Обоснуй необходимость обучения каждого человека умеющего плавать способами

ОБЖ 10.11.20 8 В кл, 13.11.20 8 А,Б Дистанционное обучение.

Выполнение домашнего задания отправлять на электронную почту учителю биологии Кудрявцевой Е.Н.: srubinmage@mail.ru в виде фото или скриншотом, или в Вайбер на номер: 89123499663. в Вацап не присылайте.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

  • Изложение программного материала.

Происшествие на воде всегда неожиданно. Оно может случиться во время купания или занятий плаванием в открытом водоёме или бассейне.

При несчастном случае надо как можно скорее помочь тонущему. Действовать следует оперативно, решительно, без суеты.

Если на месте происшествия не оказалось спасательных средств или их по каким-либо причинам нельзя применить (нет лодки, а человек тонет вдали от берега и ему нельзя бросить спасательный круг, шары и др.), тонущего необходимо спасать вплавь.

Заметив утопающего, нужно быстро оценить обстановку и выбрать наиболее оптимальный вариант спасения.

Если рядом нет лодки, а потерпевший находится вдали от людей, то необходимо добежать по берегу до ближайшего к тонущему месту, на ходу снимая с себя одежду и обувь. Затем войти в воду и плыть с учётом скорости течения.

При сильном течении следует бежать вдоль берега с расчётом опередить тонущего и только после этого войти в воду.

Прыгать в воду, тем более головой вниз, в незнакомом месте нельзя. Это опасно для жизни спасателя!

Если пострадавший погрузился в воду, то необходимо нырнуть и найти его. Если потерпевший лежит на дне, то, приблизившись к нему, следует захватить его под руки или обеими руками за руку, оттолкнуться от дна и всплыть на поверхность воды.

Заметим, что простейший спасательный инвентарь для оказания помощи терпящим бедствие на воде (спасательные круги, шары, метательная верёвка конструкции Александрова, багры, спасательные нагрудники, пояса, жилеты и др.) располагают в местах массового купания или обучения не умеющих плавать на специальных щитах недалеко от воды.

Спасение жизни – важнейший вид прикладного плавания, которым необходимо владеть каждому человеку, умеющему плавать.

Освобождение от захватов

При приближении к тонущему человеку необходимо нырнуть и под водой подойти к нему со стороны спины, что поможет избежать захвата тонущим спасателя.

Но каждый спасатель должен владеть способом освобождения от захватов тонущего человека.

Захваты могут быть самыми неожиданными – за две руки, за одну руку, за туловище, за шею, спереди и сзади. Спасателю необходимо помнить, что при любом захвате погружение под воду способствует освобождению от него, так как тонущий будет стремиться остаться над водой. Если же этот приём не позволит освободиться от захвата, то следует применить болевой приём и болевой приём в сочетании с погружением.

Это должен знать каждый

Если тонущий захватил руки спасателя за запястья, то освободиться можно за счёт рывка внутрь – в сторону больших пальцев потерпевшего или, упёршись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.

При обхвате руками шеи спасателя спереди ему нужно, захватив локти тонущего, послать их вверх и быстро опуститься под воду. Если же тонущий обхватил шею спасателя сзади, то нужно, захватив верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять руку потерпевшего и пронести её через свою (спасателя) голову, одновременно опускаясь на глубину.

При захвате туловища вместе с руками спереди надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду (уйти в глубину). Так же следует действовать и при захвате сзади. Если же тонущий захватил спереди только туловище (под руками) спасателя, то следует упереться руками в подбородок и оттолкнуться руками и ногой от тонущего. При подобном захвате сзади нужно, захватив большие пальцы тонущего, развести их в стороны и погрузиться в воду. Независимо от того, какой был захват и каким способом от него освободились, спасателю нельзя терять из виду пострадавшего. Во всех случаях тонущего следует повернуть к себе спиной, удерживая за руку.

Если спасатели оказывают помощь терпящему бедствие на воде с лодки, то его лучше вытаскивать с кормы, чтобы не перевернуть судно.

Способы транспортировки пострадавшего

Для транспортировки пострадавшего спасателю необходимо обладать хорошей физической подготовкой и свободно владеть спортивными способами плавания.

Основными требованиями к способам транспортировки являются быстрота передвижения с утопающим и обеспечение ему дыхания. При плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Следует придать ему более горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды.

Способы транспортировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

Буксировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берёт голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы – под нижней челюстью пострадавшего, и поднимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами способом «брасс», спасатель транспортирует тонущего к берегу.

Буксировка с захватом под мышками. Оказывающий помощь крепко подхватывает пострадавшего под мышки и буксирует утопающего, плывя на спине при помощи ног.

Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под правую (левую) руку тонущего. Затем берёт его за левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует в безопасное место.

Плавание на боку, когда свободны одна рука и ноги, даёт возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

Буксировка с захватом выше локтей. Оказывающий помощь обхватывает сзади обе руки утопающего за локти, стягивает их сзади, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит её за спину утопающего. Затем (левой) правой рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Спасатель буксирует утопающего брассом или на боку, выполняя движения свободной рукой и ногами. Этот способ рекомендуется для плавания с утопающим, оказывающим сопротивление.

Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывёт на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так, чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого.

Буксировка при оказании помощи уставшему пловцу.

Способ первый. Уставший пловец кладёт вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди. При возможности пловец помогает, работая ногами.

Способ второй. Спасатель плывёт к уставшему пловцу со стороны его ног. Пловец ложится на спину и кладёт свободно выпрямленные руки на плечи спасающего. Ноги уставшего пловца широко раздвинуты, чтобы не мешать движению рук и ног спасателя. Плывя брассом на груди, спасатель толкает вперёд уставшего человека, но так, чтобы рот и нос постоянно находились над поверхностью воды.

Способ третий. В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, уставший пловец располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей. Спасающие плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.

В заключение необходимо обратить внимание на одну, но не менее важную деталь при спасении – вынос потерпевшего из воды. Подплыв к берегу и встав на дно, спасатель удобно захватывает тонущего под руки, осторожно приподнимает его и, передвигаясь спиной вперёд, вытаскивает на берег, укладывает на ровном месте на одеяло или другую подстилку. После чего сразу же приступает к оказанию первой медицинской помощи.

Если на месте происшествия не оказалось врача или медицинской сестры (или они не успели подъехать), первую медицинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предварительно оценив состояние пострадавшего.

  • Итог урока.
  • Какой порядок действий спасателя рекомендуется при оказании помощи терпящему бедствие на воде?
  • Какими качествами и навыками должен обладать спасатель, оказывающий помощь терпящему бедствие на воде?
  • Перечислите основные способы освобождения от захватов тонущего человека при оказании ему помощи на воде.
  • Какие существуют способы транспортировки пострадавшего?

Домашнее задание: п. 3.3, задание на стр. 77 практикум

Теоретически постарайтесь последовательно отработать приёмы спасения тонущего.

Перечислим некоторые из них:

  • -ныряние ногами вниз и доставание предметов с глубины 1-2 м;
  • -подплывание к пострадавшему и подныривание под него со стороны спины или головы, повороты его спиной к себе;
  • -транспортировка плавающих предметов в положении на груди, на спине;
  • -способы транспортировки условно пострадавшего, взявшись двумя руками за подбородок, за руку.
Читайте также:  Способы ввода информации с клавиатуры

Источник

ГДЗ Параграф 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде ОБЖ 8 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Какой порядок действий спасателя рекомендуется при оказании помощи терпящему бедствие на воде?

Заметив утопающего, нужно быстро оценить обстановку и выбрать наиболее оптимальный вариант спасения.

Если рядом нет лодки, а потерпевший находится вдали от людей, то необходимо добежать по берегу до ближайшего к тонущему месту, на ходу снимая с себя одежду. Затем войти в воду и плыть с учётом скорости течения.

При сильном течении следует бежать вдоль берегу с расчётом опередить тонущего и только после этого войти в воду.

Прыгать в воду, тем более головой вниз, в незнакомом месте нельзя.

Какими качествами и навыками должен обладать спасатель, оказывающий помощь терпящему бедствие на воде?

Спасение жизни – важнейший вид прикладного плавания, которым необходимо владеть каждому человеку, умеющему плавать. Каждый спасатель должен владеть способами освобождения от захватов тонущего человека и знать методы транспортировки пострадавшего.

Перечислите основные способы освобождения от захватов тонущего человека при оказании ему помощи на воде.

Если тонущий захватил руки спасателя за запястья, то освободиться можно за счёт рывка внутрь – в сторону больших пальцев потерпевшего или, упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.

При обхвате руками шею спасателя спереди ему нужно, захватив локти тонущего, послать их вверх и быстро опуститься под воду.

Если же тонущий обхватил шею спасателя сзади, то нужно, захватив верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять руку потерпевшего и пронести её через свою голову, одновременно опускаясь на глубину.

При захвате туловища вместе с руками спереди надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду. Так же следует действовать и при захвате сзади.

Если же тонущий захватил только туловище спасателя, то следует упереться руками в подбородок и оттолкнуться руками и ногой от тонущего.

Какие существуют способы транспортировки пострадавшего?

Способы транспортировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

Буксировка за голову.

Буксировка с захватом под мышки.

Буксировка с захватом под руку.

Буксировка с захватом выше локтей.

Буксировка с захватом за волосы или воротник.

Источник

Конспект урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» (8 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРЕПЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. Н.К. АНОСОВА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ОБЖ

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ»

1. Ознакомление с основными способа­ми оказания помощи терпящим бедствие на воде.

2. Применение теоретических знаний в практической деятельности.

3. Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий.

1. Воспитание общей культуры личности;

2. Воспитание чувства уверенности в своих силах;

3. Воспитания чувства сострадания;

4. Воспитание смелости и решительности.

1. Формирование правильного алгоритма действий и навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Организация системно-деятельностного подхода:

По типу это урок развивающего контроля, где деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции; образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

В ходе урока мною применяется принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

— предъявление контролируемого варианта;

— наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

— сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

— оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

В течении урока прослеживаются следующие формы взаимодействия в ходе учебной деятельности: «учитель-ученик», работа в паре – «ученик-ученик» Групповая работа

  • Презентация способов оказания помощи терпящим бедствие на воде, компьютер, проектор, экран, телевизор.
  • Тренажер сердечно-легочной реанимации «Максим II », салфетки одноразовые,
  • Маты гимнастические, видеокамера для подводной съемки.
  • Специальные спасательные средства для оказания помощи терпящим бедствие на воде: спасательный круг, конец «Александрова», спасательный жилет и др.

План теоретической части урока.

1. Алгоритм действий по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

2. Знакомство со специальными средствами спасения на воде.

3. Освобождение от захватов (практическая работа).

4. Способы транспортировки пострадавшего.

5. Оказание первой помощи при утоплении (ИВЛ и СЛР практическая работа).

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

  • Для практической работы разделить класс попарно по гендерному признаку;
  • Для наиболее эффективного использования пространства рекомендуется расположить группы по периметру помещения, чтобы освободить центральную часть класса.
    1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Безопасность на водоемах». На прошлых уроках мы с вами изучили правила безопасного поведения на водоемах в различных условиях, рассмотрели опасные ситуации, которые могут случиться с человеком на воде.

2. Изучение нового материала.

В древней Греции говорили: «Человек, который умеет писать, читать и считать – это не образованный человек, а образованный тот, кто умеет писать, читать, считать и ПЛАВАТЬ!». Мы с вами живем в непосредственной близости с такими водоемами, как: р.Черепетка, р.Ока, водохранилище Черепетской ГРЭС и т.д., и в период летних каникул при хорошей солнечной погоде часто проводим отдых на водоемах. Не редко люди оказываются в таких ситуациях, в которых от их действий зависит здоровье человека, а иногда и его. Во время отдыха на водоеме может случиться всякое.

Спрашиваю у детей « Исходя из этого тема нашего урока?»… правильно — «Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Хотелось вам напомнить, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Как вы понимаете эту пословицу? (варианты ответов детей)

Вследствие чего приемами спасения утопаю­щего должен владеть каждый человек, умеющий плавать. Поэтому цель нашего урока — познакомиться с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Сегодня на нашем уроке присутствует Государственный инспектор патрульной службы № 3 ФКУ «ГИМС МЧС России по Тульской области», Самсонов Александр Александрович, который расскажет и покажет нам как правильно пользоваться специальными спасательными средствами для оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Предоставляю слово инспектору ГИМС (он рассказывает о правилах пользования спец.спасательными средствами).

…надеюсь, что вы все поняли и запомнили.

СПАСЕНИЕ ИЗ ВОДЫ.

Оказание помощи пострадавшему на воде — долг и обязанность каждого гражданина. В зависимости от той или иной ситуации для оказания помощи необходимы четко скоординированные действия. И сейчас давайте сами попробуем составить алгоритм или план наших действий по оказанию помощи терпящим бедствие на воде. Дети предлагают свои варианты, а учитель записывает их на доске.

Алгоритм действий по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

1.вы увидели тонущего человека; вам сказали, что тонет человек; вы услышали крик о помощи.

2.необходимо оценить окружающую обстановку, а именно:

а) присутствует ли на пляже спасатель; взрослые или более подготовленные люди, которые по вашему мнению смогут качественнее помочь человеку в данной ситуации;

б) имеется ли на пляже оборудованный щит со средствами спасения утопающего (спасательный круг, «конец Александрова», багор, спасательный жилет);

в) если не кого позвать на помощь и всего вышеперечисленного нет, то все дальнейшие решения вы принимаете самостоятельно и все будет зависеть от уровня вашей подготовленности, смелости, решительности и смекалки (вместо спас.средств можно использовать лодку, надувной матрац, камеру от машины, обычную веревку или автомобильный трос, длинную жердь и т.д.)

3.водоем с течением (река) или стоячая вода, это определяет:

а) способ подачи спасательных средств;

б) место и способ входа в воду (по суше, если позволяет береговая линия, можно значительно быстрее приблизиться к утопающему), а также место и способ выхода из воды;

5.подплывание к уставшему пловцу или утопающему (подныривание);

6. – в случае оказания помощи уставшему пловцу выбираем способ(ы) транспортировки и транспортируем его к берегу;

6.1. – в случае оказания помощи утопающему:

а) если у тонущего адекватная реакция на слова спасателя о помощи, то — выбираем способ(ы) транспортировки, транспортируем его к берегу, выносим на берег, оказываем первую помощь и вызываем «Скорую медицинскую помощь»;

б) если утопающий мешает ему помочь, хватаясь за вас как за «соломенку», то – освобождаемся от захватов, выбираем способ(ы) транспортировки, транспортируем его к берегу, выносим на берег, оказываем первую помощь и вызываем «Скорую медицинскую помощь»;

Читайте также:  Способы получения искусственного волокна

в) если человек ушел под воду, то – учитывая меры личной безопасности (каряги, водоросли, сети, течение реки, водоворот), ныряем, достаем из под воды или со дна, выбираем способ(ы) транспортировки, транспортируем его к берегу, выносим на берег, оказываем первую помощь и вызываем «Скорую медицинскую помощь»;

Как мы с вами видим – чтобы помочь человеку, оказавшемуся в беде, необходимо действовать четко, быстро и решительно. А без набора необходимых знаний и умений у нас это не получиться.

«Слайд 5» итак, исходя из составленного нами алгоритма действий, оказание помощи терпящим бедствие на воде можно разделить на три вида: 1- оказание помощи уставшему пловцу, 2- спасение утопающего и 3- оказание помощи человеку оказавшемуся под водой. Вследствие чего нам необходимо знать следующее: как транспортировать уставшего пловца, как освобождаться от захватов тонущего и как его транспортировать к берегу, а также как правильно достать человека из под воды или со дна и оказать ему первую помощь (потери сознания, отсутствия дыхания или в случае клинической смерти).

Рассмотрим варианты оказания помощи уставшему пловцу.

Хочу заметить, что подплывать к тонущему или уставшему пловцу необходимо способом кроль на груди, т.к. это самый быстрый способ плавания и мы всегда держим в поле зрения пострадавшего.

«Слайд 6» Способ первый . Уставший пловец кладет вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди (рис. 1). При возможности уставший пловец помогает, работая ногами.

«Слайд 7» Способ второй . В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, терпящий бедствие располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей (рис. 2). Спасатели плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.

К тонущему человеку всегда следует подплывать сзади.

— Как вы думаете, почему?

Если сделать это невозможно, надо поднырнуть под тонущего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть тонущего спиной к себе (либо наоборот, кому как будет удобно). Этот прием применяют в случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной тонущего, спасатель пропускает свою руку подмышку правой руки пострадавшего и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность.

Сам процесс спасения может стать опасным для спасающего. Дело в том, что тонущий человек впадает в панику, судорожно хватается за все, до чего может дотянуться и, в тоже время его мышление затуманено адреналином, из-за чего он может не реагировать на слова спасателя о том, что он хочет ему помочь, хватается за него как за «соломинку». И поэтому мы должны знать и уметь выполнять освобождения от захватов за руки, туловище и др. части тела человека.

Способы освобождения спасателя от захватов тонущего.

Сейчас я познакомлю вас с основными способами освобождения от захватов в рукопашном бое, а вы потом попробуете проанализировать увиденное и сказать, можно ли эти их использовать для оказания помощи терпящим бедствие на воде и в каких случаях?

(Учитель знакомит учащихся с основными способами освобо­ждения от захватов из соответствующего раздела рукопашного боя, исключив расслабляющий (отвлекающий) удар).

А теперь давайте посоревнуемся, кто больше запомнил приемов освобождения от захватов, и сможет нам их продемонстрировать. Я попрошу выйти по парам. Сейчас вы по очереди, показываете по одному приему, не повторяясь.

Молодцы, спасибо, присаживайтесь.

Переходим к следующему вопросу.

Основные способы транспортировки пострадавшего на воде.

Запомните основное правило транспортировки — при плавании с утопающим нельзя класть его на себя, необходимо придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды.

Приемы буксировки тонущего

Приемы буксировки подразделяются на две группы:

* без закрепления рук , когда утопающий спокойно подчиняется спасателю

* с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

«Слайд 9» Буксировка за голову . Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует пострадавшего к катеру, шлюпке или к берегу.

«Слайд 10» Буксировка с захватом подмышки . Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног.

«Слайд 11» Буксировка с захватом под руку . Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, или прикладной способ плавания, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

« Слайд 12» Буксировка с захватом выше локтей . Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку.

«Слайд 13» Буксировка с захватом за волосы или воротник . Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так, чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого. Этот способ применяется в случаях, когда мы достали человека из под воды или со дна, т.е. когда он находится в бессознательном состоянии.

«Слайд 14» Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, и если необходимо, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ НА СУШЕ .

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Объем мероприятий первой помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.

Вариант 1 — Пострадавший находится в сознании и у него не нарушено дыхание – достаточно его успокоить, согреть, напоить горячим чаем.

Вариант 2 – У пострадавшего отсутствует сознание, но самостоятельное дыхание сохранено и определяется регулярный и удовлетворительный по наполнению пульс:

  • раздеть верхнюю часть туловища до пояса;
  • положить животом на колено (голова ниже пояса);
  • путем сдавливания грудной клетки удалить воду, попавшую в легкие и желудок.

Вариант 3 – У пострадавшего отсутствует дыхание – после удаления воды необходимо немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

Паралич дыхательного центра наступает через 4-6 минут после погружения под воду, а сердечная деятельность может сохраняться до 15 минут. Поэтому мероприятия первой помощи при утоплении должны выполняться с учетом имеющегося жизненного резерва времени у пострадавшего.

Иногда в воде может оказаться несколько человек. Происходит это при авариях судов, малых плавсредств, разрушении причальных сооружений, мостов и в других случаях. В таких условиях спасение людей прежде всего требует строгой, реальной оценки положения. В первую очередь необходимо подать доски, бревна, шесты спасательные круги способным держаться на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может держаться на воде, спасают в первую очередь. Но при этом следует помнить, что спасать вплавь можно только по одному человеку!

Если на месте происшествия не оказалось врача или меди­цинской сестры (или они не успели подъехать), первую помощь до их прибытия оказывает сам спасатель (или вы сами, если нет профессионального спасателя), предва­рительно оценив состояние пострадавшего.

При крушении судов, пристаней и др. ЧС на воде у людей могут быть и другие травмы, что тоже необходимо учитывать при оказании первой помощи на суше.

Существует несколько способов искусственного дыхания, которые применяются в зависимости от состояния пострадавшего.

Способ Сильвестра-Броша. «Слайд 15» Данный способ применяется, если руки и грудная клетка потерпевшего не повреждены.

Для начала пострадавшего необходимо положить на спину, подложив под поясницу туго свернутый валик из одежды. Оказывающий помощь становится на колени у изголовья пострадавшего, берет его руки за лучезапястные суставы и приступает к искусственному дыханию. Начинать надо всегда с выдоха. Для этого руки пострадавшего следует прижать к нижним ребрам и плавно надавить на них на два счета. Вдох выполняется за счет расширения грудной клетки резким движением рук пострадавшего вверх–в стороны. Затем следует пауза (на два счета). Далее все повторяется снова. Темп не более 14–16 движений в минуту, что соответствует частоте дыхания здорового человека.

Читайте также:  Детерминированный факторный анализ индексный способ

Способ Еффера. «Слайд 16» Данный способ применяется, когда у пострадавшего повреждены руки, язык не фиксируется.

При этом способе пострадавшего необходимо положить лицом вниз на свернутое покрывало, вытянув обе руки вперед. Оказывающий помощь становится на колени и плавным движением кистей, перенося на них вес тела, нажимает на нижние бедра пострадавшего (на три счета). Это соответствует выдоху. Затем также на три счета надавливание прекращается, и воздух поступает в легкие. Темп не более 14–16 движений в минуту.

Способ Каллистова. «Слайд 17» Данный способ применяется при повреждениях рук и грудной клетки пострадавшего.

При этом способе пострадавшего необходимо положить на грудь, голову повернуть в сторону и подложить под нее сложенную в несколько рядов ткань. Руки при этом согнуты, язык не фиксируется. Оказывающий помощь становится на колени у головы пострадавшего, охватывает его лопатки лямкой или связанными полотенцами, пропускает оба конца под мышками у плечевых суставов, связывает концы и набрасывает лямку себе на шею. Оказывающий помощь, отклоняясь назад на три счета, распрямляет грудную клетку пострадавшего, вызывая вдох. При наклоне вперед тоже на три счета давление лямки прекращается и наступает выдох.

Искусственное дыхание «рот в рот» . После того как из дыхательных путей и желудка удалили воду и очистив рот пострадавшего, его кладут спиной на твердую основу-землю, пол. На многих спасательных станциях применяют специально изготовленную доску, разработанную медицинскими работниками спасательной службы Москвы.

Когда помощь оказывает один человек, он становится на колени сбоку у изголовья, одну руку кладет на шею пострадавшего, другую — на лоб и максимально запрокидывает ему голову назад.

Далее большим и указательным пальцами спасатель крепко зажимает ноздри пострадавшего, поддерживая рот полуоткрытым, и, сделав глубокий вдох плотно обхватывает губами его рот (через марлю платок), вдувая воздух в легкие. Если грудная клетка расширяется, значит воздух попал в легкие. Если не расширяется, спасаемый лежит ровно, а его язык падает назад, плотно закрывая вход в гортань, значит воздух в легкие не проходит.

Частота вдуваний взрослому человеку 12-14 в 1 мин, детям — 16-18. Выдох у пострадавшего произойдет пассивно, благодаря созданному повышенному давлению в легких, их эластичности и давлению грудной клетки. Поскольку у детей рот и нос расположены близко, их можно одновременно плотно обхватить губами и вдувать воздух.

Для правильного оказания первой помощи

также необходимо определить тип утопления.

«Слайд 18» «Бледное» утопление Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. В этих случаях раздражающее действие ледяной воды в проруби или сильно хлорированной в бассейне вызывает рефлекторный спазм голосовой щели, что препятствует ее проникновению в легкие. К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного посинения. Отсюда и название такого типа утопления. Низкая температура воды значительно отодвигает срок наступления биологической смерти. Если вы прочитаете в газете, что удалось спасти мальчика, который упал в прорубь и находился подо льдом более часа, — это не вымысел журналиста. Запомните! При утоплении в холодной воде есть все основания рассчитывать на спасение даже в случае длительного пребывания под водой! Более того, при успешной реанимации можно надеяться на благоприятное течение постреанимационного периода, который, как правило, не сопровождается такими грозными осложнениями, как отек легких и головного мозга, почечная недостаточность и повторная остановка сердца, характерные для истинного утопления.

«Слайд 19» «Синее утопление» . Тип утопления можно определить по внешним признакам. Лицо и шея пострадавшего синего или серого оттенка, сосуды шеи ярко выражены на фоне других, при этом у пострадавшего изо рта появляется пена розового цвета. В этом случае мы имеем дело с так называемым истинным или «синим утоплением». Это на 100% означает, что вода попала в желудок пострадавшего и его лёгкие. Дело в том, что утопающий, спасая свою жизнь, тратит много сил, находясь под водой, а так же не дышит длительное время. При этом организм не получает жизненно необходимого кислорода и утопающий чаще всего теряет сознание. Таким образом, легкие и желудок пострадавшего наполняются жидкостью.

Итак, утопление — это смерть или терминальное состояние вследствие острого кислородного голодания мозга и других тканей, возникающего при заполнении дыхательных путей жидкостью; разновидность асфиксии (удушья). Смерть при утоплении обычно наступает через 3–5 мин после прекращения дыхания и кровообращения. Первая помощь при утоплении эффективна только в период клинической смерти и оказывается на месте происшествия.

Если вместе с остановкой дыхания прекращается и работа сердца, то проводят одновременно искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Непрямой массаж сердца . Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Надавливая на грудину, ее удается сместить по направлению к позвоночнику на 3-4 см. Сердце при этом сдавливается, кровь из его полостей поступает в сосуды малого и большого круга кровообращения. Когда давление на грудину прекращается, сердечные полости расправляются, вновь заполняясь кровью.

С помощью непрямого массажа сердца осуществляется искусственное продвижение крови по сосудам и долго поддерживаются функции организма. Кроме того, ритмичное надавливание на сердце стимулирует деятельность сердечной мышцы, способствуя ее кровоснабжению.

Перед массажем сердца пострадавшего кладут на твердую основу, в противном случае массаж не достигает цели, так как мягкая поверхность гасит толчки на грудную клетку и сердце не сдавливается в достаточной мере. Затем нащупывают мечевидный отросток (нижний подвижный конец грудины); примерно на три пальца выше этого места вдоль грудины, кладут ладонь одной руки, а вторую располагают сверху под прямым углом. Пальцы в замке. Спасатель находиться слева от спасаемого.

Руки спасателя ритмично надавливают на нижнюю часть грудины. Толчки должны быть резкими, но не слишком сильными, чтобы не повредить грудину, ребра и внутренние органы. При каждом надавливании грудина прижимается к позвоночнику на 3-4 см. Руки во время толчка нельзя сгибать в локтевых суставах. После толчка их расслабляют, не отнимая от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется и кровь поступает к сердцу.

Непрямой массаж сердца взрослому человеку делается в строгом ритме: 100-120 надавливаний за 1 мин. Для более качественного запоминания этого ритма можно использовать музыку. «Слайд 20»

Трое желающих учащихся по очереди под музыку пробуют выполнять непрямой массаж сердца.

Цикл сердечно-легочной реанимации начинается с 2-х вдуваний, затем выполняем 30 надавливаний на грудину, а затем снова повторяем. Детям 10-12-летнего возраста непрямой массаж сердца надо проводить одной рукой и делать 60-80 толчков в 1 мин. Во время искусственного вдоха толчки на грудину следует прекратить, иначе воздух не будет поступать в дыхательные пути и легкие.

Когда помощь оказывают два спасателя, один делает вдувания воздуха в легкие пострадавшего, а второй проводит непрямой массаж сердца. Спасатели при этом должны периодически меняться.

После восстановления дыхания и сердечной деятельности в целях дальнейшей безопасности пострадавшего, его необходимо повернуть на бок в безопасное положение (для предотвращения западания языка).

В случае угрозы повторной остановки сердца, которая неизбежно возникает после утопления, следует постоянно контролировать пульс на сонной артерии и при необходимости продолжить реанимацию.

Сейчас я приглашаю по два человек, чтобы попробовать себя в оказании реанимационной помощи человеку, пострадавшему на воде.

После проведения реанимации повернуть на бок и следить за состоянием пострадавшего до прибытия врача, т.к. возможна повторная остановка сердца.

Заключение: Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим, еще раз, что вы нового сегодня узнали на этом уроке.

Я попрошу сейчас вас поставить оценку себе за урок исходя из того, получилось ли у вас правильно выполнить практическую часть сегодняшнего урока. Показать на листах

Вы все сегодня очень хорошо поработали на уроке. Уверен, что когда будет необходимо, вы всегда сможете придти на помощь человеку, оказавшемуся в беде.

Домашнее задание «Слайд 21»

  1. Параграф 3.3
  2. Повторить алгоритм действий и правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.
  3. Найдите в источниках художественной литературе или других СМИ примеры оказания помощи терпящим бедствие на воде, а также более интересную для вас мелодию, под ритм которой тоже можно делать непрямой массаж сердца.
  4. Приготовить и принести с собой к следующему уроку все необходимое для занятия в бассейне.

Надеюсь, что наш сегодняшний урок был интересным и познавательным. Спасибо за внимание, все свободны, до свидания!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы