героя перешла в абсурд. Со временем повесть была внесена автором в многотомное произведение «Человеческая комедия».

Краткая биография автора

Родился французский писатель в Париже 20 мая 1799 года. Согласно биографическим данным, его отец был крестьянином, а мать родом из буржуа. Аристократическую приставку «де» Оноре начал использовать в год выхода своей повести «Гобсек», сокращенно ознакомиться с которой вы сможете в этой статье.

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений.

Возвращение к писательской деятельности

С 1829 года Бальзак продолжил творить свои бессмертные романы и повести. Ночью он писал, поддерживая в себе жизненные силы большим количеством чашек черного кофе, а вечером отдыхал. За сутки Оноре исписывал не одно гусиное перо.

Этот «армейский» режим наконец-то был вознагражден, а книги отмечены должным вниманием. Роман «Шагреневая кожа» принес писателю звание одного из лучших авторов того времени. Сей громкий успех очень вдохновил молодого литератора, благодаря чему он создал превосходную эпопею под названием «Человеческая комедия». В нее вошла повесть «Гобсек», содержание которой очень близко характерам и поступкам современников Бальзака.

Значение Украины в жизни писателя

Впервые Бальзак посетил эту страну в 1847 году. Здесь он был обвенчан с Эвелиной Ганской, поэтому часто посещал украинские земли. Множество очерков было написано им об этих чудесных местах, и одним из них является «Письмо о Киеве». Бальзак восхищался плодородной землей, на которой ежегодно сеют пшеницу, при этом совершенно не удобряя почвы.

Будучи в имении Ганской, Оноре искренне интересовался жизнью крестьян. Ему нравилось наблюдать за группами людей, которые шли с работы, напевая при этом веселые песни. В итоге любовь автора к Украине отобразилась не только в письмах для Парижа, но и в романе «Крестьяне».

Новшество Бальзака

Творчество молодого Оноре припало на рассвет двух основных жанров: романов об истории и личности. Бальзак же никогда не следил за модой в европейской литературе и создавал произведения, стремясь показать в них индивидуализированный тип каждого персонажа, как, например, всем известный образ Гобсека.

В центре внимания автора практически всегда находилось современное буржуазное общество со всеми его недостатками. Существование сословий того времени, социальные институции и общественные состояния как нельзя полнее раскрыты в «Этюдах о нравах», которые написал Бальзак. «Гобсек» также вошел в этот цикл как демонстрация человеческой скупости и жадности.

«Человеческая комедия»

Невзирая на постоянные придирки критиков, Бальзак не переставал работать. Через время автор решает объединить свои произведения в эпопею под названием «Человеческая комедия». По замыслу автора, книга должна была содержать повести, которые описали бы современное общество, каждую существующую черту характера, словом — создать своеобразную картину своего времени.

Цикл состоит из трех частей, наиболее обширной является «Этюды о нравах». Она развернула настоящую картину Франции, в которой жил Бальзак. «Гобсек» является одной из литературных шедевров, которые вошли в «Этюд».

Краткое содержание

Все персонажи Бальзака ярко прорисованы – они запоминающиеся и неоднозначные. Именно таким и является главный герой книги «Гобсек». Сокращенно повесть представлена ниже, но краткое содержание передает лишь малую часть того смысла, о котором хотел поведать читателю автор.

История начинается в салоне виконтессы де Гранлье, у которой в гостях были граф Эрнест де Ресто и Дервиль. Когда первый из них ушел, хозяйка дома стала пояснять своей дочери Камилле, что нельзя так прямо показывать хорошее расположение к графу, ведь ни одна парижская семья не захочет с ними породниться. Эрнест не был подходящей парой ее дочке, так как являлся несостоятельным.

Дервиль решает вмешаться в происходящее для пояснения истинной сути вещей. Начал он историю издалека, упомянув, что познакомился с Гобсеком будучи еще студентом и назвал его хладнокровным золотым истуканом.

Как-то ростовщик поведал историю о взыске долга с одной графини. Боясь разоблачения, она отдала ему бриллианты, деньги за которые по векселю получил ее любовник. Гобсек оказался прав, говоря, что этот щеголь разорит всю ее семью.

Позже к Дервилю обратился белокурый красавец граф Максим де Трай с просьбой о знакомстве с ростовщиком. Гобсек, в свою очередь, сначала отказывался дать графу ссуду, так как заемщик на тот момент был целиком в долгах. Но к ростовщику приходит та самая женщина с оставшимися фамильными драгоценностями и без сомнений соглашается на все условия. Все это графиня делала из-за шантажа де Трая, который заключался в перечислении ему денег, иначе он якобы покончит жизнь самоубийством.

В тот же день к Гобсеку врывается муж вышеупомянутой женщины с требованием возвращения бриллиантов. Но вместо этого он отдает ростовщику все свое имущество, дабы уберечь его от неверной жены и ее любовника. К завершению Дервиль сообщает, что этот случай произошел с отцом Эрнеста де Ресто.

Через некоторое время граф тяжело заболевает. Его жена по такому случаю разрывает все связи с Максимом и ухаживает за мужем. Спустя сутки после его смерти, ища завещание, женщина устроила разгром в кабинете усопшего. Но самым ужасным ее поступком стало сожжение бумаг, при отсутствии которых имущество умершего графа переходило во владение Гобсека. Дервиль умолял ростовщика вернуть все семье де Ресто, но тот был непреклонен.

В конце повести, доведавшись, что Камилла и Эрнест любят друг друга, Дервиль отправился к Гобсеку и обнаружил того при смерти. К концу жизни скупость полностью его поглотила. Дом был завален большим количеством испорченных продуктов, потому что он ничего не продавал, боясь продешевить. Образ Гобсека — это воплощение своеобразной хищной силы, с помощью которой человек стремительно пробивается к золоту и власти.

Завершается история тем, что адвокат Дервиль сообщает де Гранлье о скором возвращении утраченного имущества графом де Ресто. Знатная дама решает, что Камилла вполне может стать женой Эрнеста.

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

— «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

Источник

Анализ повести Бальзака «Гобсек» (стр. 1 из 6)

Меню статьи:

  • Ремарка об истории создания произведения
  • Структура повести
  • Специфика жанра
  • Стиль Бальзака
  • Герои бальзаковской прозы
  • Образ главного героя
  • Внешность
  • Жилье
  • Внутренний мир ростовщика
  • Отношение героя к людям
  • Гобсек и де Ресто
  • Конец Гобсека
  • Тематика произведения
  • Исследование человеческой души
  • Мотив пагубной страсти
  • Тема отчуждения
  • Мотивы произведения
  • Конфликты повести

В 1830-м году из-под пера французского автора Оноре де Бальзака выходит важное для культуры того времени произведение. Автор дал своему творению название «Гобсек». Этот текст отличается любопытной биографией. Произведение пережило несколько трансформаций. Но стоит отметить, что анализируемый текст – важный винтик для понимания механизма глобального детища француза – «Человеческой комедии».

Ремарка об истории создания произведения

Итак, в 1830-м в литературной жизни Франции появляется анализируемый нами текст. Первоначальное название бальзаковского шедевра отличалось от финальной версии, вошедшей в историю литературы:

  • сначала произведение носило название «Опасностей беспутства» (весна 1830-го);
  • первую главу опубликовали зимой под названием «Ростовщик» (вышел в издании «Мода», февраль 1830-го);
  • в «Сценах парижской жизни» текст снова сменил название на «Папашу Гобсека» (1835 год);
  • в «Сценах частной жизни» бальзаковское творение, наконец, обрело известную нам сегодня форму (1842 год).

Структура повести

Первую версию этого произведения автор снабдил следующей структурой (содержанием):

  • Часть о ростовщике (собственно, глава «Ростовщик»);
  • История о стряпчем («Адвокат»);
  • Рассказ о любовной драме графини («Смерть мужа»).

Специфика жанра

По жанру бальзаковское творение является повестью. Вот характерные черты «Гобсека:

  • Сосредоточенность сюжета на одном – ключевом – событии;
  • Эпический характер произведения;
  • Форма прозы;
  • Автор позволил себе свободу в вопросе организации времени и пространства текста.

