- Способы расстановки оборудования
- Расстановка торгового оборудования — планограмма.
- Как организовать торговое пространство так, чтобы магазин приносил прибыль — создайте планограмму расстановки торгового оборудования?
- Основные правила при разработке расстановки торгового оборудования (составления планограммы):
- Посетитель, попадая в торговый зал должен иметь хороший обзор, чтобы сориентироваться и пожелать идти дальше. Вот рекомендации для планограммирования:
- Варианты расстановки оборудования при составлении планограммы.
- Расстановка торгового оборудования — планограмма.
- Как организовать торговое пространство так, чтобы магазин приносил прибыль — создайте планограмму расстановки торгового оборудования?
- Основные правила при разработке расстановки торгового оборудования (составления планограммы):
- Посетитель, попадая в торговый зал должен иметь хороший обзор, чтобы сориентироваться и пожелать идти дальше. Вот рекомендации для планограммирования:
- Варианты расстановки оборудования при составлении планограммы.
- Системы расстановки оборудования в торговых залах
Способы расстановки оборудования
Различают следующие виды технологической планировки торгового зала, которые определяют принцип размещения основных точек продаж:
Линейная (решетка). Линейная планировка предполагает схему размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Данная планировка характерна для продовольственных магазинов самообслуживания
· позволяет максимально использовать площади торгового зала
· позволяет четко формировать потоки движения покупателей
· создает лучшие условия для группировки и размещения товаров
· потребители наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах.
· изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала
· ввиду использования правильных геометрических линий, у покупателей возникает ощущение дискомфорта, отсутствия уюта
· не способствует прохождению покупателем всей площади торгового зала (в центральных проходах обычно меньше посетителей).
Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, смешанная, диагональная.
Решетка с линейным продольным размещением оборудования – торговое оборудование располагается перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку. Такая планировка препятствует свободному обзору всего торгового пространства, а также не эффективна с точки зрения большого количества проходов у главной стены, направляющей движение покупателей. Используется в торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м.
Решетка с линейным поперечным размещением – оборудование располагается параллельно входящему покупательскому потоку. Данная планировка вызывает эффект ощущения движения вдоль длинного забора.
Решетка со смешанным линейным размещением – сочетание продольного и поперечного размещения. Существует возможность установки большого количества дополнительных точек продаж, перемыкающим к краям основных рядов. Используется при ширине торгового зала более 24 м.
Диагональная решетка – расположение оборудования под углом к покупательскому потоку. Площадь торгового зала используется не очень эффективно.
ü Боксовая (трек, петля). Торговое оборудование размещено таким образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары. Используется в крупных универсальных магазинах и торговых центрах, торговый зал которых разбит на отделы, секции, павильоны, изолированные друг от друга, где торговля ведется через прилавок. Недостаток: если покупатель захочет повернуть назад (что-то забыл или просто хочет посмотреть более внимательно) ему придется двигаться навстречу общему потоку.
ü Смешанная планировка. Она предполагает использования различных видов размещения оборудования (линейной (продольной, поперечной, диагональной) и боксовой). При этом очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы покупатель не чувствовал себя как в лабиринте.
ü Выставочная планировка.Используется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на разнообразных видах торгового оборудования (островах). Часто данная планировка используется при продаже светильников, предметов интерьера. В островах может выставляться посуда.
ü Свободная планировка. Предполагает расстановку торгового оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с общей концепций магазина, его возможностями. При этом покупатель чувствует себя непринужденно, т.к. его движение ничто не ограничивает.
Планировка магазина определяет размер и расположение торговых и подсобных помещений, делит площадь ТЗ на функциональные зоны и формирует маршруты передвижения покупателей посредством размещения отделов, секций и торгового оборудования.
К факторам формирующим планировку магазина относят:
-конфигурацию торгового зала;
— размещение входов и выходов;
— последовательность размещения отделов, секций и товаров;
— организацию покупательских потоков;
— систему установки оборудования и размещения узлов расчёта;
— систему освещения в ТЗ и др.;
Цель внутренней планировки – эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборот и прибыли владельца.
Планировка ТЗ должна отвечать следующим требованиям:
1. Эффективное использование пространства;
2. Организация логичной структуры торговли;
3. Передвижение покупателей по всему магазину;
4. Создание привлекательного интерьера, производящего на покупателя благоприятное впечатление;
5. Сбалансированности товарооборота путем продажи высокоэффективных товаров импульсного и пассивного спроса.
6. Снижения нагрузки на продавцов ТЗ;
7. Сохранности товаров;
Требования к последовательному размещению отделов и товарных групп:
1. Направление движения потоков покупателей 9поток должен привлекать покупателей в определённые места ТЗ);
2. Совместное приобретение (направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например от выкладки чая к кондитерским изделиям);
3. Частота покупок и характер спроса (товары частого спроса – в местах интенсивного покупательского потока; отделы целевого спроса – в отдалённых местах зала);
4. Продолжительность отбора товаров;
5. Свобода и удобство передвижения покупателей;
6. Трудоёмкость перемещения товаров из складских помещений (е должно быть пересечений покупательских и товарных потоков);
Источник
Расстановка торгового оборудования — планограмма.
Как организовать торговое пространство так, чтобы магазин приносил прибыль — создайте планограмму расстановки торгового оборудования?
Основные правила при разработке расстановки торгового оборудования (составления планограммы):
- в начале торгового зала имеется зона адаптации, где следует размещать низкое оборудование с дешевым товаром, например, зону распродаж и сезонки. Входящий человек должен наткнуться на своеобразное препятствие, которое сфокусирует внимание на покупки. Если человек увидит при этом, что кругом скидки, то общее мнение про магазин будет «дешевый магазин».
- огромное значение в планограмме торгового оборудования имеет периметр зала. Вам нужно помнить, что до 70% покупателей идут только по периметру. Запланируйте в этой зоне самые выгодные товары, скоропорт, имиджевые товары и зоны распродаж.
- центральная зона в самообслуживании должна хорошо просматриваться. Поэтому следует при составлении планограммы разместить там морозильные бонеты (все чаще без надстроек) и стеллажи высотой до 160см.
- Прикассовое пространство — это место для дешевых импульсных товаров. Ваша планограмма расстановки оборудования должна учитывать размещение здесь импульсных сеток и промо-оборудования.
Посетитель, попадая в торговый зал должен иметь хороший обзор, чтобы сориентироваться и пожелать идти дальше. Вот рекомендации для планограммирования:
- движение покупателей следует организовать против часовой стрелки — это наиболее естественный способ для человека.
- Избегайте массивных препятствий, сделайте лучше «сбивку» из низкого оборудования, высотой до пояса.
- Проходы по периметру должны быть шире, чем 1,5м, а внутри зала — шире, чем 90см. Необходимо чтобы могли разъехаться 2 тележки. Покупатели должны иметь пространство для передвижения.
- Закупайте оборудование с расчетом, чтобы человек с ростом 160 см мог без проблем дотянуться до верхних полок.
- Располагайте кассы подальше от входа и от главных товарных групп. Вообще основные товарные группы следует располагать в глубине зала — это выгодно.
- Линейки стеллажей должны быть короче 6 метров.
- покупайте оборудование нейтральных оттенков, чтобы сконцентрировать внимание на товаре. Яркое оборудование отвлекает от самого главного- совершения покупок.
- Создайте место для выкладки навалом — россияне очень любят «покопаться». В одежде для этого еще используют ячейки, куда выкладывают распродажу или мелочевку.
- ценники должны быть аккуратно размещены в ценникодержателях. При паллетной выкладке или ячеистой выкладке ценники закрепляются в специальных отдельно стоящих прайс0дисплеях или подвесных системах.
- Создайте в магазине атмосферу праздника — украшениями, выкладкой, музыкой.
Варианты расстановки оборудования при составлении планограммы.
Существует несколько основных вариантов расстановки оборудования.
- Первый из них — «решетка». Это стандартный вариант для магазинов площадью более 1000 метров. Она помогает правильно распределить потоки и свободно подвозить товар к стеллажам. Здесь — как, впрочем, и во всех других вариантах — действует одно правило: вдоль стен расставляется самое высокое оборудование, в середине зала — среднее и ближе к кассам — самое низкое. Минус «решетки» заключается в том, что она монотонна, и посетитель в таком магазине быстро устает. Чтобы этого избежать, не надо выстраивать стеллажи в линию длиннее 6 метров: их необходимо разбивать проходами.
- В магазине такого формата можно выстроить оборудование в параллельные диагонали — данный вариант называется «диагональной решеткой»;
- можно выставить стеллажи в форме лучей солнца, расходящихся от кассовой зоны — получится «радиальная решетка». Оба последних варианта, безусловно, интересны, но мало эффективны ввиду того, что занимают больше места.
- Небольшим магазинчикам можно порекомендовать вариант планировки торгового зала в виде «петли». По периметру стен ставятся высокие стеллажи, а в центре зала — невысокое оборудование (не выше пояса) — это паллеты и всевозможные лари, образующие островную зону. Посетитель, во-первых, видит весь зал целиком, а во-вторых, может легко обойти это оборудование. «Петля» хороша тем, что подходит для торговых заведений всех форматов — от самых больших до самых маленьких.
Источник
Расстановка торгового оборудования — планограмма.
Как организовать торговое пространство так, чтобы магазин приносил прибыль — создайте планограмму расстановки торгового оборудования?
Основные правила при разработке расстановки торгового оборудования (составления планограммы):
- в начале торгового зала имеется зона адаптации, где следует размещать низкое оборудование с дешевым товаром, например, зону распродаж и сезонки. Входящий человек должен наткнуться на своеобразное препятствие, которое сфокусирует внимание на покупки. Если человек увидит при этом, что кругом скидки, то общее мнение про магазин будет «дешевый магазин».
- огромное значение в планограмме торгового оборудования имеет периметр зала. Вам нужно помнить, что до 70% покупателей идут только по периметру. Запланируйте в этой зоне самые выгодные товары, скоропорт, имиджевые товары и зоны распродаж.
- центральная зона в самообслуживании должна хорошо просматриваться. Поэтому следует при составлении планограммы разместить там морозильные бонеты (все чаще без надстроек) и стеллажи высотой до 160см.
- Прикассовое пространство — это место для дешевых импульсных товаров. Ваша планограмма расстановки оборудования должна учитывать размещение здесь импульсных сеток и промо-оборудования.
Посетитель, попадая в торговый зал должен иметь хороший обзор, чтобы сориентироваться и пожелать идти дальше. Вот рекомендации для планограммирования:
- движение покупателей следует организовать против часовой стрелки — это наиболее естественный способ для человека.
- Избегайте массивных препятствий, сделайте лучше «сбивку» из низкого оборудования, высотой до пояса.
- Проходы по периметру должны быть шире, чем 1,5м, а внутри зала — шире, чем 90см. Необходимо чтобы могли разъехаться 2 тележки. Покупатели должны иметь пространство для передвижения.
- Закупайте оборудование с расчетом, чтобы человек с ростом 160 см мог без проблем дотянуться до верхних полок.
- Располагайте кассы подальше от входа и от главных товарных групп. Вообще основные товарные группы следует располагать в глубине зала — это выгодно.
- Линейки стеллажей должны быть короче 6 метров.
- покупайте оборудование нейтральных оттенков, чтобы сконцентрировать внимание на товаре. Яркое оборудование отвлекает от самого главного- совершения покупок.
- Создайте место для выкладки навалом — россияне очень любят «покопаться». В одежде для этого еще используют ячейки, куда выкладывают распродажу или мелочевку.
- ценники должны быть аккуратно размещены в ценникодержателях. При паллетной выкладке или ячеистой выкладке ценники закрепляются в специальных отдельно стоящих прайс0дисплеях или подвесных системах.
- Создайте в магазине атмосферу праздника — украшениями, выкладкой, музыкой.
Варианты расстановки оборудования при составлении планограммы.
Существует несколько основных вариантов расстановки оборудования.
- Первый из них — «решетка». Это стандартный вариант для магазинов площадью более 1000 метров. Она помогает правильно распределить потоки и свободно подвозить товар к стеллажам. Здесь — как, впрочем, и во всех других вариантах — действует одно правило: вдоль стен расставляется самое высокое оборудование, в середине зала — среднее и ближе к кассам — самое низкое. Минус «решетки» заключается в том, что она монотонна, и посетитель в таком магазине быстро устает. Чтобы этого избежать, не надо выстраивать стеллажи в линию длиннее 6 метров: их необходимо разбивать проходами.
- В магазине такого формата можно выстроить оборудование в параллельные диагонали — данный вариант называется «диагональной решеткой»;
- можно выставить стеллажи в форме лучей солнца, расходящихся от кассовой зоны — получится «радиальная решетка». Оба последних варианта, безусловно, интересны, но мало эффективны ввиду того, что занимают больше места.
- Небольшим магазинчикам можно порекомендовать вариант планировки торгового зала в виде «петли». По периметру стен ставятся высокие стеллажи, а в центре зала — невысокое оборудование (не выше пояса) — это паллеты и всевозможные лари, образующие островную зону. Посетитель, во-первых, видит весь зал целиком, а во-вторых, может легко обойти это оборудование. «Петля» хороша тем, что подходит для торговых заведений всех форматов — от самых больших до самых маленьких.
Источник
Системы расстановки оборудования в торговых залах
Стандартные системы расстановки торгового оборудования
В торговых залах магазинов применяются различные системы размещения оборудования. Стандартные варианты определены ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (табл. 3.11):
§ выставочная планировка оборудования
§ линейная планировка (решетка)
§ поперечная линейная планировка (прямая решетка)
§ продольная линейная планировка (решетка поперек)
§ диагональная линейная планировка (решетка-колосок)
§ радиальная линейная планировка
§ свободная (произвольная) планировка
Выбор вариантов организации технологической планировки торговых залов магазинов зависит от множества факторов, среди которых можно выделить:
— конфигурацию и площадь торгового зала;
— организационные методы обслуживания покупателей;
— тип и формат предприятия;
— ценовая политика (бутик, сток, Cash and carry, дискаунт и др.);
— специализация магазина: вид, широта и глубина ассортимента, его отличительные физические, механические, микробиологические и др. свойства, габариты товаров;
— размещение систем (ы) «вход-выход» (количество, совмещённость);
— систему естественного освещения, расположение и площадь оконных проёмов;
— размещение системы отопительных устройств;
— способы установки (монтажа) оборудования и возможности его подключения к источникам электроэнергии;
— размещение узлов расчета;
— последовательность размещения отделов, секций и товаров;
— способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;
— специфические особенности клиентуры;
— психологические особенности и другие составляющие природы человека.
Стандартное название | Вид |
Боксовая планировка— расстановка оборудования в виде обособленных отделов и секций; обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, которые похожи на отдельные бутики (рис.12) | |
Линейная планировка (решетка)торгового зала — схема размещения товаров и проходов для покупателей (в виде параллельных линий) (рис.13) | |
Поперечная линейная планировка (прямая решетка) — размещение торгового оборудования параллельно движению основного потока покупателей (рис.14) | |
Продольная линейная планировка (решетка поперек) — размещение торгового оборудования перпендикулярно движению основного потока покупателей (рис.15) | |
Продолжение таблицы 3.11
Диагональная линейная планировка (решетка- колосок) — размещение торгового оборудования параллельными рядами под острым или тупым утлом по отношению к основному потоку покупателей (рис.16) | |
Радиальная линейная планировка— размещение торгового оборудования радиально под острым или тупым углом по отношению к основному потоку покупателей (рис.17) | |
Свободная (произвольная) планировка— расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (рис.18) | |
Островная планировка— размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов (рис.19) | |
Продолжение таблицы 3.11
Выставочная планировка оборудованияприменяется при продаже товаров по образцам с использованием специальных подиумов (рис.20) | |
Смешанная планировка— комбинация различных способов планировки (н-р, линейная и боксовая) (рис.21) | |
Смешанная планировка: а). решётка поперёк;б) решётка прямая; в1) решётка-колосок, увлекающая посетителя вглубь торгового зала;в2) решётка-колосок, выводящая покупателя к выходу (рис.22) | |
Строительные требования к планировке торгового зала:
1. к оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. Эти соотношения могут меняться в пределах до 1:2;
2. к торговому залу примыкают (преимущественно по длинной стороне) группы кладовых (помещения для хранения товаров) и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых);
3. предусматривать входы-выходы в торговый зал через тамбуры, которые, в зависимости от климатических условий, могут быть одинарными и двойными;
4. эвакуационные выходы располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне);
5. на каждом этаже размещать единый централизованный узел;
6. при площади торгового зала более 1,5 тыс. м 2 возможно размещать 2 (и более) расчетных узлов или предусматривать (в двух- и более этажных зданиях) на площади первого этажа единый для всех торговых залов расчетный узел;
7. при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам;
8. расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел) с условием обеспечения расчетной ширины основных эвакуационных выходов;
9. не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала;
10. в продовольственных магазинах торговой площадью не менее 1000 м 2 и в непродовольственных торговой площадью 3500 м 2 и более рекомендуется предусматривать место для администратора;
11. в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала (табл. 3.8), без учета площади отделов заказов и кулинарии, кафетерия и помещений для других видов услуг, расчет в которых производится через отдельные кассы;
12. площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала;
13. расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала:
— до 150 м 2 — не менее 10,5 магазин;
— при площади 1500 и более м 2 — не менее 20 м.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник