- Обоснование выбранного способа определения поставщика подрядчика исполнителя электронный аукцион
- Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
- На чем основывается обоснование выбора поставщика
- Как выглядит обоснование выбора поставщика
- Что влияет на способ определения поставщика
- Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
- Электронный аукцион
- Запрос котировок в электронной форме
- Электронный открытый конкурс
- Электронный конкурс с ограниченным участием
- Электронный двухэтапный конкурс
- Закрытые процедуры
- Электронный запрос предложений
- Обоснование выбранного способа определения поставщика подрядчика исполнителя электронный аукцион
Обоснование выбранного способа определения поставщика подрядчика исполнителя электронный аукцион
С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24
1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
Источник
Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
Обоснование выбора поставщика — это процедура, в ходе которой заказчик подтверждает, что правильно выбрал способ закупки. Например, провел закупку у единственного поставщика вместо обязательного электронного аукциона. Без обоснования закупку признают недействительной и отменят.
На чем основывается обоснование выбора поставщика
Ежегодно, перед началом нового отчетного периода, заказчики обязаны публиковать в Единой информационной системе плановую документацию — планы закупок и планы-графики. Вместе с ними в обязательном порядке размещается и обоснование выбранного способа определения поставщика по каждому заказу.
По действующему законодательству, организация-заказчик должна документально показать, по какой причине был выбран тот или иной способ определения исполнителя, то есть обосновать выбор. Об этом говорится в статье 18 44-ФЗ. Формируется обоснование способа определения поставщика на электронный аукцион, на открытые и закрытые конкурсной процедуры в бумажном и в электронном виде, на запросы котировок и предложений, то есть на все конкурентные процедуры. Если заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком, то составляется документ, который не только обосновывает выбор, но и подтверждает невозможность провести госзакупку другим способом.
Как выглядит обоснование выбора поставщика
Формальный вид обоснования закреплен в Постановлении Правительства № 555 от 05.06.2015, которое утверждает как бланк обоснования, так и порядок заполнения. Документы, обосновывающие закупки, составляются отдельно для плана закупки и плана-графика. Дополнительно разъяснения по способу проведения заказа производятся в таблице, сопровождающей план-график, в колонках 8 и 9 которой организация-заказчик и приводит причины своего выбора.
Сведения в таблице должны быть указаны четко и логично, иначе контролирующие органы посчитают заказ необоснованным, что приведет к отмене закупки и аннулированию ее результатов. На сайте экспертного совета при Правительстве опубликован порядок обоснования способа определения поставщика. Приложение к этому порядку — рекомендуемая форма для обоснования.
Что влияет на способ определения поставщика
Выбор, каким путем будет осуществляться заказ, должен быть обоснованным и опираться на четкие критерии. К таким аспектам относятся:
- объект закупки (предмет контракта) и существенные условия, перечисленные в проекте контракта;
- начальная (максимальная) цена контракта — НМЦК;
- сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- установленные критерии для определения победителя;
- нормативы закона о Федеральной контрактной системе.
Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
С 01.01.2020 госзаказчики проводят все закупки в электронной форме. Закупаться в бумажном виде они смогут только в рамках:
- обеспечения деятельности заказчика за рубежом (ст. 75, 111.1);
- оказания экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
- оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст. 80, 82);
- закрытых процедур (ст. 84);
- приобретения у единственного поставщика (ст. 93);
- заказов по решению Правительства РФ (ст. 111).
Этот список закреплен в п. 44 ст. 112 44-ФЗ. Поэтому для обоснования бумажного способа определения поставщика нужно дополнительно сослаться на этот пункт. Нужно учитывать и другие критерии для выбора той или иной процедуры и отразить их в обосновании.
Электронный аукцион
Список заказов, которые можно осуществить путем электронного аукциона, весьма обширен. Для таких торгов требуется готовить обоснование выбранного способа определения поставщика на электронный аукцион. Для товаров, работ и услуг, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, обоснованием выбора будет именно тот факт, что предмет закупки входит в аукционный перечень.
В случае проведения аукциона в электронной форме ключевым критерием определения исполнителя является цена контракта. Поставщиком-победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта.
Запрос котировок в электронной форме
В 2020 году организация-заказчик может провести электронный запрос котировок. Заказы путем запроса котировок за отчетный год не могут превышать 100 млн руб. и 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1, ч. 45 ст. 112 44-ФЗ). Для обоснования выбранного способа определения поставщика на запрос котировок нужно учитывать:
- включены или не включены закупаемые товары, работы, услуги в Перечень продукции для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РП № 1765-р от 30.09.2013);
- ТРУ входят в аукционный перечень с условием ограниченной суммы на заказ;
- начальная (максимальная) цена контракта рассчитана и установлена в пределах 500 000,00 рублей.
Электронный открытый конкурс
Если при проведении тендера закупочная комиссия заказчика при выборе победителя руководствуется качественными показателями и наилучшими условиями поставки и комплектации товаров, работ, услуг, то такие ТРУ должны приобретаться путем открытого конкурса. В документе-обосновании указываются именно эти критерии.
Электронный конкурс с ограниченным участием
Все основания для проведения конкурсных процедур с ограниченным участием указаны в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера (ПП РФ № 99 от 04.02.2015). Если предмета заказа в нем нет, закупать таким способом нельзя.
Электронный двухэтапный конкурс
Причины, по которым можно провести двухэтапный конкурс:
- процедура необходима для закупки научно-исследовательских работ, проектов, исследований, изысканий и экспериментов, приобретения инновационных и высокотехнологических товаров, заключения энергосервисного контракта, создания произведения в области литературы и искусства;
- необходима организация обсуждения для спецификации потребительских свойств и технологических характеристик предмета заказа.
Для обоснования и последующего проведения двухэтапного конкурса должны выполняться оба эти условия.
Закрытые процедуры
Основания для проведения закрытых торгов одинаковы и не зависят от того, в какой форме они проводятся: бумажной или электронной (ч. 2 ст. 84.1 44-ФЗ). На порядок проведения закрытых закупок в электронной форме может влиять и Правительство РФ, обязав того или иного заказчика приобретать продукцию в таком виде.
Все закрытые торги проводятся после получения подтверждения от Федеральной антимонопольной службы (ст. 84 44-ФЗ). Но есть ряд закрытых заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС. К таким закупкам относятся тендеры исполнительных органов власти федерального назначения, их подведомственных организаций и государственных унитарных предприятий, осуществляемые с целью реализации государственной политики:
- государственный оборонный заказ;
- управление;
- обеспечение безопасности населения.
Закрытый перечень таких заказчиков утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него вошли:
Электронный запрос предложений
Основания для закупки путем запроса предложений перечислены в 44 ФЗ:
- признание несостоявшимися электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) и электронные конкурсные процедуры (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием — ч. 4 ст. 55.1 44-ФЗ);
- приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у собственников (только физических лиц) квартир;
- заказ спортивного инвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- покупка лекарств, назначенных по решению врачебной комиссии;
- госзакупка услуг по защите интересов РФ в судебных органах других стран, международных судов и арбитраже;
- приобретение изделий народного промысла;
- торги, осуществляемые после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.
Запрос предложений, который проводится по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, нужно обосновать решением врачебной комиссии. Основания для бумажного запроса предложений полностью соответствуют критериям проведения процедуры в электронной форме, но с небольшим дополнением. Провести запрос предложений в бумажной форме можно, если не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55 44-ФЗ).
Источник
Обоснование выбранного способа определения поставщика подрядчика исполнителя электронный аукцион
1. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом согласно п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами по общему правилу осуществляется только в электронной форме, за исключением случаев, перечисленных в ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Отметим, что осуществление упомянутой в запросе закупки к указанным исключительным случаям не относится.
При решении вопроса о выборе способа осуществления закупки (путем проведения открытого конкурса или электронного аукциона) необходимо учитывать требования ч. 2, ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В этот Перечень работы по разработке проектной документации не включены.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 данной статьи перечни.
Иными словами, в приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку проектных работ как путем проведения открытого конкурса в электронной форме, так и путем проведения электронного аукциона*(1). Напомним, что Закон N 44-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно выбрать способ определения поставщика исходя из преимуществ тех или иных способов, за исключением случаев прямого указания на способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (письмо Минэкономразвития России от 14.02.2014 N Д28и-128).
2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) при закупке конкурентным способом работ по проектированию объектов капитального строительства заказчик обязан установить требование о необходимости членства участников закупки, за исключением перечисленных в законе, в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (далее — СРО).
Заметим, что из этого правила существует ряд исключений. В частности, членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования не требуется для выполнения указанных работ для отдельных категорий подрядчиков, указанных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ, при выполнении работ по договорам о подготовке проектной документации.
Заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области архитектурно-строительного проектирования в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода (постановление УФАС по Республике Алтай от 30.04.2019 N 004/04/7.30-27/2019, решение УФАС по Республике Алтай от 20.05.2019 N 89-К/19, решение УФАС по Краснодарскому краю от 05.04.2018 N ЭА-454/2018).
Непредставление такой выписки участником закупки, при условии установления соответствующего требования в извещении и документации о закупке, является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям документации о закупке (решение УФАС по Красноярскому краю от 26.03.2019 N 201, решение УФАС по Кемеровской области от 15.05.2019 N 042/06/33-7004/2019). Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки — по данным государственного реестра СРО.
Необходимо учитывать, что, если помимо выполнения проектных работ документацией о закупке предусмотрена необходимость проведения инженерных изысканий, участник закупки помимо выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования обязан представить выписку из реестра членов СРО в области инженерных изысканий (решение УФАС по Калужской области от 10.07.2018 N 144-03з/2018, решение УФАС по Вологодской области N 04-11/330-17 (опубликовано 14.12.2017), решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.07.2016 N 04-01/215-2016).
Отдельно отметим, что законодательством не установлены дополнительные требования к участникам закупки, если объектом закупки является выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство административного здания. Требования постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг_», которым установлены, в частности, требования к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, на указанные закупки не распространяются (постановление УФАС по Челябинской области от 16.10.2015). Тем не менее в случае осуществления закупки путем проведения открытого конкурса заказчик вправе для оценки заявок участников закупки установить такой критерии, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что документация о закупке и проект контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должны быть оформлены с учетом требований ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ*(2).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством;
— Энциклопедия решений. Критерии оценки заявок на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ и общие правила их применения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
15 августа 2019 г.
————————————————————————-
*(1) О возможности выбора в аналогичных ситуациях как проведения открытого конкурса, так и электронного аукциона свидетельствует правоприменительная практика (решение УФАС по Ульяновской области от 22.10.2018 N 15, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 25.08.2017 N 08/3034-17, решение УФАС по Красноярскому краю от 14.05.2018 N 594, решение ФАС от 01.06.2016 N К-877/16 «По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»).
*(2) Смотрите, например, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.07.2018 N 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта» (указанный документ не вступил в силу).
Источник