Оборот означает способ финансирования наличную оплату передачу финансовых активов бартер

Особенности и учет бартерных сделок

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Бартер – безналичная сделка по схеме «товар-товар». Кроме собственно товара, предметом ее могут стать и услуги, работы, другие объекты. Каждая сторона в ходе такой сделки выступает одновременно как продавец и как покупатель. Для ее осуществления заключается договор бартера.

Бартер и его особенности

Бартерные сделки, без участия денежных средств, совершаются в основном давними постоянными партнерами, уровень делового доверия между которыми высок. Это означает, по сути, взаимозачет обязательств, которые погашаются простым товарным обменом. Бартер, имеющий отношение к экспорту (импорту), не принято пересчитывать на денежный эквивалент.

Бартер может иметь закрытый и открытый характер. В первом случае партнеры заключают двусторонний договор на товарный обмен, обговаривают количество товара или услуг и в определенное время реализуют свои договоренности. Такой договор невозможно продлить, поскольку после завершения обмена все обязательства по нему считаются выполненными.

Во втором случае в сделке участвует несколько фирм, одна из которых производит обмен с другими, в различных количествах и пропорциях к ее собственному товару (услугам). Такие сделки, как правило, растянуты во времени.

Существует и т.н. электронный бартер, когда за подбором наиболее выгодных для себя бартерных предложений бизнесмен обращается к услугам электронных сервисов в сети. Партнер для обмена подбирается автоматически.

Договор бартера может содержать различные условия, согласно которым бартер принимает ту или иную форму. Она будет отличаться от непосредственного обмена товарами и услугами:

  1. Встречные закупки. Не предусматривает прямой обмен товарами и услугами, как и не предусматривает непосредственных денежных расчетов. Партнер принимает у фирмы товар, реализует его как свой. Выручка направляется на закупку другого товара, в котором заинтересована фирма. Такие сделки имеют распространение во внешней торговле.
  2. Встречные поставки. Обмен товарами равной стоимости. К встречным поставкам экономисты относят не просто бартер как элемент встречной торговли, но бартер, растянутый во времени. Например, условия поставки товара для одной из сторон согласованы договором, а для другой – нет. Ответная поставка по бартеру, согласно утвержденным условиям, произойдет позже, условия утверждены дополнением к ранее заключенному соглашению, или новым соглашением. Если разрыв между первым и вторым обстоятельством составляет более 1/2 года, налицо встречная поставка.

На заметку! В практике ВЭД максимальным сроком между поставками по бартеру принято считать шестимесячный срок.

  • Аренда по бартеру. Одна из сторон предоставляет производственные мощности, помещение, а другая сторона – услуги или товар. В качестве услуг может выступать полностью или частично ремонт предоставленных основных средств.
  • Толлинг, или обмен «сырье-товар», договор давальческого сырья. Одна сторона предоставляет сырье, а другая его перерабатывает с последующим возвратом готовой продукции. Давалец оплачивает переработку. Договор может входить в сферу бартерных отношений, когда имеет место товарный взаимозачет (например, в уплату переработчик берет часть продукции, сырья). Вместе с тем оплата может производиться и деньгами.
  • Законодательная основа бартерных сделок

    Бартер, как упоминалось выше, распространен на внешнем рынке, однако и внутренний обмен такого рода имеет место. Прежде всего, бартер, согласно ГК РФ, есть операция мены (гл. 31), а договор именуется договором мены (ст. 567). Согласно ГК, одна сторона передает другой стороне товар в обмен на товар. О деньгах здесь упоминания нет, что логично, ведь речь идет о товарном, бартерном обмене.

    Вместе с тем ГК предлагает считать бартер разновидностью купли-продажи, со ссылкой на правила гл. 30 ГК (каждая из сторон – одновременно и продавец и покупатель). Далее ст. 568 развивает эту мысль, и п. 2 определяет, что в договоре мены может участвовать денежный эквивалент, в случае если «обмениваемые товары признаются неравноценными», и требует погасить разницу в цене.

    ВЭД в отношении бартерных сделок регулирует ФЗ №164 «Об основах госрегулирования ВЭД» от 08/12/2003 г. (гл. 10). В частности он запрещает бартерный обмен в отношении товаров (услуг) или интеллектуальной собственности, которые запрещены к торговле этим же ФЗ, «обычным» путем с использованием денежного эквивалента. Основные положения главы созвучны нормам ГК, о которых шла речь выше.

    Контроль за ВЭД в области бартерных сделок узаконен, со ссылкой на ФЗ, «Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками…» (пост. Прав-ва №1207 от 22/11/12 г.).

    Контроль сделок

    Контроль бартерных сделок возложен на таможенную службу. Он касается товаров, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности (как самих по себе объектов собственности, так и прав на их использование).

    ФТС обязана следить, чтобы бартер по ВЭД подтверждался соответствующими документами. Учет таких сделок – тоже обязанность ФТС. Таможня уполномочена запрашивать документы по бартерной сделке, полный перечень которых содержат «Правила» (документ о госрегистрации фирмы или ИП, документы-основания ВЭД по бартерной сделке и пр.).

    Документы могут быть запрошены только те, что использует фирма в своем учете и деловых взаимоотношениях с партнерами. Срок исполнения запроса ФТС – 10 дней. ФТС действует через свой уполномоченный орган на местах, который производит проверку, а затем направляет ее результаты в вышестоящий орган.

    Паспорт бартерной сделки (ПБС)

    ПБС – документ, необходимый при осуществлении внешнеэкономического бартера. Порядок его оформления (зарегистрирован Минюстом, док. №1213 от 17/12/96 г.) был принят исходя из положений правительственного документа №1300 от 31/10/96 г. (п. 5 абз. 2). Он посвящен государственным регулирующим мерам в области бартерных операций применительно к ВЭД.
    Паспорт оформляется в Министерстве внешэкономсвязей после заключения бартерного договора, российской стороной. Получают этот документ за плату.

    Читайте также:  Способы очистки вентиляционных систем пожароопасных помещений

    ГК РФ (ст. 570) устанавливает общее правило: собственниками предмета бартера (например, товара) компании могут стать одновременно только после получения товара обеими сторонами, если в договоре не обозначено иное. В ситуации, когда компания получила товар по бартеру, а сама еще не отпустила товар на сторону, она не является собственником полученного товара. В договоре должна быть зафиксирована стоимость товара, предназначенного для бартера.

    Налоги рассчитываются исходя из этих показателей. К вычету предъявляется НДС, рассчитанный по учетной стоимости. Если на учет товар поставлен по стоимости ниже договорной, НДС доначисляется и относится на прочие расходы фирмы.

    На ОСНО учет выручки для целей НО по бартеру можно делать и по отгрузке и по оплате:

    1. По отгрузке моментом получения дохода будет день отгрузки и вручения документов на партию покупателю, для расчета.
    2. Кассовый метод датой поступления выручки за товар определяет момент погашения задолженности за поставку. При бартере в качестве «выручки» будет выступать поступивший по договору товар от партнера. Дебиторская задолженность покупателя будет погашена не денежными средствами, а товаром.

    Фирма, отгрузившая товар первой, но еще не получившая товар в ответ, не может признать выручку по отгрузке до полного завершения сделки на сч. 90.

    Целесообразно сделать проводку Дт 45 Кт 43, 41, 10 и др. и дождаться полного завершения сделки. Когда товар по обмену получен, делается проводка Дт 90 Кт 45. Следует отразить взаимозачет по бартеру Дт 60 Кт 62.

    Приходуется поступившая продукция или другие предметы бартера стандартно, в зависимости от вида ценностей: Дт 10, 41 и др. Кт 60.

    Если товар по бартеру получен, а ответная отгрузка еще не произошла, ценности отражаются за балансом на Дт 002, до завершения сделки, а затем оприходовать стандартными проводками. НДС по бартеру можно отразить на счете 19 и предъявить к вычету.

    Пример проводок

    Пусть по договору мены компания А передает компании Б готовую продукцию – 3 автомобильных пылесоса, в обмен на осуществление услуг перевозки. Сумма бартера обозначена в договоре в 7500 руб., стоимость МЦ признана равной стоимости услуг. Стоимость изготовления 3-х пылесосов 3500 руб. Обе компании на ОСНО, в договоре НДС показан в том числе.

    Компания А сделает следующие ниже проводки

    • Дт 45 Кт 43 — 3500 руб. — отгрузка пылесосов.
    • Дт 76/НДС Кт 68 — 1144-07 руб. — начислен НДС на стоимость отгруженного товара по договору (6355-93*18%, 6355-93+1144-07= 7500-00). С 2019 года основная ставка НДС — 20%.

    После того как оказаны услуги перевозки с подписанием документов:

    • Дт 20 Кт 60 — 6355-93 — затраты по перевозке отнесены на основное производство.
    • Дт 19 Кт 60.
    • Дт 68 Кт 19 — 1144-07 руб. — предъявлен и принят к вычету НДС по транспортным услугам.
    • Дт 62 Кт 90 — 7500-00 руб. — отражена выручка от продажи пылесосов (сделка завершена, собственник их теперь компания Б).
    • Дт 90 Кт 45 — 3500-00 руб. — списаны затраты на изготовление пылесосов.
    • Дт 90 Кт 76/НДС — 1144-07 руб. — зафиксирован НДС с реализации.
    • Дт 60 Кт 62 — 7500-00 руб. — отражен взаимозачет.

    Компания Б сделает следующие ниже проводки

    Дт 002 — 7500-00 — при отгрузке пылесосов в его адрес.

    После оказания партнерам услуг по перевозке:

    • Дт 62 Кт 90 — 7500-00 руб., Дт 90 Кт 68 — 1144-07 руб. — зафиксирована выручка, начислен НДС с продажи услуг.
    • Кт 002 — 7500-00 руб., Дт 10 Кт 60 – 6355-93 руб. — пылесосы поставлены на баланс.
    • Дт 19 Кт 60 — 1144-07 руб., Дт 68 Кт 19 — 1144-07 руб. — НДС предъявлен и принят к вычету НДС по поставке товара.
    • Дт 60 Кт 62 — отражен взаимозачет.

    На заметку! Если бы, согласно ГК РФ, в договоре была отражена разница в стоимости, тот, в чей адрес производится доплата, отразил бы ее на Кт 62, при получении на расчетный счет. Тот, кто доплачивает, использовал бы Дт 60, при списании с корреспондирующего ему расчетного счета – Кт 51.

    Источник

    Как эффективно использовать оборотные средства компании

    Деньги — это топливо для компании. Они нужны для покупки сырья, выплаты зарплат, финансирования запасов готовой продукции. Из-за того, что деньги постоянно находятся в обороте, они называются оборотными средствами. Чем быстрее деньги «прокручиваются» в бизнесе, тем выгоднее: каждый круг приносит прибыль.

    Что такое оборотные средства

    Оборотные средства — это деньги, непосредственно обслуживающие процесс производства: они вложены в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и ту, которая уже отгружена покупателям, но не оплачена. Они включают:

    1. Запасы: материалы, которые поступили на склад, но еще не переданы в производство. Это сырье, топливо, тара, комплектующие.
    2. Незавершенное производство — незаконченная продукция. Ее стоимость складывается из потраченного сырья, топлива, энергии, амортизационных отчислений и начисленной заработной платы.
    3. Готовая продукция — товар, который после изготовления хранится на складе.
    4. Дебиторская задолженность (средства в расчетах) появляется после реализации товара, если клиент оплачивает ее с задержкой.
    5. Денежные средства компания получает после оплаты готовой продукции покупателем.

    Источники финансирования оборотных средств

    Оборотные средства формируются из двух источников:

    1. Собственные средства, вложенные при создании компании, добавленные собственниками в процессе работы и реинвестированная прибыль.
    2. Заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность (то, что предприятие должно поставщикам).
    Читайте также:  Способы перевода денег мтс

    Потребность компании в оборотных средствах непостоянна. Например, при производстве вина максимальная потребность в оборотных средствах приходится на август-сентябрь — время, когда собирают урожай винограда и нужно закупить сырье для производства. После того, как виноматериал переработан и отправлен на брожение, компания расстается с сотрудниками, нанятыми на сезон, экономит на зарплатах. Объем необходимых оборотных средств снижается.

    Как лучше финансировать оборотные средства?

    Можно использовать только собственный капитал в расчете на максимальную потребность, это экономически безопасно, но часть денег будет простаивать. Может появиться соблазн потратить их нецелесообразно.

    Второй вариант — финансировать оборотные средства только за счет заемного капитала. Это невыгодно и опасно: нужно платить проценты за пользование кредитом, а любая сложность в работе может привести к банкротству.

    Эффективнее сочетать эти два метода и за счет собственных средств финансировать некоторый неснижаемый остаток, а дополнительные потребности покрывать заемным капиталом. Неснижаемый остаток включает минимальный размер производственных запасов и минимальный размер незавершенного производства, обеспечивающие непрерывность работы.

    Расчет оптимальной величины оборотных средств

    Компании важно знать, какой размер оборотных средств оптимальный. Их избыток и недостаток ведет к снижению эффективности работы.

    Последствия нехватки оборотных средств:

    • уменьшается количество поставщиков из-за недостатка денег для предоплаты;
    • начинаются перебои в снабжении и производстве, а аренду и зарплату приходится платить;
    • сужается круг покупателей из-за невозможности предоставить рассрочку.

    Последствия избытка оборотных средств:

    • увеличиваются расходы на хранение запасов;
    • растут потери от порчи, хищения, истечения срока годности;
    • готовая продукция теряет актуальность, выходит из моды;
    • деньги можно использовать эффективнее и больше заработать.

    Избежать негативных последствий поможет нормирование оборотных средств — установка минимальной потребности. Ниже этой нормы опускаться нельзя — будут перебои с производством и отгрузкой готовой продукции клиентам.

    Рассмотрим нормирование на примере. Пекарня «Батон» ежедневно выпекает 400 буханок хлеба. Для производства требуется:

    • 100 килограммов муки, цена 50 рублей за килограмм;
    • 1,5 килограмма соли, цена 10 рублей;
    • 1 килограмм дрожжей, цена 600 рублей.

    Производство занимает два дня, плюс на складе сырья должен быть запас продуктов минимум на один день работы, готовая продукция на складе лежит один день. Использование оборотных средств можно представить в виде таблицы:

    Первый день Второй и третий дни Четвертый день
    Запасы Незавершенное производство Готовая продукция
    100 килограммов муки;
    1,5 килограмма соли;
    1 килограмм дрожжей.
    160 килограммов теста 400 буханок

    Норма оборотных средств для производственной компании складывается из трех составляющих: норма для производства, для сырья и для готовой продукции. Рассчитаем ее поэтапно:

    1. Норма оборотных средств для сырья:

    Потребность в оборотных средствах для сырья = Среднесуточные расходы сырья х Средняя продолжительность хранения

    Среднесуточные расходы сырья:
    100 х 50 + 1,5 х 10 + 1 х 600 = 5 615 (руб.)

    Продолжительность хранения включает время на приемку, разгрузку, сортировку и подготовку к производству. Если рассчитывать ее просто как промежуток между поставками, показатель будет завышен, поэтому используют усредненный показатель:

    Средняя продолжительность хранения = Интервал между поставками : 2 + Время на выгрузку, сортировку, складирование + Страховой запас

    В нашем примере страховой запас для всех видов сырья будет одинаков и равен одному дню.
    Доставка муки производится раз в неделю, выгрузка и приемка занимают один рабочий день.

    Средняя продолжительность хранения муки:
    7 : 2 + 1 + 1 = 5,5 (дней)

    Соль закупают раз в три месяца, времени на приемку не тратят. Средняя продолжительность хранения соли:
    90 : 2 + 0 + 1 = 46 (дней)

    Дрожжи покупают раз в месяц. Средняя продолжительность хранения дрожжей:
    30 : 2 + 0 + 1 = 16 (дней)

    По плану производства за год компания потратит:

    • 36 500 килограммов муки — 1 825 000 рублей;
    • 547,5 килограммов соли — 5 475 рублей;
    • 365 килограммов дрожжей — 219 000 рублей.

    Средняя продолжительность хранения по всему сырью = Сумма произведений продолжительности хранения каждого вида сырья и годовой потребности в каждом виде сырья : Сумма годовой потребности в сырье

    Используем эти данные для расчета средней продолжительности хранения по всему сырью:
    (5,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 6,7 дня

    Потребность в оборотных средствах для сырья:
    5 546 х 6,7 = 37 158 (руб.)

    2. Норма оборотных средств для производства

    Это сумма, которая находится в незавершенном производстве.

    Потребность в оборотных средствах для производства = Среднесуточные затраты х Продолжительность производства

    Потребность в оборотных средствах для производства:
    5 615 х 2 = 11 230 (руб.)

    3. Норма оборотных средств для готовой продукции:

    Потребность в оборотных средствах для готовой продукции = Среднесуточные затраты х Продолжительность хранения

    Хлеб хранится на складе один день, потребность в оборотных средствах для готовой продукции составит:
    5 615 х 1 = 5 615 (руб.)

    Норма оборотных средств = Потребность в оборотных средствах для сырья + Потребность в оборотных средствах для производства + Потребность в оборотных средствах для готовой продукции

    В итоге размер нормированных оборотных средств:
    37 158 + 11 230 + 5 615 = 54 003 (руб.)

    Эта сумма дает понимание оптимального размера оборотных средств. Если их меньше, могут возникнуть перебои в работе: кончится сырье, не получится испечь нужно количество хлеба, клиенты откажутся от работы с ненадежным поставщиком.

    Использование оборотных средств неэффективно, если их размер значительно больше нормы. Компания теряет из-за этого деньги. Если источник финансирования кредит, за пользование им нужно платить проценты. Если это свои деньги, может быть выгоднее их положить на депозит, чем «заморозить» в запасах.

    Расчет коэффициента оборачиваемости

    Чем больше оборотов сделают деньги, тем эффективнее использование оборотных средств. Цикл состоит из нескольких этапов:

    Денежные средства → Сырье и материалы → Незавершенное производство → Готовая продукция → Дебиторская задолженность → Денежные средства

    Минимальная продолжительность оборота определяется длительностью производственного цикла, но на практике она всегда больше: запасы хранятся какое-то время на складе, как и готовая продукция.

    Цикл меняется в зависимости от отрасли. Так в компаниях, которые работают с клиентами без отсрочки, отсутствует дебиторская задолженность, а в рознице цикл самый короткий:

    Читайте также:  Самый реальный способ избавиться от тараканов

    Денежные средства → Готовая продукция → Денежные средства.

    На продолжительность оборота влияет экономическая ситуация и политика компании. Рассчитать продолжительность одного оборота сложно, потому что производственные циклы накладываются друг на друга, поэтому сначала считают коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершаемое каждым рублем оборотных средств, за выбранный период.

    Коэффициент оборачиваемости = Выручка за период : Средняя величина оборотных средств

    Средняя величина оборотных средств = (Оборотные средства на начало периода + Оборотные средства на конец периода) : 2

    Например, у компании «Батон» на начало месяца было 78 000 рублей оборотных средств, а на конец — 62 000 рублей.

    Средняя величина оборотных средств:
    (78 000 + 62 000) : 2 = 70 000 (руб.)

    Если учет ведется не вручную, а с помощью сервиса ПланФакт, сглаживать этот показатель можно вплоть до одного дня. Тогда нужно будет просуммировать оборотные средства по дням и разделить на количество дней в месяце. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше.

    Выручка за месяц составила 420 000 (руб.)

    Коэффициент оборачиваемости = 420 000 : 70 000 = 6

    Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода : Коэффициент оборачиваемости

    Для упрощения расчетов месяц обычно принимают за 30 дней, квартал — за 90, а год — за 360.

    Продолжительность оборота:
    30 : 6 = 5 (дней)

    Карен Петросян, совладелец и CFO UPMARKET:

    «Наш бизнес связан с e-commerce — мы реализуем товары на маркетплейсах и помогаем другим продавцам успешно развивать там свои продажи. В онлайн-ритейле лучше не накапливать запасы — это будет означать, что у вас низкая оборачиваемость товаров, к тому же, за длительное хранение на складах приходится платить.

    Наивный ответ на вопрос «как повысить эффективность оборотных средств» — не закупать те позиции, которые будут плохо продаваться. Но проблема в том, что мы не знаем, какой будет спрос, поэтому действует принцип «разумного планирования»: если это новинка, лучше сделать заказ на некрупную пробную партию и регулярно следить за коэффициентом оборачиваемости.

    Изменение этого коэффициента также поможет продавцам заработать больше, если товар оказался трендовым и вошел в топ. Если спрос оказался минимальным, то пора запускать скидки, чтобы не уйти в минус. Покупатели очень любят товары со скидкой, а для продавца это реальный способ снова заставить свои оборотные средства работать.

    Отслеживать динамику изменений коэффициента оборачиваемости рекомендуем не реже, чем раз в неделю — только так можно определить скорость продаж и вовремя проанализировать конкурентное окружение. Еще один важный совет продавцам – не лениться проводить анализ всех доступных показателей продаж на конкретной площадке в разрезе каждого товара. Это позволит своевременно предпринять стратегически важные шаги и повысить эффективность использования оборотных средств»

    Что такое оборотный капитал

    Оборотный капитал — это деньги, которые инвестированы в деятельность компании в течение каждого цикла. Это замороженные в бизнесе деньги.

    Оборотный капитал = Дебиторская задолженность + Запасы + Незавершенное производство + Готовая продукция — Кредиторская задолженность

    Оборотные средства Оборотный капитал
    Кредиторская задолженность
    Запасы
    Незавершенное производство
    Готовая продукция
    Дебиторская задолженность
    Денежные средства

    В чем отличие оборотного капитала от оборотных средств:

    • в нем не учитываются денежные средства, они уже высвобождены из производственного цикла и могут быть потрачены на что угодно.
    • в расчете появляется кредиторская задолженность (долг компании перед поставщиками), чем она больше, тем выгоднее для компании — в оборот вложено меньше своих денег.

    Для оборотного капитала и его составляющих также можно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и длительность оборота. Чем быстрее оборачивается капитал, тем лучше работают деньги.

    Как повысить эффективность использования оборотных средств

    Вариант 1. Провести нормирование оборотных средств для производства и запасов, чтобы понимать, какой объем нужен для нормального функционирования компании.

    Расчет нормы оборотных средств для компании показал, что для нормальной работы достаточно 54 003 рублей. Это ниже фактического показателя на 15 997 рублей. Сокращение оборотных средств до этой величины увеличит коэффициент оборачиваемости до 7,8, а длительность оборота на 1,1 дня.

    Вариант 2. Оптимизировать запасы сырья, чтобы не замораживать в них деньги.
    Если проводить контроль качества муки одновременно с разгрузкой, то можно сократить норму оборотных средств для сырья.

    Средняя продолжительность хранения муки составит 4,5 дня вместо 5,5.

    Средняя продолжительность хранения по всему сырью уменьшится до 5,8 вместо 6,7:
    (4,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 5,8 дня

    Новая потребность в оборотных средствах для сырья:
    5 546 х 5,8 = 32 567 (руб.)

    Экономия:
    37 158 — 32 567 = 4 591 (руб.)

    В результате длительность оборота уменьшится на 0,3 дня.

    Вариант 3. Сократить производственный цикл — повысить производительность труда, приобрести новое оборудование. Предположим, благодаря новой технологии, удалось уменьшить срок производства с двух дней до одного.

    Новая потребность в оборотных средствах для производства:
    5 615 х 1 = 5 615 (руб.)

    Экономия:
    11 230 — 5 615 = 5 615 (руб.)

    Эта мера уменьшает длительность оборота на 0,4 дня.

    Вариант 4. Уменьшить запасы готовой продукции. Если отгружать продукцию сразу после производства, потребность в оборотных средствах для ее финансирования сократится до нуля. Экономия также составит 5 615 рублей.

    Вариант 5. Вести работу с дебиторской задолженностью, чтобы клиенты быстрее отдавали долги, возвращая деньги в оборот.
    В примере не было дебиторской задолженности, но представим, что компания решила отгружать продукцию с отсрочкой платежа и оборотные средства увеличились на 10 000 рублей. Это приведет к росту длительности оборота на 0,7.

    Суммарный эффект от четырех вариантов сокращения оборотных средств позволит уменьшить их объем почти в два раза, что сократит длительность оборота с 5 дней до 2,7. Использование оборотных средств станет почти в два раза эффективнее.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы