Тесты по дисциплине «Педагогическая психология»
1) К современным тенденциям развития образования относятся:
2) Предметом педагогической психологии являются: психологические закономерности процессов усвоения и передачи соц. опыта.
3) В структуру педагогической психологии не входит раздел: теория обучения
4) Среди актуальных теоретических задач педагогической психологии есть: определения закономерностей усвоения знаний, конструирование методов обучения и воспитания, выделение приоритетных целей обучения и воспитания
5) К практическим задачам современной педагогической психологии не относится:
6) При выборе метода психолого-педагогического исследования необходимо руководствоваться: содержанием предмета, целью и общими требованиями предмета
7) Формирующая стратегия психологического исследования может быть реализована через следующую экспериментальную цель: определение эффективности воздействия на опыт испытуемого
8) Технология дидактического эксперимента предполагает: сравнение результатов в контрольных и экспериментальных группах
9) Среди модификаций формирующего эксперимента есть: диагностические и обучающие
10) Перспективы педагогической психологии в разработке методов связывают: с разработкой методов, дающих возможность изучения субъектности и индивидуальности
11) В школах Средневековья используемые методы обучения позволяли:
12) Авторы первых дидактических систем уделяли много внимания: выработки методов обучения
13) В России на волне развития просветительских тенденций в XVIII в:
14) Во второй половине XIX в. необходимой основой построения правильной системы воспитания и обучения признавались разработки в области: психологии
15) В 1877 г. вышла в свет книга П.Ф.Каптерева: педагогическая психология
16) Организатором первой в России экспериментальной лаборатории по педагогической психологии является: Нечаев
17) Поиск предмета педагогической психологии в начале ХХ века в русской науке велся через противопоставление педагогической психологии:
18) Автором идеи естественного эксперимента является: Лазурский
19) Впервые для анализа психолого-педагогических проблем предложил использовать объективное наблюдение: Басов
20) Зарождение педологии связано с именем: Холла
21) Педология – это наука: в которой на основе анатомических, психорегулярных, личностно-социальных измерений определяются особенности ребенка в целях его Я.
22) Для решения практических проблем школьного образования педологами никогда не применялся метод: естественного эксперимента
23) Кризис педологической науки был обусловлен тем, что: педагоги так и не определили свой предмет в область знаний
24) Бихевиоризм обогатил педагогическую психологию: концепцией научения
25) Идея организации учения с центрацией на ученике принадлежит: Роджерсу
26) Гештальтпсихология пополнила педагогическую психологию:
27) В годы Великой Отечественной войны отечественная педагогическая психология пополнилась исследованиями: по психологии воспитания
28) Первые собственно психологические теории обучения и воспитания начали разрабатываться: 1950 г.
29) После педологического кризиса потребность в школьных психологах начала вновь нарастать:
30) К приоритетным направлениям развития современной педагогической психологии относятся:
31) В современных исследованиях по педагогической психологии предпринимаются попытки преодоления ограничений методов: тестирование и формирование
32) Противоречия в практике современного образования определяются приоритетами в теоретической оппозиции:
33) Все прижизненно приобретенные организмом изменения поведения и деятельности являются фактами: научение
34) Понятия научения и учения совпадают: в бихевиоризме
35) Если имеющийся в опыте навык успешно используется в новых условиях, то говорят о явлении: переноса
36) Животных можно дрессировать, т.к. они способны: к научению
37) В отличие от животных у человека в процессе приобретения опыта: предметы и явления отражаются в соотношении
38) Дегустатор должен иметь научение, относящиеся к группам: сенсорных
39) Акт чихания у человека: не является научением (рефлекторный)
40) Первые теории, объясняющие процесс приобретения прижизненного опыта, были разработаны: философами
41) Собственно психологические теории учения начали разрабатываться: в начале 20 века
42) Учение – это… процесс, в котором происходит изменение сознания и поведения индивида в результате присвоения форм общественного сознания
43) Отличием отечественных концепций учения от зарубежных является: соотнесенность, включенность в процесс учения
44) Учение как результат установления связи между стимулом и реакцией исследуется: бихевиоризмом
45) К механизмам научения Дж.Уотсон относил:
46) В гештальтпсихологии учение рассматривалось:
47) Учение как процесс разворачивания потенциала человека изучался: в гуманистической психологии
48) П.Я.Гальперин считал, что предметом учения должны быть: действия по применению знаний
49) Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов под учением понимали: приобретение познавательного опыта
50) Форма учения, в которой овладение ЗНУ является целью, называется: учебной деятельностью
51) Психологическое содержание понятия учебной деятельности впервые раскрыл: Эльконин
52) Учебной деятельностью Д.Б.Эльконин называл: субъективные отношения к учению
53) В теории Д.Б.Эльконина утверждается, что продуктом учебной деятельности являются: научные понятия и обобщенные способы действий
54) В отличие от других видов деятельности в учебной деятельности осваиваются: научные понятия и обобщенные способы действий
55) В структуру учебной деятельности входят такие компоненты, как учебные мотивы и учебные цели
56) Истинными мотивами учебной деятельности Д.Б.Эльконин считал: познавательный мотив
57) Учебные мотивы выполняют по отношению к учебной деятельности:
58) Среди видов учебных мотивов выделяют: мотивы процессов учения
59) Учебное действие в учебной деятельности может быть: предметом и средством усвоения
60) При решении учебной задачи изменяется: субъект учения
61) В классификациях учебных действий нельзя найти такие виды, как: субъективные
62) Действие контроля в учебной деятельности – это: действие по сопоставлению полученных результатов с условиями и задачами
63) Действие оценки в учебной деятельности заключается: в определении качества осваемого материала
64) В старшем школьном возрасте учебная деятельность: управляется самостоятельно поставленными целями
65) Обобщенным способом учебного действия называется: действие по решению широкого класса однотипных задач
66) К этапам усвоения знаний не относится:
67) По критерию осознанности знание может быть: формальное и осознанное
68) Самым высоким уровнем усвоения знаний является: умение применять на практике
69) К параметрам усвоения знаний не относятся: сосредоточенность
70) Понятие – это: система существенных признаков и явлений
71) Для успешного усвоения понятий необходимо:
72) Наиболее распространенной ошибкой усвоения понятий является их построение: на ярких признаках, предметах и явлениях
73) Утверждение о том, что обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой принадлежит: Выготскому
74) Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой — это показатели (по А.К.Марковой): развиваемости
75) Какой тип обучения часто характеризуется как «школа памяти»: объяснительно-иллюстративный
76) В каком типе обучения в наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления: в проблемном
77) В каком типе обучения процесс учения моделирует процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества: в проблемно-эвристическом
78) По поводу соотношения обучения и развития бихевиаристы утверждали, что: развитие и есть обучение
79) Уровень актуального развития характеризуют: обученность, воспитанность и развитость
80) Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели (по Н.А.Менчинской): обучаемости
81) Что характерно для традиционного обучения: учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей док-ва их истинности
82) Кто является автором отечественного варианта программированного обучения: Гальперин
83) Какие признаки характерны для проблемного обучения? Обучение направлено на самостоятельный поиск обучению новых понятий и способов действий
Источник
Обобщенные способы действий
Скачать
презентацию
Универсальные учебные действия (УУД). Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 10 из презентации «Системно-деятельностный подход ФГОС ООО» к урокам педагогики на тему «Системно-деятельностный подход»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Системно-деятельностный подход ФГОС ООО.ppt» можно в zip-архиве размером 537 КБ.
Системно-деятельностный подход
«Системно-деятельностный подход» — Реализация дифференциации обучения. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? Включение в систему знаний и повторение. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Средства обучения. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
«Урок в системно-деятельностном подходе» — Общий делитель. Условия для возникновения внутренней потребности. Написание учащимися варианта контрольной работы. Условия задания. Примеры учебной деятельности. Образцы и эталоны. Ошибки при формулировке цели. Урок развивающего контроля. Комментарии. Контрольные уроки. Продолжительность. Интерес к самоанализу факторов.
«Системно-деятельностный подход ФГОС ООО» — Обобщенные способы действий. Системно-деятельностный подход. Повышение компетентности педагогов. Педагогические приёмы. Литературное чтение. Окружающий мир. Виды универсальных учебных действий. Результаты развития УУД. Русский язык. Понятие «универсальные учебные действия». Повышение компетентности.
«Системно-деятельностный подход в образовании» — Обратная связь. Особенности ключевых компетентностей. Главные понятия. Интересы заказчиков. Деятельностное содержание образования. Системно-деятельностный подход в образовании. Особый результат образования. Кто является заказчиками системно-деятельностного подхода. «Высший пилотаж» в проведении урока.
«Системно-деятельностный подход в обучении» — Домашнее задание. Реализация. Актуализация знаний. Включение в систему знаний. Рефлексия учебной деятельности. Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода. Ключевые слова. Построения выхода из затруднения. Формирование мышления. Роль ученика. Причины затруднения. Деятельностный метод обучения.
«Реализация системно-деятельностного подхода» — Арт-технология. Обобщающий урок. Мозговая атака. Реализация. Современные возможности педагогических технологий. Возможности использования УМК. Технология проведения. Личностная учебная деятельность. Использование моделирующей деятельности. Приём. Требование со стороны учебной деятельности. Пальцы. Числа и цифры.
Источник
Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах (34 стр.)
Основу деятельностного содержания образования в теории учебной деятельности В.В. Давыдова составляет понятие – как обобщенный способ действий в определенной предметной области. Осваивая способы деятельности, стоящие за каждым из предметных понятий, школьник продвигается в освоении содержания учебного материала. Для построения деятельностного содержания образования необходимо, чтобы способы деятельности выступили для учащегося предметом освоения. Способ деятельности, являющий собой механизм и основу понятия, может быть освоен в специально построенной учебной деятельности. Систематически вовлекаясь в выполнение учебных действий по освоению предметных понятий, учащийся осваивает и структурные элементы учебной деятельности, осваивая тем самым деятельностное содержание образования.
Нормативная структура человеческой деятельность может войти в состав содержания образования только при условии, когда она становится предметом рефлексии в учебной ситуации. В рефлексии собственных размышлений и собственных практических преобразований некоторой предметности выделяется и фиксируется общий способ решения целого класса познавательно-практических задач. Когда ребенок действительно включен в учебную работу и осознает, как он эту деятельность выполняет и какие средства использует для ее построения и организации, то тем самым он осваивает смысловые, целевые и структурные составляющие учебной деятельности, что и составляет ее деятельностное содержание. Именно в системах рефлексивного мышления деятельностные процессы превращаются в содержание образования, при освоении которого становится и развивается индивидуальная субъектность учащегося.
В настоящее время одной из центральных задач образования молодого поколения становится подготовка людей, готовых к проектированию и осуществлению своих проектов в широком диапазоне деятельности: от организации малого бизнеса до проектирования перехода экономики на новые принципы, от налаживания современных технологий до формирования прорывных наукоемких проектов. Для решения этих задач помимо предметного знания необходимы знания о деятельности, в том числе о том, как может быть организована проектная деятельность, закладывающая основания для новых, ранее не существовавших объектов.
Есть целый ряд компетенций и способностей, которые могут быть сформированы только при помощи проектной деятельности. К ним относятся способности самоопределения, анализа ситуации, постановки цели, разработки схематического представления проекта, практической деятельности по реализации проекта. Введение проектной деятельности в содержание образования позволяет учащимся получить опыт участия в постановке проектных задач, в их корректировке и реализации и т. д. Обучение проектированию является обучением одной из форм работы с будущим. Участие в проектах ведет к преобразованию установок человека, его интересов и возможностей – у учащегося, успешно прошедшего обучение проектированию, складывается особое «проектное сознание» (Ю.В. Громыко).
Включение учащихся на разных возрастных ступенях в исследовательскую деятельность позволяет воспроизводить и культивировать уже в школе разные формы высокого интеллектуального труда. Обсуждение с учащимися границ их знания и незнания, а также границ современного знания и незнания, введение учащихся в мир парадоксов выводит их на передний план порождения человеческого знания. В исследовательской деятельности осуществляется обучение школьников операциям и процедурам исследования, формируются способности, позволяющие работать с живым знанием, а не с отчужденной информацией.
В деятельностном содержании образования качественно меняется роль и значение предметных знаний. Освоение учебных предметов (родного и иностранного языков, информатики, математики, физики, истории, литературы и т. д.) ставит своей целью воспроизводство основных научных достижений человеческого общества, формирует определенную картину мира, общее мировоззрение. Заложенные в предметном образовании операторные системы – система построения выводов, порядка анализа событий, вычислительные методы – задают твердую основу для развитиятеоретического мышленияи делают возможныминженерное знание.
Динамика изменений современного мира предполагает усвоение учащимися не столько определенного количества материала по той или иной дисциплине, сколько овладениебазовой ориентационной схемойв той или иной предметной области. Ориентационные схемы необходимо разрабатывать: 1) в рамках каждого отдельного предмета, 2) в рамках тех или иных «родовых» совокупностей предметов, 3) в рамках целых областей знания и, наконец, 4) в рамках общего свода знаний, накопленных человечеством за время своего существования. Ориентационные схемы в первую очередь призваны сформировать у человека общее ви́дение предметной области, ее ключевых методологических проблем и перечня подходов и традиций, которые по-разному интерпретируют эти проблемы. Таким образом, на сегодняшний день основным направлением работы с предметными знаниями должен стать принцип формирования ориентационных схем в той или иной предметной области и определение качественного минимума содержательных контекстов, позволяющих данную схему сформировать.
В свете представленной логики становится очевидным, что главной способностью при работе с предметными знаниями оказывается способность к освоению нового «под возникшую проблему или задачу». Безусловно, разработка таких ориентационных схем представляет собой весьма непростую методологическую и педагогическую задачу. Однако именно этот подход к трансформации современного предметного знания представляется наиболее актуальным и имеющим практически неограниченные по времени перспективы.
Последовательная реализация антропологического подхода при разработке деятельностного содержания образования предполагает решение вопроса о соотношении проектной и исследовательской деятельности с предметным обучением. Включение проектного содержания в существующее содержание образования может строиться либо как пронизывание его проектной деятельностью – как методического принципа построения занятий с предметным содержанием, либо как полагание предметной деятельности в качестве исходной и включение предметных знаний в качестве обеспечивающих проектную деятельность.
В первом случае основой мировоззрения является система знаний об устройстве предметного мира, и проектирование – одно из средств развития и совершенствования данной предметной действительности. При этом разные предметные действительности выступают либо как автономные, либо как обслуживающие (как математика в физике или химия в биологии). Во втором случае основой мировоззрения является Мир – как пространство человеческой деятельности. Соответственно разные предметные действительности, выстроенные в ходе истории мышления, начинают рассматриваться как области человеческой деятельности, которые могут конфигурироваться при решении сложных практических задач.
На наш взгляд, второй случай выступает как альтернатива современному предметному образованию и имеет неоспоримые преимущества перед первым. Фундаментальные знания о мире, о современном обществе, о мире профессий в концентрированном выражении могут быть переданы учащимся по преимуществу при включении их в процессы исследования и проектирования. Именно эти процессы являются переорганизующими инертный слой относительно устоявшихся предметных знаний, и в этом смысле они могут рассматриваться как особое содержание образования, резко расширяющее контур инновационных образовательных технологий.
Источник