Стиль Бальзака

В рамках анализируемого произведения писатель выступает реалистом. Текст отличается правдоподобностью, жизненностью. Здесь отсутствуют элементы фантастики. Бальзак описывает жизни самых обычных людей. Автор обращается к болезненным, острым темам: отчуждение людей друг от друга, нравственное разложение общества (особенно старой французских аристократов), моральное падение буржуазии.

Писатель показывает типичную ситуацию для эпохи Реставрации. Бальзак задается целью вывернуть наизнанку истинные сущности социальных явлений, представить свою критику тогдашнего общества.

Герои бальзаковской прозы

В центре повествования несколько героев:

  • Гобсек – ключевой персонаж произведения, занимающийся ростовщичеством;
  • аристократический род де Ресто;
  • Дервиль – мужчина, работавший стряпчим;
  • Максим де Трай – юноша, любовник графини;
  • граф де Ресто;
  • графиня де Ресто (Анастази);
  • Фанни Мальво – швея.

Образ главного героя

Гобсек родился в смешанной семье. Мать героя была еврейкой, а отец имел голландское происхождение. О биографии мужчины рассказывает стряпчий по имени Дервиль. Сам стряпчий знает Гобсека с давних пор: их знакомство произошло в студенческие годы Дервиля. Ростовщик в то время уже пребывал в преклонном возрасте. Гобсеку стукнуло семьдесят шесть лет. Автор сообщает читателю, что главный герой умирает в возрасте 89-ти лет. Об этом рассказывает виконтесса де Гранлье. История Гобсека всплывает, потому что стряпчий решил приободрить юную красавицу Камиллу – касательно ее возлюбленного, графа де Ресто.

Внешность

Что же скрывает душа Гобсека? Рассказчик Дервиль знал этого мужчину без малого тридцать лет. За эти годы стряпчий хорошо изучил натуру ростовщика. Характер главного бальзаковского героя отличался непреклонность. Уже сама фамилия мужчины рассказывает о многом: на французском языке слово gobseck означает «ростовщик», «скряга».

Автор ярко описывает внешность своего персонажа. Облик ростовщика характеризуется хитростью. Во внешности героя присутствует намек на положение мужчины (богатство) и на его возраст (старость). Лицо – желтовато-бледное, близкое к цвету серебра. Глаза – небольшого размера, отдающие желтизной. Нос – заостренный, длинный. Губы – узкие, маленькие.

Жилье

О характере персонажа свидетельствует и пространство, в котором он существует. Квартира Гобсека сочетается с холодностью, расчетливостью его натуры. В чем-то образ бальзаковского героя приближается к образу гоголевского Плюшкина. В доме героя складируются потертые, хоть и опрятные, вещи.

Мужчина отличается экономностью: даже зимой Гобсек старается не разжигать камин слишком сильно. Ростовщик обитает в бедном доме, квартира постоянно страдает от сырости, окна выходят не во двор, а на улицу. Стряпчий ассоциирует это помещение с кельей, в которой живут монахи.

Внутренний мир ростовщика

Гобсек считает, что его жизнь удовлетворительна. Прошедшие годы наполняют душу героя довольством и внутренней радостью. Впрочем, герой не показывает своих чувств в жестах или мимике. В целом, мужчина скупится на эмоции. Гобсек копит чувства внутри себя – так же, как копит богатство вокруг себя. Внутренний мир, эмоции проскальзывают лишь в невольном потирании рук. В это время на лице героя даже меняют положение морщины.

Автор позволяет читателю проникнуть в некоторые подробности молодости Гобсека. Юный герой служил на корабле – в качестве юнги. Это приучило мужчину к дисциплине, позволило с достоинством переносить опасности.

Старость принесла Гобсеку свой подарок – своеобразную мудрость. Герой сделал собственные выводы о мире, о жизни, разработал принципы и правила, в соответствии с которыми и жил. Ростовщик любил комфорт, и считал, что жизнь является «привычкой к комфортной среде».

Мораль – относительна, страсти – разрушительны. Что же имеет значение? Только инстинкт сохранения своей жизни, себя – такого мнения придерживается бальзаковский герой. Сохранность жизни лучше всего обеспечивается богатством, золотом.

Деньги – путь ко всему остальному: любви, власти, положению в обществе, страсти и т. д. Гобсек приобрел специфическое хобби: изучать людей, находить их страсти (слабые места) и извлекать из этого выгоду, делать деньги.

Отношение героя к людям

Люди для Гобсека – лишь средство получения прибыли, выгоды. Герой считает, что человечество погрязло в пороке. Впрочем, и у ростовщика имеются свои симпатии. Например, герою нравятся только определенные люди – те, которые отличаются честностью, простотой, трудолюбием. Одна из таких людей – скромная девушка, швея по имени Фанни. Гобсек сотрудничает, помогает лишь тем особам, которые возвращают ему деньги – по процентной ставке.

В стряпчем Гобсек заметил юность, это заинтересовало героя. У Гобсека было убеждение, что молодость (до тридцатилетия) – это гарантия наличия в душе человека честности. Молодые люди – благородные, отличаются жаждой к знаниям, трезвым рассудком, желанием трудиться, умением четко озвучивать мысли, уважать чувства, рассуждать логически.

Гобсек и де Ресто

Аристократы из фамилии де Ресто обратились к Гобсеку за его профессиональными услугами. Ростовщик соглашается работать с графами. Почему? Герою понравился старый граф де Ресто – бесхитростный, честный, простой человек. С таким человек можно выстроить доверительные деловые отношения. А это Гобсек очень ценил.

У графа была деликатная проблема: он женился на красивой женщине, Анастази. Однако красавица не отличалась верностью. Дама завела отношения на стороны – с молодым любовником. Юноша не имел средств и выманивал у Анастази деньги.

В итоге, графиня проматывала семейные деньги на развлечения юного красавца. Граф желал сохранить, уберечь семейную казну от краха. Поэтому де Ресто обратился к профессионалу в этом вопросе – Гобсеку.

В результате, история с Максимом де Траем (так звали юного любовника графини) заканчивается печально – умирает старый граф. Стоит отметить, что фигура графини тоже характеризуется определенным трагизмом.

Конец Гобсека

Бальзаковский герой вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, Гобсека есть за что уважать. С другой стороны, это трагический образ: ростовщик всю жизнь боролся со страстями, осуждал их. В итоге, Гобсека ввергает в пучину хаоса собственная тяга к накопительству – не менее пагубная страсть.

«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть «Гобсек» входит в цикл сочинений «Человеческая комедия» и относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения — страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти , с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудренного жизнью человека

может скрываться одна всепоглощающая и все разрушающая страсть — тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадежить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения ее любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведет спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства

позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека создается Красочным описанием его внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека — «маленькие и желтые, словно у хорька», нос — длинный с острым кончиком, губы — тонкие, «как у алхимиков», черты лица — «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрепанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, желтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно».

В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчетливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потертостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу.

Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днем и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека — «только привычка к излюбленной среде». Нравственные правила — различны у разных народов, внутренние страсти — губительны для людей и только инстинкт самосохранения — единственное, что ценно в жизни.

Прочно же стоять на ногах в мире, погруженном в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно дает все — богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль.

Две последних вещи — главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нем вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности — такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги.

В Дервиле ростовщика подкупает его молодость , знания , трезвый рассудок, желание работать и умение четко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей». Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днем проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишен однозначности: она — и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена , и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью — он умирает, не оставив после себя завещания , в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

Тематика произведения

Исследование человеческой души

Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:

  • Гобсек предстает как «ученый», который пытается проникнуть в глубину такого чувства, как страсть. Последняя проявляется в жизни в разных ипостасях: жадность к деньгам, похоть к женщинам, эгоизм и обожание себя (нарциссизм) и т. д.
  • Автор, в свою очередь, тоже «препарирует» своего персонажа (то есть Гобсека) под микроскопом литературного анализа. Писатель, таким образом, демонстрирует, что образ умудренного опытом мужчины скрывает ту самую страсть: желание получить больше денег, накопить больше вещей.

Мотив пагубной страсти

В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.

Тема отчуждения

Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.

Мотивы произведения

Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:

  • власть денег над человеческой душой и социумом;
  • власть одного человека над другим (этот мотив раскрывается через привилегированное положение ростовщика);
  • супружеская измена;
  • поиск сокровища (желание легких денег, отсутствие стремления прилагать усилия в жизни);
  • дружба старика и юноши;
  • мудрость и опыт жизни;
  • скупость;
  • одиночество;
  • философское отношение к жизни;
  • трудолюбие и роль работы в жизни;
  • общественные и индивидуальные пороки;
  • потеря рассудка, безумие (конец главного героя);
  • отчуждение и отстраненность человека;
  • любовь, мания, страсть.

Конфликты повести

Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:

  • человек contra общество (отображается через образ главного героя, который противостоит обществу; таким образом сам писатель высказывает протест против порядков современного ему общества);
  • социум contra индивидуальность (автор обращается также к социальному конфликту: расслоение общества на простых людей, торговцев, аристократию и буржуазию);
  • отцы contra дети (сын графа не понимает своего отца; Гобсек не хочет иметь детей).
  • идеология contra философия (Гобсек предстает в образе философа, который тоже попадает в сети порока);
  • семья contra быт (на примере семейства де Ресто);
  • чувства contra разум.

5 / 5 ( 2 голоса )

Автор: Богдана Носенок

Краткое изложение и анализ

Начинается повесть из разговора, который ведется в салоне знатной парижской дамы виконтессы де Гранлье. Виконтесса не хочет отдавать свою единственную дочь замуж за обедневшего графа де Ресто. Ее гость, адвокат Дервиль, пытается переубедить даму, рассказывая ей историю о том, как именно ее будущий зять лишился своего богатства.

Главное действующее лицо в рассказе Дервиля ростовщик Гобсек, из-за алчности которого и пострадала семья де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком, будучи помощником адвоката, они жили по соседству в одном из пансионов Парижа.

Ростовщик чуждался общения с людьми, так как полностью был поглощен заработком денег, которые и представляли его главный жизненный приоритет. Алчность Гобсека позволила ему к сорока годам накопить внушительный капитал.

Ростовщик открыто обманывал людей, предоставляя им деньги в долг под большие проценты, и наживался на их безвыходных жизненных ситуациях.

Несмотря на дружбу и тесное общение, в ряды обманутых должников попал и Дервиль. Молодому человеку удалось только через пять лет выплатить проценты, которые установил для него Гобсек.

С просьбой одолжить денег к Гобсеку обратился известный в Париже кутила и карточный игрок — граф де Трай. Ростовщик упорно отказывал ему, так как не был уверен в его платежной способности. На выручку де Траю пришла его возлюбленная, графиня де Ресто, которая предложила Гобсеку залог в качестве родового имения своего мужа.

Взявши расписку с графини, Гобсек предоставил ее любовнику нужную сумму денег. Однако через несколько дней к нему пришел муж самой графини, требуя вернуть расписку, которую незаконно дала его жена, обратно. Гобсек в свою очередь начинает шантажировать графа, требуя заплатить за возврат документа сумму, в несколько раз превышающую одолженную.

У графа де Ресто не оставалось другого выхода, как пойти на условия Гобсека и выкупить у него свое имение. Через несколько лет граф де Ресто умирает. Его супруга, помня о том, что после смерти графа все имущество семьи должно перейти в руки Гобсека, начинает искать завещание. Во время ее поисков в комнату входят Гобсек и Дервиль.

Испуганная графиня перепутала документы и бросила в огонь расписку Гобсека, в которой он отказывается от имущества графа. Таким образом, родовое имение перешло в руки ростовщика. Дервиль убеждал Гобсека отказаться от претензий на имение, пытаясь разжалобить его тем, что графиня и малолетний сын (младший граф де Ресто), остаются ни с чем. Однако наш ростовщик оставался непреклонен.

До последних своих дней Гобсек оставался жадным и жестоким, считая каждую копейку, он отказывал себе в самых необходимых вещах. Даже особняк семьи де Ресто ростовщик предпочитал сдавать в аренду, получая за это деньги.

Только после скорой смерти Гобсека, сын графини де Ресто получил смог получить имение своей семьи. На этом Дервиль закончил свой рассказ. Виконтесса, впечатленная услышанным рассказом, тут же дала согласие на брак дочери и молодого графа.

Источник

Оцените статью
Разные способы