Электронная обработка данных — Electronic data processing
Электронная обработка данных ( EDP ) может относиться к использованию автоматизированных методов обработки коммерческих данных. Обычно при этом используются относительно простые повторяющиеся действия для обработки больших объемов аналогичной информации. Например: обновления запасов, применяемые к инвентарю, банковские транзакции, применяемые к основным файлам учетных записей и клиентов, транзакции бронирования и продажи билетов в системе бронирования авиакомпании, выставление счетов за коммунальные услуги. Модификатор «электронный» или «автоматический» использовался с « обработкой данных » (DP), особенно c. 1960, чтобы отличить человеческую канцелярскую обработку данных от компьютерной.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Герман Холлерит тогда в Бюро переписи населения США разработал систему табулирования, которая включала карточки ( карточка Холлерита, позже перфокарта ), дырокол в них, представляющий данные, табулятор и сортировщик. Система была протестирована при вычислении статистики смертности в городе Балтимор. В первой коммерческой электронной обработке данных машины Холлерита использовались для сбора данных, собранных в ходе переписи населения США 1890 года. Компания Hollerith’s Tabulating Machine Company слилась с двумя другими фирмами и образовала Computing-Tabulating-Recording Company, позже переименованную в IBM . Перфокарты и табличные машины оставались ядром электронной обработки данных до появления электронных вычислений в 1950-х годах (которые тогда все еще опирались на перфокарты для хранения информации).
Первый коммерческий компьютер для бизнеса был разработан в Великобритании в 1951 году организацией общественного питания J. Lyons and Co. Это было известно как « Lyons Electronic Office » — или сокращенно LEO. Он получил дальнейшее развитие и широко использовался в 1960-х и начале 1970-х годов. (Lyons сформировал отдельную компанию для разработки компьютеров LEO, которая впоследствии объединилась, чтобы сформировать English Electric Leo Marconi, а затем International Computers Limited . К концу 1950-х годов производители перфокарт Hollerith , Powers-Samas , IBM и другие также занимались маркетингом набор компьютеров. Ранние коммерческие системы устанавливались исключительно крупными организациями. Они могли позволить себе инвестировать время и капитал, необходимые для покупки оборудования, нанимать специалистов для разработки программного обеспечения на заказ и работать с соответствующими (и часто неожиданными) организационными и культурными изменениями .
Сначала отдельные организации сами разрабатывали собственное программное обеспечение, включая утилиты для управления данными. Различные продукты также могут иметь «одноразовое» индивидуальное программное обеспечение. Такой фрагментарный подход привел к дублированию усилий, а для получения управленческой информации потребовались ручные усилия.
Высокая стоимость оборудования и относительно низкая скорость обработки вынуждали разработчиков «эффективно» использовать ресурсы. Например, форматы хранения данных были сильно уплотнены. Типичный пример — удаление века из дат, что в конечном итоге привело к « ошибке тысячелетия ».
Ввод данных требовал промежуточной обработки с помощью перфоленты или перфокарт и отдельного ввода для повторяющейся трудоемкой задачи, исключенной из-под контроля пользователя и подверженной ошибкам. Недействительные или неверные данные требуют исправления и повторной отправки с последствиями для данных и выверки счетов.
Хранение данных было строго последовательным на бумажной ленте, а затем на магнитной ленте : использование хранилища данных в легкодоступной памяти было нерентабельным до тех пор, пока не были изобретены жесткие диски и начали поставляться в 1957 году . Значительные изменения произошли в 1959 году, когда IBM анонсировала компьютер 1401, а в 1962 году компания ICT (International Computers & Tabulators) представила ICT 1301 . Как и все машины того времени, процессор вместе с периферийными устройствами — накопителями на магнитной ленте, дисководами, барабанами, принтерами, а также вводом и выводом карт и бумажных лент требовал значительного пространства в специально построенных помещениях с кондиционированием воздуха. Часто части установки перфокарт, в частности сортировщики, сохранялись для представления ввода карты в компьютер в форме предварительной сортировки, что сокращало время обработки, затрачиваемое на сортировку больших объемов данных.
Средства обработки данных стали доступны меньшим организациям в виде бюро компьютерных услуг . Они предлагали обработку определенных приложений, например, расчет заработной платы, и часто были прелюдией к покупке собственных компьютеров клиентов. Организации использовали эти средства для тестирования программ, ожидая прибытия своей собственной машины.
