Обозначение мягкости согласных разными способами

Обозначение мягкости согласных разными способами

М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.

    Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится

1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [бр&oacuteш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [п&oacuteмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’н&oacuteй], «сущность» [с&yacuteш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).

  • Мягкость согласных перед гласными обозначается буквами Я, Ё, Ю, И, Е, которые после букв парных по твёрдости-мягкости согласных передают мягкость предшествующего согласного + соответствующий гласный ([а], [о], [у], [е] или [и]): «ряд» [р’ат], «мёд» [м’от], «люди» [л’&yacuteд’и], «мир» [м’ир], «мел» [м’ел]. Однако следует помнить, что в ограниченном количестве заимствованных слов буква Е может употребляться после твёрдых согласных: «темп» [темп], «тезисы»[т&eacuteз’исы].
  • Буквы Ч и Щ обозначают мягкие согласные [ч’] и [ш’:]: «час» [ч’ас], «ручка» [р&yacuteч’къ], «щука» [ш’`:укъ], «мощность» [м&oacuteш’:нъс’т’].
  • Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваj&aacute], «статья» [стат’j&aacute], «твоё» [тваj&oacute], «объём» [абj&oacuteм], «есть» [jес’т’], «здание» [зд&aacuteн’ийь], «юбка» [j&yacuteпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игр&aacute], «мои» [ма&uacute], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’&eacuteн’йи].
    Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

    Источник

    Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Способы и методы работы

    • усвоение основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;
    • развитие общей “грамматической логики” и умения видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность;
    • воспитание уверенности в возможности безошибочного написания слов.

    Многие учащиеся в начальной школе испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это связано с наличием двуязычия в школьном обучении и, следовательно, заставляет каждого педагога искать пути более доходчивого объяснения грамматических правил. В то же время у нас нет никаких сомнений в том, что характерную для многих детей тяжелейшую безграмотность можно преодолеть.

    Для этого предлагаем следующие направления работы:

    1. Предварительная систематизация имеющихся у учащихся ошибок с учётом их причинной обусловленности и дифференцированный подход к их преодолению.
    2. Стремление заинтересовать русским языком, выйти за пределы привычного преподнесения грамматических правил, поскольку дети всегда легче запоминают что-то необычное, нетрадиционное.
    3. Обеспечение полностью понятного ребёнку объяснения каждого грамматического правила, так как только при этом условии оно может быть в дальнейшем сознательно применено на практике. Во многих случаях правила заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного практического применения, а значит, приводит к ошибочному написанию слов.
    4. Использование достаточного количества письменных упражнений для полной автоматизации и навыка правильного написания слов на каждое из правил. Для грамотного письма мало хорошего теоретического знания всех правил, необходим и определённый автоматизм в их практическом применении.
    5. Тренировка в быстром нахождении тех слов, к которым должно применяться изучаемое правило. Это обеспечивается путём выполнения “конфликтных” заданий, где одно и то же правило в похожих условиях то применяется, то нет.

    Работая с детьми-билингвами можно заметить, что большой процент ошибок в письме учащихся приходится на неправильное употребление мягкого знака, а также на случаи его смешения с твёрдым знаком. Нередко эти трудности “закладываются” на начальном этапе обучения и в дальнейшем более усугубляются, поэтому на каждое правило нужно приводить большое количество конкретных примеров правильного написания слов.

    Во-первых, это позволит убедить ребёнка в несомненности существования именно правила написания слов, поскольку он собственными глазами увидит, что очень многие слова пишутся однотипно.

    Во-вторых, наличие множества конкретных примеров правильного написания слов будет способствовать развитию у ребёнка общей “грамматической логики” и приучит его видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность. Только таким путём можно овладеть грамматикой русского языка.

    В-третьих, большие “столбики” слов, очень наглядно демонстрирующие каждое правило (чёткое выделение орфограмм, рассчитанное на непроизвольное зрительное запоминание) позволят не только лучше понять, но и прочно запечатлеть в памяти каждое из правил. У многих детей эти столбики будут в дальнейшем “стоять перед глазами”, обеспечивая, тем самым, правильность письма.

    Читайте также:  Способы чтобы парень бегал за тобой

    Обозначение мягкости согласных на письме изучается в первом классе. Чёткая дифференциация парных мягких и твёрдых согласных для овладевающего грамотой ребёнка очень важна, поскольку признак мягкости или твёрдости согласного звука играет в русском языке смыслоразличительную роль.

    Основная задача обучения здесь заключается в том, чтобы ребёнок, уловив на слух мягкость звучания того или иного согласного звука, сумел передать эту мягкость на письме. А это не так просто.

    Для того, чтобы убедить ребёнка в важности различения мягких и твёрдых согласных звуков и поупражнять его в таком различении, ниже приводится достаточно большое количество специально подобранных слов, где мягкость или твёрдость согласного звука имеет смыслоразличительную роль. При работе с этими словами надо просить ребёнка объяснять значение каждого слова из приведённой пары. Например: МЫЛО – это чем умываются, а МИЛА – это имя девочки.

    Слуховая дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков

    [Б] – [Б’] приБЫвает – приБИвает [В] – [В’]
    ВОл – ВЁл
    заВОд – зоВЁт
    [Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка [Л] – [Л’]
    угоЛ – угоЛЬ
    ЛУк – ЛЮк
    гаЛка – гаЛЬка
    [М] – [М’]
    МЫшка – МИшка
    МЫло – МИла
    [Н] – [Н’]
    НОс – НЁс
    баНка – баНЬка
    [П] – [П’]
    ПАльцы – ПЯльцы
    [Р] – [Р’]
    кРУг – кРЮк
    гоРка – гоРЬко
    [С] – [С’]
    оСЫ – оСИ
    [Т] – [Т’]
    ТАпки – ТЯпки
    шесТ – шесТЬ

    В ходе всех этих упражнений ребёнок невольно будет очень внимательно прислушиваться к звучанию мягких и твёрдых согласных звуков, и стараться их различать. В дальнейшем нужно диктовать ему эти пары слов или составленные предложения с такими словами. Всё это привлечёт внимание ребёнка к необходимости обязательного обозначения мягкости согласных на письме и одновременно даст ему возможность поупражняться в таком обозначении.

    Письменные упражнения лучше всего начать с записи под диктовку отдельных слогов с предварительным их проговариванием самим ребёнком. При этом ему нужно объяснить, что во время произнесения мягкого согласного звука средняя часть спинки языка сразу приподнимается к твёрдому нёбу (например, произнесите Т – ТЬ, Д – ДЬ, Н – НЬ, Л – ЛЬ и понаблюдайте за языком). Эта особенность артикуляции мягких согласных на первых порах может послужить ребёнку дополнительным ориентиром (наряду с различением мягких и твёрдых согласных на слух).

    Слоги диктуются в неопределённом порядке, чтобы ученик не пытался их угадывать, ожидая “правильного чередования”. Каждый слог произносится неторопливо и отчётливо, что даёт учащемуся возможность хорошо вслушаться в его звучание (мягкая или твёрдая?) и вспомнить правила обозначения мягких согласных на письме.

    Самое основное здесь – уже на самых первых порах не допускать ошибок на письме, а нужный темп постепенно придёт. Соблюдение этого условия обязательно и при работе с теми детьми, которые, обучаясь уже в старших классах, продолжают систематически допускать ошибки на употребление мягкого знака.

    Диктуйте ребёнку такие, например, слоги:

    АЛ, АЛ, АЛЬ, АЛЬ, АЛ, АЛЬ, АЛ;
    УТЬ, УТЬ, УТ, УТЬ, УТ и т.п.

    То же самое и со вторым способом обозначения мягкости:

    ЛА, ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ, ЛА, ЛА, ЛЯ, ЛА;
    СИ, СЫ, СЫ, СЫ, СИ, СИ и т.п.

    При отсутствии ошибок в записываемых слогах можно перейти к записи отдельных слов с мягким знаком и без него (типа СОЛЬ, МЕЛ, СТОЛ, МОЛЬ, ЛАРЬ, ДВЕРЬ, ДВОР), а затем и слов с соответствующими гласными, обозначающими мягкость или твёрдость согласных (типа ЛОМ, ЛЁД, ЛЁВА, ЛОБ; ЛЯМКА, ЛАПА, ЛАМПА и т.п.). По-прежнему сохраняется неторопливый темп письма и проводится предварительный анализ каждого слова с точки зрения мягкости или твёрдости содержащихся в нём согласных звуков.

    Когда ребёнок сможет без затруднений справляться с этими заданиями, начинайте постепенно переходить к записи целых фраз. Слова, требующие знания каких-либо грамматических правил, диктуются “подсказывающим” образом, чтобы не отвлекать на них внимание ребёнка. Например, в слове МЁД на конце чётко произносите [Д], а не [Т].

    Приводим примерные предложения со словами, в которых мягкость или твёрдость согласных играет смыслоразличительную роль. Фразы можно диктовать детям или использовать для самостоятельной работы. Эти упражнения, помимо всего прочего, очень полезны для того, чтобы приучить ребёнка задумываться над словами и быть внимательным по отношению к каждой записываемой букве. Упражнения рассчитаны на усвоение детьми способов обозначения мягкости согласных, как при помощи мягкого знака, так и при помощи соответствующих гласных. (Приложение1. Слайды 28–35)

    Все эти упражнения не затрагивают никаких грамматических правил и позволяют решить лишь одну задачу – задачу усвоения учеником основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. Если ребёнок научится справляться с предлагаемыми здесь заданиями, то это значит, что он будет употреблять мягкий знак на письме уместно, то есть только там, где согласный звук действительно звучит мягко. При этом он будет понимать и саму необходимость различного обозначения на письме мягких и твёрдых согласных, что очень важно.

    Источник

    Урок русского языка в 1 классе по теме «Способы обозначения мягкости согласных»

    Способы обозначения мягкости согласных

    создать условия для систематизации знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме;

    развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;

    воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике пользования языком.( П-1. )

    Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.( П-2. )

    Понимать трудности другого,учитывать их; строить понятные для партнёра высказывания.

    Участвовать в совместной деятельности, распределять выполняемые действия, взаимно контролировать друг друга, соблюдать правила общения. ( К. )

    1. Организационный момент.

    На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и… (внимательным).
    Все пиши, не отставая,
    Слушай не… (перебивая).
    Говорите четко, внятно,
    Чтобы было все… (понятно).
    Если хочешь отвечать,
    Надо руку… (поднимать).
    Будь прилежен на уроке,
    Не болтай: ты не… (сорока).
    Если друг стал отвечать,
    Не спеши его…(перебивать).
    А помочь захочешь другу —
    Подними спокойно… (руку).

    Подготовка к новому материалу.

    Игра “Найди лишнюю букву”.

    Вот цветочек непростой
    А чудесный он какой
    Букву лишнюю найдите
    Всем нам чудо покажите!

    — Какая буква лишняя?

    — А почему буква “ь” лишняя?

    Дети! “ь” не обозначает звука.

    — Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках?

    — Они обозначают мягкость согласных звуков.

    — Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

    Сформулируйте тему урока .

    Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

    Сформулировать цель нашего урока вам помогут опорные слова.

    — обобщить способы обозначение мягкости согласных звуков на письме

    -составить алгоритм определения способов обозначение мягкости согласных звуков на письме

    -проверить умение обозначать мягкость согласных на письме

    3. Актуализация знаний.

    Учитель организует беседу по составлению алгоритма

    Что надо сделать со словом? (произнести)

    — После того, как мы услышали мягкий согласный звук, что необходимо определить? (позицию в слове)

    К вам, ребята, мы спешили.
    Познакомиться решили.
    Но вчера упали с кочки
    И распались на кусочки.
    Помогите! Помогите!
    Из кусочков нас сложите.

    — Составьте слова и запишите в строчку через запятую, подчеркните мягкие согласные.

    Прочтите, какие у вас получились слова.

    Я буду называть слова, если в слове есть звук мягкий, е сли нет “Ь”, то наклон вперед, если нет-приседание.

    Дочка, окунь, речной, ель, муравей, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина. : корь, ветер, дуб, лось, соль, дом, карась, стол, день и др

    5.Работа в группах.

    — Прежде чем приступить к работе, назовите правила групповой работы.

    Уважай своего товарища.

    Умей каждого выслушать.

    Не согласен – предлагай!

    1. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:

    человек, ряд, время, звезда, берёза, чаща, день, мель , вишня, воробей .

    2. Подчеркните слова, в которых все согласные мягкие:

    3.Разделите слова на две группы и запишите в два столбика:

    Пальма , вишня, конь, банька , лютики, лось , шляпа ,малина, дети, дождь

    4.. Разделите слова для переноса:

    Деньки, крыльцо, пальто, львы, олень, пальцы, мальчик, письмо, кисть, коньки.

    5. Найдите лишнее слово и подчеркните мягкие согласные звуки:

    Дуб , дерево, ольха, тополь, береза.

    Дождь, снег, осадки, иней, град.

    Мальчик, девочка, малыш , ребята, учитель,

    6. В каких словах все согласные твёрдые:

    Капуста, свёкла, помидор, топор, пенал, портфель, карандаш, живот, шина, чаща

    Физминутка “Наши глазки»

    Чтобы глазки зорче были,
    Чтоб в очках вам не ходить,
    Эти легкие движенья
    Предлагаю повторить.
    Вдаль посмотрим и под ноги,
    Вправо, влево побыстрей.
    Удивимся – что такое?
    И закроем их скорей.
    А теперь по кругу быстро,
    Словно стрелочки часов,
    Проведем глазами дружно,
    Ну а дальше – будь здоров!
    Теперь и вы все отдохнули,
    Новая забота:
    Нужно сделать на “отлично”
    Новую работу.

    6.Дифференцированное задание по выбору учащихся.

    (На столе у детей 3 карточки разного цвета красного, синего, желтого цвета. Красная карточка для детей с высоким уровнем, синяя с хорошим, желтая для среднего уровня)

    Запиши слова буквами

    [Пал`то] [ п`ис`мо] [шл`па] [кл`юква] [ щ`ука ] [д`нь ] [п`ат]` [д`ад`а]

    Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков.
    медаль зима
    улица сугроб
    пальто метель
    портфель якорь

    Подчеркните слова, где все согласные звуки мягкие .

    Алеша
    Женя
    Лидия
    Петя

    7.Самостоятельная работа по карточкам. Диктант “Плюс – минус”.

    Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.

    альбом , малина, сосулька , букварь , тигр, деревня, больной , почта, долька, лимон .

    Цель: подвести итоги урока

    — Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

    Когда мягкость согласных в словах обозначает мягкий знак?

    — В каких случаях пишутся буквы е,ё,ю,я,и?

    — Что было на уроке трудным? А что интересным?

    — За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря нему каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

    Если урок вам понравился, и вы справились со всеми заданиями, то прикрепите к дереву красное созревшее яблоко;

    Если урок прошел для вас хорошо, но, вы часто обращались за помощью-то жёлтое яблоко;

    Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, вы ничему не научились, то зеленое яблоко .

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

    Курс повышения квалификации

    Скоростное чтение

    • Сейчас обучается 627 человек из 79 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    «Описание материала:

    На уроке обобщаются представления о различии согласных по твёрдости-мягкости, о роли гласных букв и мягкого знака.

    Номер материала: 34372031259

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

    Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

    Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

    Время чтения: 1 минута

    В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

    Время чтения: 1 минута

    В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

    Время чтения: 2 минуты

    В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

    Время чтения: 1 минута

    Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Читайте также:  Простой способ приготовления томатного сока
    Оцените статью
    Разные способы
    [Б] – [Б’]
    БЫть – БИть
    сБЫть – сБИть
    заБЫть – заБИть
    отБЫть – отБИть
    приБЫть – приБИть
    приБЫвший – приБИвший
    проБЫть – проБИть
    [В] – [В’]
    ВАл – ВЯл
    ВОз – ВЁз
    ВОл – ВЁл
    жиВОт – жиВЁт
    ВЫть-ВИть
    ВЫсок – ВИсок
    заВЫвать – заВИвать
    [Д] – [Д’]
    ДЫмка – ДИмка
    [З] – [З’]
    воЗЫ – воЗИ
    [Л] – [Л’]
    даЛ – даЛЬ
    стаЛ – стаЛЬ
    еЛ – еЛЬ
    меЛ – меЛЬ
    цеЛ – цеЛЬ
    угоЛ – угоЛЬ
    пыЛ – пыЛЬ
    быЛ – быЛЬ
    намыЛ – намыЛЬ
    гаЛка – гаЛЬка
    поЛка – поЛЬка
    воЛна – воЛЬна
    фЛАги – фЛЯги
    наЛОг – наЛЁг
    угоЛОк – угоЛЁк
    ЛУк – ЛЮк
    ЛЫс – ЛИс
    [М] – [М’]
    МАл – МЯл
    МАть – МЯть
    МОл – МЁл
    наМОк – наМЁк
    наМОтка – наМЁтка
    обМОтка – обМЁтка
    МЫл – МИл
    МЫло – МИла
    МЫшка – МИшка
    [Н] – [Н’]
    коН – коНЬ
    троН – троНЬ
    баНка – баНЬка
    гНОм – гНЁм
    НОс – НЁс
    подНОс – подНЁс
    заНОс – заНЁс
    переНОс – переНЁс
    НЫть – НИть
    [П] – [П’]
    ПАльцы – ПЯльцы
    ПЫл – ПИл
    ПЫлить – ПИлить
    ПЫтать – ПИтать
    ПЫтаться – ПИтаться
    [Р] – [Р’]
    жаР – жаРЬ
    хоР – хоРЬ
    удаР – удаРЬ
    гоРка – гоРЬко
    РАд – РЯд
    РОв – РЁв
    гРОзы – гРЁзы
    кРУг – кРЮк
    [С] – [С’]
    веС – веСЬ
    СОк – СЁк
    СУда – СЮда
    оСЫ – оСИ
    поСЫльный – поСИльный
    [Т] – [Т’]
    быТ – быТЬ
    браТ – браТЬ
    ТОк – ТЁк
    поТОк – поТЁк
    исТОк – исТЁк
    шесТ – шесТЬ
    жесТ – жесТЬ
    пусТ – пусТЬ
    ТАпки – ТЯпки
    ТОмный – ТЁмный
    поТОмки – поТЁмки
    просТЫть – просТИть