- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
- Электронный запрос котировок по 44-ФЗ
- Электронный запрос котировок
- Требования к проведению электронного запроса котировок
- Инструкция по проведению запроса котировок в электронной форме
- Какую информацию содержит извещение о проведении запроса котировок
- Содержание заявки поставщика при проведении электронных котировок
- Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии
- Подписание протокола комиссией
- Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме
- Когда запрос котировок признают несостоявшимся
- Заключение
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник
Электронный запрос котировок по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Электронный запрос котировок — один из самых простых и популярных способов проведения электронных торгов. В 44-ФЗ содержится следующее определение этого процесса:
Запрос котировок — это процедура выбора поставщика путём размещения в ЕИС извещения для неограниченного круга лиц, в которой победителем признаётся поставщик, соответствующий заявленным требованиям и предложивший наименьшую цену.
То есть единственным критерием отбора выступает цена на товары, работы или услуги. При этом важно, чтобы документация поставщика соответствовала требованиям закона и заказчика.
Раньше запрос котировок могли проводить на бумаге и в электронном виде, но с 2019 года законодательство изменилось. Теперь эту процедуру можно проводить только в электронном виде.
Запрос котировок имеет следующие особенности:
- подать можно всего одно предложение цены от своего имени, которое может быть отозвано только в случае внесения изменений заказчиком в извещение;
- плата за участие в запросе котировок не взимается;
- нет обеспечения заявки;
- не предусмотрена подача запросов на разъяснения со стороны участника в адрес заказчика;
- необходимо иметь ЭЦП и аккредитацию на торговой площадке.
Электронный запрос котировок отличается от бумажного тем, что срок его проведения зависит от НМЦК. Законом установлены единые сроки: публикация извещения в ЕИС должна состояться не менее, чем за 5 рабочих дней до его проведения. То есть у поставщиков должно быть как минимум 5 рабочих дней на подачу заявок.
Электронный запрос котировок
Документация в запросе котировок не предусмотрена, вместо этого используются извещения для неограниченного круга лиц. Такое извещение публикуют в ЕИС.
Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену, а также соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях:
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей.
- Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика.
Запрос котировок не проводится в следующих случаях:
- Заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 закона № 44-ФЗ).
- Закупка должна осуществляться путём проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 закона № 44-ФЗ).
Это нужно учитывать при выборе такого способа определения поставщика, как электронный запрос котировок.
Инструкция по проведению запроса котировок в электронной форме
Шаг 1. Заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и даёт участникам не менее 4 рабочих дней на подачу заявок. Этот срок отсчитывается со следующего дня после даты публикации извещения. Дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. При этом заказчик вправе установить больший срок подачи заявок.
Важно учесть, что заказчик не имеет права редактировать извещение после размещения в ЕИС. Запрос котировок можно только отменить — не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. То есть, если в извещении обнаружилась ошибка, его можно отменить, а затем разместить новое. Ответственность за ошибки в извещении возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации — эти полномочия должны быть утверждены внутренним приказом.
Шаг 2. Участники запроса котировок подают свои заявки и получают идентификационные номера в течение часа после подачи.
Шаг 3. Когда срок подачи заявок истекает, собирается комиссия и определяет победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но при этом работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью. Затем уполномоченный сотрудник заказчика размещает протоколы на ЭТП, и в течение 3 часов после их размещения направляет победителю этой закупки проект контракта.
Шаг 4. В течение 1 рабочего дня после получения проекта контракта победитель должен его подписать.
Шаг 5. У заказчика есть 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.
Какую информацию содержит извещение о проведении запроса котировок
В состав извещения о проведении запроса котировок входит следующая информация:
- адрес электронной площадки;
- сведения о заказчике, специализированной организации;
- краткое изложение условий контракта, содержащее:
- наименование и описание объекта закупки;
- информацию о количестве;
- информацию о месте поставки;
- сроки доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
- НМЦК;
- источник финансирования;
- в отдельных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
- в отдельных случаях указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта;
- идентификационный код закупки;
- используемый способ определения поставщика;
- размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).
Обеспечение исполнение контракта устанавливается, если НМЦК указана в диапазоне от 500 тысяч до 3 млн рублей.
Требования к заказчику. Заказчик должен прикрепить к извещению проект контракта и обоснование НМЦК.
Законом ограничен допуск к участию в запросе котировок иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Также важно помнить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Требования к участникам. С 1 апреля 2021 года заказчик может потребовать, чтобы участник прикрепил к заявке лицензию, подтверждающую право этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
Содержание заявки поставщика при проведении электронных котировок
Для подачи заявок участнику закупки нужна регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке. Заявку нужно подавать до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В состав заявки участника входят следующие разделы:
- Сведения об участнике – наименование, юр.адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица).
- Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 — не банкрот, не ликвидация, нет приостановление деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.
- Характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в извещении.
- Страна происхождения товара в соответствии с ОКСМ.
- Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает, что участник закупки согласен на поставку товара на условиях, указанным заказчиком в извещении.
Оператор ЭТП присваивает заявке идентификационный номер или возвращает её участнику, если обнаружит нарушения.
В каком случае могут не принять заявку:
- заявка подана без электронной подписи;
- заявка подана после окончания срока подачи заявок;
- заявка подана во второй раз одним и тем же участником.
Оператор проверяет наличие аккредитации на ЭТП, а также смотрит, нет ли поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если заказчик установил такое требование. Если срок аккредитации истекает меньше чем через 3 месяца, заявку отклонят.
В заявке поставщик указывает характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики указывать не надо.
Указать эту информацию можно разными способами: в структурированной форме на площадке, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, или прикрепить вложенный файл с описанием товара и указанием страны происхождения.
В дополнение к информации, которую участник указывает в заявке, оператор добавляет информацию с сайта zakupki.gov.ru — это документы, которые участник загружает при регистрации и получении аккредитации, и должен следить за их актуальностью.
Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии
Рассмотрение заявок проводится в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Почему заявку могут отклонить:
- в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
- документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
- сам участник не соответствует требованиям;
- не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
- отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.
Подписание протокола комиссией
Заказчик назначает ответственного сотрудника, который размещает протокол на электронной площадке. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.
Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.
Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме
После того как протокол размещают на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю недостающую информацию и направляет победителю. Победитель должен подписать контракт в течение 1 рабочего дня. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это входило в требования заказчика.
Затем у заказчика есть также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Когда запрос котировок признают несостоявшимся
Электронный запрос котировок может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- все поданные заявки были отклонены комиссией;
- в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим.
В последнем случае не имеет значения, один участник принял участие в котировках или их было несколько, но другие заявки отклонили. В этом случае заказчик обязан заключить контракт с победителем как с единственным поставщиком. Если не подано ни одной заявки или все были отклонены, то заказчик вправе провести новую закупку.
Заключение
Электронный запрос котировок — удобный способ выбора поставщика, подходящего по расценкам и качеству. Для поставщиков этот способ также удобен, но имеет один минус — участвовать в запросе котировок может любой поставщик, что существенно повышает конкуренцию.
Для успешного участия в торгах путём электронного запроса котировок или другими способами предлагаем воспользоваться услугой «Астрал.Тендер». Это комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам. Можно выбрать один из трёх вариантов работы: получить доступ к бесплатным онлайн-урокам и разобраться во всех тонкостях закупок самостоятельно, пройти платное обучение с обратной связью или воспользоваться услугой тендерного сопровождения — отдать процесс ведения тендеров и закупок на аутсорс и получать готовые сделки.
Источник