Обобщенный способ учебной деятельности

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осу­ществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается зна­ние и воспроизводится индивидуальный опыт.

Например, тот язык, на котором мы говорим.

В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).

Вопрос к студентам:Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?

Ответ:Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, те­заурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Вопрос: Почему?

Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:

· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.

Например, выучить стихотворение наизусть.

· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.

Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.

· исследовательско-познавательные действия — самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.

Например, написание курсовой.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:

• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

Продукт учебной деятельности

Источник

Обобщенные способы учебных действий по русскому языку.

«Программы» действий для учащихся .

Предлоги и приставки

Орфографическое правило написания предлогов и приставок опирается на принцип дифференцирующих написаний, слитное и раздельное написание зависит от того в какой грамматической роли употреблено слово – предлог/приставка.

К различению предлогов и приставок школьники идут путем наблюдения их функции в высказывании, в синтаксической конструкции. Убеждаются, что предлоги относятся к именам существительным. От предлога можно поставить вопрос (на чем? На катке)

Сравнивают предлоги и приставки. Определяют функции приставки и предлога. Предлог – связь, приставка – новое слово.

Попытка вставить между предлогом/приставкой другое слово (лигвистический эксперимент).

Полет и польет? Эти слова звучат по-разному и значения имеют разные. Как показать разницу на письме?

Учащиеся решают познавательную задачу: формулировка правила – решение задачи. Ответ: Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук J), после согласного перед гласными буквами е, е, ю, я пишется ь. Он называется разделительным , так, как обозначает как ба раздельное произношение таких слов – «наль-й-уу, налью»

Читайте также:  Смесь штукатурная для машинного способа

Мягкий знак на конце существительных

Начало работы над орфограммами данного типа – тренировка в слышании шипящего звука на конце слов. Одновременно школьники определяют часть речи – выделяемые слова должны быть именами существительными. Далее — сообщение правила, наблюдение слов, составление алгоритма.

Опознавательный знак этой орфограммы – сочетание СН, ЗН. Такие слова нужно проверять по общему правилу, подбором однокоренных слов.

Другие сочетания лучше усваиваются запоминанием. Таких слов немного: сердце, солнце, чувство, счастливый, здравствуй.

Алгоритм проверки непроизносимых согласных.

Правописание безударных падежных окончаний

По сходству падежных окончаний существительные распределяются по группам склонений (1,2,3-е склонения). На начальном этапе работа по определению падежных окончаний может проходить по таблице.

у, от, до, из, с, без, около, округ, для, после

в, во, на, за, через, про

с, за, под, над, между

о, об, в, во, на, при

Следующий этап – орфографические обобщения. Учащиеся отмечают, что бывают ударные и безударные окончания. Приходят к выводу, что безударные могут быть провенрены ударными.

На более позднем этапе ученики сами определяют «Опасные» окончания — -е/-и в родительном, дательном и предложном падежах.

Обобщенное правило и наблюдения над всеми формами падежей используют в проверке безударных падежных окончаний.

безударных падежных окончаний –е/-и

безударных падежных окончаний

Работа над правописанием окончаний имен прилагательных начинается с тренировки в бастром и точном определении словосочетаний сущ. + прилаг. Выясняется роль прилагательных в речи. Далее составляются таблицы имен прилагательных.

Как у существительных возможны 2 варианта проверки. В первом случае проверочными словами служат вопросы ( в вопросах окончание всегда ударяемое). Второй грамматический – определяется род, число, падеж.

Проверка на грамматической основе.

Разбор слова как части речи

Порядок разбора имени прилагательного

Синтаксический разбор предложения.

Однородные члены предложения.

Как писать без ошибок

Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности. (Психологический словарь)

Умение формируется на основе знания, на основе теории, правила, инструкции, указания, а также по образцу, но основе подражания.

Ступени формирования умений по орфографии.

Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящего действия, школьник ставит цель, осмысливает задачу.

Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на опыт.

Составление алгоритма («программы действий») выполнения действия по правилу, планирование действия по правилу, по «шагам», ступеням.

Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно, по «шагам»

Повторное, многократное выполнение действия по плану, в изменяющихся условиях, с постепенным «свертыванием» алгоритма
,

Появление элементов автоматизма, усиление автоматизма, в результате многократного выполнения однотипных действий.

Отказ от правил. На их основе сформировался навык правописания.

Так протекает процесс формирования умения и его постепенное перерастание в автоматизированное действие.

Человек, прочно овладевший навыком грамотного письма, может забыть правила, они ему больше не нужны. Элементы автоматизма появляются уже в начальных классах. Но все же основой обучения правописанию в начальных классах является постоянный самоконтроль, умение выявлять орфограммы и проверять их.

Читайте также:  Язык по гадамеру есть способ коммуникации

В данном пособии представлены «Программы действий» для учащихся, в соответствии с основными темами русского языка за 3 класс.

« СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА г.ЛИСАКОВСКА

по русскому языку

г. Лисаковск — 2010

г. Лисаковск — 2010

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 627 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-082173

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Определение учебной деятельности

Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

УД направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Основные характеристики учебной деятельности

Можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

1. отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

2. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

3. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

4. общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности.,

Читайте также:  Разрешенные способы психологического воздействия

5. Чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося “в зависимости от результатов своих собственных действий”.

Предмет учебной деятельности (ЧТО)

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции ): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание , рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3) фоновые знания , посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими

· исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

Продукт учебной деятельности, ее результат (Что получили)

Продуктом учебной деятельности является

· структурированное и актуализируемое знание , лежащее в основе

· умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это

· либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность,

· либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Внешняя структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как

· учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

· контроль, переходящий в самоконтроль;

· оценка, переходящая в самооценку.

(мотив – план – исполнение –контроль).

(К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Д.А. Леонтьев)

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
Учебная ситуация
Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым Решение учебной задачи посредством учебных действий предметных и вспомогательных Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы