- Образ героя может быть создан следующими способами
- Создание художественного образа в литературе
- Понятие художественного образа
- Приемы создания ярких художественных образов
- Прототип литературного героя
- Прогресс и регресс литературного героя
- Характер литературного персонажа
- Имена литературных персонажей
- Литературный тип
- Как создавали яркие образы писатели?
- Личные приёмы создания литературных персонажей
- Средства создания образа героя в литературном произведении
- Создание художественного образа в литературе
- Понятие художественного образа
- Приемы создания ярких художественных образов
- Прототип литературного героя
- Прогресс и регресс литературного героя
- Характер литературного персонажа
- Имена литературных персонажей
- Литературный тип
- Как создавали яркие образы писатели?
- Личные приёмы создания литературных персонажей
Образ героя может быть создан следующими способами
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Источник
Создание художественного образа в литературе
Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.
Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.
Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.
Понятие художественного образа
Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.
В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.
В лирике создается образ лирического героя.
Что касается прозы, то тут все сложнее.
Приемы создания ярких художественных образов
Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:
- Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
- Раскрытие характера героя через поступки.
- Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
- Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
- Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
- Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять.
- Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
- Использование прототипа.
- Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
- Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
- Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
- Не помешает изобразить чудачества главных героев.
- Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.
Прототип литературного героя
Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.
Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.
Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.
Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».
На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.
Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).
Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».
Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.
Прогресс и регресс литературного героя
Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.
Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.
Характер литературного персонажа
Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.
«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.
Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.
Писатели применяют два метода для описания характера героев.
Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.
Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.
Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.
Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.
Имена литературных персонажей
Писатели уделяли много внимания именам героев.
Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).
У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.
Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.
Литературный тип
Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.
Как создавали яркие образы писатели?
Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.
Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».
У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.
Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.
В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.
Личные приёмы создания литературных персонажей
От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.
Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.
Источник
Средства создания образа героя в литературном произведении
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета — развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй — по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. ‘Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.
2. Поступки. Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не по тому, что он говорит о себе, а по его поведению.
3. Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.
4. Биография героя. В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И. Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».
5. Авторская характеристика. Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).
6. Характеристика героя другими действующими лицами. Это средство широко используется писателями.
7. Мировоззрение героя. У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.
8. Привычки, манеры. У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А. Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.
Источник
Создание художественного образа в литературе
Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.
Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.
Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.
Понятие художественного образа
Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.
В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.
В лирике создается образ лирического героя.
Что касается прозы, то тут все сложнее.
Приемы создания ярких художественных образов
Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:
- Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
- Раскрытие характера героя через поступки.
- Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
- Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
- Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
- Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять.
- Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
- Использование прототипа.
- Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
- Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
- Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
- Не помешает изобразить чудачества главных героев.
- Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.
Прототип литературного героя
Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.
Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.
Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.
Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».
На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.
Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).
Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».
Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.
Прогресс и регресс литературного героя
Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.
Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.
Характер литературного персонажа
Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.
«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.
Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.
Писатели применяют два метода для описания характера героев.
Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.
Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.
Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.
Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.
Имена литературных персонажей
Писатели уделяли много внимания именам героев.
Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).
У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.
Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.
Литературный тип
Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.
Как создавали яркие образы писатели?
Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.
Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».
У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.
Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.
В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.
Личные приёмы создания литературных персонажей
От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.
Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.
Источник