Эти первые машины поставлялись клиентам с ограниченным программным обеспечением. Конструкторский состав разделили на две группы. Системные аналитики подготовили системную спецификацию, а программисты перевели спецификацию на машинный язык .
Литература по компьютерам и электронной обработке данных была немногочисленной и в основном ее получали из статей, опубликованных в бухгалтерских публикациях, и материалов, поставляемых производителями оборудования. Первый выпуск компьютерного журнала, опубликованный Британским компьютерным обществом, вышел в середине 1958 года. Британский бухгалтерский орган, который теперь называется Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров, сформировал Комитет по электронной обработке данных в июле 1958 года с целью информирования своих членов о создаваемых возможностях. с помощью компьютера. Комитет выпустил свой первый буклет «Введение в электронные компьютеры» в 1959 году. Также в 1958 году Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса выпустил документ «Бухгалтерский учет с использованием электронных методов». Примечания показывают, что может быть возможным и потенциальные последствия использования компьютера.
Прогрессивные организации попытались выйти за рамки прямого переноса систем с оборудования для перфокарт и устройств учета единиц на компьютер, к производству счетов на этап пробного баланса и интегрированных информационных систем управления. Новые процедуры изменили способ подачи бумаги, изменили организационные структуры, потребовали переосмысления способа представления информации руководству и поставили под сомнение принципы внутреннего контроля, принятые разработчиками систем бухгалтерского учета. Но для полной реализации этих преимуществ пришлось ждать появления компьютеров следующего поколения.
Сегодня
Как и в случае с другими производственными процессами, коммерческие ИТ в большинстве случаев переместились из отрасли, основанной на индивидуальных заказах, где продукт был адаптирован к потребностям клиента; к универсальным компонентам, снятым с полки, чтобы найти наилучший вариант в любой ситуации. Массовое производство значительно снизило затраты, и ИТ доступны для самых маленьких организаций.
LEO была оборудована для одного клиента. Сегодня Intel Pentium и совместимые чипы являются стандартными и становятся частями других компонентов, которые при необходимости комбинируются. Одно отдельное изменение заключалось в освобождении компьютеров и съемных носителей из защищенных сред с фильтром воздуха. Microsoft и IBM в разное время были достаточно влиятельными, чтобы навести порядок в ИТ, и в результате стандартизация позволила специализированному программному обеспечению процветать.
Программное обеспечение доступно в готовом виде. Помимо таких продуктов, как Microsoft Office и IBM Lotus , существуют также специализированные пакеты для расчета заработной платы и управления персоналом, обслуживания счетов и управления клиентами, и это лишь некоторые из них. Это узкоспециализированные и сложные компоненты более крупных сред, но они основаны на общих соглашениях и интерфейсах.
Хранение данных также стандартизировано. Реляционные базы данных разрабатываются разными поставщиками с использованием общих форматов и соглашений. Общие форматы файлов могут использоваться крупными мэйнфреймами и настольными персональными компьютерами , что позволяет вводить и проверять данные в режиме реального времени в режиме онлайн.
Параллельно с этим происходит фрагментация разработки программного обеспечения. По-прежнему есть технические специалисты, но они все чаще используют стандартизированные методологии, в которых результаты предсказуемы и доступны. На другом конце шкалы любой офис-менеджер может заняться электронными таблицами или базами данных и получить приемлемые результаты (но есть риски, потому что многие не знают, что такое тестирование программного обеспечения ). Специализированное программное обеспечение — это программное обеспечение, написанное для конкретной задачи, а не для широкой области применения. Эти программы предоставляют возможности специально для той цели, для которой они были разработаны. С другой стороны, любой офис-менеджер может покопаться в таблицах или базах данных и получить приемлемые результаты.
Источник
Тема 11. Информационные системы для автоматизации различных сфер управления и бизнеса.
Задачи, связанные с обработкой данных, широко распространены в любой деятельности. На их основе ведут, например, учет товаров в супермаркетах и на складах, начисляют зарплату в бухгалтериях и т.д.
Системы электронной обработки данных (СЭОД) служат для решения задач, имеющих высокое содержание операций по обработке данных. К таким операциям относят сбор данных, манипулирование ими, хранение данных и подготовку документов.
Эти системы применяются на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях:
¾ автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда;
¾ создания периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
¾ получения ответов на всевозможные текущие запросы и оформления их в виде бумажных документов или отчетов.
Примеры рутинных операций:
¾ операция проверки на соответствие нормативу уровня запасов указанных товаров на складе. При уменьшении уровня запаса выдастся заказ поставщику с указанием потребного количества товара и сроков поставки;
¾ операция продажи товаров фирмой, в результате которой формируется выходной документ для покупателя в виде чека или квитанции.
Пример контрольного отчета : ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств.
Пример запроса : запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.
Существует несколько характеристик, связанных с обработкой данных, отличающих СЭОД от всех других компьютерных информационных систем. В их числе:
1. выполнение необходимых фирме задач по обработке данных . Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Кроме того, эти данные желают видеть держатели акций, финансовые организации и владельцы;
2. решение только хорошо структурированных задач , по которым известен алгоритм, ведущий прямо к вычислению решения задачи;
3. выполнение стандартных процедур обработки . Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;
4. работа в автоматическом режиме . Система предназначена для полной автоматизации рутинных бухгалтерских расчетов с минимальным участием человека;
5. использование детализированных данных . Записи данных о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;
6. акцент на хронологию событий ;
7. минимальная помощь в решении проблем .
Существует два класса СЭОД: системы операционной обработки данных и системы оперативной аналитической обработки данных.
Системы операционной обработки данных рассчитаны на быстрое обслуживание относительно простых запросов большого числа пользователей. Системы операционной обработки работают с данными, которые требуют защиты от несанкционированного доступа, от аппаратных и программных сбоев. Время ожидания выполнения типичных запросов в них не должно превышать нескольких секунд. Сфера применения таких систем — системы платежей, резервирования мест в поездах, самолетах, гостиницах, банковские и биржевые системы.
Логическая единица функционирования систем операционной обработки данных – транзакция.
Транзакция — это некоторое законченное с точки зрения пользователя действие над базой данных.
В современной литературе для обозначения систем операционной обработки часто используют термин OLTP (On-Line Transaction Processing — оперативная обработка транзакций или выполнение транзакций в режиме реального времени).
Системы оперативной аналитической обработки данных ориентированы на выполнение более сложных запросов, требующих
¾ статистической обработки исторических (накопленных за некоторый промежуток времени) данных;
¾ моделирования процессов предметной области;
¾ прогнозирования развития тех или иных явлений.
Эти системы также часто включают средства обработки информации на основе методов искусственного интеллекта, средства графического представления данных. Эти системы оперируют большими объемами исторических данных, позволяя выделить из них содержательную информацию, т.е. получить знания из данных.
Системы оперативной аналитической обработки данных в современной литературе называют OLAP-системами (On-Line Analysis Processing).
Оперативность обработки больших объемов данных в таких системах достигается за счет применения мощной, в том числе многопроцессорной, вычислительной техники, сложных методов анализа, а также специальных хранилищ данных, накапливающих информацию из различных источников за большой период времени и обеспечивающих быстрый доступ к ней.
Критерием эффективности для систем операционной обработки данных служит число транзакций, которое они способны выполнить в единицу времени. Для аналитических систем важнее скорость выполнения сложных запросов и прозрачность структуры хранения информации для пользователей.
2. Системы анализа финансового состояния.
Грамотно управлять сегодня невозможно без умения анализировать. Вот почему в настоящее время развитие и углубление экономического анализа и, в первую очередь, финансового составляет саму сущность перестройки хозяйствования. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно раньше распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.
Проведение глубокого финансового анализа предприятия сегодня невозможно без использования специализированных программных средств, в которых по исходным данным (в основном по данным бухгалтерской отчетности), используя заложенные в них алгоритмы расчета тех или иных финансовых показателей, предоставляют пользователю готовый результат в удобных для восприятия формах.
Основные функции систем.
1. Ввод исходных данных
Минимально-необходимой информацией для проведения анализа финансового состояния предприятия является стандартная бухгалтерская отчетность — баланс и отчет о прибылях и убытках, поэтому рассматриваемые системы используют эту базисную информацию в своей работе. Помимо стандартных бухгалтерских форм некоторые системы могут использовать произвольные исходные данные, характеризующие финансовую деятельность предприятия. Во всех системах кроме ручного ввода исходных данных реализуется автоматический импорт информации в формате *.dbf и/или *.txt.
2. Возможность организации анализа различных данных
В рассматриваемых системах реализована возможность приведения исходной финансовой отчетности предприятия за различные периоды к единому виду, позволяющая тем самым обеспечить сопоставимость данных, относящихся к различным периодам времени, что необходимо для их последующего анализа в динамике.
3. Расчет основных финансовых показателей ликвидности, безубыточности и рентабельности, проведение горизонтального (динамического) и вертикального (структурного) анализа
4. Сравнение финансовых показателей с нормативными
5. Реализация методик оценки финансового состояния предприятия
Системы обеспечивают использование широкого перечня регламентированных методик анализа, рекомендованных государственными органами и авторитетными негосударственными финансовыми институтами. Это методики оценки стоимости чистых активов, оценки структуры баланса, оценки кредитоспособности заемщика, финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов, оценки наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, анализа Государственных унитарных предприятий (ГУП) и др.
Разработчики рассматриваемых систем позаботились о развитых средствах представления информации. Отчеты в системах могут быть простыми текстовыми или графическими построенными при помощи внутреннего генератора отчетов.
Генератор отчетов – программа, позволяющая подготовить необходимые пользователю отчетные формы произвольной структуры, включающие таблицы, графики, текстовую информацию и иллюстрации. Генератор отчетов позволяет передавать отчеты в Word. Кроме того, программа имеет возможность формирования HTML-документов, полностью готовых к представлению в Internet.
7. Расширенные возможности систем
¾ настройка методик (особенностью настройки методик или создания новых методик является то, что пользователь получает те же возможности создания собственных модулей, что и разработчики; но чтобы их использовать требуются навыки программирования на алгоритмическом языке, встроенном в систему) ;
¾ возможность составления прогнозов;
¾ возможность импорта-экспорта данных;
¾ ранжирование предприятия, т.е. определение рейтинга предприятия по отношению к другим анализируемым предприятиям сопоставимой группы ;
¾ обработка отчетности других стран (созданы версии программ полностью адаптированные к особенностям бухгалтерского учета и отчетности Украины, Беларуси, Республики Молдова, Казахстана, Узбекистана ряда других стран СНГ);
¾ формирование экспертных заключений ( экспертные заключения — это набор таблиц с комментариями или без них; большинство экспертных заключений сопровождается также диаграммами и графиками, позволяющими благодаря наглядности быстро выявлять проблемные показатели).
Примеры информационных систем комплексного анализа финансового состояния предприятия
¾ система Audit Expert фирмы «Про-Инвест-ИТ»;
¾ программа «ИНЭК-АФСП» фирмы «ИНЭК»;
¾ программа «АЛЬТ-ФИНАНСЫ», программа «ИНЭК-Аналитик» фирмы «Альт»;
¾ «АБФИ-Предприятие» фирмы «Вестона»;
3. Системы маркетингового анализа.
Необходимо отметить, что менеджеры часто бывают вынуждены принимать управленческие решения в условиях неопределенности и риска, причем не только из-за несовершенства хозяйственного механизма и законодательной базы, но и из-за недостатка информации и отсутствия систем информационной поддержки управленческих решений.
Основными рисками в маркетинговой деятельности можно считать:
¾ риск производства нового товара;
¾ риск выхода на новые рынки;
¾ риск изменения окружающей среды;
¾ риск эмбарго и др.
Данные, уменьшающие степень неопределенности и риска при разработке и принятии управленческих решений в маркетинге, формируют основу системы информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности предприятий и представляют собой маркетинговую информацию.
В успешно функционирующих организациях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления организацией.
МИС — это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис.1). Иногда говорят, что МИС — это способ продумывания решений по поиску необходимой менеджерам маркетинговой информации.
Концепция МИС возникла в США, где и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов, спустя несколько лет после разработки концепции автоматизированной системы управления (АСУ) применительно к отдельным организациям.
В самом общем виде МИС могут быть разделены на две группы, основанные на типе использования и статусе пользователя: управленческие МИС (системы управления и принятия решений) и оперативные МИС (системы операций, продаж и маркетинговых мероприятий). Пользователи систем управления и принятия решений — менеджеры, руководители, эксперты, аналитики. Вторая группа включает оперативные системы текущих продаж и маркетинговых мероприятий, которые необходимы при ежедневной маркетинговой деятельности.
МИС строится из подсистем, классификация которых приведена в таблице 2.1.
Классификация подсистем МИС и их характеристика
Источник