- Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
- На чем основывается обоснование выбора поставщика
- Как выглядит обоснование выбора поставщика
- Что влияет на способ определения поставщика
- Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
- Электронный аукцион
- Запрос котировок в электронной форме
- Электронный открытый конкурс
- Электронный конкурс с ограниченным участием
- Электронный двухэтапный конкурс
- Закрытые процедуры
- Электронный запрос предложений
- Как подготовить обоснование плана закупок и плана-графика
- Как обосновать закупки на этапе планирования в 2020 году
- Как обосновывали раньше
- Как обосновать план закупок
- Как обосновывать закупки в план-графике на 2020 год
- Как обосновать закупки 2020 года
- Как обосновывали в 2020 году до изменений
- Обоснование в плане закупок
- Обоснование в графике
- Пример обоснования плана графика закупок
- Пример обоснования плана закупок на 2020 год
Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
Обоснование выбора поставщика — это процедура, в ходе которой заказчик подтверждает, что правильно выбрал способ закупки. Например, провел закупку у единственного поставщика вместо обязательного электронного аукциона. Без обоснования закупку признают недействительной и отменят.
На чем основывается обоснование выбора поставщика
Ежегодно, перед началом нового отчетного периода, заказчики обязаны публиковать в Единой информационной системе плановую документацию — планы закупок и планы-графики. Вместе с ними в обязательном порядке размещается и обоснование выбранного способа определения поставщика по каждому заказу.
По действующему законодательству, организация-заказчик должна документально показать, по какой причине был выбран тот или иной способ определения исполнителя, то есть обосновать выбор. Об этом говорится в статье 18 44-ФЗ. Формируется обоснование способа определения поставщика на электронный аукцион, на открытые и закрытые конкурсной процедуры в бумажном и в электронном виде, на запросы котировок и предложений, то есть на все конкурентные процедуры. Если заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком, то составляется документ, который не только обосновывает выбор, но и подтверждает невозможность провести госзакупку другим способом.
Как выглядит обоснование выбора поставщика
Формальный вид обоснования закреплен в Постановлении Правительства № 555 от 05.06.2015, которое утверждает как бланк обоснования, так и порядок заполнения. Документы, обосновывающие закупки, составляются отдельно для плана закупки и плана-графика. Дополнительно разъяснения по способу проведения заказа производятся в таблице, сопровождающей план-график, в колонках 8 и 9 которой организация-заказчик и приводит причины своего выбора.
Сведения в таблице должны быть указаны четко и логично, иначе контролирующие органы посчитают заказ необоснованным, что приведет к отмене закупки и аннулированию ее результатов. На сайте экспертного совета при Правительстве опубликован порядок обоснования способа определения поставщика. Приложение к этому порядку — рекомендуемая форма для обоснования.
Что влияет на способ определения поставщика
Выбор, каким путем будет осуществляться заказ, должен быть обоснованным и опираться на четкие критерии. К таким аспектам относятся:
- объект закупки (предмет контракта) и существенные условия, перечисленные в проекте контракта;
- начальная (максимальная) цена контракта — НМЦК;
- сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- установленные критерии для определения победителя;
- нормативы закона о Федеральной контрактной системе.
Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
С 01.01.2020 госзаказчики проводят все закупки в электронной форме. Закупаться в бумажном виде они смогут только в рамках:
- обеспечения деятельности заказчика за рубежом (ст. 75, 111.1);
- оказания экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
- оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст. 80, 82);
- закрытых процедур (ст. 84);
- приобретения у единственного поставщика (ст. 93);
- заказов по решению Правительства РФ (ст. 111).
Этот список закреплен в п. 44 ст. 112 44-ФЗ. Поэтому для обоснования бумажного способа определения поставщика нужно дополнительно сослаться на этот пункт. Нужно учитывать и другие критерии для выбора той или иной процедуры и отразить их в обосновании.
Электронный аукцион
Список заказов, которые можно осуществить путем электронного аукциона, весьма обширен. Для таких торгов требуется готовить обоснование выбранного способа определения поставщика на электронный аукцион. Для товаров, работ и услуг, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, обоснованием выбора будет именно тот факт, что предмет закупки входит в аукционный перечень.
В случае проведения аукциона в электронной форме ключевым критерием определения исполнителя является цена контракта. Поставщиком-победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта.
Запрос котировок в электронной форме
В 2020 году организация-заказчик может провести электронный запрос котировок. Заказы путем запроса котировок за отчетный год не могут превышать 100 млн руб. и 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1, ч. 45 ст. 112 44-ФЗ). Для обоснования выбранного способа определения поставщика на запрос котировок нужно учитывать:
- включены или не включены закупаемые товары, работы, услуги в Перечень продукции для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РП № 1765-р от 30.09.2013);
- ТРУ входят в аукционный перечень с условием ограниченной суммы на заказ;
- начальная (максимальная) цена контракта рассчитана и установлена в пределах 500 000,00 рублей.
Электронный открытый конкурс
Если при проведении тендера закупочная комиссия заказчика при выборе победителя руководствуется качественными показателями и наилучшими условиями поставки и комплектации товаров, работ, услуг, то такие ТРУ должны приобретаться путем открытого конкурса. В документе-обосновании указываются именно эти критерии.
Электронный конкурс с ограниченным участием
Все основания для проведения конкурсных процедур с ограниченным участием указаны в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера (ПП РФ № 99 от 04.02.2015). Если предмета заказа в нем нет, закупать таким способом нельзя.
Электронный двухэтапный конкурс
Причины, по которым можно провести двухэтапный конкурс:
- процедура необходима для закупки научно-исследовательских работ, проектов, исследований, изысканий и экспериментов, приобретения инновационных и высокотехнологических товаров, заключения энергосервисного контракта, создания произведения в области литературы и искусства;
- необходима организация обсуждения для спецификации потребительских свойств и технологических характеристик предмета заказа.
Для обоснования и последующего проведения двухэтапного конкурса должны выполняться оба эти условия.
Закрытые процедуры
Основания для проведения закрытых торгов одинаковы и не зависят от того, в какой форме они проводятся: бумажной или электронной (ч. 2 ст. 84.1 44-ФЗ). На порядок проведения закрытых закупок в электронной форме может влиять и Правительство РФ, обязав того или иного заказчика приобретать продукцию в таком виде.
Все закрытые торги проводятся после получения подтверждения от Федеральной антимонопольной службы (ст. 84 44-ФЗ). Но есть ряд закрытых заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС. К таким закупкам относятся тендеры исполнительных органов власти федерального назначения, их подведомственных организаций и государственных унитарных предприятий, осуществляемые с целью реализации государственной политики:
- государственный оборонный заказ;
- управление;
- обеспечение безопасности населения.
Закрытый перечень таких заказчиков утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него вошли:
Электронный запрос предложений
Основания для закупки путем запроса предложений перечислены в 44 ФЗ:
- признание несостоявшимися электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) и электронные конкурсные процедуры (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием — ч. 4 ст. 55.1 44-ФЗ);
- приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у собственников (только физических лиц) квартир;
- заказ спортивного инвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- покупка лекарств, назначенных по решению врачебной комиссии;
- госзакупка услуг по защите интересов РФ в судебных органах других стран, международных судов и арбитраже;
- приобретение изделий народного промысла;
- торги, осуществляемые после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.
Запрос предложений, который проводится по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, нужно обосновать решением врачебной комиссии. Основания для бумажного запроса предложений полностью соответствуют критериям проведения процедуры в электронной форме, но с небольшим дополнением. Провести запрос предложений в бумажной форме можно, если не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55 44-ФЗ).
Источник
Как подготовить обоснование плана закупок и плана-графика
Как обосновать закупки на этапе планирования в 2020 году
01.10.2019 вступил в силу федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019. В нем указано, в 2020 году объект, способ закупки и НМЦК не обосновывают.
Как обосновывали раньше
Этап планирования для заказчика — это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:
- ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
- ПГ — ст. 21 44-ФЗ.
Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015.
Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать. Как — покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.
ОЗ необходимо подготовить в сроки, которые устанавливает ПП РФ для организаций-заказчиков на федеральном уровне, уполномоченные органы исполнительной власти — для учреждений на уровне субъекта РФ и местные администрации — для муниципальных организаций.
Как обосновать план закупок
После того, как ПЗ сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. А ргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия и реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.
Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:
- реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
- реализация прочих функций и полномочий.
Источник
Как обосновывать закупки в план-графике на 2020 год
Обоснование закупок — это подтверждение в отдельном приложении, что запланированная процедура соответствует заложенным целям. Это требование установлено в ст. 18 44-ФЗ и отменено с 2020 года 71-ФЗ от 01.05.2019.
Как обосновать закупки 2020 года
Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график по новой форме.
Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».
Как обосновывали в 2020 году до изменений
Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупку, которую заказчик включил в планы, признают необоснованной.
Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.
Обоснование в плане закупок
Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.
Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:
- объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
- госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2020 годы»;
- мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ «Школа-интернат»;
- обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».
Обоснование в графике
При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.
Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. По п.1 ст. 22 44-ФЗ, требуется не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК достаточно серьезные. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах.
Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. В письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчик вправе на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК приемлемый для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).
Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором требуется прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:
- процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
- направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
- списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
- преподавательских услуг, услуг гида;
- образовательных и экскурсионных мероприятиях.
Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо внести изменения в отдельные формы своих пояснений.
Пример обоснования плана графика закупок
Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.
Пример обоснования плана закупок на 2020 год
Для примера взят реальный документ, размещённый в ЕИС.
Источник